Применение инновационных технологий в воспитательной работе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Лебедева Лариса Евгеньевна

В статье дается описание инновационных воспитательных технологий и способы их применения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»

Выступление на МО классных руководителей

«Применение инновационных технологий в воспитательной работе »

Классный руководитель

0 А класса

Лебедева Лариса  Евгеньевна

Смоленск 2021

                                                                             …Творчество есть необходимое

                                                                 условие существования, и всё,

что выходит за пределы рутины и

 в чём заключена хоть йота нового,

                                                                 обязано своим происхождением

                                                                    творческому процессу человека…

Л.С. Выготский

Вступление

На практике теория осуществляется с помощью технологии. Легко установить, что означает слово «технология».  Оно образованно  от латинских слов «техне» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука. 

 Инновация рассматривается как результат творческого процесса. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств. Инновации в воспитании – это системы долгосрочные, основанные на использовании новых  воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков позволяющих нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

- диагностирование

- целеполагание

- проектирование

- конструирование

- организационно- деятельностный компонент

- контрольно- управленческий компонент.

Основная часть

Современные технологии – это игровые,  информационные,  

здоровьесберегающие,  шоу-технологии, коммуникативные, коллективно-творческие дела.

В основе их лежит определённая направленность, последовательность действий, ведущая к искомому результату.

Инновационные технологии:

- коллективно творческое дело

- информационно-коммуникативные

- нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальные марафоны)

- социальное проектирование

- организационно-деятельностные игры

-технология исследовательской деятельности

- технология проектов

- технология дидактической игры

- здоровьесберегающая технология

- личностно-ориентиованная технология

- экологообразовательные

- кейс-технологии

- арт-технологии

- шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)

- групповая проблемная работа (разработка проектов)

- диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)

- диалог «педагог-воспитанник» 

- тренинг общения

- «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, имеющих ярко выраженную учебно-познавательную направленность. Виды педагогических игр:

- деловые (моделируют управленческие или производственные ситуации; цель – обучение принятию решений, усвоение или закрепление учебного материала);

- имитационные (моделируют деятельность какой-либо организации или подразделения; цель – формирование практических умений и навыков);

- операционные (моделируют рабочий процесс; цель – отработка конкретных специфических операций);

- игры исполнения ролей (моделируют «пьесу ситуации»; цель – отработка тактики поведения, выполнения обязанностей конкретного лица);

- «деловой театр» (инсценировка ситуации; цель – выработка навыков позитивного общественного поведения);

- психодрама и социодрама (социально- психологический «театр»; цель – развитие «человеческих» качеств личности).

Шоу-технологии – деление участников на выступающих и зрителей; соревноваться на сцене; заготовленный организаторами сценарий. Структура: запуск, задания- конкурсы, финал. Три основных психологичкских механизма: эмоциональное заражение, соревновательность, импровизация.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога. Цель здоровьесберегающей технологии- обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.

Арт-технологии – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой  многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Искусству принадлежит роль естественного проводника переживаний или симптомов, и всё это независимо от возраста, пола, болезни, чувств, переживаний. Термин «арт - терапия» (лечение искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния. К формам арт-терапии относятся: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, имаготерапия (театральное действие), кинезитерапия (движение танца), библиотерапия, фототерапия.

Социальное проектирование – особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся. К основным задачам социального проектирования относятся: повышение общего уровня культуры школьников за счёт получения дополнительной информации, формирование навыков «разумного социального» поведения в сообществе, закрепление навыков командной работы, совершенствование полезных социальных навыков и умений.

Кейс-технология (метод конкретных ситуаций) - основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа выявления проблем поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы. Цели, достигаемые при использовании кейс- технологии: интеллектуальное развитие обучаемых, осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций, приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений, формирование готовности к оценке и принятию решений, обеспечение повышения качества усвоения знаний за счёт их углубления и обнаружения пробелов, развитие коммуникативных навыков. Кейс-метод – это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций. Отличительная особенность метода – создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, учебный материал подаётся в виде проблем (кейсов). Виды кейсов:

- ситуации-иллюстрации представляет ситуацию и поясняет причины её возникновения, описывает процедуру её решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ её решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие;

- ситуации-упражнения описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретённые теоретические знания;

- ситуации – оценки описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и её решения;

- ситуации – проблемы представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.

Технология коллективной творческой деятельности, основными этапами которой являются:

  1. подготовка педагога к проведению КТД (традиционное: ориентация педагога на развитие коллектива; личностно ориентированное КТД: ориентация педагога на развитие индивидуальности воспитанников);
  2. коллективное целеполагание и планирование (традиционное КТД: социальные основания дела, акцент на групповой работе; личностно ориентированное КТД: дело как потенциал личностного развития, индивидуальных вкладах, на авторство идей);
  3.  подготовка дела (акцент на дружной групповой работе; личностно ориентированное КТД: акценты на добровольность принятия ролей, поручений);
  4. проведение дела ( традиционное КТД: участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана; личностно ориентированное КТД: структура дела выбирается с учётом самоопределения воспитанников в отношении ролей, поручений);
  5. коллективное подведение итогов (традиционное КТД: основные вопросы – критерии: Как мы организовали дело? Как мы проявили свою коллективность?; личностно ориентированное КТД: вопросы –критерии, акцентирующие значимость дела для понимания и развития себя как индивидуальности);
  6.  последействие (традиционное КТД: закрепление коллективного успеха, преодоление препятствий в развитии коллектива;  личностно ориентированное КТД: закрепление индивидуального успеха, преодоление препятствий в развитии личности). Выделяются виды КТД: познавательные дела, трудовые дела, художественные дела, спортивные дела, экологические дела, досуговые дела. Содержание КТД предполагает: создание условий для творческого развития личности ребёнка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, создание условий для личностного и профессионального самоопределения, профилактика асоциального поведения.

Применение на практике

Показатели нового качества воспитательного процесса:

- повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;

- повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

- осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с школьниками;

- развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование и умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;

- развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально- творческой деятельности и творческой активности учащихся;

- развитие способности свободного культурного общения.

Вывод. Благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у обучающихся, и у их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологий в воспитательной работе.

Сообщение на ШМО классных руководителей. Из опыта работы....

Применение инновационных технологий в воспитательной работе

Применение инновационных технологий в воспитательной работе...

«Применение современных технологий в воспитательной работе»

В настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования.  Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединен...

Применение инновационных педагогических технологий в воспитательной работе

Использование игровых педагогических технологий в воспитательном процессе....

Инновационные технологии в воспитательной работе

…Творчество есть необходимое условие существования,                  и все, что выходит за пределы ру...

Инновационные технологии в воспитательной работе

(Слайд 2)   …Творчество есть необходимое условие существования,                  и все, что ...

Применение инновационных технологий в воспитательной работе. Как сделать классное дело интересным и содержательным.

Реализация программы социальной активности обучающихся «Орлята России» в МБОУ «СОШ № 9», г. Зима (2022-2023гг)...