Открытая беседа "СЫН ПОЛКА"
презентация к уроку

Рассказать детям о героях ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon syn_polka.ppt1.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытая Беседа СЫН ПОЛКА

Слайд 2

Дети в годы войны по повести В. Катаева «Сын полка»

Слайд 3

Самая незащищённая часть населения – дети. Особенно это становится ощутимо в годы войны. Многие дети осиротели. Война забрала у них родных, оставила их без крова, лишила их ласки, материнской заботы, родительского тепла.

Слайд 4

Многие писатели в своём творчестве обращались к теме Великой Отечественной войны. Валентин Катаев не просто поведал читателям о фронтовых буднях, а рассказал о судьбе маленького мальчика, пережившего войну.

Слайд 5

Мы решили создать проект по повести Валентина Катаева « Сын Полка», потому что это наша история и память о страшных военных годах, о жестоких битвах. Эта повесть затронула наши сердца. Люди бились за свою родину, за свою страну. Защищать родину помогали взрослым дети. Несмотря ни на что, люди стояли стеной за родину. А также тронула наши сердца судьба мальчика Вани. Ведь на войне выживают самые смелые, сильные духом люди. А Ваня был храбр и отважен.

Слайд 6

Цели проекта: Познакомиться с литературой о войне. Узнать, какие трудности пришлось преодолевать людям, пережившим войну, особенно детям. Рассказать о судьбе героя повести Ване Солнцеве, понять, что движет им и его поступками.

Слайд 7

Как началась история Вани. Разведчики нашли Ваню. Картина, которую они увидели, была проста и вместе с тем ужасна. В окопчике спал мальчик. Стиснув на груди руки, поджав босые, темные, как картофель, ноги, мальчик лежал в зелёной вонючей луже и тяжело бредил во сне. У него были нестриженые грязные волосы. Слышалось бормотание, обрывки неразборчивых слов, всхлипывание. Выпуклые веки закрытых глаз были нездорового, малокровного цвета. Они казались почти голубыми, как снятое молоко. Короткие, но густые ресницы слиплись стрелками. Лицо было покрыто царапинами и синяками.

Слайд 8

Попав к разведчикам, Ваня несказанно счастлив, ему казалось, что он нашел настоящих друзей, семью, тепло и заботу. Но капитан Енакиев смотрел на ситуацию иными глазами – он понимал, что маленькому мальчику на войне – не место. И отдаёт приказ отправить Ваню в тыл.

Слайд 9

Ваня стоял маленький, огорчённый, растерянный. Покусывая губы, обметанные лихорадкой, он смотрел то на одевавшегося Биденко, то на сержанта Егорова. Они оба прекрасно понимали, что творится в душе мальчика. Только что, каких-нибудь две минуты назад, всё было так хорошо, так прекрасно -и вдруг всё сделалось так плохо.

Слайд 10

Ване так не хотелось уезжать от полюбившихся разведчиков, что, изловчившись, он бежал от уснувшего в грузовике Биденко. Случайно он попадает к капитану Енакиеву и, не зная, кто перед ним, рассказывает свою историю.

Слайд 11

-Что ж, выходит дело, что ты всем «показался», а капитану Енакиеву «не показался»? -Да, дяденька,- сказал Ваня, виновато мигая ресницами.- Всем показался, а капитану не показался. А он меня даже ни разу и не видел. Разве это можно- судить человека, не видавши? Кабы он меня разок посмотрел, может быть, я бы ему тоже показался… Верно, дяденька? -Ты так думаешь?- сказал капитан, усмехнувшись.- Ну, да ладно. Поглядим

Слайд 12

Так Ваня вернулся в отряд разведчиков, с которых капитан Енакиев взял слово, что с Ваниной головы и волосок не упадёт.

Слайд 13

а Ваня хотел помогать разведчикам. Он решил изучить местность. Таким образом, снарядившись по всем правилам, «пастушок» и стал действовать, как настоящий разведчик. Во время разведки, дожидаясь Ваню, ушедшего вперёд, Горбунов и Биденко понятия не имели, чем без них занимается мальчик. Они думали, что он «изучает» местность, потом возвращается и докладывает, свободен ли путь. Но Ваня делал не только это. Подражая разведчикам, он вёл самостоятельные наблюдения. Он возился с компасом, устанавливал азимут. На полях своего букваря он записывал каракулями какие-то, одному ему ведомые, ориентиры и цели. Наконец, он даже делал попытки снимать план местности. Коряво, но довольно верно он рисовал условными знаками дороги, рощи, реки, болота.

Слайд 14

Именно за таким занятием и застал его немецкий комендантский патруль, когда он, расположившись со своим компасом и букварём в дубовом кустарнике, снимал план с речкой и новым мостом, который Ваня разведал в камышах. Скрутив Ване за спину руки и толкая его прикладами, они повели его через новый мост на гору, в лес.

Слайд 15

Ваня мужественно ведёт себя, оказавшись у немцев. Он упорно строит из себя «пастушка», наивно округляя глаза, словно не понимает, в чём его вина. Фашистов же не останавливает ничто: ни возраст Вани, ни его беспомощность, и ему устраивают настоящий допрос, но Ваня не проронил ни слова. Он твёрдо верит: разведчики его спасут.

Слайд 16

С сильно бьющимся сердцем, прижавшись к земле, Ваня ждал своих. И вот они показались, первым был большой солдат. Он побежал между стволами, упал на колени, быстро лёг и прицелился. И в тот же миг Ваня узнал солдата. Это Горбунов. Он не изменился! Он был всё тот же, но куда делась его щербатая улыбка. Его лицо было грозным. -Дядя Горбунов! -сказал Ваня И в ту же минуту глаза их встретились.

