«Мудрые книжные полки»- классный час
классный час (2 класс) по теме

Никандрова Алефтина Леонидовна

 

Тематический информационно-познавательный классный час

Знакомство  учащихся с историей появления библиотек на земле. Роль и значение библиотек в сохранении мировой цивилизации. Понимание значения использования библиотеки в развитии собственных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_mudrye_knizhnye_polki.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический информационно-познавательный классный час

«Мудрые книжные полки»

                                                   Какие бы общественные сдвиги

                                                     Не двигались, а их не сосчитать,

                                               Библиотеки выдавали книги,

                                                 Читальни их давали почитать.

                          Просили на дом,

                                       Записи вели на очередь.

                                   Когда? Через неделю.

                                                       И в общих залах допоздна сидели

                                                        Во всех углах моей родной земли.

                                                 Пока библиотечный  институт

                                                     Работает, на полки книги ставят,

                                                 Нас никакие бомбы не сметут,

                                                 Нас никакие орды не раздавят.

                                                                                                      Б.Слуцкий

Цели:

  1. Ознакомить учащихся с историей появления библиотек на земле.
  2. Показать роль и значение библиотек в сохранении мировой цивилизации.
  3. Способствовать пониманию значения использования библиотеки в развитии собственных знаний.
  4. Способствовать развитию умения слушать, понимать и добывать информацию.

Подготовительная работа:

  1. Подготовить информацию для учащихся из истории библиотек.
  2. Провести анкетирование учащихся в рамках темы информационного часа.
  3. Подготовить небольшие рассказы и фоторассказы о  библиотеках города Кирова силами учащихся класса.
  4. Предложить учащимся провести акцию «Любимую книгу в хорошие руки».
  5. Провести конкурс на оригинальную закладку в книгу для детей в приюте.

Оборудование:

  1. Снимки библиотек мира.
  2. Снимки библиотек города Кирова.
  3. Тексты для чтения.
  4. ПК
  5. Экран.
  6. Проектор.
  7. Презентация.

Ход информационного часа

  1. Мобилизующий этап.

 - Рассказ Кати Кравченко:

Когда в 1933 году в Германии пришли к власти фашисты, первое, что они сделали, - начали жечь книги, причем те книги, которые любил и почитал их народ. Это были книги немецких авторов и зарубежных, взрослые книги и детские. В огонь попали сказки братьев Гримм, которые и мы любим, читать и сегодня, сказки Андерсена и другие популярные книги.

- Как вы думаете, почему фашисты сжигали детские книги?

- Почему было запрещено посещение библиотек?

- Почему все, кто хотел посещать библиотеку, были врагами фашистов?

  1.  Формулирование учащимися темы классного часа.

Ребята! Посмотрите внимательно на эти фотографии и назовите тему нашего информационного часа. Вы правы, наш разговор пойдет о библиотеке. Эпиграфом классного часа я выбрала стихи известного русского поэта Бориса Слуцкого:

Пока библиотечный институт

     Работает, на полки книги ставят,

Нас никакие бомбы не сметут.

Нас никакие орды не раздавят.

- Как вы думаете, почему поэт посвятил библиотекам такие слова? (Ответы учащихся)

  1. Основная часть

         Да, ребята, библиотека – это просвещение, это возможность взять в руки величайшее изобретение человечества – книгу, которая помогает человеку стать умнее, лучше, добрее.

        Вы правы, ребята, библиотека – это хранилище человеческой памяти. И пока мы читаем и храним книги, в которых наша история, культура, обычаи и традиции, мы живы, живет наша страна, живет наш народ.

Как в жизни человека появилась библиотека, нам поможет узнать статья, которую я перепечатала из энциклопедии. Эта статья лежит у каждого на парте. Саша, прочитай нам ее.

       Библиотека – это попытка соединить все то, что написано человеком. Первые попытки создать библиотеки еще были до Рождества Христова. Это подтверждают раскопки ученых, которые нашли глиняные дощечки с надписями. Эти дощечки относятся к 800 году до н.э. Именно эту находку часто называют первой библиотекой.

