Основы экскурсионной работы в начальной школе.
статья

Соловьева Ирина Валентиновна

В статье названы основные принципы  экскурсионной работы в начальной школе, в том числе, совместная работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_ekskursionnoy_raboty_v_nachalnoy_shkole.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Основы экскурсионной работы в начальной школе.

         Школьная экскурсия – эффективное средство воспитания подрастающего поколения. Участие в экскурсиях расширяет кругозор ребят, воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ, воспитывает патриотизм. В совместных экскурсиях рождается товарищеская поддержка, взаимопомощь, воспитывается сознательная дисциплина, основанная на уважении к своему коллективу и на обязательность выполнения его требований. Это делает экскурсию не только видом активного отдыха, но и эффективным средством воспитания.

Реальный эффект можно получить тогда, когда экскурсии проводятся не от случая к случаю, а включены в систему дополнительного образования. Важным условием успешного функционирования экскурсионной работы является документальное оформление. Любой проект должен быть тщательно спланирован. Существует много способов построения плана работы. Основополагающим  является  личность руководителя. Он будет заниматься тем, что хорошо знает и умеет, тем , что дало положительные результаты с опорой на свой жизненный  опыт. Весь процесс должен быть продуман, выстроен и прописан. Создав план экскурсионной работы, руководитель яснее увидит конечную цель своей работы и путь, как её достичь. Кроме того, появится возможность обсудить написанный на бумаге проект с руководством школы, родителями, самими учащимися. Их замечания и пожелания необходимо использовать при корректировке  проекта. Без сомнения,  иногда  возникает  необходимость  вносить изменения в план работы, но эти изменения  не должны выбиваться из системы экскурсионной работы и нарушать пути решения основных задач той или иной экскурсии.

Ещё одной движущей силой, помогающей достичь высоких результатов при экскурсионной работе, являются родители. Сотрудничество с ними очень важно. Сложность состоит в том, что они по-настоящему оценят экскурсионную работу лишь тогда, когда вернувшиеся с экскурсии счастливые дети с восторгом будут рассказывать об экскурсии, о том месте, в котором побывали, об экскурсоводе, и о поездке в целом. Но на первом этапе убедить родителе в необходимости проводить экскурсионную работу можно только за счёт чёткого плана и личной убедительности.

Важная цель – получить в лице родителей помощников и, что ещё важнее, единомышленников.

В 1 классе на этапе знакомства с родителями я всегда планирую несколько родительских собраний, посвящённых теме экскурсионной работы. Тематика таких встреч с родителями может быть примерно следующей:

  1. О пользе экскурсий
  2. Наши достижения  (фотографии, видеофильмы, письменные рассказы детей)
  3. Вместе с нашими детьми (демонстрация опыта совместной работы прошлых лет)
  4. Лучшие болельщики – наши родители (присутствие и помощь на соревнованиях, олимпиадах, конкурсах)

Каждое мероприятие с детьми необходимо тщательно обсуждать с родителями: куда идём, что с собой берём, на что нужно обратить внимание ребёнка. Замечательно, когда родители принимают непосредственное участие в подготовке и проведении экскурсии или другого мероприятия. Такая совместная работа очень сближает родителей со своими детьми, помогает и педагогу приобрести единомышленников.

Работа в начальной школе строится на основе игровых технологий. Знакомство с объектом экскурсии начинается с теоритический знаний. Любая программа экскурсионной деятельности отражает общий комплексный характер подхода:

  1. Комплексный подход к воспитанию6 согласно которому дети являются не пассивными наблюдателями, а активными творцами, воссоздающими образцы материальной и духовной культуры.
  2. Формирование нравственного отношения к природному и культурному наследию в их взаимосвязи.
  3. Сочетание интеллектуальной деятельности учащихся с эмоциональной творческой деятельностью.

В таком комплексном подходе к обучению, развитию и воспитанию детей используется потенциал природного, культурного и духовного наследия для современного поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экскурсионной деятельности в начальной школе.

Обобщение опыта работы по теме "Экскурсионная деятельность как средство активного взаимодействия семьи и школы". Программа экскурсионной деятельности в начальной школе....

Экскурсионная деятельность в начальной школе.

   Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения поступающего материала. Пластичность природного механизма усвоения, имитационные способности, пр...

Экскурсионная деятельность в начальной школе

        Проблемы формирования практических умений младших школьников обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль экскурсий в формировании практи...

«Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе»

Программа факультатива «Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовк...

Проведение экскурсионных дней в начальной школе (из опыта работы)

Как распланировать проведение экскурсионных дней в начальной школе. Куда лучше съездить? Как провести?...

Лингвистические основы орфографической работы в начальной школе

Лингвистические основы орфографической работы в начальной школеАннотация. В статье рассматриваются лингвистические основы орфографической работы в начальной школе, обеспечивающие формирование грамотно...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье обозначены  общие цели посещения музеев, тематических выставок и образовательных объектов школьниками начальной школы и способы их  реализации....