Курс внеурочной деятельности «Анализ смыслового чтения»
рабочая программа

Ериклинцева Ирина Борисовна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №131 г. Карталы имени Героя Советского Союза К.С. Заслонова»

«Рассмотрена»

На заседании МО

Протокол № _____

________________    ________________

«___»_________2019г.          

«Согласовано»

Заместитель директора

МОУ СОШ №131 по УВР

____________________

____________________

«____»______________ 2019г.            

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №131

___________________

___________________

«____»_________2019г.            

Курс внеурочной деятельности

«Анализ смыслового чтения»

Направление - Духовно-нравственное

Возраст - 7-10лет

                                                                                  Составила: И.Б. Ериклинцева

        Карталы, 2020

Пояснительная записка

Курс  внеурочной деятельности «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цели курса:

- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность курса внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную

работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Общая характеристикакурса внеурочной деятельности

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Место курса в учебном плане.С 1 по 2 класс занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе— 33 часа, а в 2-4 классах по 35часов в год.

Ценностные ориентиры содержания курса.Содержание программы курса  «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа курса — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию

Планируемые  результаты:

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Личностные  учебные действия:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
  • книге и героях;
  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
  • заданную тему;
  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • пользоваться аппаратом книги;
  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Содержание программы кружка «В мире книг»

Здравствуй, книга.Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живет?».Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе.Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).Структура книги, справочный аппарат книги.Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям.Книга детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев). Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники. Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книгс фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку". Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг В. Сутеева.Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структуракниги-сборника. В. Сутеев — автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира. Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников. Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».Инсценирование отдельных историй.Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели.Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина. Книги-сборники произведений современных детских писателей. Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских) писателей на страницах журналов.

Сказки зарубежных писателей.Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро1 «Красная шапочка» в разных изданиях.Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.

Книги-сборники стихотворений для детей. Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники Л. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».Литературная игра «Послушай и назови»

Дети — герои книг. Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица  Алёнушка и братец Иванушка»,  «Терёшечка»;  сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».Парад героев сказок.Дети - герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»), Конкурс юмористических стихов.

Книги о животных. Книги-сборники о животных.Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

Итоговое занятие «По страницам любимых книг».

2 класс (35 часов)

Книга, здравствуй.Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».

Книги о твоих ровесниках.Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.  Книгисборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носоваи других детских писателей.Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова "Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).Библиотечные плакаты.Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование от дельных эпизодов из рассказов о детях).

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники.Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

Писатели-сказочники.Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.Герои сказок. Викторина.Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

Книги о детях. Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н, Носов, С. Михалков и др.).Книги о животных (В. Бланки, Э. Шим, Г Скребицкий, Н. Сладкое и др.). Книги сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

Старые добрые сказки. Книги сказок народом мира. Сборники сказок. Выставка.Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка "Снегурочка", японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь. Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.Литературная игра «По страницам учебника»; чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказыо     семье»,        «Пословицы

о        семье»,«Стихотворения        осемье».        Рукописнаякнига "Семья".

Защитникам Отечества посвящается. Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества, Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара .Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

По страницам любимых книг. Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).

3 класс (35 часов)

История книги. Библиотеки. Книги - сборники о былинных героях. Былины, сказки, легенды. Сказители, былинщики.Библия. Детская библия (разные издания).Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.Система библиотечного обслуживания; запись в библиотеку, абонемент ичитальный зал. Культура читателя.Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра«Обслужи одноклассников».Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные. Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник "Сказки А.С.Пушкина" и сборник народных сказок «На острове Буяне: Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». Книги-сборники.

Басни и баснописцы. Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен титульный лист, аннотация, оглавление. Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов.Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе. Сборники стихотворений о родной природе.

Книги Л.Н. Толстого для детей. Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работ; в группах).Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого» «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Животные — герои детской литературы. Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный, лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге] Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией Л. Брема «Жизнь животных*. Художники-оформители книг о животных. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Дети — герои книг. Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.). Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?». По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Проект «Расскажи о любимом писателе».

