Применение инновационных педагогических технологий в воспитательной работе
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Вануйто Ирина Петровна

Использование игровых педагогических технологий в воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vanuyto_i.p._doklad_na_mo.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Окружная санаторно-лесная школа» г.Салехард

        

Доклад

«Применение инновационных педагогических технологий в воспитательной работе»

Подготовила

воспитатель

Вануйто И.П.

2019 г.

На практике теория осуществляется с помощью технологии. Легко установить, что означает слово «технология», образованное  от латинских слов «техне» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука. 

 Инновация рассматривается как результат творческого процесса. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств. Инновации в воспитании – это системы долгосрочные, основанные на использовании новых  воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков позволяющих нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

- диагностирование

- целеполагание

- проектирование

- конструирование

- организационно- деятельностный компонент

- контрольно- управленческий компонент

Современные технологии – это игровые, информационные, здоровьесберегающие, шоу-технологии, коммуникативные, коллективно-творческие дела.

В основе их лежит определённая направленность, последовательность действий, ведущая к искомому результату.

Инновационные технологии:

- коллективно творческое дело

- информационно-коммуникативные

- нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальные марафоны)

- социальное проектирование

- организационно-деятельностные игры

-технология исследовательской деятельности

- технология проектов

- технология дидактической игры

- здоровьесберегающая технология

- личностно-ориентиованная технология

- экологообразовательные

- кейс-технологии

- арт-технологии

- шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)

- групповая проблемная работа (разработка проектов)

- диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)

- диалог «педагог-воспитанник» 

- тренинг общения

- «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, имеющих ярко выраженную учебно-познавательную направленность. Виды педагогических игр:

- деловые (моделируют управленческие или производственные ситуации; цель – обучение принятию решений, усвоение или закрепление учебного материала);

- имитационные (моделируют деятельность какой-либо организации или подразделения; цель – формирование практических умений и навыков);

- операционные (моделируют рабочий процесс; цель – отработка конкретных специфических операций);

- игры исполнения ролей (моделируют «пьесу ситуации»; цель – отработка тактики поведения, выполнения обязанностей конкретного лица);

- «деловой театр» (инсценировка ситуации; цель – выработка навыков позитивного общественного поведения);

- психодрама и социодрама (социально- психологический «театр»; цель – развитие «человеческих» качеств личности).

Шоу-технологии – деление участников на выступающих и зрителей; соревноваться на сцене; заготовленный организаторами сценарий. Структура: запуск, задания- конкурсы, финал. Три основных психологичкских механизма: эмоциональное заражение, соревновательность, импровизация.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога. Цель здоровьесберегающей технологии- обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.

Арт-технологии – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой  многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Искусству принадлежит роль естественного проводника переживаний или симптомов, и всё это независимо от возраста, пола, болезни, чувств, переживаний. Термин «арт - терапия» (лечение искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния. К формам арт-терапии относятся: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, имаготерапия (театральное действие), кинезитерапия (движение танца), библиотерапия, фототерапия.

Социальное проектирование – особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся. К основным задачам социального проектирования относятся: повышение общего уровня культуры школьников за счёт получения дополнительной информации, формирование навыков «разумного социального» поведения в сообществе, закрепление навыков командной работы, совершенствование полезных социальных навыков и умений.

Кейс-технология (метод конкретных ситуаций) - основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа выявления проблем поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы. Цели, достигаемые при использовании кейс- технологии: интеллектуальное развитие обучаемых, осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций, приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений, формирование готовности к оценке и принятию решений, обеспечение повышения качества усвоения знаний за счёт их углубления и обнаружения пробелов, развитие коммуникативных навыков. Кейс-метод – это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций. Отличительная особенность метода – создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, учебный материал подаётся в виде проблем (кейсов). Виды кейсов:

- ситуации-иллюстрации представляет ситуацию и поясняет причины её возникновения, описывает процедуру её решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ её решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие;

- ситуации-упражнения описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретённые теоретические знания;

- ситуации – оценки описывает положение, выход из которого уже найден либо представлен. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и её решения;

- ситуации – проблемы представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.

В своем докладе я рассмотрю два метода конкретных ситуаций:

  1. ситуации-иллюстрации;
  2.  ситуации-оценки.