      Первые книги писались на глиняных дощечках иероглифами. Такие дощечки собирались в древних храмах, куда просвещенные люди приходили помолиться и могли прочитать книгу.

      Самые большие собрания глиняных библиотек были собраны во дворцах правителей и царей.

      У египтян тоже были свои библиотеки. Об этих библиотеках заботились жрецы – хранители храмов. Книги в египетских библиотеках представляли собой рулоны папируса.

       Самой большой библиотекой древности была библиотека города Александрии в Египте, которая содержала более 700 тысяч папирусных свитков. Свитки были систематизированы и распределены по разделам.

       В Римской империи появились публичные библиотеки, которые открывались в местах скопления народа: в банях и в местах, где проходили собрания.

      С этого времени и началось увлечение сбором книг для собственных библиотек.

      Однако надо заметить, что библиотеки первыми страдали от нападения врагов, грабежей и пожаров.

      Сегодня степень развития любой страны оценивают по количеству и оснащенности библиотек.

Вопросы по статье:

  1. Какую интересную информацию вы узнали из статьи в энциклопедии?
  2. Когда появились первые библиотеки?
  3. Какие библиотеки получили название публичных библиотек?
  4. Кто является врагом библиотек?
  5. Так ли важно в стране иметь библиотеки?

         Я пришла впервые в библиотеку, когда мне было 6 лет. Первую книжку, которую я взяла почитать в библиотеке, была сказка «Репка».

Итоги анкетирования детей и родителей.

Я провела с вами анкетирование. Вы отвечали на вопросы.

Вот результаты ваших ответов:

- А когда вы впервые пришли в библиотеку? (5, 6, 7 лет)

- Нравится ли вам посещать библиотеку? Все ответили – «ДА».

- Как часто вы посещаете библиотеку?   (Итоги: 2-3 раза в неделю.)

- Посещают ли библиотеку ваши родители? Многие посещают, но не все.

- Какие библиотеки они посещают? Имени А. Герцена, школьную, библиотеку № 7, имени А.Лиханова.

Виды библиотек:

         Мы убедились с вами в том, что библиотеки имеют огромное значение в жизни людей.

- Знаете ли вы, ребята, какие виды библиотек бывают?

Библиотеки могут быть для взрослых и детей и по различным отраслям знаний:

  1. Детские
  2. Школьные
  3. Университетские
  4. Исторические
  5. Политехнические
  6. Медицинские
  7. Педагогические
  8. Театральные и другие.

Библиотеки  нашего города:

       В нашем городе 42 библиотеки. В каждой школе тоже есть библиотека.

Вы побывали в нескольких библиотеках нашего города. Сейчас мы послушаем ребят, которые хотят с вами поделиться своими впечатлениями. (Заслушивание выступлений детей)

Рассказ ученика о библиотеке А. Лиханова

       Библиотека для детей и юношества Альберта Лиханова находится на улице Орловской.

Она носит имя Альберта Анатольевича  Лиханова – писателя, академика и почетного гражданина г. Кирова и Кировской области.

1 июня 2004 года библиотека открыла свои двери для юных читателей.

Это современная библиотека, оснащенная современным мультимедийным оборудованием.

Гордость библиотеки – особо ценный фонд с автографами знаменитых авторов. Огромный фонд справочной литературы.

В библиотеке проводят массовые и групповые мероприятия, литературные вечера, встречи с интересными людьми.

Каждый год  в нашей школе проходят конкурсы  чтецов. Победители школьного тура  выступают  в библиотеке имени Альберта Лиханова.

Я хожу в эту библиотеку вместе с мамой. Мы с ней оформили  стенд с фотографиями. Ребята из нашего класса в эту библиотеку любят ходить.

