Программа внеурочной деятельности с учащимися 1 - 3 классов
материал

Журавлёва Светлана Викторовна

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc347.11 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена на педагогическом совете                                               Утверждаю.

20. 08. 2020                                                                                           И.о.директора школы:

                                                                                                        _________Л.В. Черемисинова

Программа внеурочной деятельности с учащимися 1 - 3 классов

МКОУ «Чернская средняя общеобразовательная школа № 1»

2020 г.

                                                Введение

 Нормативно-правовая и документальная основа:

Закон Российской Федерации « Об образовании».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе.

Должностная инструкция старшей вожатой.

Должностная инструкция классного руководителя.

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

Пояснительная записка

     Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

          Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

   Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

   Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.  Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях необходимо раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

  Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

  Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

   Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

   В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

        Воспитательная парадигма школы требует от  педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

   Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

приобретение учащимися социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.        

Цель внеурочной деятельности:

   Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи  внеурочной деятельности:

Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся                                             совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся.

Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

           сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности

            и настойчивости в достижении результата.

Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования здорового образа жизни.  

Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных

            программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

Совершенствование  системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.

Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

Организация информационной поддержки учащихся.

Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

Принципы программы:

  Включение учащихся в активную деятельность.

  Доступность и наглядность.

  Связь теории с практикой.

  Учёт возрастных особенностей.

  Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

       сложному).

На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

Традиции школы.

Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

Особенности руководителей кружков и секций, их интересы,                                  склонности, установки.

Направления реализации программы

Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.

Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от   учёбы время.

Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.

Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.

Совершенствование уровня кадрового обеспечения.

Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

Программа рассчитана на 66 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками

(2 ч в неделю).

Программа состоит из 2 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности первоклассников и направлена на решение своих собственных педагогических задач.

 

Основные разделы программы:

1.Естественнонаучная деятельность. Кружок «Мир геометрии»

2. Туристско–краеведческая деятельность. Кружок «Родничок»

        

Предполагаемые результаты реализации программы

 

1.       Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2.       Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3.       Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Естественнонаучное

Кружок «Мир геометрии»

Экскурсии

Конкурсы, деловые и ролевые игры и др.

2. Туртстско-краеведческое

Кружок «Родничок»

Тематические классные часы;

Подготовка к участию в военно- спортивной игре «Зарничка»

Конкурсы рисунков.

Распределение времени по каждому направлению:

Естественнонаучное – 33 ч.

Туристско-краеведческое – 33 ч.

Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

конкретное планирование деятельности,

кадровое обеспечение программы,

методическое обеспечение программы,

педагогические условия,

материально-техническое обеспечение.

   Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

педагоги школы, реализующие программу;

библиотекарь;

работники ДК;

 

 Материально-техническое обеспечение:

выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,

материалы для оформления и творчества детей,

наличие канцелярских принадлежностей,

аудиоматериалы и видеотехника,

компьютеры,

телевизор,

проектор,

экран и др.

Предполагаемые результаты:

улучшение психологической и социальной комфортности в  едином  воспитательном пространстве;

развитие творческой активности каждого ребёнка;

укрепление связи между семьёй и школой.

Учитель и родители как участники педагогического процесса: 

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Задачами сотрудничества являются:

усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;

гуманизация взаимоотношений семьи и школы;

развитие у  школьников опыта формального и неформального общения со  взрослыми;

освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;

оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.

Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):

непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;

 развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной,  исследовательской  деятельности в школе и в домашних условиях и др.;

 оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности: 

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

трудовая (производственная) деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность;

туристско-краеведческая деятельность.

Методы и средства внеурочной деятельности  - это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:

беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,

упражнение,

поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),

методы игры в различных вариантах,

составление плана  и т.д.

 

Туристско–краеведческая деятельность.

Кружок «Родничок»

 Моя родословная.

 Цель:   подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического

              предмета  истории в старших классах;

              обучить младших школьников ориентироваться в исторической

              информации;

              пробуждение  интереса к истории своей семьи, Отечества;

              способствовать более близкому общению членов семьи.

Задачи:

-       ввести  ребёнка в мир истории через вещно-материальную среду;

-       научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;

-       помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.

 

                                         

                                     

                                   Пояснительная записка.

          Для учащихся начальной школы предмет «история» интересен и доступен.

Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения – своей семьи, своего родного города.

 Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.

Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

 

     Учащиеся

 познакомятся с понятиями «генеалогия»,  «родословная»,                            «родственники», «поколение», «потомки», «предок»;

 узнают

-       историю возникновения имён и фамилий;

-       степени родства в семье;

-       о профессиях предков;

-       о семейных увлечениях и традициях;

составят

-       «ленту времени» своей жизни;

-       родословное древо;

-       вместе с родителями разработают свой фамильный герб;

-       подберут семейный девиз.

 

Планируемые личностные результаты.

Самоопределение: 

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование:

- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества.

                                                 

Кружок «Родничок»

   Тема занятия

   Содержание

   Дата проведения

1.

   Вводное занятие.

Понятие о родословной.        

   У меня  есть своя история. Понятие родословной.        

 

2.

Моя семья.        

Моя семья.        

Поколение, потомки, предки.

Знакомство с понятиями «поколение»,  «потомки», «предки».        

 

3.

Родословное древо.        

Родословное древо.        

4.

Практическое значение родословных в прошлом.        

Нужно ли знать свою родословную?        

 

5.

Составление родословного древа семьи.        

Какие события прошлого отразились в истории моей семьи.        

 

6.

Я и моё имя        

Я и моё имя        

7.

   «Кто я?»   «Где живу?»        

Географические названия – свидетели прошлого.

8.

Что означают наши имена.        

  Знакомство с историей  возникновения имён.        

9.

Как родители выбирают имя ребёнку.        

   Происхождение современных имён        

 

10.