Книги зарубежных писателей. Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж, Чиарди).Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Книги о детях войны. Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление. Аннотация. Каталожная карточка.Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном». Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор матери; нов, оформление «Книги памяти».

Газеты и журналы для детей. Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», "Читайка», «Шапокляк». Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

«Книги, книги, книги...». Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.Справочная литература. Энциклопедии для детей.Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

4 класс (35 часов)

Страницы старины седой. Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг. Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Библия па русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын». Экскурсия в типографию или книжный магазин.Сбор дополнительной информации о героях России и оформление стенда с собранными материалами.Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц ни теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги Русь великая в пословицах и поговорках».Сбор дополнительной информации о героях России, оформление стенда с собранными материалами, презентация постеров и книг.Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».

Мифы народов мира. Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг.Работа с системным каталогом.Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».Конкурс - кроссворд «Мифологические герои».

Русские писатели-сказочники. Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись«Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»). Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).

«Книги, книги, книги...». Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг о структуре, изданиям, авторам (работа в группах). Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии     и   книги-справочника. Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов». Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни   бродячими» сюжетами.

Книги о детях и для детей. Дети герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Г.Х. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг. Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка. Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва A.   Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты». Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Словари, справочники, энциклопедии. «Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс "Объясни слово". Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.

Родные поэты. Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги; Чтение   и   слушание   стихотворений   о   Родине   А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине».

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания. Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе людях, событиях.Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы. Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания о А.П. Чехове. Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.

Мир книг.Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк   B. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона». Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита» Литературная игра «Тайны учебной книги».

Тематическое планирование

Содержание кружка

Основные виды учебной деятельности

Здравствуй, книга! - 3ч

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом

оформлении (книга-произведение).

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в

библиотеке

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде

Книге о Родине и родной природе - 2ч

Книги о Родине и природе.

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

Книги-сборники писателей-классиков о детях.

Книги современных писателей о детях.

Выставка книг. Слушание и рассматривание одной из книг

Художники-иллюстраторы

Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.

Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

ориентироваться в мире книг; работать в паре.

Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в

паре

Народная мудрость. Книги-сборники - 2ч

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки» Игры

«Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку»

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную

тему.

Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах

По страницам книг В Сутеева - 3ч

Книги В. Сутеева. Структура книги-сборника. В.Сутеев – автор и оформитель книг для детей. Литературная игра «По страницам сказок В.Сутеева»

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. Принимать участие в литературной игре; работать в парах

Сказки народов мира - 3 ч

Книги – сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль

в общей работе и оценивать свои результаты.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль

Конкурс «Герои народных сказок». Проектная деятельность (коллективная). Домики-сказки

в общей работе и оценивать свои результаты

Книги русских писателей -сказочников - 3 ч

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения

Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого

«Приключения Буратино».

Творческая работа «Встреча с Буратино»

Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе

Детские писатели - 3 ч

Книги С.Маршака. Выставка книг.

Книги- сборники произведений К.Чуковского.

Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное

Сказки зарубежных писателей - 3 ч.

Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях. Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. В гостях у сказки

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению. Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное

Книги-сборники стихотворений для детей - 2 ч

Стихотворения для детей. Книги-сборники. А.Барто. В.Берестов. С.Михалков.

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов «Слушаем и читаем стихи детских поэтов»

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. Принимать участие в конкурсе чтецов; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты

Дети - герои книг - 3 ч

Дети – герои сказок. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.)

Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.) Дети – герои стихотворений. (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное

Книги о животных - 3 ч

Книги В.Бианки. Г.Скребицкого.

Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

По страницам любимых книг. Выставка книг

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную

тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

Пользоваться аппаратом книги. Формулировать и высказывать своё впечатление о

прочитанной книге и героях

Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты

Тема занятия

Кол-во часов

1

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

1

2

Художественные книги.

1

3

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

1

4

Книги о Родине и природе.

1

5

Элементы книг. Книга-произведение и книга-сборник.

1

6

Книги-сборники писателей-классиков о детях.

1

7

Книги современных писателей о детях.

1

8

Потешки, шутки и считалки.

1

9

Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».

1

10

Творческая работа «Сочини загадку»

1

11

По страницам книг В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения).

