Конспект родительского собрания (проектная деятельность совместно с родителями) "Предметы народного быта".
проект

Швецова Светлана Алексеевна

Цель:

  1. Формирование и развитие коммуникативной компетенции  участников проекта.
  2. Развитие самостоятельной деятельности учащихся по поиску, систематизации и анализу информации.
  3. Активизация творческой и интеллектуальной инициативы учащихся.
  4. Развитие навыков и умений презентации продукта деятельности. 

Задачи собрания:

  1. Познакомить с темой проекта, расширить знания об интерьере русской избы.
  2. Активизировать родителей для участия и сотрудничества в проектной деятельности.
  3. Разработать с родителями в ходе практической работы план совместной исследовательской деятельности детей, учителя и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Проектная деятельность совместно с родителями

Тема: «Предметы народного быта»

Цель: 

  1. Формирование и развитие коммуникативной компетенции  участников проекта.
  2. Развитие самостоятельной деятельности учащихся по поиску, систематизации и анализу информации.
  3. Активизация творческой и интеллектуальной инициативы учащихся.
  4. Развитие навыков и умений презентации продукта деятельности. 

Задачи собрания:

  1. Познакомить с темой проекта, расширить знания об интерьере русской избы.
  2. Активизировать родителей для участия и сотрудничества в проектной деятельности.
  3. Разработать с родителями в ходе практической работы план совместной исследовательской деятельности детей, учителя и родителей.

Гипотеза  исследования:

Чтобы расположить предметы интерьера в избе, русский человек должен был учитывать, место, назначение утвари, его историю.

Ход собрания

Учитель: Добрый вечер, уважаемые родители. Тему нашего сегодняшнего собрания  я объявлю чуть позже, но сразу скажу, что она будет связана с исследовательской деятельностью.

- При подготовке этого  собрания  и в его основу положена презентация «Предметы народного быта», которую совместными действиями создали ученики нашего класса после небольшого исследования.

- Тему проекта выбрали сами ребята после того, как прочитали сказку Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна». У многих ребят возник вопрос, что это за предмет «веретено», которым можно уколоться, поцарапаться и умереть.

Мы нашли в толковом словаре С.И.Ожегова, что веретено – это приспособление для прядения, стержень для навивания нити. Данное толкование не только не прояснило непонятное, но и породило новые вопросы: а что такое прядение, навивание, прялка? Решено было сходить в краеведческий музей и увидеть старинные предметы быта, узнать о них подробнее.

В результате экскурсии появилась следующая презентация, подготовленная всеми детьми класса: отдельная группа детей готовила фото и иллюстрации;  другие составляли презентацию; третьи сочиняла текст, но сразу хочу оговориться: корректировали его под моим руководством. (Демонстрация слайдов предметы старинного быта.)

Тема старины так заинтересовала ребят, что они решили узнать о русской избе. Тем более, что сейчас многие горожане покупают или строят дома в деревне, старясь подобрать интерьер старинной избы.

Это и будет тема нашего с вами совместного проекта «Русская изба»

ПОМНИТЕ: вы не выполняете за детей работу, вы им только помогаете, контролируете, играете роль источника информации наравне с  такими, как экскурсия,  книги, фильмы, Интернет и др.

Прежде чем мы обговорим наши совместные планы и действия, посмотрите небольшой видеосюжет и подумайте, какие важные детали, предметы интерьера можно выделить для исследования. В чем бы вы могли помочь детям? (Просмотр видеосюжета.)

Учитель: Мы пришли в горницу - самая нарядная и красивая комната в русской избе, в ней принимали гостей.

Обратите внимание, как обставлена изба, есть ли  предметы интерьера, незнакомые даже вам, какой предмет занимает больше всего места в  горнице?

         Учитель: (вопрос родителям) Обставить русскую  избу -  это  высокое  искусство, как и все, что создал талантливый русский народ. На какие части интерьера, по – вашему, стоит обратить внимание, создавая проект? (слайд)

  1. Горница
  2. Печь, ее устройство
  3. Пол, покрытие
  4. Стол, посуда, правила за столом
  5. Передний – красный угол (что это такое, что там размещалось?)
  6. Лавка, сундук (их принадлежность)

Учитель: Может быть, кто-то из вас уже сейчас хочет поделиться своими знаниями?

Родители: В старинной русской избе была всего лишь одна комната. Родитель: В  избе   самым  главным была печь: занимала самое почётное место,  почти половину избы занимала русская печка.

Родитель: Печь  кормила,   защищала  от холода,  лечила от болезней.  На  ней  можно было сушить впрок грибы, травы.  Даже  помыться  можно  было.  

Родитель: Небольшие  углубления в  стенах печи служили для  сушки лучины или в  зимнюю пору для  просушки  варежек. Рядом с  печью  стоят железные  ухваты, которыми ставят в  печь и  достают  из  печи чугунки.

Учитель: Перед  устьем  печи устроен  шесток на  котором  размещали чугунки. Под  шестком снизу  печи  можно  увидеть углубление  для  хранения  дров. А также  рядом находится кочерга и  лопата  для  выпечки хлеба

- Как устроена печь?

Родители: Труба, окно, шесток, заслонка, лежанка

Родитель: Я знаю, что у печи были полати, на них спали. А еще на печи ездил Емеля. И печка есть во многих сказках.

Учитель: А для чего пол покрывали половиками и из чего их изготавливали русские хозяйки?