Имена и прозвища в Древней Руси.        

Имя и прозвище.        

11.

Откуда к нам пришли наши имена.        

Влияние различных культур на проникновение имён.        

12.

Тайны наших имён.

  Значения имён.  Откуда к нам пришли наши имена.        

 

13.

Имя и ангел – хранитель.        

Православные имена, взятые из церковного календаря.  Именины.        

 

14.

  Моя фамилия. Моё отчество

История возникновения фамилий и отчеств.        

 

15.

Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.        

   Историческое прошлое  семьи.        

 

16.

«Говорящие» фамилии.        

Что могут рассказать  фамилии о прошлом.        

 

17.

Профессии моих родителей.        

   

 Профессии.        

18.

Мои братья и сёстры.

Степени родства в семье.        

 

19.

Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники.

   Степени родства в семье.        

 

20.

Кто, кому и кем доводится.        

   Степени родства в семье.        

 

21.

Мои прабабушка и прадедушка.        

Связь поколений.        

 

22.

  Профессии моих предков.        

  Профессии предков.        

 

23.

Что мы знаем о традициях.

Знакомство с понятием «традиции».        

24.

Мир семейных увлечений

Увлечения моей семьи.        

25.

Семейные обязанности.        

Обязанности членов семьи.        

 

26.

  Семейные традиции.        

Какие традиции в моей семье.

27.

Фамильный герб и фамильный девиз.

   Знакомство с символами  семьи: гербом и девизом. Правила составления гербов.        

28.

Итоговое занятие  «Мы не свалились с Луны»        

Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи.        

 

29-33

Резерв.

2 класс

Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

задачи: 

- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае в осознании своего места в семье, стране, мире;

-  оказывать помощь в осознании своей принадлежности к Чернскому району, своему селу.

-  создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.

Объём курса во 2 классе 34 ч.  из расчета 1 ч. в неделю.

Планируемые личностные результаты.

Самоопределение: 

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, родному селу;

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру,

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина своей страны, чувства  гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- гуманистическое сознание;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование:

- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности 

                                     2 класс

Тема

Содержание

Дата

1

От Москвы и до окраин. Здесь я родился.

Здесь я родился. Моя малая Родина.

2

Здесь я учусь.

История Крестовской школы.

3

Педагоги нашей школы.

Подготовка поздравительных открыток «С днем учителя»

4

Известные люди нашего села.

Посещение Мемориала славы.       Возложение цветов.

5

Достижения человека.

Встреча с председателем совета ветеранов Елесиной Л.И.

6

Известные люди моей малой родины.

Тимуровсакая помощь ветерану Великой Отечественной войны В.Д.Сухарьковой.

7 - 8

Здесь я учусь.

Проект  «Школьная азбука»

9

История деревни Кресты  в далёком прошлом.

Просмотр и обсуждение презентации.

10 - 11

Аппликация «Жницы в поле»

Выполнение аппликации в технике декупаж.

12

Экскурсия в школьный краеведческий музей.

Знакомство с экспозицией «Быт односельчан».

13 - 14

Театрализация «Быт наших бабушек».

Подготовка и разыгрывание сцен деревенского быта.

15

Наш замечательный земляк – Н.Т.Овсянников.

Просмотр и обсуждение презентации.

16

Конкурс чтецов стихотворений Н.Т.Овсянникова.

Знакомство с творчеством поэта-земляка Н.Т.Овсянникова.

17

Чернь – великой Родины частица.

Беседа об истории Черни.

18

Экскурсия в Чернь. Знакомство с достопримечательностями.

Выездная экскурсия.

19

История посёлка Чернь.

Просмотр и обсуждение презентации.

20

Жизнь и быт чернян в прошлом.

Знакомство с национальными костюмами и бытом чернян в прошлом.

21 - 22

Проект «Чернские посиделки»

Театрализация «Три девицы под окном» на местный лад.

23

Экскурсия в Спасское-Лутовиново.

Выездная экскурсия.

24

Проект «Тургеневский дуб».

Создание макета дуба.

25

Экскурсия в село Тургенево. Посещение музея.

Выездная экскурсия.

26

Заочный поход по местам боевой славы Чернского района.

Просмотр и обсуждение презентации.

27 - 28

Проект «Памятник солдату»

Изготовление макета из глины.

29

Современные традиции Черни.

Беседа. Рассказы детей.

30

Чем живёт район сегодня.

Информация.

31

Экология Чернского района.

Сообщения детей.

32 - 33

Проект «Сохраним наш район для потомков».

Коллективное дело «Письмо потомкам».

34

Резерв.

3 класс

Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

задачи: 

- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае в осознании своего места в семье, стране, мире;

-  оказывать помощь в осознании своей принадлежности к Тульской области,

-  создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.

Объём курса в 3 классе 34 ч.  из расчета 1 ч. в неделю.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Обучающийся научится:

- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники;    

- ориентироваться в историческом времени;

- определять на карте границы рельеф;

- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);

- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;

- уважительно относиться к защитникам Родины;

- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;

- различать художественную и научно-популярную литературу;

- анализировать ответы товарищей;

- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира, народные праздники; общечеловеческие проблемы и     ценности; достоверное и версии в истории;

- приводить примеры исторических и культурных памятников своей области

- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);

- анализировать литературные источники

- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

- уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.

Содержание курса

Тульская земля – Родина моя.

(34 часа)

     Медиаресурсы и пр.

Интернет-ресурсы.

 Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

Технические средства обучения.

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

                                    3 класс

Тема

Содержание

Дата

1

Особенности территории Тульской области.

Работа с картой.

2

Разнообразие и богатство природы Тульской области.

Просмотр презентации и обсуждение.

3

Современная карта Тулы.

Работа с картой.

4

Достопримечательности  тульского края.

