Особенности реализация системно-деятельностного подхода в обучении учащихся в начальной школе
статья

Ткачева Юлия Юрьевна

Совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.pedsovet.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности реализация системно-деятельностного подхода в обучении учащихся в начальной школе

«Можно накормить голодного рыбой, 
а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам».

         Цель педсовета: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении.

 

        Задачи педсовета:

 1.Обсудить деятельность педагогического коллектива  в условиях обновления содержания системы образования;

 2. Обобщить и систематизировать теоретические положения о системно-деятельностном подходе в обучении;

 3.Выявить опыт работы педагогов по применению системно-деятельностного подхода в обучении;

 4. Выработать рекомендации.

  Решение:

  1. Всем педагогам активизировать работу по самообразовательной деятельности, посещая уроки коллег с целью изучения опыта реализации СДП.
  2. Использовать теоретические знания и опыт работы коллег для активизации применения деятельностного подхода в учебном процессе.

                Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.
Потому так важно формировать у ребенка правильную гражданскую активную позицию, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на эти важные задачи и направлен  ФГОС НОО.  В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход.

Что означает системно-деятельный подход?

    Система — целостность, выстроенная взаимосвязь между всеми элементами.    

    Деятельность — в педагогике (игровая, учебная, трудовая) в психологии (сенсорная, мыслительная и т.д.)

    Само понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году, когда соединили системный подход классиков науки Б.Т.Ананьева и Б.Ф.Ломова и деятельностный, который всегда был системным Л.С. Выготского, Л.В.Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Системно-деятельный подход является попыткой объединения этих подходов =>

 Для всех педагогов этот подход далеко не новый и наверняка используется в работе.

            Системно-деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом, это организация образовательной деятельности, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

  Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Позиция учителя к классу не с ответом, а с вопросом.

Позиция ученика активное познание мира в специально организованных условиях.

    Что обеспечивает системно-деятельностный подход:

  • Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
  • Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования (связь с социумом).
  • Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
  • Построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических особенностей обучающихся.
  • Достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы  начального общего образования и создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности.

   Системно-деятельностный подход предполагает:

  • Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)
  • Гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Это создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, видов, способов деятельности.

     Обучающиеся являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в образовательной деятельности, где ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

          Поэтому учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения,  Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения».

Реализация деятельностного подхода возможна при любой программе и обеспечивается системой дидактических принципов:

Реализация деятельностного подхода  в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,  что способствует успешному формированию его способностей, общеучебных умений.

 Принцип непрерывности - означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

Принцип целостности –  у ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне  и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание  на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

          Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

В чём же сущность деятельностного подхода?

Она раскрывается в принципе деятельности, который  можно охарактеризовать  китайской мудростью «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя  самому.  Точно также способности учащихся формируются лишь тогда, когда они  включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Заключение

 Реализация  деятельностного  подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

 Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся  его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений  о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся  осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность   младших школьников процессом познания.

 Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

Проект решения педсовета:

1.1. Продолжить методическое просвещение педагогов по теории и практике системно-деятельностного подхода в обучении через методсеминары, заседания ШМО.

2.1. Использовать теоретические знания и опыт работы коллег для активизации применения системно-деятельностного подхода в образовательной и воспитательной деятельности.

В наше время системно-деятельностный подход положен в основу разработки Концепции федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, приоритетным направлением, которых является «соответствия  учебной  деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.

      Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по кото...

«Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе»

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической  грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступ...

Особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе

В материале рассмотрены приемы организации учебных ситуаций в  системно-деятельностном уроке, отражены показатели эффективности организации урока в рамках деятельностного подхода....

Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...

Особенности реализации системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников

С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта в современной школе широко применяются на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный  – системно-де...