Выступление на XX Романовских образовательных чтениях «Формирование Российской идентичности подрастающего поколения» «Всё начинается с семьи»
статья (4 класс)

Никитина Людмила Владимировна

Статья о духовно-нравственном воспитании обучающихся в семье и школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

XX Романовские образовательные чтения

«Формирование Российской идентичности подрастающего поколения»

«Всё начинается с семьи»    секция «Семья как носитель духовности»29.03.19

         Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психических проблем и комплексов. Для маленького ребенка семья - это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным и лживым.

Об организации работы по духовно-нравственному воспитанию  в дошкольном учреждении нам рассказали. Помощником семьи в дальнейшем становлении ребёнка как личности становится школа.

     Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, обучающихся и их родителей. Процесс образования и воспитания будет успешным, если усилия учителя и родителей будут объединены. Тогда будет результат. Но как этого добиться?  Придя работать в школу, на своём опыте и из опыта других учителей я поняла, что проблема отношений с родителями – одна из самых сложных.

Зачастую, отправив ребёнка в школу, родители самоустраняются от участия в процессе обучения и воспитания.

   Думаю, можно выделить этому несколько причин:

нехватка времени ;

«старое» отношение к учёбе;

низкий уровень семейного воспитания;

несоответствие требований родителей и возможностей детей.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, существующие в практике формы и методы взаимодействия школы с родителями, я пришла к выводу, что       решением данной проблемы может быть создание единого образовательного пространства школы и семьи, в рамках которого реализуется одно из важнейших направлений работы в системе «педагог — ребенок — родитель».

  Чтобы взаимодействие с родителями было регулярным, повышающим педагогическую культуру родителей, следующим шагом стало создание межсемейного детско-родительского клуба.

 Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности

Она выстроена, как неформальное общение детей и взрослых: занятия, встречи, спортивные соревнования, праздники, творческая мастерская. Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению временного детского и взрослого коллектива. У родителей появляется возможность видеть успехи своих детей, что создает основу для улучшения семейных взаимоотношений.

Идея программы клуба «Мы вместе»  появилась в результате анализа педагогической деятельности за  последние  годы.  Администрацией школы оформлен приказ об организации клуба, разработана программа клуба,  календарный план работы,  положение о клубе, созданы  организационно-методические документы,  разработки занятий, сценарии мероприятий и др.  

Цели и задачи программы:

цель - оптимизация и коррекция детско-родительских отношений через расширение содержания и форм совместной деятельности в рамках  детско – родительского клуба «Мы вместе»

задачи:

-способствовать повышению  уровню родительской компетентности, психолого-педагогической культуры;

- способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества в системе «родитель-ребенок»;

-  организовать оказание квалифицированной консультативной и практической помощи  родителям по проблемам развития и воспитания ребенка.

      Профессионально решаю воспитательные задачи посредством организации коллективной творческой деятельности учащихся. Стало хорошей традицией готовить с ребятами праздничные концерты для мам и бабушек к 8 марта с последующим чаепитием. Для того, чтобы познакомить учащихся с историей города  его традициями и промыслами была организована экскурсия в МУ «Центр культуры и туризма «Романов-Борисоглебск»(2016), экскурсия по экспозициям музея.  Там же был проведён Новогодний праздник в 2018 году. В преддверии новогодних праздников была  организована поездка в Рыбинский драматический театр

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.

В рамках этого направления были организованы экскурсии:

-Рыбинский кондитерский цех по производству тортов и пирожных, где учащиеся стали участниками мастер-класса по изготовлению пирожных;

- На Ярмолпрод, где учащимся показали процесс производства молочных продуктов;

-в Музей занимательных наук Эйнштейна, где учащиеся были участниками различных физических опытов;

- в Интерактивный образовательный детский город профессий КидБург, где учащиеся попробовали себя проявить в разных профессиях;

-в   Пожарную часть-20 ГПС МЧС России Ярославской области, где учащимся рассказали о работе сотрудников данной организации

Родители организовали интересное знакомство с работой налоговой инспекции, проведя классный час по налоговой грамотности и сказку. Родители, работающие в инфекционном отделении нашей больницы, рассказали о специфике их работы, о правилах правильного отношения к своему здоровью.

Учащиеся вместе с родителями принимали участие в благоустройстве пришкольной территории, в школьных праздниках Масленицы, Осенней ярмарке, в семейных спортивных состязаниях. участие в волонтерском движении: организация концерта для пожилых людей в Муниципальном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения «Милосердие» г. Тутаева,

организация экскурсии в   БФ защиты животных " Право на жизнь" (г. Тутаев) (помощь в приобретении корма для собак Зимой дети вместе с родителями организовали выход на снежную горку, весело катались все вместе на ледянках, ватрушках. Пили горячий чай и ели сосиски, жаренные папами на костре.  

Все эти мероприятия  направлены на приобретение обучающимися позитивного социального опыта, гражданской позиции.

           Совместные мероприятия для учеников и их родителей – это, в первую очередь, площадка их человеческого общения. Во внеучебных  воспитательных мероприятиях накапливается опыт коллективных переживаний, формируются нравственные качества личности ребёнка (доброта, честность, справедливость, правдивость, ответственность за свои поступки, оказывать помощь нуждающимся, быть чутким, внимательным, отзывчивым. сердечным, скромным.)  Формированию этих качеств способствует личный пример родителей « делай как я, делай вместе со мной, делай лучше меня», а не нотации. Личный пример родителей, я считаю, - это основное условие воспитания. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь.

           Детям, как деревцам, всегда нужна прочная опора родительской помощи, родительского соучастия. Где же черпать опыт таких человеческих проявлений, как не в обычных дружеских встречах, на вечерах, на домашних и школьных праздниках.

         Такие встречи сближают родителей и детей, дают возможность узнать ближе друг друга в неформальной обстановке и прививают уважение к близким. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребёнка – главная ошибка семейного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе как средство формирования патриотического сознания подрастающего поколения

Воспитание любви к родному краю,к родной культуре, к родному городу,к родной речи – задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать...

Педагогическое сопровождение формирования российской идентичности школьников

Важнейшие задачи воспитания  подрастающего поколения – формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоят...

Формы и методы формирования толерантности у подрастающего поколения.

Формирование установок толерантного сознания у учащихся начального и среднего школьного возраста...

Значение музея в формировании межэтнической культуры подрастающего поколения

Обобщение педагогического опыта в области воспитанияпатриотизма через работу школьного историко-краеведческого музея....

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

писание методической разработки воспитательного мероприятия:Пояснительная записка:Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.Великая Отечественная война. Данная тема была выбрана...

Итоги семинара ФГБУ «Заповедное Подлеморье» «Взаимодействие ООПТ и образовательных учреждений в экологическом образовании подрастающего поколения»

7-8 июня 2023 года на базе Забайкальского национального  парка ФГБУ «Заповедное Подлеморье»  был организован выездной семинар «Взаимодействие ООПТ и образовательных у...