Слайд 17

Это происшествие показало, как за это время сблизился мальчик с разведчиками. Они нашли друг в друге то, что так необходимо было всем им – дружбу, любовь, заботу . Это была настоящая фронтовая семья. Наконец-то сбылась Ванина мечта - он стал сыном полка.

Слайд 18

Вскоре Ваня становился всё меньше похожим на того «пастушка», каким разведчики его увидели впервые.

Слайд 19

И это сделали не слова капитана Енакиева- простые, серьёзные слова о жизни- и даже не суровый, нежный взгляд его немного усталых глаз, окруженных суховатыми морщинками, а это сделала та живая, деятельная, отцовская любовь, которую Ваня почувствовал всей одинокой, в сущности, очень опустошенной душой. А как ей была необходима такая любовь, как душа её бессознательно жаждала!

Слайд 20

Но впереди Ваню ждали новые испытания. Ему пришлось на себе испытать ужас боя, но снова мальчик проявляет себя как мужественный, храбрый боец, не растерявшийся на поле боя.

Слайд 21

Пушка ударила с такой силой, что мальчику показалось, что побежали красные звенящие круги. На один миг все замерли, прислушиваясь к слабому шуму снаряда, улетавшего в Германию.

Слайд 22

Ваня стоял оглушенный и очарованный чудом, которое он только что видел,- чудом выстрела. Потом ему стало неловко стоять среди занятых людей и ничего не делать. Он взял тёплую, слегка потускневшую стеклянную гильзу, отнёс её в сторонку и положил в кучу остальных гильз. Когда он нёс её, ему казалось, что она ещё звенела от выстрела. -Правильно делаешь, Солнцев,- сказал сержант Матвеев, что-то карандашом записывая в книжку, поглядывая в окопчик телефониста. Пока что прибирай гильзы, чтобы не мешали под ногами.

Слайд 23

Ваня вышел из штабного блиндажа и побежал назад. Только теперь он заметил, что бой идёт не только на той высоте, где находился капитан Енакиев. Теперь бой уже шёл по всему фронту, медленно перемещаясь на запад. Ваня бежал, а мимо него, обгоняя, проносились грузовики мотомеханизированной пехоты; танки косо переваливались через глубокие канавы, как утки; на вид медленно, а на самом деле быстро, двигались, скрежеща гусеницами, самоходные пушки; бежали со своими палками и катушками телефонисты, наращивая свои линии; ехал на прыгающем «виллисе» генерал в дымчатой папахе с красным верхом, держа перед глазами карту, развернутую, как газета.

Слайд 24

Словом, всё вокруг перемещалось, всё было в движении, всё торопилось вперёд. Ваня с трудом узнавал знакомую местность, которая, казалась, тоже переменилась, стала какой-то чужой, странной. Ваня не знал, сколько времени прошло с тех пор, как он оставил своё орудие. Ему казалось, что прошло несколько минут. На самом деле прошло несколько часов. Он думал, что на высоте продолжается бой, и очень торопился.

Слайд 25

После боя Ваню ждёт новое разочарование: погиб капитан Енакиев, с которым у мальчика складываются очень тёплые отношения. Капитан потерял в войну семью, и он понимает, как не хватает Ване настоящего семейного тепла, отцовской любви, которые он хотел бы дать Ване после войны.

Слайд 26

Ваню ждёт новая, незнакомая жизнь. Перед смертью, истекая кровью от ран, Енакиев приказывает Биденко, чтобы мальчика непременно отправили в тыл, он мечтает видеть Ваню суворовцем. Как ни трудно расставаться, но Ваня подчиняется приказу. Прощанием бывшего «пастушка» и разведчика у ворот Суворовского училища и заканчивается повесть «Сын полка».

Слайд 27

Верится, что Ваня вырастет честным, отважным, мужественным человеком, любящим Родину и готовым её защитить, как это делали его старшие товарищи, ставшие для него настоящей семьёй.

Слайд 28

Эту розу в знак подарка Мы подарим вам сейчас! Не забудем, не забудем! Мы вернёмся ещё раз!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительный материал ."Слово о полку Игореве"

Древнерусская литература Программа "Школа 2100" 4 класс...

Конкурс "Золотая полка книг"

Презентация  и буклет к конкурсу "Золотая полка книг". Виктор Драгунский "Девчонкам и мальчишкам"....

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. В.П.Катаев "Сын полка"

На уроке преследуются такие цели: • продолжать знакомить детей с творчеством В.П.Катаева; • учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении; • учить представлять и интер...

Фотография книжной полки к юбилею С.Я. Маршака

В этом году исполняется 125 лет со дня рождения С.Я Маршака. На фотографии можно посмотреть оформление книжной полки по творчеству С.Я. Маршака для учащихся начальных классов....

«Мудрые книжные полки»- классный час

Тематический информационно-познавательный классный часЗнакомство  учащихся с историей появления библиотек на земле. Роль и значение библиотек в сохранении мировой цивилизации. Понимание зна...

Сценарий. Тема: "Бессмертный полк". Открытое школьное мероприятие.

Сценарий. Тема: "Бессмертный полк". Открытое школьное мероприятие....

Открытое мероприятие "Путешествие по книжным полкам"

Цели:  прививать интерес к сказкам и литературе в целом;- развивать познавательную активность детей, образное    мышление,  воображение, речь, память;- прививать навыки коммун...