Программа по внеурочной деятельности "Мой родной край"
рабочая программа

Панькова Клавдия Александровна

Данная программа разработана по краеведческому направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_rodnoy_kray_pankova.docx390.66 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования «Бичурский район» Республики Бурятия

Муниципальное бюджетное учреждение «Мало – Куналейская средняя общеобразовательная школа»

       Рассмотрено                                                               Согласовано                                                                   Утверждаю

на заседании МО                                                         зам. директора по УВР                                                 директор школы

«____» __________2018—19г.                                                «____» __________2018--19г.                                               «____» _______2018--19г .

                                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по краеведению «Мой родной край»

2018-2019

 

                               Составитель:

                                Панькова КА

                  учитель начальных классов

                                                                                   

Малый Куналей,2018

                                                  Нормативная база         

 Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:.

1. Приказ Минобразования России от 06.10.2010 г. №373 о введении ФГОС НОО

            2. Закон « Об образовании» № 273 от29.12.2012г.

1.Пояснительная записка

       В последнее время возрос всеобщий интерес к истории родного края, своим корням. В целях воспитания молодого поколения настоящими патриотами своей страны, очень важно приобщать их к прошлой и современной жизни своей малой Родины, активизировать работу школьников по изучению родного края.

    Необходимость программы курса «Мой родной край»» вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения,  привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и младшим поколениями.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования.

Краеведение играет важную роль в формировании у учащихся начальной школы знаний об окружающем мире, воспитании патриотических чувств, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

          Цель изучения курса: обеспечить  условия для формирования мотивации личности к познанию истории родного края, развития творческих и интеллектуальных способностей в различных видах музейной деятельности, воспитывать правильное, уважительное       и заботливое отношение к своему краю, своей Родине, чувство гордости и уважения за дела     и достижения земляков, ценностное отношение к природному окружению, формировать

опыт практической и исследовательской работы.

   

  Задачи:

  • укрепление связи поколений для осознания школьником себя как преемника наследия прошлого;
  • формирование у обучающихся объективно – исторического подхода к изучению прошлого нашей Родины через различные формы поисковой и музейной работы;
  • развитие личности и творческой активности детей;
  • развитие творческих способностей в процессе погружения в нравственный, духовный, исторический, опыт поколений;
  • воспитание культурного человека – патриота своего края.

В основу программы курса положен деятельностный подход как приоритетный в соответствии с идеологией проекта Концепции ФГОС. Актуализация и последовательная реализация деятельностного подхода на практике «…повышает эффективность образования по следующим показателям:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Методы организации и осуществления учебных действий – словесные

( рассказ, беседа, работа с текстом);  наглядные (ИТК,  личный показ, гербарий, средства наглядности и иллюстрации…), практические       ( дидактические игры, творч. задания); частично-поисковый, эвристический, исследовательский, репродуктивный методы; самостоятельная работа с книгой, с гербарием и др.

Методы контроля и самоконтроля – устный опрос, письменный контроль, самоконтроль, тесты, игра, самостоятельная работа, сообщение,

Механизм реализации программы: 

  1. Организация экскурсий в природу, музеи города.
  2. Посещение концертов фольклорных коллективов поселка, театров.
  3. Сбор материала.
  4. Проведение тематических недель и праздников народного календаря.

Практические работы.

  1. Умение  находить и показывать РБ  на карте России.
  2. Рассматривание гербарных экземпляров растений, встречающихся на территории республики.
  3. Составление правил поведения на природе.
  4. Составление Красной книги Бурятии.
  5. Составление паспортов растений, животных Бурятии.

2.Основное содержание учебного предмета

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

«Моя малая Родина» - 4 часа

«Традиции, обряды, ритуалы земли родной»- 9 часов

«Имя и родословная» - 3 часа

« Культура и искусство бурятского народа» - 8 часов

« Природа Бурятии» - 10 часов.

                                       3. Планируемые результаты

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается  формирование  универсальных  учебных действий  (личностных,   регулятивных,   познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Предметные результаты прохождения программы.

Обучающийся должен знать:

  • географическое положение республики Бурятия;
  • государственные символы РБ;
  • историю происхождения  и названия бурятской народности;
  • традиции и обычаи бурятского народа;
  • отличительные особенности национальной одежды, кухни, ремёсел бурятского  

    народа;

  • основные виды промысла бурят;
  • жанры бурятского фольклора;
  • причины редкости некоторых растений и животных;
  • причины создания охраняемых территорий родного края;
  • правила поведения в природной среде;
  • растения и животные РБ;

 уметь:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • работать в читальном зале библиотеки;
  • готовить и выступать с докладами и сообщениями;
  • умение анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • сравнивать и обобщать факты;
  • работать с атласом и контурной картой;
  • бережно относиться в к природе родного края.