Под данный метод как нельзя лучше подходят притчи для детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает, что одной из целей изучения литературы должно стать формирование «потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире» (ФГОС). Нельзя сказать, что это новая для нас, педагогов, задача, но от этого она не становится более лёгкой.

Преподаватели всегда ломали голову над тем, как сформировать потребность в чтении и как сделать так, чтобы именно чтение помогало бы ребятам находить выход в сложных жизненных ситуациях. И надо признать, что произведения в жанре притчи вызывают у учеников большой интерес, так как в этих простых и занимательных историях обобщён философский опыт, как отдельных авторов, так и всего народа.

Достоинство притчи – маленький объём: можно не беспокоиться о том, что ученики не успеют справиться с работой. Притча сама по себе лаконична, и исключить из неё можно лишь немногое, зато дети точно понимают, без чего нельзя обойтись, чтобы не потерять смысл истории. В-вторых, достоинство притчи – чётко выраженный сюжет. Это особенно важно для учеников начальной школы. Они должны точно запомнить последовательность событий, понять логику повествования, что, конечно, позволяет тренировать базовые навыки и умения: такие уроки помогут нам в формировании «умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления» (ФГОС). Притчи можно использовать на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в начальной школе, а также на уроках литературного чтения, уроках развития речи. Тесты притч можно использовать для работы над изложением. Они направлены на формирование общеучебных навыков - понимать текст, выделять главное, анализировать, озаглавливать. К притчам предлагается ряд заданий, которые дети должны выполнить и которые требуют повторного чтения притчи. Притчи носят огромную воспитывающую нагрузку.

ПРИТЧА «РАДУГА И ВОРОБЕЙ».

 Прошла гроза. Встала над полем радуга. И решил воробей: - Сколько мне уже можно таким невзрачным быть? Выкупаюсь я в ней и стану таким же красивым, как попугай! Полетел он к радуге, но та уходила все дальше и дальше. А после и вовсе исчезла. Опустился воробей на землю и так огорчился, что даже не заметил, как угодил в разложенную на траве сеть. - А-а, это всего-навсего воробей! – разочарованно воскликнул птицелов, увидев добычу, и выпустил воробья. А стань тот, и правда, похож на попугая, до конца своих дней лишился б свободы! (90 слов).

 (Задания по тексту): Прочитай текст. Назови главного героя притчи. - Каким ты себе представляешь воробья? - Объясни значение слова «невзрачный». Подбери к нему синонимы. - Почему воробью захотелось стать разноцветным? - Найди предложение в притче, которое показывает нам состояние воробья после того, как он не смог догнать радугу. - Для чего была разложена сеть на траве? Объясни значение слова «птицелов». - Почему птицелов отпустил воробья? - Что спасло воробья? - Объясни смысл последнего предложения. - Чему учит притча? Сделай вывод о предназначении каждого живого существа на земле.

Наглядный показ на интерактивной доске имеет не менее важное значение, ведь дети могут вернуться к прочитанному, увидеть иллюстрацию, продумать еще раз. Глубокое эмоциональное восприятие дают видео-притчи, подобранные по тематическим направлениям: о дружбе, о верности, о милосердии и т.д.

 

Показатели нового качества воспитательного процесса:

- повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;

- повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

- осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с школьниками;

- развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование и умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;

- развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально- творческой деятельности и творческой активности учащихся;

- развитие способности свободного культурного общения.

Благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес у учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологий в воспитательной работе.

Сообщение на ШМО классных руководителей. Из опыта работы....

Применение инновационных технологий в воспитательной работе

Применение инновационных технологий в воспитательной работе...

Применение инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе

В настоящее время в начальной школе на уроках  и внеурочной деятельности активно внедряется технология развития критического мышления.Базовая модель технологии состоит из трёх этапов (стадий): ст...

Инновационные педагогические технологии в практике работы учителя начальных классов .

В статье освещены вопросы о инновационных педагогических технологиях в практике работы учителя в свете подготовки к работе по ФГОС 3 поколения ....

Применение инновационных технологий в воспитательной работе

В статье дается описание инновационных воспитательных технологий и способы их применения...

Применение инновационных педагогических технологий в начальных классах

В статье рассматриваются преимущества внедрения в педагогику передовых, информационных технологий. Приводятся, разновидности  технологий обучения в начальных классах, а также развитие навыков и к...