Рассказ ученицы о библиотеке А.Герцена

       Кировская областная научная библиотека имени Александра Ивановича Герцена открыта в 1837 году. Александр Иванович стал первым библиотекарем Вятской публичной библиотеки.

Книжный фонд составляет 4 076 614 экземпляров. Ежегодно в библиотеку приходят около 64 тысяч читателей. Библиотека занимает 3 здания. Общая протяженность книжных полок 14 км.

 В библиотеке хранятся уникальные издания с 1924 года в печатном и электронном виде.

В разных отделах хранится разная информация: о науке, культуре, экологии, краеведению, по экономике, о медицине, о спорте и многое другое.

 В библиотеке работают выставки новых книг, выставляют свои работы художники, поэты и музыканты.

Также в библиотеке оказывают услуги по переплету книг, там помогут вашей книжке стать снова красивой.

Стихотворение «Грезы в библиотеке»

      Я хочу познакомить вас, ребята, со стихотворением, посвященным библиотеке. Послушайте его внимательно. Определите отношение автора стихотворения к библиотекам.

Грезы в библиотеке

Я сижу в библиотеке, полный смутными мечтами,

На меня же смотрят книги золотыми корешками.

И мне грезится: в тех книгах души авторов сокрыты.

Их страдания и чувства в тех листах печатных влиты.

Все, что жгло их и терзало, все их мысли и стремленья,-

Все живет бессмертной жизнью здесь во славу просвещенья.

Самый воздух здесь священен, здесь незримыми крылами

Тени авторов великих веют в воздухе над нами.

                                                                                    Л. Пальмин

- Какие чувства испытывает автор при посещении библиотеки?

- Что вы испытываете, когда попадаете в библиотеку?

- вы любите читать в библиотеке или сразу забираете книгу домой?

- всегда ли вы можете взять в библиотеке книгу, которая вам нравится?

Игра. А поиграть с книгой можно? Как вы думаете?

Выступление библиотекаря школы.

      А теперь мы с вами должны познакомиться со словами, которые относятся к теме нашего информационного часа. С ними нас познакомит библиотекарь нашей библиотеки – Валентина Петровна.

Абонемент – это право пользования литературой вне библиотеки в течение определенного времени.

Книги в библиотеке расположены:

  1. По разделам
  2. По отраслям знаний
  3. По темам
  4. По алфавиту

    Зайдя в отдел, который открыт для доступа читателей, каждый может выбрать интересующую его книгу, подойти к библиотекарю, который запишет книгу в карточку читателя.

Каталог – это указатель всей литературы, которая есть в библиотеке. Если книги нет на открытых для доступа полках, читатель может справиться об интересующей его книге с помощью каталога.

На каждую книгу в каталоге заведена специальная карточка, в которой указаны следующие данные о книге и ее авторе:

  1. Ф.И.О. автора книги
  2. Название книги
  3. Год издания книги
  4. Издательство
  5. Краткая аннотация к книге или краткое ее содержание.

Библиограф -  это работник библиотеки, который знает содержание каталога библиотеки.

Читальный зал – это помещение, в котором читатель может поработать с литературой, почитать ее, сделать необходимые записи.

Загадки

      Ребята! А про библиотечные загадки забыли? Нет? Тогда я вам предлагаю отгадать, о чем идет речь в этих загадках.

  1. Бывает очень старой, бывает молода,

            Но умным быть научит она тебя всегда. Книга.

  1. В зданье этом навсегда поселилась тишина.

Здесь не место шуму, крику, здесь становишься ты умным.

Здесь нельзя жевать конфеты и бумажками шуршать.

Что за зданье? Хочешь знать? Расскажу тебе про это.

Здесь для книжек интернат. Здесь живет …библиотека.

  1. Я пришел в библиотеку, книжку нужную ищу.

Ох, ребята, трудно это так, что я грущу.

Но сказал библиотекарь: здесь ответственный момент!

Нам поможет в этом деле наш отдел…абонемент.

