Авторская рабочая программа по декоративному творчеству для кружка
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Габитова Гузель Раисовна

Рабочая программа разработана для детей младшего школьного возраста. Декоративно- прикладное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_samodelkin.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение Отдел образования

Администрации муниципального района Стерлитамакский район

Республики Башкортостан

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования станция юных техников

муниципального района Стерлитамакский район

Республики Башкортостан

Рассмотрено:

Утверждаю:

на  методсовете МОБУ ДО СЮТ

Вр.и.о.директора МОБУ ДО СЮТ

Стерлитамакского района

Стерлитамакского района

Протокол № __  от

__________ Ф.А.Исмагилов

«___»_________ 201__ г.

Приказ № ____ от

«__»_________ 201__ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Самоделкин»

Возраст обучающихся: 9-10 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Габитова Гузель Раисовна

педагог дополнительного образования МОБУ ДО СЮТ

Стерлитамакского района

с. Наумовка, 2019

1. Пояснительная записка

Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

    Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

     Программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

    На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

 Программа «Самоделкин» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся декоративно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю.

Задания направлены на освоение языка декоративно творческой деятельности  и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными и «бросовыми» материалами,  с фоамираном и атласными лентами.

     Актуальность и практическая значимость программы: занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Очень важно обращать внимание на формирование у обучающихся потребностей в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид творческой работы школьников позволяет вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.

 

     Программой предусмотрена организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают задачи художественного воспитания, развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Цель программы:

  • развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений;
  • формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда, первоначальных представлений о мире профессий, потребности в творческом труде;
  • воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
  • создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его интеллектуальных способностей.

   Задачи:

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде творческих работ;

-  научить приёмам исполнительского мастерства;

-  научить слушать, видеть, понимать и анализировать творческие работы;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

      Отличительные особенности программы от уже существующих в этой области, заключается в том, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по художественному искусству. В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся свойств используемых материалов, способов изготовления той или иной вещи, происхождения различных видов художественной деятельности. А также вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (бумагопластика, аппликация, мозаика, оригами, торцевание, коллаж, фоамиран). Овладение этими терминами, осуществляемое постепенно, будет важным вкладом в развитие речи детей.

  Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 9-11 лет.    

Занятия проводятся 2 раза в неделю по  2 академических  часа.

Срок реализации программы 1 год. Работа в кружке рассчитана на 108 часов.

   Форма занятий:

Формы организации занятий:  беседа, ручной труд, практическая работа, экскурсия.

Режим занятий определяется, прежде всего, обучающими, развивающими и воспитывающими задачами, а также необходимостью соответствия условий обучения интеллектуальным и психофизическим особенностям контингента воспитанников.

Ожидаемые результаты реализации программы «Самоделкин»

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение к занятиям по программе «Самоделкин».

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • познавательного интереса к ручному труду, к изучению свойств используемого материала;
  • уважительного отношения к людям труда;
  • внимательного отношения к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала;
  • эмоционально-ценностного отношения к результатам труда.

Предметные:

Учащиеся получат возможность научиться:

  • организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом (в соответствии с требованиями учителя);
  • экономно использовать материалы при изготовлении моделей;
  • выполнять различные виды отделки и декорирования;
  • удобным для себя способом изготавливать из изученных материалов моделей: по образцу, на заданную тему, по своему желанию.

Метапредметные:

  1. Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

  1. Регулятивные УУД:

-  принимать и сохранять учебную задачу;

-  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

  1. Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

-  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-  осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

  1. Коммуникативные УУД:

-  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-  формулировать собственное мнение и позицию.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

 Для подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы проводятся работы над творческим проектом. Также может использоваться оценка результатов, полученных во время участия в различных конкурсах, выставках, фестивалях.

2.Учебно-тематический   план.

№ п/п

Раздел

Теоретические часы

Практические часы

Общее количество часов

1

Работа с разными видами бумаги.

12,5

35,5

48

2

Работа с бросовым материалом.