Заочная экскурсия по Туле и области.

5

Промышленность Тульской области.

Просмотр презентации и обсуждение.

6

Заочная экскурсия на Тульский оружейный завод.

Просмотр презентации и обсуждение.

7

Заочная экскурсия на Тулачермет.

Просмотр презентации и обсуждение.

8 - 9

Проект «Тульский пряник -  визитная карточка Тулы»

Создание макета тульского пряника.

10

Современное сельское хозяйство Тульской области.

Дискуссия.

11 - 12

Проект «Я – фермер»

Создание своего варианта фермерского хозяйства.

13

Народные традиции туляков.

Просмотр презентации и обсуждение.

14

Тульский национальный костюм.

Конкурс рисунков.

15

Народные промыслы Тульской губернии.

Конкурс поделок из пластилина.

16

Устное народное творчество Тульской губернии.

Викторина.

17 - 18

Проект «Наши бабушки на празднике».

Создание композиции «Народные посиделки»

19

Современные праздники Тульской области.

Просмотр презентации и обсуждение.

20

Достопримечательности города Тулы.

Просмотр презентации и обсуждение.

21

Заочная экскурсия в Тульский кремль.

Просмотр презентации и обсуждение.

22

Архитектура Тулы.

Просмотр презентации и обсуждение.

23 - 24

Проект «Если бы я был мэром Тулы»…

Создание своего варианта преображения города Тулы.

25

Поэты и писатели – наши земляки.

Просмотр презентации и обсуждение.

26

Художники – наши земляки.

Просмотр презентации и обсуждение.

27 - 28

Коллективное творческое дело «Создаём макет музея Ясная поляна»

Сборка макета из спичек.

29

Экологическая ситуация в Тульской области.

Конкурс сообщений.

30

Общечеловеческие проблемы Тульского края.

Просмотр презентации и обсуждение.

31 - 32

Проект «Сохраним наш край».

Итоговая творческая работа.

33

Резерв.

34

Резерв.

Кружок «Мир геометрии»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Мир геометрии» разработана на основе УМК по математике системы развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и призвана расширить и углубить знания учащихся по математике.

Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой _ готовит учащегося к систематическому изучению курса геометрии. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении математики и других школьных предметов.

Цель курса: расширение и углубление геометрических представлений младших школьников.

Задачи курса:

_ формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;

_ развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;

_ учить изображать простые геометрические формы;

_ развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;

_ воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;

_ развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям.

Опыт работы с геометрическими объектами способствует развитию и обогащению пространственного воображения.

К шести годам понятия о фигурах у детей носят образный, вещественный характер, т.е. каждое понятие ассоциируется с каким-либо привычным для ребенка образом предмета (нитка, мяч, коробка и т.д.). Такой образ является заместителем понятия. Суждения остаются невысказанными, подразумевающимися. Например, ребенок имеет ясные представления о квадрате, умеет его даже начертить, но он не в состоянии назвать

его отличительные свойства.

В школьном курсе математики пространственные представления (т.е. геометрические понятия) формируются на основе привычных геометрических образов. Учащиеся наблюдают одни и те же формы, их всевозможное расположение, соотношение их частей и на основании этого выделяют общие геометрические признаки (форма, размер и т.д.), объединяют схожие объекты в группы, высказывают суждения об объектах одной группы, отождествляют их с каким-либо понятием.

Далее главная роль в формировании геометрических понятий переходит от геометрического образа к определению самого понятия. Происходит отвлечение от конкретных образов, вещественных представлений, а геометрические формы становятся идеальными. Если до обучения геометрии ребенок искал для каждого геометрического понятия опору в наглядном представлении, то в процессе обучения, говоря о каком_либо понятии, ребенок мысленно представляет некую фигуру, обладающую определенными свойствами. Геометрический образ постепенно перестает быть тождественным понятию. Так, говоря об окружности, дети ясно понимают, что речь идет о плоской фигуре, представляющей собой линию, все точки которой равноудалены от одной точки.

Геометрические понятия у детей вырабатываются и формируются с опорой на их практический опыт, который как один из источников знаний должен быть многократным и многообразным. Опыт приобретается в процессе работы с разными материалами и инструментами: лепка из пластилина, вырезание и склеивание разверток, моделирование новых фигур из частей данной, черчение, измерение, образование фигур на подвижных моделях и т.д.

Исходя из вышесказанного, предлагаемый курс выстроен концентрически. Каждый год учащиеся возвращаются к уже изученному, рассматривая знакомые понятия на качественно новом уровне. Знания постепенно расширяются, углубляются, систематизируются, приобретают обобщенный характер.

Большое значение в развитии геометрических знаний принадлежит логическому мышлению. Выполняя задания, учащиеся учатся анализировать результаты наблюдений, устанавливать аналогии (на основании сходных черт объектов делать заключение о сходстве других характеристик этих объектов), делать обобщения (переходить от частных суждений к общим) и выводы, обосновывать их. На развитие логического мышления, а также пространственного воображения направлены задания, имеющие несколько вариантов решения, задания на

конструирование, задания поискового характера.

 Основные принципы структурирования материала:

1. Как правило, проводится одновременное изучение плоских и пространственных фигур с целью установления аналогий и различий между ними _ квадрат и куб, прямоугольник и прямоугольный параллелепипед, круг и шар и т.д. Такой подход позволяет синтезировать материал, совместно изучать понятия, группирующиеся вокруг той или иной темы.

2. Проводится совместное изучение геометрических форм и метрической геометрии, что дает возможность осуществлять непрерывное наблюдение связей и отношений между геометрическими формами и мерой.

3. Концентричность строения курса, т.е. постоянный возврат к изученному геометрическому материалу на новом уровне, дает возможность постепенно переходить от образного представления к отвлеченным понятиям.

