Занимательный час "Что мы знаем о воде?"
план-конспект занятия (3 класс)

Игнатьева Любовь Владимировна

Цель занятия: формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения, бережного отношения к воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.odt15.57 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательный час «Что мы знаем о воде?»

Основная цель: формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения, бережного отношения к воде.

Задачи:

Образовательные: закрепить представление учеников о разнообразном состоянии и свойствах воды; углубить, расширить знания детей о запасах пресной воды на земле, её значении в природе и  в жизни человека. Формировать интерес к окружающему миру и экологическое сознание учеников.

Коррекционно-развивающие: развивать мышление, воображение, восприятие, речь, развивать наблюдательность, углубить знания учеников о земле, о воде на планете Земля.

Воспитательные: прививать навыки экономного расходования воды в домашних условиях; воспитывать любовь к природе, активного гражданского участия в деле защиты окружающей среды.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

        Что может быть в прозрачной капельке воды?

Что может быть в прозрачной капельке воды?

На первый взгляд, конечно, ничего.

Но капни на стекло, оставь следы

И в микроскоп ты рассмотри его.

И ты такое сможешь увидать,

О чем ты даже не подозревал.

Секрет свой тайный можешь передать

Вода тебе. Об этом ты мечтал?

Лишь только любознательным она

Завесу своей тайны приоткроет.

Изведай ты ее, познай сполна.

И водный мир тебя собой накроет.

Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (О воде)

II. Вводная часть

- Сегодня мы поговорим с вами о ее величестве Воде. Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Среди всех благ, подаренных нам природой, вода занимает особое место. Вода – это уникальное богатство живой природы. Это источник красоты на нашей планете Земля. Вода занимает 70% поверхности земного шара.

- Для чего нужна вода человеку? (для питья, приготовления пищи, для личной гигиены и т.д.)

-Как вы думаете, почему наше занятие сегодня посвящено воде? 

( 22 марта – это Всемирный День Воды).

- Действительно, 22 марта ежегодно отмечается Всемирный день воды. На территории нашей страны праздник отмечается с 1995 года. Его девизом является «Вода – это жизнь».

- Как вы понимаете девиз? (Воду пьют все на свете поля, все на свете леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода не только всех поит, она еще и кормит. Без воды не сделать ни бумаги, ни ткань для одежды, ни лекарства, ни конфеты – ничего не сделаешь без воды.

А еще этот год признан годом экологии.

Основная часть.

- Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию.  Кто знает, что такое лаборатория? (Место, в котором проводятся опыты)

Сегодня мы проведем исследование воды и ее свойств.

- Итак, что такое вода?(Жидкость)

- Как в любую научную лабораторию к нам на экспертизу отдают различные вещества.

(Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

- Как вы думаете, что это?

- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода?(Нет!   Да! – ПОЧЕМУ?)

Практическая часть.

Работа в парах.

(Ребята разбиваются на пары. Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.)

1 пара работает над первым свойством воды-прозрачность.

Оборудование-стаканы с водой и молоком, чайная ложка)

Инструкция по проведению опыта.

Опусти ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Видна ли она?

Что вы заметили? О каком свойстве воды это говорит?

Рассуждения.

Когда ложка опускается в воду, то ее видно.

Когда ложка опускается в стакан с молоком, ее не видно.

Вывод: вода прозрачная

2 пара работает над вторым свойством воды-цвет.

Оборудование-стакан с водой, разноцветные полоски.

Инструкция по проведению опыта.

Сравни цвет воды с цветом полосок.

О каком свойстве воды это говорит?

Рассуждения.

Рассматривая полоски, мы увидели, что полоски имеют цвет, а вода нет.

Вывод: вода не имеет цвета, бесцветна.

3 пара работает  над третьим свойством воды запах.

Оборудование-стакан с водой и стакан с соком.

Инструкция по проведению опыта.

Понюхай жидкости в стаканах.

Вспомнить правила при определении запаха жидкости!!!

Что вы заметили?

Рассуждения.

Мы понюхали жидкости в стаканах и определили, что сок имеет запах, а вода не пахнет.

Вывод: вода не имеет запаха.

4 пара работает над свойством - вкус.

Оборудование: стакан с водой, стакан с соком.

Инструкция по проведению опыта.

Попробуй жидкости в стаканах. Что ты определил?

Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

Рассуждения.

Сок имеет вкус, а вода нет. Вывод: вода не имеет вкуса.

5 пара работает над свойством-форма.

Оборудование: стакан с водой, различные емкости(пробирка, пузырек и.т.п.), кусочек мела.

Инструкция по проведению опыта.

Рассмотрите кусочек мела.

Попробуйте перелить воду из стакана в разные емкости, пролить воду на стол.

Что вы заметили?

Рассуждения.

Рассматривая мел, мы увидели, что он имеет форму. Вода при переливании в разные сосуды принимала их форму, а когда пролили на стол, потеряла форму.

Вывод: вода не имеет формы, вода текучая

6 пара работает над свойством - вода растворитель.

Оборудование: два стакана с водой, соль, сахар.

Инструкция по проведению опыта.

В один стакан брось кусачек сахара, а в другой насыпь ложку соли.

Что ты заметил?

Рассуждения.

Постепенно кристаллики сахара и соли исчезли, растворились.

Вывод-вода растворитель, растворяет многие вещества.

- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований .

- Какое вещество было объектом нашего  исследования?  

- Какими свойствами она обладает?

1. Вода прозрачная.

2. Вода не имеет вкуса.

3. Вода не имеет запаха.

4. Вода течет и разливается.

5. Вода не имеет форму.

6. Вода растворитель.

Физминутка.

 Игра на внимание. Правило игры: если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши над головой, если нет, то присядьте.

1. Необходимо экономно расходовать природные ресурсы.

2. Я закрываю водопроводный кран, когда чищу зубы.

3. Я не выключаю свет, выходя из комнаты.

4. Мы всегда выключаем свет, уходя из класса.

5. Мне не нравится запах выхлопных газов.

6. Я мусорю на улице.

7. Используя бумагу в работе, трачу её попусту, не экономно.

8. Убираю мусор в пакет, свою сумку, в карман, потому, что рядом нет урны.

9. Планета Земля – наш общий дом.

10. Охрана природы приносит пользу.

- Продолжим работу. Проведем еще один опыт. Для этого нам понадобятся вода, стаканчики, краски и сахар.

Что вы заметили?

Рассуждения.

Вода не перемешалась.

Вывод- разная плотность воды не позволила перемешаться цветам.

- В начале занятия вы сказали, что жизнь без воды не возможна.

- Подумайте, что еще нового вы узнали?

- Мы продолжаем разговор о воде. У нас остался еще один пункт о бережном отношении к воде.

- Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.

- Для них нужно поставить знаки, призывающие их беречь воду.

Такие знаки носят название –экологические.

Вам необходимо за короткое время

выбрать  знаки охраны воды и прокомментировать свой выбор.

- Какой вывод сделаем?

Вывод: к воде нужно относиться бережно, экономить воду, т.к. без нее все живое погибнет.

Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,

Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –

Это главное таинство, главное чудо Планеты,

Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

Без воды на Планете не мыслимо что-то живое

И вода вездесуща – и в недрах, и под землёй,

И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,

Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.

Океаны и реки, озёра и вечные льдины,

Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –

Это только вода, это Жизни самой сердцевина,

Это плазма Планеты, а может Галактики всей.

Рефлексия учебной деятельности.

- Какой момент занятия вам больше всего запомнился?

- Где нам могут пригодиться новые знания?

- Оцените свои знания на конец занятия (капельки)

Зелёная  – узнал на занятии много;

Желтая – узнал, но не все

Красная – ничего не узнал.

- За что себя можете похвалить.

А закончить занятие мне хотелось бы словами Антуана Сент-Экзюпери:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходим для жизни. Ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете».

- Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Знаем – повторим, не знаем- узнаем".

Урок  обучения  грамоте  в  1 классепо букварю авторов ШтецА.А., ИсаеваС.А., Сабодах Р.В.  по УМК «Школа России» ....

Урок русского языка.2 класс Обобщение по теме «Знаем - повторим, не знаем - узнаем». программа "Гармония"

Урок для 2 класса программа "Гармония" можно использовать и по другим программам. Разработан с целью закрепления способов обозначения звука Й, а также о словах, обозначающих предмет, признак, действие...

Игра "По страницам занимательной грамматики. Люби, цени и знай русский язык»

Эта игра может быть использована в рамках внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 3-4 классов...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...