  1. В библиотеке есть укромный уголок,

Что тайны книжные открыть поможет.

Он называется красиво…каталог,

Читатель без него прожить не может.

  1. Географ или хореограф? Друзья, я все опять забыл.

Ах, да, конечно…библиограф общенье с книгой подарил.

Про выход книги и тираж он мне с улыбкой рассказал.

Теперь, ребята, я всегда пойду за книгой в этот зал.

  1. Кто устал? Я устал? Кто-то вам, друзья, соврал!

Я бегу, бегу скорее в школьный наш… читальный зал.

Здесь такая красота, здесь уют и чистота,

Здесь ровными рядами ждут читателя с утра.

Здесь люблю читать часами, здесь общаюсь я с друзьями,

Что живут в развалах книжных. Этот мир мне очень близок.

Я – любитель-книгочей. С книгой в жизни веселей!

Творческое задание

      Чтобы библиотечные книги служили дольше, правильные читатели пользуются закладками. Готовясь к этому информационному часу, мы решили сделать закладки для книг и подарить  ребятам  в подшефный  приют и в больницу, куда мы в сентябре собрали канцтовары. Там  есть совсем еще неумелые дети.

            Сейчас мы должны продемонстрировать результаты своей работы над закладками. Только самые лучшие, самые красивые закладки  мы  отправим ребятам. Я думаю, им будет приятно. А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.

(Ребята прикрепляют свои закладки на специальную доску.  А потом сложили в большой конверт, на котором написано: «С любовью к людям и к книге!»)

Рефлексия. А зачем тебе нужна библиотека?  (ответы детей)

Итоги проведения Недели детской книги:

  1. Передали  в дар школьной библиотеке –     112 книг.
  2. В  конкурсе рисунков приняли участие –     16  учащихся.
  3. В конкурсе поделок приняли участие -  25   учащихся.

      Вот и подошел к концу наш информационный час, посвященный библиотеке.

А закончим мы чтением стихотворения о нас с вами, о читателях, о тех людях, которые любят книгу, идут в библиотеку, чтобы стать умнее, лучше, грамотнее и добрее.

Читатели

Мечтают взять книгу в руки,

Перелистать страницы.

Читают, но не от скуки

И не затем, чтобы забыться.

Читают в трамвайном лязге,

Читают в метрополитене.

Читают не по указке,

Читают не из почтенья.

Читают и не считают,

Что тратят время впустую.

И даже предпочитают

Простым повестям непростую.

Ночами не свечи тают,

А электричество блещет.

Всю ночь, да и две читают.

Не те, так иные вещи.

И книгу закрыть неохота,

Хотя за окном светает.

Читают не для отчета,

Не из расчета читают.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотография книжной полки к юбилею С.Я. Маршака

В этом году исполняется 125 лет со дня рождения С.Я Маршака. На фотографии можно посмотреть оформление книжной полки по творчеству С.Я. Маршака для учащихся начальных классов....

«Семья у книжной полки»

Поднимая авторитет семьи, мы верим в возможность и необходимость совместных действий, учитываем интересы родителей, обращаемся к ресурсам семьи, не концентрируемся на ее недостатках....

Творческий проект "Моя книжная полка"

Автор знакомит со своими читательскими интересами, любимыми книгами и предлагает выполнить творческие задания по прочитанным книгам....

"Память о войне нам книга оживляет..."(беседа у книжной полки)

Презентация, посвящённая детским книгам о войне....

Библиотечный урок. «Книги Л.Н. Толстого для детей». Рубрика «Книжная полка».

Цели урока:  1.Продолжать знакомить  учащихся с творчеством Л.Н. Толстого   2.Учить самостоятельно формулировать тему и цели урока.Способствовать формированию таких основ читательс...

Технологическая карта урока-проекта по литературному чтению 1класс. Секрет на книжной полке"

Урок-проект по литературному чтению " Секрет на книжной полке". Работая в группах дети выявляют особенности сказки....