Литературно-музыкальная композиция с элементами пластического этюда "Мы хотим, чтобы помнили" к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
проект

Шевырева Анна Владимировна

"Мы хотим, чтобы помнили". Литературно-музыкальная композиция с элементами пластического этюда к 75-летию Победы в Великой Отечественной воне. Сценарий

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мы хотим, чтобы помнили

Занавес открывается.

1. Звуки города.

На сцене скульптурная композиция. Наше время. Люди спешат по делам, встречаются, общаются. Время останавлиается. Памятник оживает. Дети пытаются обратить на себя внимание, но их не замечают. Современные жители расходятся в разные кулисы. Дети следом.

Один мальчик из скульптурной композиции остаётся и медленно выходит на авансцену.

Я хочу, чтобы помнили, что я тоже дышал.

Чтобы помнили, как я по полю бежал.

Как я маму любил, как любил я отца,

Пока в детство моё не ворвалась война.

Я хочу, чтобы помнили маму мою.

Как усталый солдат в полусонном бреду

Не спеша передёрнул холодный затвор,

Улыбнулся и выстрелил в маму в упор.

Как в подвал, где сестрёнка сидела одна,

Полетела граната. Как сгорел дом дотла.

Как отца прикололи штыками к столбу.

Как меня расстреляли в 41-ом году.

2. Дети войны. Запись. Дети выходят на сцену из двух кулис.

Дети войны... и веет холодом.

Дети войны... и пахнет голодом.

Дети войны... и дыбом волосы.

На чёлках детских седые волосы.

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Треблинке или Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками,

Трава поникла, где дети плакали!

Дети войны — БОЛЬ! ОТЧАЯНИЕ!

И сколько им нужно минут молчания?

3. 24 Preludes Fos Piano, Op. 28 Шопен

Дети выходят на авансцену, зажимают рты двумя руками.

Дети как будто всматриваясь в проходящих мимо людей, начинают кричать «Мама!» Затем опять зажимают рты двумя руками. Мотают головами, как бы силясь освободиться. Опускают руки, отходят назад, открывая пространство посередине, где сидит плюшевый мишка. Одна из девочек оббегает всех и встаёт за игрушкой. Дети обходят каждая группа по своему кругу и выстраиваются на заднем плане в линию.

4. Запись голоса:

Что в нас осталось от войны?

Девочка оседает, рядом с  плюшевым мишкой.

Не в чистом небе грохот-гром.

Дети выстраивают скульптурную композицию

А ощущение тишины отцом оставленного дома,

Куда сильнее, чем ночной свист бомбы авиационной.

Ужом вползая в наши сны, сирена плакала натужно.

Девочка берёт игрушку, выходит с ней на авансцену и относит  в её  левую часть, оставляет там. Остальные дети, поднявшись,  протягивают руки к ней.

Пришли мы в мир войны, войны.

И думали, что так и нужно.

Одни приходят в жизнь —

Весна, зима, осенняя погода.

Все дети выходят на авансцену и, начиная с левого края, протягивают правую руку под разным углом в сторону зрителей. Прожектор ведёт их.

А мы пришли — война.

Война — нечаянное время года.

Война — такое бытие нам уготовано судьбой.

А то, что было до неё,

Прижимают по очереди с левого края руку к груди. Разбегаются: на задний план  по центру те, кто танцует, остальные — за кулисы, в стороны.

То было и до нас с тобою.

5. Песня-танец «Дети войны» (Лариса Вячеславовна + театральная студия)

6. Фон. На безымянной высоте + Звуки боя

Экран:        Текст письма на фоне огненного пламени

Письмо:

«Нас было 12 послано на Минское шоссе, преградить путь противнику, особенно танкам. Мы стойко держались, и вот уже нас осталось трое, Коля, Володя и я — Александр. Но враги без пощады лезут. И вот уже пал ещё один, Володя из Москвы. А танки всё лезут. На дороге горят 19 машин. Нас двое. Но мы будем стоять, пока хватит духа. Мы не пропустим до подхода своих... И вот я остался один раненый в голову и руку. И танки прибавили счёт. Уже 23 машины. Возможно, я умру. Но, может, кто найдет мою когда-нибудь записку, и вспомнит героев. Я из Фрунзе. Русский. Родителей нет. До свидания, дорогие друзья. Ваш Александр Виноградов.»

7. Танец на музыку из к/ф «Список Шиндлера»

8. Гудок паровоза + Фон. Стук колёс

Было училище. Форма на вырост.

