Профилактическое занятие с родителями обучающихся с элементами тренинга "Язык родительской любви"
методическая разработка (4 класс)

Ким Елена Владимировна

Профилактическое занятие для родителей учащихся в начальной школе направленно на актуализацию чувства единения родителей и детей, профилактику детско-родительских конфликтов, гармонизацию взаимоотношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_yazyk_roditelskoy_lyubvi.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание родительского клуба «Острые углы семейного воспитания» на тему:

«Язык родительской любви»

Дата: 25.10.2018

        Цель.

 Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей;

        Задачи: 

  1. Совершенствовать умение согласовывать свои действия с действиями ребенка;
  2. Способствовать снижению эмоционального напряжения в семье;
  3. Овладение приемами взаимодействия  родителей с детьми;

Стимульный материал: цветные «заготовки», цветная бумага, ножницы, клей, ручки и бумага на каждого участника, атласные ленты разных цветов.

        План занятия:

  1. Диалог «Что значит любить ребенка?»
  2. Упражнение «Ребенок-статуя»
  3. Теоретическая часть.
  4. Выполнение практического задания - тренинга «Моя Вселенная».
  5. Пояснительная часть.
  6. Упражнение «Колесо баланса»
  7. Завершение тренинга. Обратная связь. Вручение «Памяток для родителей».

                                        Ход проведения занятия:

  1. Диалог «Что значит любить ребенка?»

Цель: побудить родителей с обсуждению темы занятия, раскрыть потребность в  любви для ребенка.

Психолог: - «Скажите, пожалуйста, а что значит, в вашем понимании, любить своего ребенка?»  (ответы родителей)

Кто-то говорит, что любить своего ребенка — значит заботиться о нем, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать еду и вещи... А в последнее время  все чаще можно услышать, что любить своего ребенка — это говорить ему: «Я тебя люблю!»

Да, именно эти слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование малыша, а потом и существование повзрослевших юноши и девушки. Родительскую любовь впоследствии они переносят во вновь созданные семьи. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз.

Я провела опрос среди учащихся нашего центра и на вопрос, когда последний раз родители говорили, что любят тебя, дети затрудняются ответить.

К сожалению, бывает так, что родители не любят своих детей. Почему некоторые родители не любят своих детей?

Причин может быть несколько. Например, ребенок появился на свет «незапланированным». Родители его не ждали, хотели пожить «в свое удовольствие». И вот теперь он им не очень нужен. Или они мечтали о мальчике, а родилась девочка.

Часто случается, что ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения. Например, он похож на отца, с которым мать в разводе, и некоторые жесты или выражение лица вызывают у нее глухую неприязнь.

Серьезные причины могут скрываться и за усиленным «воспитательным» настроем родителя. Это может быть, например, стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты или желание доказать супругу и всем домашним свою крайнюю необходимость, незаменимость, тяжесть бремени, которое приходится нести.

Вследствие этого могут возникнуть негативные эмоциональные проявления у ребенка.

  1. Упражнение «Ребенок-статуя»

Цель: осмысление последствий от вербальных родительских посылов детям,   через эмоциональное вхождение в моделируемую ситуацию.

Психолог: Что, значит, принимать ребенка безусловно? Это, значит, любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровенький и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это было ему необходимо.

А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется — это верно. Но, бывает, настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.

Я предлагаю сейчас разыграть сценку, которая называется «Статуя ребенка», с тем, чтобы воочию убедиться, насколько и в какой мере изменяются тон голоса и содержание слов, произносимых родителями.

Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка.

Когда вызвавшийся родитель выходит сыграть роль ребенка.

Психолог: Я раздам присутствующим родителям фразы, которые вы будите  произносить по моей команде.

Психолог в роли мамы. Ты — моя маленькая дочь. Мы с тобой спешим в школу, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали.

— Мама, а что там такое, посмотри! — говоришь ты.

— Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть! — я тебе отвечаю.

И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально — он закрывает глаза, как приказала мама.

Психолог: (Я достаю шарфик и завязываю «дочери» глаза.)

 И мы дальше спешим в школу. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:

— Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?

— Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!

Психолог: (После этой фразы я завязываю «девочке» уши шарфиком.) Мы выходим из автобуса, распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.

— Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести куклу, ту, что...

— Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!

Психолог: (Я завязываю рот еще одним шарфиком.) Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она непослушная:

— Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!

Психолог: (Завязываю руки шарфиком.)

Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее:

— Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!

Психолог: (И в этот раз я завязываю ноги.)

 Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка:

— Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки — ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань!

(И в этот момент воспитатель просит всех в кабинете произносить громко те фразы, которые принадлежат им.) Ребенок начинает хныкать. Я уже почти ору на нее:

— Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала — перестань реветь, ты слышишь меня!

(На этих словах воспитатель очень сильно перевязывает живот.) И продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет.

Затем психолог спрашивает у дочери, что ей хочется развязать. Чаще всего — это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей все запретили, да еще и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.

Затем психолог развязывает по очереди то, о чем просит девочка.

 И, когда все уже развязано, спрашивает ее, что она чувствовала на протяжении всего действия? О чем она думала? Каково ей было, когда все вокруг начали приказывать ей?

Психолог берет за руку того родителя, который исполнял роль ребенка, и говорит: «Вот в такое состояние мы часто вгоняем своего ребенка и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и не от родных, а от чужих людей: от прохожих, от друзей, от учителей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?»

 

  1. Теоретическая часть.

 Психолог:  Ребенку особенно необходимы знаки безусловного приятия. Это как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально, — 12 раз в день! И между прочим — не только ребенку, но и взрослому.

Говорят, что руку ребенка надо держать до тех пор, пока он ее сам не отнимет. Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось.

Психолог:   Теперь представьте, что перед вами ваш ребенок. Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать — это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. (Психолог обнимает мягкую игрушку, стоящую перед ним.) Когда ребенку будет достаточно, он сам отойдет.

При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы «все это такие мелочи, что до свадьбы заживет». Вы просто его обнимайте.

3.Выполнение практического задания тренинга «Моя Вселенная.

Психолог: Уважаемые родители! Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение «Моя Вселенная». Упражнение поможет вам разобраться в личностных особенностях, осознать свое эмоциональное восприятие окружающих людей, в том числе и ваших собственных детей, позволит наладить с ними адекватные отношения.

А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Вселенную.

В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера, если они чем-то не устраивают вас – вы можете вырезать свои звезды любого цвета, любого размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Вселенную.

        Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите звездочку для своего малыша. Подпишите ее тоже. Определите звезду вашего супруга, напишите его имя. Всем оставшимся звездам дайте имена своих родных и близких, всех тех, кто вас окружает. В вашей Вселенной не должно быть ни одной безымянной звезды!

  1. Пояснительная часть.

Психолог: С точки зрения психологии, вы создали мир, в котором живете и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая,  и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с окружающими? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?

        Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей.

 Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным;

 красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным;

розовый – нежным, чувствительным, уязвимым;

оранжевый – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться;

желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым;

фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте;

 коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным;

 черный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

        А теперь выясните, где находится звездочка вашего ребенка. Какого она размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие ребенка: значимая ли он фигура в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете его на эмоциональном уровне? Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где-то далеко? А может, ваша и его звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочка вашего ребенка находится далеко от вас, то чьи звезды его окружают? Как эти люди влияют на вашего ребенка? Таким же образом проанализируйте местонахождение звезды вашего мужа. Если она находится рядом с вашей и звездой вашего ребенка, значит, все в порядке. А если нет? Какую роль играет ваш муж в семье? Не думаете ли вы, что он отстранился от выполнения своих обязанностей? Достаточно ли времени он проводит с семьей?        

