Классный час Тема: «Права и обязанности детей».
классный час (3 класс)

Павловская Ольга Сергеевна

Цель классного часа: знакомство с правами и обязанностями ребенка, воспитание правовой культуры детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_prava_i_obyazannosti_detey.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

ТЕМА: «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ».

Класс: 3 «А»

Цель: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи:

  • познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей;
  • обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
  • способствовать формированию уважительного отношения к правам других людей.

Форма проведения: заочное путешествие по стране «Права и обязанности».

Оборудование: компьютер, иллюстрации сказочных героев, , раздаточный материал для работы в группах.

                           

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать наш классный час, давайте поделимся друг с другом хорошим настроением! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и назовите ласково по имени.
2. Мотивация

Если ты еще ребенок 
B не вылез из пеленок, 
Знай, что ты имеешь много, 
Очень много разных прав! 
Только-только ты родился, 
Сразу ты вступил в права: 
Право жить и называться 
Машей, Лешей и Анфисой, 
Знать о том, что мама с папой 
У тебя отныне есть! 
Стал ты сразу гражданином! 
Подрастешь, и будет право 
В школу изредка ходить, 
Отдыхать, играть в компьютер!
Ну а если мама будет 
Отрывать от монитора 
И твердить что это вредно, 
Ты напомни ей про право 
Свой досуг препровождать! 
Выражай свободу слова: 
Это право тоже есть! 
Заподозрил дядю Петю 
С бородой Деда Мороза- 
Сразу так и говори! 
Если что-то ты забудешь 
Из своих законных прав, 
То листай такой документ, 
Что Конвенцией зовется! 

  1. Основная часть.

Знакомство с Декларацией и Конвенцией.
- Давным-давно, много лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека.

- А что такое Декларация?

Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо.

Со временем люди поняли, что дети нуждается в специальной охране и заботе.

И была создана Конвенция о правах ребенка – это документ, который провозглашает защиту прав каждого ребенка в любой стране. Главная цель конвенции в максимальной защите интересов ребенка. Ее положения сводятся к основным требованиям, которые должны обеспечить права детей на: выживание, здоровье, развитие, защиту детей по различным направлениям.

Ребята,давайте проанализируем все выше услышанное и ответим на вопросы:

- В каком документе записаны права людей?

- Как называется документ, в котором перечислены все права детей?

Знакомство с правами детей.

А теперь давайте определим, какими правами обладает ребёнок. Для этого вам надо поработать в паре, прочитать стихотворение и определить, какое право оно отражает .(Работают в паре)

1.Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое.      

2.Очень трудно самому,

жить на свете одному.

Правом с мамой жить и с папой

Пользуйтесь везде, ребята.  

3.Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон.  

4.Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.  

5.Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

- Проверим, что у вас получилось?

- Посмотрите на наше солнышко. Еще раз перечислите ваши права.

- Если все ваши права будут соблюдаться, то в вашей жизни всегда будет мир, согласие, для вас всегда будет светить это прекрасное солнце!

Физкультминутка

Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
Головою три кивка
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Знакомство с понятием «Обязанность».

Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку: (разыгрывают дети)

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

- В чём не прав мальчик? ОН ОБЯЗАН УВАЖИТЕЛЬНО ОТНОСИТЬСЯ К ВЗРОСЛЫМ. То есть, кроме прав у каждого из нас есть и обязанности. 

Что такое обязанность? 


- Обязанность — формальное согласие исполнять определённые действия, при определённых условиях.
-Какие бывают обязанности? (ответы детей)
-Обязанности и ещё права - это как раз то, что и отличает человека от животного. Это у животных всё по подсказке инстинкта. А человек - существо СОЦИАЛЬНОЕ, живущее в ОБЩЕСТВЕ, и чтобы не нанести окружающим тебя людям, он должен придерживаться общепринятых правил, как на работе, так и в морали, а вашем случае находясь на обучении в школе. Подумайте, во что мы превратимся без обязанностей?
-Верно, мы бы выглядели, как расхлябанное, самовольное, анархическое стадо. 

- Ребята, а куда мы должны обращаться, если наши права нарушаются?

- Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства.

- Представьте себе, что вы юристы. И ваша помощь нужна сказочным героям. Посовещайтесь в группах, какие права сказочных героев нарушены (Работают в группах. У каждой группы иллюстрация сказочного героя).

 1группа  – Золушка (право на отдых).

2 группа – Красная Шапочка (право на жизнь).

3 группа – Айболит и звери (право на лечение).

         4 группа – Буратино (право на обучение).

  1.  Заключительная часть.
    Рефлексия.

- Продолжите фразы:

Я открыл (а) для себя новое …

Я понял (а) ….

Я хочу…

Для меня самое главное право – это…

Я могу сделать вывод…

- А сейчас, слушая песню «Мир ребёнка», раскрасьте шарик, у которого такое же настроение, как у и вас! (Приложение 5)

- Наш классный час подошел к концу. Спасибо за внимание! Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать представ...

Классный час Тема: «Права и обязанности детей в семье»

Современные дети очень хорошо знают свои права, но не хотят помнить об обязанностях. Различать их и выполнять обязанности нужно учить детей с младшего школьного возраста....

Разработка открытого классного часа "Права и обязанности детей в семье"

Презентация к классному  часу по теме:"Права и обязанности детей в семье"...

Классный час в 4 классе "Ваши права и обязанности, дети".

Сценарий ориентирован на формирование у детей коммуникативных навыков, умения понимать себя и других; знакомит  с основными правилами делового и бытового этикета; формирует умение совершенствоват...

Классный час по теме "Ваши права и обязанности, дети!"

Данная разработка воспитательного мероприятия поможет в легкой форме донести до детей, какие права и обязанности у них есть. В конце  мероприятия представлен тест по сказкам для детей по данной т...

Классный час " Права и обязанности детей"

Классный час о правах и обязанностях обучающихся...