Родитель: Пол покрыт ковриками, половиками, их ткали сами хозяйки дома.

Родитель: Посуда была глиняной и деревянной. Украшение посуды росписью и резьбой.

Учитель: Длинными зимними вечерами посуду украшали росписью и резьбой. Вся семья собиралась за столом.

Родитель: Младшие дети помогали матери накрывать на стол, расставлять кружки и раскладывать ложки, каждому свою личную.

Учитель: Потом к столу подходил хозяин, резал хлеб, садился за стол. И только после этого по старшинству, все занимали свои места.

Родитель: Правила поведения за столом были довольно строгими: нельзя было стучать и скрести ложкой о посуду, стучать по столу, бросать остатки пищи на пол, громко разговаривать, смеяться.

Учитель: Хозяин следил, чтобы  каждый ел, не  обгоняя  других.  При этом  гущу из  похлебки – и  особенно  мясо  или  сало,   можно  было  зачерпывать  только  после  того,  как  это  

сделает глава  семейства.

Не следовало, есть в «прихлебку»  т.е. зачерпывать  похлебку дважды  не  откусив  хлеба  брать на  одной  ложке  два  куска  мяса. Если  кто-то из  едоков  по  рассеянности  или какому–либо умыслу  нарушал эти правила, то  незамедлительно  получал  ложкой  по  лбу.

Родитель: Самым  главным перед  едой  считалось вымыть  руки и,  прежде чем  сесть за  стол, перекреститься. Иконы всегда находились в переднем углу. Его называли красным.

 Учитель: В  переднем  углу избы   находился  духовный  центр  дома.  Духовный  - от  слова  «душа». Божница  -  находилась  в   красном  углу. Это  маленькая  полочка,  на  которой  стояли одна  две  иконы.   Это  сфера,  которая   ведает  чувствами  человека,  его  мыслями,  горестями и  радостями. Для  того  чтобы  поделиться  своими  бедами,  обидами,   страхами,  попросить  любви  и  счастья,  люди  обращались  к  иконам,  украшенным  вышитыми  полотенцами.

         Родитель: Лавку  мастерил  сам хозяин из  толстых широких  досок .Лавка  прибивалась к  стене на  ней  спали дети. На сундуке тоже могли спать и в нем хранили вещи.

Учитель: У  каждого члена  семьи  было  свое  место. Сундуки  обязательная  принадлежность  избы. В  них  хранили  одежду и  другую   домашнюю  утварь.  Сундуки  делали  большие  и  маленькие.

Учитель: Мы уже выполняли совместные проекты. Но хочу напомнить, что проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика.

        Однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью.

Еще раз напоминаю: родители, держим за спиной свои "помогающие ручки", мы помогаем найти ВМЕСТЕ (слайд)

  • информацию в книгах,
  • сводить в библиотеку,
  • поискать в Интернете,
  • помочь отобрать главное,
  • помочь оформить аккуратно результаты поиска.

Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".

Учитель: Давайте поговорим о том, что могло бы получиться в процессе исследования. (Устное обсуждение.)

  1. Это может быть электронное пособие

Учитель: Электронное  пособие  позволяет облегчить понимание и запоминание наиболее существенных понятий, примеров, вовлекая в процесс обучения слуховую, зрительную и эмоциональную память.

  1. «Убранство русской избы»

Родители: Там могут быть фотографии или иллюстрации, с пояснениями. Учитель: Думаю, начать нужно с того, что значит слово изба (из истории

возникновения).

Учитель: Какие предложения будут у вас? Какие еще разделы выделим? О чем сегодня говорили? (слайд)

2. Печь, ее устройство и назначение

3. Подобрать (в качестве иллюстраций) пословицы, поговорки о печи, в каких сказках она является действующим персонажем.

4. Пол, покрытие.

5. Стол, посуда; правила поведения за столом.

6. Передний (красный) угол; его назначение в избе.

7.  Лавки, сундуки, их назначение.

Родители: Можно предложить одной группе создать макет русской избы с внутренним убранством.

Учитель: Обсудите в парах, выберите, какую тему с детьми вам бы хотелось изучить.

Учитель: Я предлагаю через 2 недели представить первые материалы: что нашли, что получилось. А конечный результат, я думаю, представим через месяц.

Учитель: Как вы считаете, родители, хватит этого времени?

Родитель: Думаем, что одного месяца будет достаточно.

Учитель: Уважаемые родители, до свидания. Желаю активного творческого процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Проектная деятельность учащихся и родителей как способ взаимодействия семьи и школы"

Родительское собрание на тему "Проектная деятельность" с участием учащихся подготовивших проект на тему "Народная кукла"....

Родительское собрание "Проектная деятельность в начальной школе"

Конспект  родительского собрания в 1 классе...

Родительское собрание "Проектная деятельность"

В материале рассказывается о проектной деятельности в начальной школе и роле родителей при организации проектной деятельности...

Родительское собрание "Проектная деятельность"

Родительское собрание "Проектная деятельность в начальной школе" октябрь 2016 г.  Краткий обзор проделанной работы....

Родительское собрание" Проектная деятельность"

Родительское собрание во 2 классе по теме "Проектно-исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте" Цель: знакомство родителей с проектно-исследовательской деятельностьюЗада...

Родительское собрание "Проектная деятельность в начальной школе"

Презентация знакомит родителей с целями и задачами проектов, с основными видами и этапами проектной деятельности....