Основная форма выполнения заданий _ самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы и т.д.

Программа предназначена для учащихся 1 класса и рассчитана на 33 часа в 1 классе.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 класс

В этот период геометрические понятия осознаются на наглядном уровне, путем воспроизведения геометрических образов: черчение, вырезание, моделирование. Происходит накопление представлений об отличительных признаках различных

геометрических форм. Высказывания носят образный характер без использования специальной геометрической терминологии. Основные понятия, которыми оперируют ученики - названия фигур. Далее вводятся первые определения геометрических фигур (ломаная, звенья, вершины ломаной).

Знакомство с фигурами. Предмет геометрии

Выделение различных признаков сравнения объектов (цвет, форма, размер, материал, из которого сделаны предметы, ориентация на плоскости или в пространстве) путем наблюдения.

Сравнение, классификация предметов по выделенным признакам. Понятие геометрических признаков, геометрической фигуры. Сравнение и классификация предметов по геометрическим признакам.

Сопоставление объектов из окружающего мира с пространственными фигурами (шар, цилиндр, прямоугольный параллелепипед, куб). Выделение моделей пространственных фигур из объектов сложной формы. Создание моделей из пластилина. Понятие «взаимное расположение объектов» в ситуациях

«расположен по разные стороны (по одну сторону, рядом, перед, за, над, справа, слева) от данного объекта».

Точка. Линия

Введение понятий «точка», «линия» через геометрические образы. Наблюдение за этими фигурами в различных ситуациях: на плоскости, на объемных фигурах. Построение орнамента, незаконченного рисунка по клеткам путем анализа взаимного расположения линий, выявления закономерностей в рисунке. Линия как контур плоской и объемной фигуры.

Нахождение моделей точки, линии в окружающей обстановке, создание моделей линии из веревки, нитки и т.д. Взаимное расположение точки и линии, взаимное расположение линий.

Развитие навыка ориентации на плоскости, развитие глазомера путем достраивания незаконченной линии. Пропедевтика понятия «симметрия» на наглядно-образном уровне, достраивание незаконченных рисунков с элементами симметричных фигур. Выдвижение гипотезы, проверка гипотезы опытным

путем. Развитие пространственного воображения через преобразования фигуры, наблюдение за изменением фигуры.

Прямая. Отрезок. Луч

Введение понятий «прямая», «отрезок», «луч» через геометрические образы. Выделение данных фигур из семейства линий установлением их отличительных признаков через сравнение. Бесконечность прямой. Построение прямой, отрезка, луча с помощью чертежной линейки. Отрезок и луч как части прямой. Сравнение прямой, отрезка, луча между собой.

Взаимное расположение на плоскости прямой, отрезка, луча.

Нахождение аналогов данных фигур в окружающей жизни.

Моделирование фигур из нитки, проволоки, шнурка, анализ моделей. Развитие геометрической зоркости (определение количества отрезков на рисунке). Развитие навыка ориентации на плоскости, сопоставление незаконченных рисунков, достраивание фигур, состоящих из отрезков.

Пропедевтика понятия «длина отрезка» (сравнение длин моделей отрезков путем наложения друг на друга). Конструирование из счетных палочек.

Угол. Треугольник

Введение понятия «угол» с опорой на интуитивные представления детей. Угол как фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. Элементы угла. Понятие «треугольник» на отвлеченном уровне. Развитие геометрической

зоркости (умение различать углы, треугольники среди других фигур). Конструирование из счетных палочек. Моделирование фигур из треугольников, составляющих квадрат.

Длина отрезка

Мотивация необходимости измерения длины. Понятие меры как средства измерения. Измерение разными мерками, анализ измерений. Необходимость использования единой мерки. Измерения с помощью измерительной линейки, откладывание отрезков заданной длины. Сравнение длин отрезков с помощью циркуля, построение суммы и разности отрезков с помощью циркуля и линейки. Сравнение длин отрезков на глаз, проверка с помощью инструментов. Мотивация необходимости введения новой меры длины _ дециметра. Различные варианты разбиения шестиугольника на части, моделирование из этих частей новых фигур. Достраивание незавершенных рисунков (в том числе симметричных) на размеченном точками листе, следуя инструкции. Анализ заданного разбиения

круга, анализ фигур, построенных из частей круга. Построение фигур из этих частей, вырезанных по заданному образцу.

Плоскость и пространство

Понятия «плоскость», «пространство» на наглядно-образном уровне. Свойства плоскости (бесконечна, не имеет толщины). Выделение объектов, являющихся моделями плоскости.

Плоская и пространственная фигуры. Сравнение плоских и пространственных фигур. Наблюдение за превращением фигуры на подвижной модели (книжка - раскладушка, расправленный лист бумаги, согнутый и т.д.), определение вида полученных фигур, обоснование ответа. Наблюдение данного объекта, выделение на нем плоских и пространственных фигур.

Создание из пластилина моделей пространственных фигур.

Моделирование плоских фигур из деталей игры «Удивительный треугольник». Геометрические тела и пространственные фигуры, их сходства и различия. Достраивание незаконченного рисунка с элементами пространственных фигур. Пропедевтика понятия «проекция геометрического тела» на наглядно-образном уровне (тело и его тень). Ориентация в пространстве, определение взаимного расположения произвольных объектов при рассмотрении с разных сторон. Развитие пространственного и проективного мышления, наблюдение конструкций из геометрических тел. Вид спереди, сверху, слева.

Выбор соответствующей проекции из предложенных, построение конструкции из кубиков в соответствии с данной проекцией. Линии на различных поверхностях, плоских и с кривизной.

Точки и линии (продолжение)

Сравнение понятий «точка», «линия», «прямая», «луч», «отрезок», взаимное расположение этих фигур. Закрепление свойств этих фигур в задачах на построение, классификацию.