Стрельбы с утра. Строевая зазря.

Полугодичный ускоренный выпуск,

И на петлице два кубаря.

Шёл эшелон по протяжной России,

Шёл на войну сквозь мельканье берёз.

«Мы разобьём их, мы их осилим» -

Гудел паровоз.

Станции, как новгородское вече, -

Мир, где клокочет людская беда.

Шёл эшелон, а навстречу,

Навстречу лишь санитарные поезда.

В глотку не лезла горячая каша,

Полночь была как курок взведена.

«Мы разобьём, мы их осилим,

Мы победим,» - шептал лейтенант.

В тамбуре, маясь на стрелках гремящих,

Весь продуваемый сквозняком,

Он по дороге взрослел, этот мальчик.

Тонкая шея. Уши торчком.

Только во сне, оккупировав полку,

В осатанелом табачном дыму

Он забывал обо всём не надолго

И улыбался. Снилось ему

Что-то распахнутое и голубое.

Небо? А может, морская волна?

9. Гудок паровоза

Танки. И сразу истошное: «К бооооююю!...»

Так они встретились, он и война.

10. Фон. Война, перестрелка, снаряды

Воздух наполнился громом, гуденьем.

Мир был изломан, был искажён.

Это казалось ошибкой, виденьем,

Странным чудовищным миражом.

Только виденье не проходило.

Следом за танками у моста

Пыльные парни в серых мундирах

Шли и стреляли от живота.

Дыбились шпалы, насыпь качалась,

Кроме пожара не видно не зги.

Будто бы это планета кончалась

Там, где сейчас наступали враги.

Будто её становилось всё меньше.

Ёжась от близких разрывов гранат,

Чёрный, растерянный, онемевший

В жёстком кювете лежал лейтенант.

Мальчик лежал по средине России,

Всех её пашен, дорог и осин.

Что же ты, взводный?

Докажем? Осилим? Вот он фашист.

Докажи и осиль.

Вот он фашист. Оголтело и мощно

Воет его знаменитая сталь.

Зная, что это почти невозможно,

Зная, что страшно, но всё-таки

Встань!

Встань, лейтенант! Слышишь?

Просят об этом, вновь возникая из небытия,

Дом твой, завьюженный солнечным светом,

Город, Отечество, мама твоя.

11. Фон. Гармонь

«Встань, лейтенант!» - заклинают просторы,

Птицы и звери, снега и цветы,

Нежная просит девчонка, с которой

Так и не смог познакомиться ты.

Просит далёкая средняя школа,

Ставшая госпиталем с сентября.

«Встань!» Чемпионы двора по футболу

Просят тебя — своего вратаря.

Просит высокая звёздная россыпь,

Горы, излучина каждой реки.

Маршал приказывает и просит:

«Встань, лейтенант! Постарайся! Смоги!»

12. Стрельба фоном (по нарастающей)

Просят деревни, пропахшие гарью.

Солнце, как колокол в небе звучит.

Просит из будущего Гагарин:

Ты не поднимешься, он не взлетит.

Просят твои нерожденные дети,

Просит история. И тогда !!!

Тишина (резко)!!!

Встал лейтенант и шагнул по планете,

Выкрикнув не по уставу: «Айда!»

Встал и пошёл на врага как вслепую,

Сразу же сделалась влажной спина.

Встал лейтенант и наткнулся на пулю

Большую и твёрдую, как стена.

13. Выстрел

Вздрогнул он будто от зимнего ветра,

Падал он медленно, как нараспев.

Падал он долго. Упал он мгновенно.

Он даже выстрелить не успел.

И для него наступила сплошная

И бесконечная тишина.

Пауза (5 секунд)!!!

14. Фон. Оркестр Поля Мориа

Чем этот бой завершился не знаю.

Знаю, чем кончилась эта война.

Ждёт он меня за чертой неизбежной.

Он мне мерещится ночью и днём.

Худенький мальчик, всего-то успевший

Встать под огнём и шагнуть под огнём.

Музыка сильнее. Затем — фон.

А над домом тучи кружат-ворожат.

Под землёю цветущей павшие лежат.

Дождь идёт над полем, родную землю поит.

Мы про них не вспомним,

И про нас не вспомнят.

Не вспомнят ни разу, никто и никогда.

Бежит по оврагу мутная вода.

Вот и дождь кончился, радуга как полымя.

А ведь очень хочется, чтобы и про нас

Помнили.

Музыка сильнее.