1

12

В.Сутеев – автор и оформитель книг для детей.

1

13

Литературная игра «По страницам сказок В.Сутеева»

1

14

Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.

1

15

Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением.

1

16

Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.

1

17

Книга сказок (сборники сказочных историй)

1

18

По страницам книги Н.Толстой «Приключения Буратино».

1

19

Книги С.Маршака. выставка книг.

1

20

Книги-сборники произведений К.Чуковского.

1

21

Е.Чарушин – писатель и иллюстратор своих книг.

1

22

Книга Ш.Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

1

23

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса»

1

24

В гостях у сказки

1

25

Стихотворения для детей. Книги-сборники.

1

26

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

1

27

Дети – герои книг детских писателей

1

28

Литературная игра «Вопросы и ответы»

1

29

Книги В.Бианки, Г.Скребицкого

1

30-31

Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

1

32-33

По страницам любимых книг. Выставка книг.

1

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс - 33ч

Тема занятия

Кол-во часов

1

Роль книги в жизни человека

1

2

История создания книги. Первая печатная книга на Руси

1

3

Структура книги (элементы книги)

1

4

Экскурсия в библиотеку

1

5

Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог.

1

6

Выставка книг о детях. Структура книги.

1

7

Книги В.Осеевой. книга-сборник.

1

8

Книги Е.Пермяка. титульный лист.

1

9

Книги Н.Носова. типы книг.

1

10

Книги В.Драгунского. аппарат книги.

1

11

Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат)

1

12

Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

1

13

Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении»

1

14

Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку»

1

15

Скороговорки и чистоговорки

1

16

Книги с литературными (авторскими) сказками

1

17

Писатели-сказочники

1

18

Герои сказок. Викторина.

1

19

По страницам сказок Х.К.Андерсена

1

20

Проектная деятельность «путешествие в страну сказок»

1

21

Книги о детях. Выставка книг.

1

22

Герои книг В.Осеевой

1

23

Книги Н.Носова. Приключение-сказка о незнайке и его друзьях.

1

24

Книги С.Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.

1

25

Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.

1

26

Сборники стихотворений для детей.

1

27

Книги-сборники сказок народов мира.

1

28

Народные сказки на страницах детских журналов

1

29

Книги о семье

1

30-31

Книги о защитниках Отечества

1

32-33

Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.

1

34-35

Летнее чтение. Оформление  «Дневника читателя»

1

2 класс - 35 ч

3 класс  - 35ч

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Книги-сборники былин, легенд, сказов

1

2

Первые книги. Библия. Детская библия

1

3

Летописи. Рукописные книги.

1

4

История книги. Первопечатник Иван Федоров.

1

5

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С.Пушкина»

1

6

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

1

7

Сказки с загадками

1

8

История басни. Басни Эзопа и И.Крылова. аппарат книги

1

9

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н.Толстого. сборники басен.

1

10

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами

1

11

Герои басен. Инсценировка басен.

1

12

Родные поэты.

1

13

Книги-сборники стихотворений Ф.Тютчева, А.Майкова, А.Фета, Н.Некрасова

1

14

Проект «Краски и звуки поэтического слова»

1

15

Книги Л.Н.Толстого для детей

1

16

Л.Н.Толстой – сказочник и обработчик русских народных сказок

1

17

Книги-сборники произведений о животных. Каталог. Каталожная карточка.

1

18

Рассказы о животных А.Куприна. аннотация к рассказу А.Куприна «Ю-ю»

1

19

Книга ДЖ.Лондон «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа.

1

20

Художники-иллюстраторы книг о животных.

1

21

Дети – герои книг. Типы книг.

1

22

Книги-сборники произведений о детях.

1

23

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг – твоих сверстниках».

1

24

Книги зарубежных писатлей

1

25

Библиографический справочник: отбор информации о зарубеж. писателях.

1

26

Книги о детях войны. Л.Воронкова «Девочка из города».

1

27

Книга-сборник Л.Пантелеева «Новенькая».

1

28

Кто они – дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»)

1

29

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале.

1

30

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др.