Конструирование фигур из деталей игры «Волшебный квадрат_5» с опорой на интуитивное понимание свойств прямоугольного треугольника, параллелограмма, квадрата, отношений сторон этих фигур. Плоские фигуры как части поверхностей пространственных фигур (на моделях куба, параллелепипеда). Плоские линии, пространственные линии. Моделирование фигур перегибанием листа, вырезанием; построение гипотезы, ее экспериментальная проверка. Построение отрезков по заданным условиям.

Кривая линия

Понятие о кривой линии на наглядно-образном уровне. Определение кривой линии. Комбинации из прямой и кривой линий. Взаимное расположение кривых линий, прямых и кривых линий. Моделирование из проволоки, шнура. Достраивание незавершенных фигур с элементами кривых линий. Развитие геометрической зоркости, выделение на рисунке прямых, отрезков, лучей. Моделирование фигур перегибанием, вырезанием листа; наблюдение за изменением фигур. Изображение плоских кривых, пространственных кривых на геометрическом теле.

Ломаная

Понятие ломаной на наглядно-образном уровне. Введение определения ломаной. Выделение ломаных среди прочих линий. Введение определений элементов ломаной (звеньев, вершин). Соседние звенья ломаной. Построение ломаных. По_

строение с помощью циркуля суммы и разности звеньев ломаной. Длина ломаной. Плоские, пространственные ломаные.

Построение модели ломаной из проволоки.

Замкнутые линии и области

Понятие замкнутой линии и области на геометрических образах. Самопересекающиеся линии и замкнутые линии без самопересечений. Пространственные и плоские замкнутые линии. Выделение замкнутых линий среди прочих, характеристика выделенных линий. Построение этих линий на пластилиновой модели цилиндра. Построение (достраивание) замкнутых линий на плоскости. Использование модели для измерения длины произвольной замкнутой линии без самопересечений. Развитие геометрической зоркости, выделение

на рисунке замкнутых прямых. Анализ линий, составляющих данные рисунки, выбор лишнего рисунка, обоснование выбора. Моделирование пространственной замкнутой прямой из проволоки. Внутренняя, внешняя область замкнутой кривой.

Граница внешней и внутренней областей. Достраивание незавершенного рисунка на миллиметровой бумаге по инструкции, характеристика полученной линии.

Равенство фигур

Определение равенства фигур путем совмещения. Проверка данного способа экспериментальным путем. Конструирование из счетных палочек. Анализ исходной и полученной фигур с точки зрения их равенства. Построение гипотезы о равенстве фигур на примере двух ломаных, имеющих одну длину;

ее анализ, проверка экспериментальным путем. Определение равных фигур «на глаз», экспериментальная проверка.

Разные виды ломаных. Квадрат

Простая, самопересекающаяся, замкнутая ломаные. Построение ломаных. Плоская и пространственная замкнутая ломаная. Выделение ломаных разных видов на данных рисунках.

Комбинация понятий: «замкнутая ломаная», «замкнутая линия» и пр.

Квадрат как замкнутая ломаная со звеньями равной длины, расположенными под прямым углом. Конструирование из счетных палочек замкнутой ломаной _ модели квадрата.

Конструирование из счетных палочек моделей квадратов по инструкции. Конструирование равных и неравных квадратов.

Построение на листе в клетку равных, неравных фигур, элементами которых служат данные квадраты. Построение квадрата из данных фигур, анализ и выбор фигур.

1 класс

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

1.

Предмет геометрии

Геометрия как наука.

2.

Точка. Линия

Игра «Точка, запятая»

3.

Прямая. Отрезок. Луч

Вычерчивание прямой, отрезка, луча.

4.

Угол. Треугольник

Работа с треугольником

5.

Треугольник

Вычерчивание треугольников.

6.

Задачи на построение.

Занимательные задачи.

7.

Моделирование фигур из треугольников, составляющих квадрат.

Мозаика из геометрических фигур

8.

Длина отрезка

Упражнение в измерении.

9.

 Плоскость и пространство

Наблюдение.

10.

Плоскость и пространство

Наблюдение

11.

Точки и линии

Игра «Лабиринт»

12.

Кривая линия

Путешествие по кривой.

13.

Ломаная

Упражнение в вычерчивании

14.

 Замкнутые линии и области

Логические задачи.

15.

Замкнутые линии и области

Логические задачи

16.

Равенство фигур

Геометрическое лото.

17.

Равенство фигур

Геометрическое лото.

18.

Разные ломаные. Квадрат

Аппликация из геометрических фигур

19.

Разные ломаные. Квадрат

Аппликация из геометрических фигур

20.

Задачи на построение.

Занимательные задачи

21.

Конструирование из счетных палочек моделей квадратов по инструкции.

Конструирование

22.

Построение квадрата из данных фигур

Моделирование

23.

Шар.

Ознакомление

24.

Куб.

Ознакомление

25.

Цилиндр.

Ознакомление

26.

Решение геометрических задач.

Самостоятельная работа

27.

Создание моделей из пластилина.

Самостоятельная работа

28.

Экскурсия «Геометрия и мы».

Экскурсия

29.

Решение геометрических задач.

Занимательные задачи

30.

Конструирование из проволоки.

Самостоятельная работа

31.

Конструирование из цветной бумаги.

Самостоятельная работа

32.

Резерв.

33.

Резерв.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

_ учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

_ умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

_ понимание причин успеха в учебной деятельности;

_ умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

_ представление об основных моральных нормах.