15. «Уходили парни на войну». Пантомима

Толя:

Шли танки, и земля

дрожала,

Тонула в грохоте стальном.

И танковых орудий жала

Белёсым брызгали огнём.

На батарее ад кромешный -

Земля взметнулась к небесам

И перебита, перемешана,

Железо с кровью пополам.

И дым клубится по опушке

Слепой и едкой пеленой.

Одна истерзанная пушка

Еще ведёт неравный бой.

Но скоро и она, слабея,

Заглохнет, взрывом изувечена,

И тишина... сухая, вечная

Опустится на батарею.

И только колесо ребристое

Вертеться будет и хрипеть.

Здесь невозможно было выстоять,

А выстояв, не умереть.

16. Эпическая музыка. Голос в записи. Пластический этюд (6 кл. мальчики)

 Появляются юноши в белых одеждах. Встают на постаменты, которые подсвечиваются.На экране кадры Ледового побоища

Ой, пришла беда в землю отчую.

Похваляяся, шли враги на Русь.

И таким большим было их число,

Что его пока не придумали.

Были реки от крови красным-красны.

Было небо от дыма черным-черно.

Громче грома был храп чужих коней.

Блеск чужих мечей ярче молнии.

Пауза. Имитация ходьбы

Имитация сражения мечом синхронно.

От беды такой стены трескались.

От беды такой гнулись звонницы,

И колокола наземь рушились,

Будто головы с богатырских плеч.

По-разному идут

Шли дожди в тот год из калёных стрел.

Из горючих слёз все ручьи текли.

Имитация ходьбы. Уставшие.

Не рождались в тот год птицы певчие,

А рождались одни только вороны.

Утирают пот

Поднялась земля супротив беды,

Супротив врага-погубителя.

Вперекор врагу поднялся народ.

Грянул смертный бой нескончаемый.

Пауза. Идут в тишине. Каждый достает меч из-за постамента.

Даже мертвые оживали вновь.

Выходили они из сырых могил,

Чтоб живым помочь в битве яростной.

Чтобы вновь принять смерть за Родину.

Пауза

Бой, как в замедленной съёмке.

А кто слабым был — сильным стал тогда.

А кто сильным был — стал ещё сильней.

Пауза.  Изменение освещения (больше синего)

И кричали враги потрясенные:

«Может, русские заколдованы?!

Их сожжёшь огнём, а они живут!

Их пронзишь стрелой, а они живут!

Их убьёшь сто раз, а они живут!

А они живут и сражаются.»

Мечи убираются «в ножны». Ребята выстраиваются в ряд перед постаментами.

На их рубашках проекция кадров экрана — солдаты ВОв

17. Фон. Музыка из к/ф «Список Шиндлера»

Никита Подлесных:

Я убит подо Ржевом в безымянном болоте,

В пятой роте, на левом, при жестоком налёте.

Я не слышал разрыва и не видел той вспышки,

Точно в пропасть с обрыва,

И не дна, не покрышки.

И во всём этом мире до конца его дней

Ни петлички, ни лычки в гиманстёрке моей.

Я, где корни слепые ищут корма во тьме.

Я, где с облаком пыли ходит рожь на холме.

Я, где крик петушиный на заре по росе.

Я, где ваши машины воздух рвут на шоссе.

Где травинку к травинке речка травы прядёт,

Там, куда на поминки даже мать не придёт.

Летом горького года я убит. Для меня

Не известий, не сводок

После этого дня.

Вика Егорова:

Я хочу, чтобы помнили, что он тоже дышал.

Чтобы помнили, как он по полю бежал.

Как он маму любил, как любил он отца,

Пока в юность его не ворвалась война.

Я хочу, чтобы помнили — он о счастье мечтал.

На свидание с милой к тихой речке бежал.

Здесь под ивой заветной он девчонку встречал

И о свадьбе о скорой ей на ушко шептал.

Я хочу, чтобы помнили, что он тоже дышал.

Я хочу, чтобы помнили, что он ждал и мечтал.

Я хочу, чтобы помнил весь белый свет,

Что прожил он на свете всего 20 лет.

18. Песня «13-й штрафбат»

Юноши выстраиваются на заднем плане лицом к зрителям (мальчики 10 и 8 классы)

Темно. Прожектор по очереди на каждого, кто говорит!!!

