Всероссийский урок памяти Блокадный хлеб "125 блокадных грамм"
классный час (1, 2 класс)

Мигель Светлана Николаевна

Сценарий всероссийского урока памяти Блокадный хлеб "125 блокадных грамм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadnyy_hleb.docx133.08 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1Всероссийский урок памяти «БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ»

«125 блокадных грамм…»

Ход урока.

Слайд2 Учитель: Читает стихотворение О. Ф. Берггольц «Блокадный хлеб»

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре —

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.

...О, мы познали в декабре - 

не зря "священным даром" назван 

обычный хлеб, и тяжкий грех - 

хотя бы крошку бросить наземь: 

таким людским страданьем он, 

такой большой любовью братской 

для нас отныне освящен, 

наш хлеб насущный, ленинградский.

Учитель: Ребята, слайд3.27 января  - это день полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады в 1944 году.А что такое блокада?слайд4  И наше мероприятие посвящено «Блокадному хлебу».слайд5

Ведущий: слайд6 Хлеб…Какое простое, повседневное слово. Оно также естественно для нас, как слова мама, солнце, вода. К сожалению, мы, не придаем этому слову того значения и уважения, которое оно заслуживает!

Ведущий:  Большое разнообразие хлебобулочных изделий мы видим сегодня на прилавках магазинов: душистые батоны, буханки ржаного с хрустящей корочкой, сдобные булочки, калачи, плюшки…. Такое изобилие давно не поражает нашего воображения и не дает прочувствовать ту ценность хлеба, которую он имеет.

Ведущий:   Страшное веяние нашего времени- мы перестали беречь хлеб!  А зачем?! Ведь его много, можно пойти и просто купить.

1.Ученик: Настя Б.

Не хлебом единым живет человек,
Но жизни без хлеба не мыслит.

Хлеб "головою" считали весь век,
Ему поклонялись, молились.
Ведущий:   Чтобы понять истинную цену хлеба, поговорим сегодня о военном хлебе. О хлебе Великой Отечественной…О хлебе блокадного Ленинграда…

Ведущий:   У войны, ребята, свой хлеб: небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще больше необходимый, чем в мирное время.

Слайд7 900 страшных голодных блокадных  дней и ночей жил и сражался Ленинград.

Город, действительно, сражался. За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7 миллионов артиллерийских снарядов и мин.

Слайд 8 2.София Мы рыли рвы – хотелось пить.

Бомбили нас – хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был дот на каждом из углов.

Был дом – ни света, ни воды.

Был хлеб – довесочек беды.

3. Настя К.Была одна судьба на всех.

Мы растеряли светлый смех.

Мы усмиряли темный страх.

Мы умирали на постах.

Мы умирали…

Город жил –

Исполнен малых наших сил.

Ведущий: Слайд9   Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, который был лишен запасов продовольствия и топлива. Вышли из строя водопровод и канализация, не было электричества, дома не отапливались.

К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей

Слайд10  Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 граммов.

Слайд11 Муки в этом хлебе почти не было. В состав блокадных буханок входили: 10–12% - мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.

 Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Слайд12 4.Леша С.Сколько это: осьмушка хлеба?
Если в граммах, то 125.

Только тот, кто на той войне не был, 
Вкуса хлеба не сможет понять.
5.
Надя О.Вы представьте, как детские руки
Прижимают кусочек к губам.
Ничего не могло быть вкуснее
Тех единственных крохотных грамм.

Ведущий:  Слайд13 Сто двадцать пять граммов хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба. Это много или мало?

 А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала: "Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.

Ведущий: Эта цифра - "125 блокадных грамм" - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца.

6. Рома Г.Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

7. Костя Ч. Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

8. Злата С. Умирали – и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Ведущий: слайд14  Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу.  

Ведущий:   Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино.

Учитель. Слайд15. Правительство Советского Союза предпринимало все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, которую прозвали «Дорогой жизни», потому что по ней везли в Ленинград продукты и хлеб.

  9.Влад О. Казалось, что конец земли,

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще! Он рядом где-то.

10.Руслан М. На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба.

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят.

Ученица: Слайд16. Рассказ "Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова "900 дней мужества”.

Погиб при обороне Ленинграда Пётр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в пустой промёрзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимова торопливо делит принесённую ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб - на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестрёнок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось,…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше .Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребёнком кусочек хлеба как  память. Она поняла, что сила духа её детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.

 Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет.

Ведущий: Слайд17 Страшным был итог блокады. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах покоятся 650 000 ленинградцев, 97 % которых умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод… Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба.... Медленной, суровой вереницей идут и идут люди по Пискарёвскому кладбищу. День за днём, год за годом. Словно несут они, сменяя друг друга, почётный караул у других могил.

Слайд18Идут они мимо могил тех, кто умер в годы блокады, мечтая наесться хлеба досыта. Не нужно цветов… не нужно красивых слов.  Простая буханка ржаного хлеба, оставленная на могиле, будет знаком уважением к погибшим и  символом памяти о том, о чем нельзя забывать никогда.

Слайд19.11.Время - лекарь.

И эту роль

Повторяет оно со всеми.

Но бывает

Людская боль,

Над которой

Не властно время.

Вот опять

Через несколько лет!

Эта женщина

В День Победы

Не венок, не цветок, а хлеб

Принесла на могилу деду...

Учитель: Слайд20.Ребята, почтим память умерших в годы блокады Ленинграда Минутой Молчания. Звучит метроном.

Ведущий: Слайд21. Каждый  день, беря  в  руки  ломоть  хлеба, вспомните  добрым  словом  всех  тех,   кто  его  создавал  и  создаёт,  подумайте  о  том, каким  великим   богатством  вы  владеете  и  как  его  надо  беречь.

 Звучит песня «Блокадный хлеб» Эдуард Хиль

Под песню желающие берут 125 грамм хлеба.

https://sun9-57.userapi.com/c206516/v206516290/3eceb/Q7pE5_wCCjk.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметная неделя "Хлебная корзина", Тема "Ценность хлеба - Блокадный хлеб" коррекционная школа VIII вида, начальные классы

Материалы на тему "Ценность хлеба - Блокадный хлеб" (разработка, презентация и видеоматериалы) для начальной школы...

разработка всероссийского урока памяти и славы

В мае 2020 года мировое сообщество будет отмечать славную дату – 75- летие Победы в Великой Отечественной войне. Великая Победа является ярким примером единства наций и народов перед лицом общег...

Всероссийский Урок памяти "Блокадный хлеб"

В год 75 летия Победы учащиеся знакомятся с городами героями.Разработка классного часа+ презентация "Всероссийский Урок памяти "Блокадный хлеб"...

Всероссийский урок памяти «БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ»

Цели:1.     формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах;2.     способствовать нравственно-патриотическом...

Всероссийский урок памяти "Блокадный хлеб"

Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб» проводится в память о стойкости духа советского народа в годы Великой Отечественной войны....

Всероссийский урок памяти "Блокадный хлеб"

Всероссийский урок памяти "Блокадный хлеб"...