Обучающийся получит возможность для формирования:

_ выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

_ устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

_ осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ принимать и сохранять учебную задачу;

_ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной

задачей;

_ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

_ анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

_ различать способы и результат действия;

_ адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

_ проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

_ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

_ анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;

_ находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

_ классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

_ устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

_ осуществлять синтез как составление целого из частей;

_ выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

_ формулировать проблему;

_ строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

_ устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

_ выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно_-следственных связей;

_ различать обоснованные и необоснованные суждения;

_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;

_ самостоятельно находить способы решения проблем

творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ принимать участие в совместной работе коллектива;

_ вести диалог, работая в парах, группах;

_ допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

_ координировать свои действия с действиями партнеров;

_ корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

_ задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

_ осуществлять взаимный контроль совместных действий;

_ совершенствовать математическую речь;

_ высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ критически относиться к своему и чужому мнению;

_ уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

_ принимать самостоятельно решения;

2 класс

На втором году обучения вводятся определения основных геометрических понятий. Продолжается знакомство с пространственными фигурами. Меняется качество детских чертежей, степень проникновения учащихся в отличительные особенности геометрических форм. Увеличивается количество выполняемых рисунков и чертежей, в том числе на неразлинованной бумаге, что заставляет глубже вникать в свойства фигуры.

Выполняются задачи на построение, составление и склеивание разверток моделей цилиндра, конуса. Изготовление моделей требует синтеза приобретенных знаний и умений, что делает их усвоение более глубоким. Изучение геометрии проводится еще в одном аспекте знакомство с шедеврами архитектуры, архитектурными стилями, предлагаются задания на распознавание изученных геометрических форм в этих сооружениях.

Развивается математическая речь, составляются описания, в которых присутствуют изученные геометрические понятия, более развернуто обсуждаются решения.

Окружность и круг. Сфера и шар

Обобщение знаний об изученных понятиях: различные виды линий, взаимное расположение точек и линий, пространство, плоскость. Закрепление понятий «пространственная фигура», «пространственное тело». Применение латинских букв для обозначения точек, прямых, отрезков, лучей, ломаных. Введение понятий «окружность», «круг». Построение окружности. Взаимное расположение точек и окружности, точек и круга. Чтение таблиц, работа по инструкции. Конструирование из деталей игры «Волшебный круг», различные варианты

построения заданных фигур. Введение определения сферы, шара. Модели сферы, шара. Сопоставление окружности, круга, сферы, шара, выявление их сходств и различий.

Радиус и диаметр

Понятие «радиус окружности (круга)». Выделение радиуса окружности из прочих отрезков в круге. Построение окружностей заданного радиуса. Измерение радиусов данных окружностей. Ведение понятий «хорда», «диаметр». Построение хорд, диаметров окружности. Связь между радиусом, хордой, диаметром. Знакомство с числом «пи». Определение опытным путем отношения длины окружности к ее диаметру, анализ полученных результатов. Введение определений «дуга окружности», «центр дуги», «радиус дуги». Построение дуг окружностей. Моделирование из бумаги. Наблюдение за изменением фигуры. Дуги окружности как основные элементы готических храмов. Введение определений «радиус сферы (шара)»,

«диаметр сферы (шара)». Планеты Солнечной системы как модели шара. Диаметр Солнца, Земли.

Цилиндр, конус, шар, усеченный конус.

Изображение тел на плоскости

Знакомство с разными видами цилиндров (прямых, наклонных), конусов, усеченных конусов (прямых, наклонных, усеченных). Описание и сравнение свойств, элементов цилиндра, конуса, усеченного конуса, шара. Различные способы изображения этих фигур на плоскости. Построение цилиндра, конуса, усеченного конуса, шара на плоскости. Конструирование фигур сложной формы из цилиндров, конусов, кубов. Вид спереди, сверху, сбоку (слева) этих конструкций. Создание конструкций по заданным проекциям (без использования это_

го термина). Развертка цилиндра (конуса). Анализ разверток, выбор развертки, соответствующей данному цилиндру (конусу) из предложенных. Создание чертежей разверток.

Простейшие задачи на построение

Задачи на построение, характеристика задач этого класса. Построение известных геометрических фигур. Анализ и обоснование алгоритма построения. Нахождение всевозможных вариантов построения, удовлетворяющих условию задачи. Описание последовательности построения.

Взаимное расположение окружностей

Различные варианты взаимного расположения окружностей (концентрические окружности, внутреннее и внешнее касание_ без использования этих терминов, пересекающиеся). Количество общих точек у окружностей, кругов. Наблюдение взаимного расположения окружностей, имеющих точку касания, выводы из наблюдений. Построение окружностей в соответствии с заданными условиями, проверка правильности построения. Связь между радиусами двух окружностей и отрезком, соединяющим их центры. Конструирование из деталей игры «Волшебный круг». Наблюдение узоров с элементами окружностей. используемых в архитектуре, создание своих орнаментов. Моделирование кругов из подручного материала, наблюдение за изменением фигуры, построение чертежа полученной фигуры. Конструкции из геометрических тел с окружностями в основании, изображение вида спереди, сверху, сбоку.

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

1.

Обзор изученных фигур Пространственные фигуры.

Повторение изученных фигур.

2

Использование латинских букв для обозначения фигур.

Знакомство с латинским алфавитом. Упражнение в обозначении фигур.

3

Выполнение чертежей на неразлинованной бумаге.

Чертежи различных изученных фигур.

4

Окружность и круг.

Сходство и различие между окружностью и кругом. Упражнение в вычерчивании окружности.

5

Построение дуг окружностей. Моделирование из бумаги.

Моделирование из бумаги.

6

Дуги и окружности как основные элементы готических храмов.

Заочное путешествие по готическому храму.

7

Сфера и шар. Конструирование сферы и шара.

Знакомство с новыми фигурами. Конструирование из подручных материалов.

8

Радиус и диаметр.

Знакомство с радиусом и диаметром. Упражнение в измерении.

9

Радиус и диаметр.

Упражнение в измерении

10

Цилиндр. Конус.

Знакомство с цилиндром и конусом.