  • Я познакомился с тобой, война! У меня на ладонях ссадины. В голове моей шум. Спать хочется. Ты желаешь научить мне подчиняться тебе беспрекословно? Крик командира – беги, исполняй, оглушительно рявкай «Есть», падай, ползи, засыпай на ходу.
  • Шуршание мины – зарывайся в землю, рой её носом, руками, ногами, не испытывая при этом страха, не задумываясь… гибнут друзья – рой могилу, сыпь землю, стреляй в небо три раза. Я многому уже научился.
  • Как будто я не голоден.
  • Как будто мне не холодно.
  • Как будто мне никого не жалко.

Высветить всех бойцов на заднем плане!

19. Песня из к/ф «Белорусский вокзал» (один куплет)

Здесь птицы не поют.

Деревья не растут.

И только мы плечо к плечу

Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета.

Над нашей родиною дым.

И, значит, нам нужна одна победа.

Одна на всех мы за ценой не постоим.

Полумрак

Экран: Пламя

Бойцы начинают идти вперёд. Падают по одному, сражённые пулями.

Нас ждёт огонь смертельный,

И всё ж бессилен он!

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный

Десятый наш десантный батальон.

Тёмный экран

20. Облаком по небу

18 – это много или мало?

18 вёсен было и не стало.

Одиночный выстрел, будто чья-то шалость.

Закружились мысли, только и осталось…

Облаком по небу, над землёй по небу

Там, где я когда-то был и там, где не был.

Без вести пропавших высота скрывает,

Нам к земле поближе, может, кто узнает.

Может, кто увидит, заглядевшись в небо,

Мама, я не умер – быль то или небыль!

Но без вести пропавших высота скрывает.

Мы ещё вернёмся журавлиной стаей.

  • Голубое небо с облаками

Погибшие встают и выстраиваются клином за поющим и начинают идти.

Мы ещё вернёмся, высота не взята.

Мы идём по солнцу, веселей, ребята!

18 – это ведь такая малость!

18 – это нас всего осталось.                 

Облаком по небу, над землёй по небу

Там, где я когда-то был и там, где не был.

Полёт над землёй

Без вести пропавших высота скрывает,

Нам к земле поближе, может, кто узнает.

Может, кто увидит, заглядевшись в небо,

Мама, я не умер – быль то или небыль!

Но без вести пропавших высота скрывает.

Мы ещё вернёмся журавлиной стаей.

Летящий журавлиный клин (до конца песни)

21. Фон. Эпическая музыка

А.В.:

Горят города по пути этих полчищ,

Разрушены сёла, потоптана рожь

И всюду поспешно и жадно,  по-волчьи

Творят эти люди разбой и грабёж.

Да разве ж то люди?

Никто не поверит при встрече

С одетым в мундиры зверьём.

Они и едят не как люди, как звери -

Глотают парную свинину сырьём.

У них и повадки совсем не людские.

Скажите, способен ли кто из людей

Пытать старика на верёвке таская,

Насиловать мать на глазах у детей,

Закапывать жителей мирных живыми

За то, что обличьем с тобой не одно?

Нет, врёте! Чужое присвоили имя,

Людьми вас никто не считает давно.

Вы чтите войну, и на поприще этом

Такими вас знаем, какие вы есть.

Пристреливать раненых, жечь лазареты

Да школы бомбить — ваших воинов честь?

Узнали мы вас за короткие сроки

И поняли, что вас на битву ведёт,

Холодных, довольных, тупых и жестоких,

Но смирных и жалких как время придёт.

И ты, что стоишь без ремня предо мною,

Ладонью себя ударяющий в грудь,

Сующий мне карточку сына с женою,

Ты думаешь я тебе верю?!

Ничуть.

Мне видятся женщин с ребятами лица,

Когда вы стреляли на площади в них.

Их кровь на оборванных наспех петлицах,

На потных холодных ладонях твоих.

Покуда ты с теми, кто небо и землю

Хотят у нас взять, свободу и честь,

Покуда ты с ними, ты — враг,

И да здравствует кара и месть.

Ты серый от пепла сожжённых селений,

Над жизнью навесивший тень своих крыл.

Ты думал, мы поползём на коленях?!

Не ужас, ярость ты в нас пробудил.

Мы будем вас бить всё сильней час от часа

Штыком и снарядом, ножом и дубьём!

Мы будем вас бить, глушить вас фугасом!

Мы рот вам советской землёю забьём!

И пусть до последнего часа расплаты,

Дня торжества, недалёкого дня

Мне не дожить, как и многим ребятам,

Которые были не хуже меня.

Я долг свой всегда по-солдатски приемлю,

И если уж смерть выбирать нам, друзья,

То лучше, чем смерть за родимую землю,

И выбрать нельзя.