4

10

14

3

Работа с фоамираном

6,5

17,5

24

4

Работа с  атласными лентами. Канзаши и вышивка.

3

11

14

5

Работа с природным материалом

2,5

7,5

10

       

3.Содержание программы

  1. Работа с разными видами бумаги

Введение. Инструктаж по ТБ в кабинете. Беседа «История бумаги».

Цветочные фантазии. Цветы из бумаги.

Модульное оригами. Технология изготовления модулей.

Квиллинг. Основные формы; круглый ролл, листочек, изогнутый глаз, треугольник (квадрат, прямоугольник), ромб, крученое сердце/стрелка, полумесяц, заячье ушко, звезда, птичья лапка, гусиная лапка, конус.

Бумагопластика. Виды сгибания бумаг.

 Работа с  гофрированной бумагой. Свойства гофрированной бумаги. Изготовление ростовых цветов

Работа с крепированной бумагой. Виды работ с крепированной бумагой. Торцевание.

Папье-маше. Изготавливание одного большого символа года – коллективная работа.

Оригами. Условные обозначения: перевернуть, повернуть, раскрыть, завернуть.

Изготовление карнавальных масок.

Изготовление елочных украшений.

Аппликация. Виды аппликаций. Изготовление новогодней открытки.

Бесконечная открытка.

Фигурное вырезание бумаги. Изготовление снежинок.

II. Работа с бросовым материалом.

Беседа «Вторая жизнь вещей»

Изготовление поделок из пластиковых бутылок.

Изготовление поделок из бобин. Карандашница. Шкатулка

Изготовление игрушек из различных материалов.

III. Работа с фоамираном

ТБ при работе с фоамираном. Беседа «Что за чудо-фоамиран».

 Способы обработки фоамирана.

Розы из фоамирана.

Заколка-зефирка.

Открытка «С днем защитника Отечества».

Брошь для мам.

Панно.

Пасхальная корзинка.

Украшение на карандаш.

IV. Работа c атласными лентами. Канзаши и вышивка.

Беседа «Волшебство атласной ленточки». Способы обработки ленточек.

Вышивка картины.

Броши на выпускной

Броши к годовщине  Победы.

 V.   Работа с природным материалом

Обработка деревянных изделий. Подставка или картина из распила.

Панно из крупы, семян и зерен.

Топиарий из орешков, желудей.

4.Материально-техническое  обеспечение

1. ИД

2. Ноутбук

3. Документ-камера

4. Иллюстративный материал

5. Заготовки, выкройки, технологические карты.

5.Список литературы рекомендуемой и используемой для детей:

1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.

2.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.

3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.

4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.- Полигон С.-Петербург 1998.

Список литературы рекомендуемой и  используемой для учителя:

Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.

     Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.-"Просвещение", Москва 1982.

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству."Искусство в школе", Москва 19

С. Соколова . Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с

С. Соколова.  Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.

Зайцева А.А. «Искусство квилинга: магия бумажных лент», М.: Эксмо, 2009;

http://stranamasterov.ru/gallery,

http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587?page=22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по внеучебной деятельности «Интеллектуальная радуга»

Представленная программа актуальна с точки зрения реализации ФГОС второго поколения....

Авторская рабочая программа "Мир праздников"

Одной из задач данной программы является организация культурно - досуговой деятельности учащихся....

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Искусство слова ФГОС 1-4 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности "Искусство слова" нацелен на ра...

Авторская рабочая программа по музыке 1-4 класс ФГОС

Программа разработана на основе ФГОС нового поколения авторской программы Е.Г.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной....

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Рабочая программа курса декоративно-прикладного искусства ( с использованием регионального компонента) «Страна Мастеров» для 4 класса

Рабочая программа курса декоративно-прикладного искусства( с использованием регионального компонента)«Страна Мастеров»  для 4 класса...

Авторская рабочая программа художественной напрвленности для кружка

Рабочая программа разработана для детей младшего школьного возраста. Декоративно- прикладное творчество....