Техника «Колесо жизненного баланса»

   Вашему вниманию, я предлагаю круг, колесо основных потребностей вашего ребенка. Эту технику мы не будем обсуждать вместе, поэтому ответьте достоверно, чтобы понять, чего именно не хватает вашему сыну или дочери.

Итак,

  1. Сделай те пометки на каждой оси колеса, на сколько, вы удовлетворяете

-

- шкала признание - говорит, что признаете ребенка таким какой он есть, его характер, темперамент.

- шкала способности- каждый ребенок имеет способности, развиты ли они у вашего сына, вы знаете о них, готовы ли заняться их развитием прямо сейчас.

- шкала любовь- сколько раз вы признаетесь ребенку в любви? А он говорит, вам что любит вас? 2, 4, 6,8, много, не считаю, не каждый день.

-шкала уважение- вы всегда уважаете своего ребенка, считаетесь с его мнением, не оскорбляете его.

- контроль - вы контролируете ребенка всегда, знаете с кем, он проводит время, знакомы с его друзьями, одноклассниками, знаете, как он к ним относится.

- склонности- ваш ребенок хочет чем-либо заниматься, у него есть способность, стремление совершенствоваться, влечение к чему – либо.

Шаг2. Теперь обведите точки и посмотрите, что у вас получилось? С каким колесом ваш сын катится по страницам жизни. Два показателя- на сколько данная фигура гармонична, и какой у него диаметр.

Чем оно «квадратнее» , тем больше трудностей и переживаний в жизни ребенка, если колесо в форме круга- тем сбалансирована жизнь ребенка.

Чем меньше круг- тем меньше внимания вы уделяете ребенку и вы это признаете, но менять у вас либо нет желания либо нет ресурса.

Если колесо то маленькое, то имеет, высокие границы, это говорит о том, что вы пытаетесь восполнить, то, что когда то не додали ребенку, но тем самым вы можете ранить его, он может манипулировать вами, проявлять агрессию, тревогу.

   В идеале колесо должно быть ровным и шкалы не ниже 7. Это говорит о гармоничных отношениях между ребенком и мамой.

Эту технику можно провести дома с вашим сыном, чтобы убедиться, на сколько, он удовлетворен вашими с ним отношениями.

Психолог : Уважаемые родители, наш тренинг подошел к концу. Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными. До новых встреч!

Желаем вам успеха в выстраивании отношений с вашими собственными детьми. А самое главное – любите и берегите своих родных и близких!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание на тему: "Мудрость родительской любви"

беседа с родителями о необходимости семейного воспитания...

Рекомендации для родителей "Расправляя крылья родительской любви…"

Рекондации для родителей "Распавляя крылья родителькой любви..." разработаны для родителей обучающихся начальных классов. Данный материал будет интересен родителям, так как здесь  даются конретны...

Конспект открытого занятия для родителей обучающихся в «День открытых дверей»

Конспект открытого занятиядля родителей обучающихсяв «День открытых дверей» 23 апреля 2016 годас группой учащихся 1 а класса в МАОУ «СОШ №48»....

Тематическая консультация для родителей "Мудрость родительской любви"

Тематическая консультация для родителей "Мудрость родительской любви"...

Мастер-класс родительского собрания с элементами тренинга «Мудрость родительской любви»

Данный материал поможет родителям правильно проявлять родительскую любовь, чтобы не навредить собственному ребенку....

Консультация для родителей: «Дефицит родительской любви»

Семья была и остается главным центром становления и развития ребенка. Именно вы, родители:- вводите малыша в мир человеческих взаимоотношений;- учите отличать добро от зла;- жить среди сверстников....

РАЗРАБОТКА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «Принять и понять своего ребенка» для родителей.

Психологическая поддержка человека состоит в том, чтобы, общаясь с ребенком, он понимал, что вы видите в нем положительные стороны его личности, которые он может использовать при неудачах и ошибках. О...