11

Изготовление моделей цилиндра и конуса.

Изготовление моделей.

12

Цилиндр. Конус.

Цилиндр и конус в архитектуре.

13

Изготовление моделей цилиндра и конуса.

Моделирование.

14

Усечённый конус.

Знакомство с получением усечённого конуса и его использованием.

15

Знакомство с шедеврами архитектуры.

Усечённый конус в архитектуре.

16

Изображение тел на плоскости.

Упражнение в изображении тел на плоскости.

17

Конструирование фигур сложной формы.

Конструирование.

18

Создание чертежей развёрток.

Создание развёрток.

19

Первые задачи на построение.

Построение известных геометрических фигур.

20

Первые задачи на построение.

Построение известных геометрических фигур.

21

Первые задачи на построение.

Построение известных геометрических фигур.

22

Взаимное расположение окружностей.

Наблюдение за взаимным расположением окружностей.

23

Взаимное расположение окружностей.

Наблюдение за взаимным расположением окружностей

24

Построение окружностей.

Упражнение в построении.

25

Конструирование из деталей игры «Волшебный круг».

Конструирование.

26

Создание орнаментов в окружности.

Орнамент из геометрических фигур.

27

Моделирование кругов из подручного материала.

Моделирование.

28

Конструирование из цветной бумаги.

Конструирование геометрических фигур.

29

Конструирование из цветной бумаги.

Конструирование геометрических фигур.

30

Заочная экскурсия в Тулу. Архитектура города.

Знакомство с архитектурой Тулы.

31

Проект «Мы создаём город мечты»

Проектирование.

32

Проект «Мы создаём город мечты»

Проектирование.

33

Резерв.

34

Резерв.

3 класс

Продолжается совместное изучение плоских и пространственных фигур. Учащиеся возвращаются к рассмотрению изученных фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник) как

элементов геометрических тел. Рассматриваются треугольник и пирамида, прямоугольный параллелепипед и прямоугольник, куб и квадрат. Знания о свойствах этих фигур закрепляются при построении и изготовлении разверток геометрических тел. Углубляется понимание отношений «общее _ частное», связи между видами фигур (квадратом, прямоугольником, ромбом), объединенных в общее родовое понятие «четырехугольник». Продолжение работы с таблицами: упорядочивают данные с помощью таблицы, учатся читать таблицы. Математический язык расширяется путем введения новых определений, составления геометрических рассказов.

Многогранники и многоугольники

Описание данных геометрических фигур, выделение сходств и различий. Формирование на их примерах понимания отношений «общее _ частное». Анализ утверждений о свойствах фигур, выбор правильных, обоснование выбора. Сопоставление линий с их названиями. Достраивание незавершенных рисунков. Сопоставление пространственных фигур, выделение сходств и различий. Выделение среди них фигур, имеющих грани. Описание многогранников, многоугольников на примере этих фигур. Выделение многогранников, многоугольников на рисунках, среди окружающих предметов.

Элементы многогранника, многоугольника. Сопоставление понятий: многоугольник _ грань многогранника, сторона многоугольника _ ребро многогранника, вершина многоугольника _

вершина многогранника. Взаимное расположение многоугольников, отношение сторон. Конструирование многоугольников из деталей игры «Тетрамино». Определение многогранника.

Построение моделей многогранников из пластилина, счетных палочек. Изображение многогранников на плоскости. Различные виды многогранников (выпуклые, невыпуклые _ без использования этих терминов). Количество вершин (граней) многоугольника (многогранника), определяющее их название. Понятие диагонали многоугольника. Оценка верности логических

рассуждений о свойствах многоугольника (многогранника).

Периметр многоугольника

Понятие периметра многоугольника как длины замкнутой ломаной. Нахождение периметра по чертежам многоугольников. Конструирование моделей многоугольников из деталей

игры «Пентамино». Метр как основа метрической системы мер, приведение в систему знаний о единицах длины метрической системы мер _ миллиметре, сантиметре, дециметре,

метре, километре.

Прямоугольник и ром

Упорядочение понятий от общих к частным: прямоугольник, ромб как частные случаи четырехугольника, квадрат _как частный случай четырехугольника, прямоугольника, ромба. Выделение прямоугольников, ромбов среди многоугольников, квадратов среди прямоугольников, ромбов. Нахождение периметра ромба, стороны ромба по его периметру. Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино». Моделирование четырехугольников из счетных палочек.

Решение задач на построение.

Призма

Описание призмы. Определение призмы, ее элементов. Виды призм. Высота прямой призмы. Выделение призмы среди прочих фигур. Вид данного многогранника с разных сторон.

Призма в различных проекциях. Изготовление модели призмы из пластилина по чертежу. Вычисление высоты призмы по данным периметрам основания и боковой грани. Развертки

многогранников, определение среди них разверток призмы.

Выделение на развертках элементов призмы (боковых граней,

ребер, оснований).

Прямоугольный параллелепипед

Понятие прямоугольного параллелепипеда как частного случая шестигранника и прямой призмы. Понятие куба как частного вида прямоугольного параллелепипеда. Выделение

прямоугольных параллелепипедов (кубов) в окружающих предметах. Упорядочение данных понятий от общих к частным. Работа с развертками прямоугольных параллелепипедов

(кубов), выделение на них элементов фигуры (противоположных граней, соседних граней).

Построение прямоугольного параллелепипеда (куба) по его развертке. Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино». Логические высказывания о свойствах квадрата, ромба и куба.

Построение многогранников из кубиков.

Виды треугольников

Углы, виды углов. Треугольники, классификация треугольников по углам, соотношению сторон. Сопоставление треугольников с соответствующими описаниями. Выделение треугольников, образованных диагоналями прямоугольника, определение их вида. Логические высказывания об углах в треугольнике. Прямоугольный треугольник, элементы треугольника. Решение задач на построение треугольников. Подведение под понятие о сумме двух сторон треугольника и третьей его стороне. Построение треугольной призмы по данным проекциям. Конструирование треугольников из счетных палочек. Периметр треугольника.