1

31-32

Электроннные периодические издания

1

33

Создание классной газеты «Книгочей»

1

34-35

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?

1

4 класс  - 35ч

Тема занятия

Кол-во часов

1

Былины, былинщики. Былинные богатыри.

Книги-сборники.

1

2

Книги Древней Руси. Первые библиотеки.

Первая печатная книга на Руси.

1

3

Библия. Библейские предания.

1

4

Творческая работа: история книги.

1

5

Героические песни о героях России. Песня-слава.

1

6

Книга-сборник С.Алексеева «Рассказы о Суворове»

и русских солдатах». Справочный материал об А.В.Суворове

1

7

Русь великая в произведениях фольклора.

1

8

День народного единства: презентация рукописной книги о героях России.

1

9

Мифы народов мира. Книги-сборники.

1

10

Мифологические герои.

1

11

Мир сказок: сказки народные и авторские.

1

12

Книги со сказками русских писателей-классиков.

Сказка сказок П.Ершова «Конек-Горбунок»

1

13

Исторические (фольклорные) корни литературных произведений

1

14

Библиографический справочник: справки о писателях-сказочниках. Энциклопедии и книги-справочники.

1

15

Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.

1

16

Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку

1

17

Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.

1

18

Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы»

1

19

Дети – герои книг писателей XIX века

1

20

Библиографические справки о Марке Твене, В.Гюго, Д.Мамине-Сибиряке, А.Куприне и др.

1

21

Конкурс кроссворд «Авторы произведений о детях»

1

22

«Хранители слов» - словари. Выставка словарей.

1

23

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия

1

24

Игра «100 вопросов Почемучек»

1

25

Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги.

1

26

Читаем и слушаем стихотворение о Родине А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.Никитина, С.Есенина, Н.Рубцова и др.

1

27

Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе»

1

28

Очерки и воспоминания. Писатели о писателях.

1

29

Встреча с корреспондентом местной газеты.

1

30

Творческая работа: очерк о своей школе, о своем городе или любимой книге.

1

31

Книги о детях войны. Е. Ильнина «Четвертая высота»

1

32-33

Детские газеты и журналы

1

34-35

Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, презентации.

1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения программы.

Методическое обеспечение:

1.Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009

2.Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И.

3.Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007

4.Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И.

5.Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008

6.Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. –М.:Ювента, 2007

7.Речь. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008

8.Сабельников С. И. Проверочные работы по литературному чтению: 1-4 классы. – М.: 9.ВАКО, 2011

10.Светловская Н. Н., Джежелей О. В. Внеклассное чтение в 1 классе. – М.: Просвещение, 11.1981

Дидактическое обеспечение:

1.Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младшихшкольников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф

2.Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных

хрестоматий для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф

3.Оморокова М. И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие дляучащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф

4.Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.

5.Репродукции картин в соответствии с содержанием программы; 6.Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

7.Иллюстрации к литературным произведениям.

Электронно-программное обеспечение:

1.Электронный образовательный ресурс. Словарь-справочник по литературному чтению 14.«Книгочей». 1-4 классы/ Ефросинина Л. А. – М.: Вентана-Граф, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Работа с текстом»

Программа «Смысловое чтение и работа с текстом» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуально...

Программа курса внеурочной деятельности "Классное" внеклассное чтение"

Программа реализуется в рамках общеинтеллектуальгого направления внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Обучение смысловому чтению» 2 класс

Курс «Обучение смысловому чтению» составлен в соответствие с авторским курсом «Смысловое чтение» Беденко М.В.      В Примерной основной образова...

Внеурочная деятельность . Открытое внеурочное занятие "Анализ смыслового чтения"-3 ,4 класс

Урок по внеурочной деятельности расчитан на 3,4 класс. Данный урок учит ребят анализировать прочитанное ранне произведение  в игровой форме ....

Проверочное тестирование. Курса внеурочной деятельности «Библиотека умного чтения»

При составлении тестирования использовались типичные задания по литературному чтению,  иллюстративный материал взят из Интернета. Проверочные задания могут использоваться как на отдельных занятия...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы смыслового чтения", 4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Основы смыслового чтения", 4 класс...