Рома Иванов:

Когда я вижу, как убитый

Сосед мой падает в бою,

Я помню не его обиды,

Я помню про его семью.

На сцене — почтальонка — Лена Корчагина.

Мне представляется невольно

Его обманчивый уют -

Он мёртв уже, ему не больно,

А их ещё письмом убьют.

На сцене появляются девушки с платками (8 и 10 класс). Получают письма и похоронки.

22. Сухопляс

Лена Корчагина:

А на току и в чистом поле

В войну я слышала не раз:

-А ну-ка, бабы, спляшем что ли?! -

И начинался сухопляс.

Без музыки.

Без криков звонких,

Сосредоточенны, строги,

Плясали бабы и девчонки,

По-вдовьи повязав платки.

Не павами по кругу плыли

С ладами чуткими в ладу,

А будто дробно молотили

Цепами горе-лебеду.

Плясали, словно угрожая

Врагу:

«Хоть трижды нас убей,

Воскреснем мы и нарожаем

Отечеству богатырей!»

Наперекор нелёгкой доле,

Да так, чтобы слеза из глаз.

Плясали бабы в чистом поле

Суровый танец -

Сухопляс.

23. Песня «Так случилось мужчины ушли».

Хореографическая зарисовка (девочки 8 + 10 классы)

24. Песня-танец «Два Максима»

(Яна Яковлевна + Рома Иванов и Стёпа Жибуль)

Привал

25. Звуки боя + Фон. Музыка (из к/ф «Список Шиндлера»)

Игорь Блохин:

Его посчитали убитым

И, все документы забрав, ушли

По дороге размытой,

Воронки землёй забросав.

Но он оказался живучим,

Откуда и силы взялись,

И выбрался из-под липучей,

Холодной липучей земли.

Он был оглушён и контужен,

И долго не мог он понять,

Кому и зачем было нужно

Живого его зарывать.

А понял — и грудью на пашню.

Ремень где? Медаль, сапоги?

И так ему сделалось страшно,

Что лучше б он вправду погиб.

Уж лучше и вправду навеки

Ему земляную дыру,

Чем так вот случайно, нелепо

Остаться в фашистском тылу.

Куда он теперь безоружный,

Оглохший, в грязи и босой?

Себе самому-то ненужный,

Кому же он нужен такой?

Пауза.

Смеркалось. С тоскливою болью

За лесом дымился закат.

И брёл, спотыкаясь по полю

Из мёртвых воскресший солдат.

26. Пластический этюд «Альпийская баллада»

27. Фон. Оркестр Поля Мориа

Витя Петров:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они, кто старше, кто моложе

Остались там. И не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь.

Речь не о том. Но всё же...

Всё же... Всё же...

Была тишина по стерне

Над полем разрывами взрытом,

И медленно падавший снег

Ложился на лица убитым.

Они были тёплы

И снег на щеках у них таял.

И словно бы слёзы текли,

Полоски следов оставляя,

Текли, как у малых ребят,

Прозрачные, капля за каплей.

Не плакал при жизни солдат,

А вот после смерти заплакал.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они, кто старше, кто моложе

Остались там. И не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь.

Речь не о том. Но всё же...

Всё же... Всё же...

28. Метроном + Песня «Поклонимся великим тем годам» (речетативом один куплет)

На экране фото погибших со свечами

Рома Прокопов:

Я хочу, чтобы помнили, что я тоже дышал.

Чтобы помнили, как я по полю бежал…

Как я маму любил... Как любил я отца...

И как всё уничтожила эта война.

Я хочу, чтобы помнили! Я забыть не смогу,

Как прижав автомат в полусонном бреду

Чей-то сын передёрнул холодный затвор,

Улыбнулся и выстрелил в сердце. В упор.

Мы хотим, чтобы помнили! Мы не сможем забыть,

Как бежали в атаку все, кто будет убит.

Всем нам было по двадцать, павшим в первом бою,

Но мы вас защитили и Отчизну свою.

29. Песня-танец «Мир без войны»

(Разновозрастная вокальная группа + 4 класс)

На сцене скульптурная композиция, с которой начиналась постановка. Вокруг собираются дети с фотографиями воевавших родственников.

30. Песня «Вернусь!» - сказал солдат» (3а и 3б классы)

На экране: военная хроника — встреча победителей, возвращение домой

31. Песня «День Победы». Под песню все участники на сцене апплодируют вместе со зрителями.