Пирамида

Понятие пирамиды. Названия пирамид (по многоугольнику, лежащему в основании). Выделение пирамид среди других фигур. Изображение ее на плоскости. Изготовление модели

пирамиды из пластилина, палочек одинаковой длины, по чертежу. Сравнение и анализ свойств пирамиды и конуса. Развертка пирамиды. Связь количества граней, ребер пирамиды с количеством сторон многоугольника в основании. Понятие тетраэдра, октаэдра. Построение развертки тетраэдра (октаэдра).

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

1.

Обзор изученных фигур

Повторение изученных фигур.

2

Многогранники и прямоугольники. Свойства фигур.

Изучение свойств многогранников.

3

Выделение сходств и различий фигур, имеющих грани.

Знакомство с понятиями: грань, ребро, вершина многогранника.

4

Достраивание незавершённых фигур.

Практическое занятие.

5

Конструирование многогранников.

Конструирование.

6

Построение моделей многогранников из пластилина и счётных палочек.

Моделирование.

7

Изображение многогранников на плоскости.

Упражнение в вычерчивании многогранников.

8

Свойства многоугольников.

Отработка верности логических суждений.

9

Периметр многоугольника.

Понятие периметра многоугольника как длины замкнутой ломаной.

10

Практическое занятие по нахождению периметра многоугольника.

Практическое нахождение периметра в разных единицах длины.

11

Прямоугольник и ромб. Квадрат.

Вычерчивание прямоугольника, ромба и квадрата. Выявление сходств и различий.

12

Периметр ромба. Нахождение стороны ромба по его периметру.

Решение задач на нахождение периметра.

13

Моделирование из счётных палочек.

Моделирование.

14

Решение задач на построение.

Решение задач на построение.

15

Призма. Элементы призмы.

Практическое знакомство с призмой.

16

Изготовление призмы из пластилина по чертежу.

Моделирование.

17

Вычисление высоты призмы.

Решение задач.

18

Выполнение развёртки призмы.

Построение призмы.

19

Прямоугольный паралеллепипед.

Практическое знакомство с паралеллепипедом.

20

Построение куба по его развёртке.

Практическое занятие по выполнению чертежей.

21

Построение многогранников из кубиков.

Моделирование.

22

Виды треугольников.

Вычерчивание различных видов треугольников.

23

Углы. Виды углов.

Измерение и вычерчивание углов.

24

Прямоугольный треугольник.

Свойства прямоугольного треугольника.

25

Построение треугольной призмы по данным проекциям.

Конструирование.

26

Конструирование из палочек.

Конструирование.

27

Пирамида.

Практическое знакомство с пирамидой.

28

Изображение пирамид на плоскости.

Практическая работа.

29

Изготовление модели пирамиды из пластилина, палочек одинаковой длины по чертежу.

Моделирование.

30

Свойства пирамиды и конуса.

Сравнительная характеристика пирамиды и конуса.

31

Работа с таблицами.

Упражнение в чтении таблиц.

32

Составление геометрических рассказов.

Упражнение в составлении геометрических рассказов.

33

Резерв.

34

Резерв.

                      Учебные и методические пособия:

Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Знакомство с фигурами: тетрадь по геометрии/ Под ред. Е.П. Бененсон. _ Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. _ 64 с.

Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Плоскость и пространство: тетрадь по геометрии/Под. ред. Е.П. Бененсон. _ Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2004. _ 32 с.

Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Мир линий: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. _ Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2001. _ 64 с.

Бененсон Е.П., Итина Л.С. Окружность и круг. Сфера

и шар: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. _ Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2004. _ 80 с.

Бененсон Е.П., Итина Л.С. Многогранники и многоугольники: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. _ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2006. _ 80 с.

Бененсон Е.П., Итина Л.С. Площадь и объем: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. _ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2007. _ 48 с.

Кормишина С.Н. Геометрия вокруг нас: тетрадь для практических работ. 2, 3 класс/Под ред. И.И. Аргинской. _ Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. _ 80 с1.

Бененсон Е.П. Методическое пособие к тетради «Окружность и круг. Сфера и шар». _ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2004. _ 32 с.

Бененсон Е.П. Методическое пособие к тетради «Многогранники и многоугольники». _ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2007. _ 96 с.

Бененсон Е.П. Методическое пособие к тетради «Площадь и объем». _ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2007. _ 48 с.

Специальное сопровождение (оборудование):

_ набор приспособлений для крепления таблиц;

_ демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (чертежные и измерительные линейки, циркули, транспортиры, набор угольников);

_ демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических тел, подвижные модели геометрических фигур, развертки геометрических тел;

_ детали игр «Удивительный треугольник», «Волшебный квадрат», «Танграм»;

_ магнитная доска;

_ компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.

 

  Использованная литература по всем направлениям работы:

 

1.     Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

2.     Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М. : Знание, 1987.

3.     Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для первоклассника. В 2-х ч. – М. Издательский дом. С-инфо; Издательство «Баласс», 2006.

4.     Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.

5.     Саплина Е.В., Саплина А.Н. Введение в историю. 3 класс :Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М. : Дрофа, 1997.

6.     Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании»./ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой – Nestle, М. 2002.

7.     Спортивные игры. / Под редакцией Ю.И. Портных. М. : Ф и С, 1975.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"

Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности  для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Авторская программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Уроки театра"

Программа может быть использована для внеурочной деятельности (общекультурное направление) в рамках ФГОС...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса

Рабочая  программа кружка  "Художественное слово" (34 часа) 1 класс...

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4 классов

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4  классов...

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4   классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»...

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4  классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»...