Уметь применять знания на практике:

- показывать на глобусе, картах мира и Российской Федерации географическое положение Бурятии;

- проводить наблюдения за погодой в различные сезоны года;

- наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных республики Бурятия;

- устанавливать простейшие взаимосвязи между природными объектами;

-соблюдать правила гигиены и здорового образа жизни, поведения в природной среде;

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

• внутренняя   позиция   школьника   на   уровне положительного   отношения   к   школе,   семье,

обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

• познавательный   интерес   к   новому   материалу   и способам решения новой задачи;

• ориентация   на   понимание   причин   успеха   во внеурочной   деятельности,   в   том   числе   на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

• основы   гражданской   идентичности   личности   в форме   осознания   “Я”   как   гражданина   России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ   и   историю,   осознание   ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация   в   нравственном   отношении,   как собственных   поступков,   так   и   поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их   выполнение,   развитие   этических   чувств   как регуляторов моральных норм;
• эмпатия,   как   понимание   чувств   людей   и сопереживание им;

• основы   экологической   культуры:   принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

• чувство   прекрасного   и   эстетические   чувства   на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• планировать   свои   действия   в   соответствии   с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать   правильность   выполнения   действия   на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

• адекватно   воспринимать   предложения   и   оценку учителей,   товарищей,   родителей   и   других субъектов;

• различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• в   сотрудничестве   с   учителем   ставить   новые учебные задачи;

• проявлять   познавательную   инициативу   в сотрудничестве   с   другими   субъектами

социализации;

• оценивать   правильность   выполнения   заданий   и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения   заданий   с   использованием

дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников   (включая   электронные,   цифровые), сведениями Интернета;

• осуществлять   запись   выборочной   информации   о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

• выражать речь в устной и письменной форме;

• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять   расширенный   поиск   информации   с использованием   ресурсов   библиотек   и   сети Интернет;

• записывать,   фиксировать   информацию   об окружающем мире с помощью ИКТ;

• осуществлять   выбор   наиболее   эффективных способов   решения   задач   в   зависимости   от конкретных условий;

• осуществлять   синтез   как   составление   целого   из частей,   самостоятельно   достраивая   и   восполняя недостающие компоненты;

• строить   логическое   рассуждение,   включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• адекватно   использовать   речевые   средства   для решения   различных   коммуникативных   задач, строить   монологическое   высказывание,   владеть диалогической формой речи;

• допускать   возможность   существования   у   людей различных   точек   зрения   и   ориентироваться   на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

• учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать   вопросы,   необходимые   для   совместной работы с партнёрами;

• адекватно   использовать   речь   для  планирования  и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать   и   координировать   в   сотрудничестве позиции других людей;

• учитывать   разные   мнения   и   интересы   и обосновывать собственную позицию;

• понимать   относительность   мнений   и   подходов   к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее   с   позициями   партнеров   в   сотрудничестве   при выработке   общего   решения   в   совместной деятельности;

• содействовать   разрешению   конфликтов   на   основе учёта интересов и позиций всех участников;

• точно,   последовательно   и   полно   передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
• осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно   использовать   речевые   средства   для эффективного   решения   разнообразных

коммуникативных задач.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

1 уровень

• оценка   достижений   обучающихся   (портфолио) происходит   на   каждом   уровне   реализации программы.   В   каждый   “портфель   достижений” обучающего   входят   дневники   наблюдений, исследования,   проекты,   интервью,   творческие работы;

• создание   исследовательских   мини   –   проектов совместно с учащимися – шефами

2 уровень

• оценка достижений обучающихся (портфолио);

• создание и защита собственных проектов;

• создание и защита презентаций – представлений по изученной теме.

3 уровень

• участие   в   конкурсах   и   конференциях исследовательских   работ   школьного,   городского, всероссийского уровня;

• представление   коллективного   результата деятельности   обучающихся   в   форме

исследовательских   проектов   с   последующей передачей   фото   и   видеоматериалов   в   школьный музей;составление   викторин,   игр,   разгадывание кроссвордов и ребусов;• создание и защита собственного проекта;
• создание   презентаций   -   представлений   по изученной теме;• организация   и   проведение   конкурсов исследовательских   работ-соревнований,   имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;• участие   в   конференциях   и   конкурсах   городского, регионального, всероссийского уровней.

Тема

часы

Цели и задачи

Содержание

     

Предметные результаты

Моя малая родина – 4 часа

1

“Мой край на карте Родины”.

1

Дать понятие топонимики.

Познакомить учащихся с территорией и географическим положением республики.

Что изучает наука «Краеведение». Источники знаний о родном крае. Карты, план - схемы, атласы, справочники, научно-популярная литература.

Родной край - частица России.

Слова  «родина»,  «отечество»,  «отчизна»  обозначают  место,  где  человек родился, где он живет, работает, где живут его родные и близкие люди.

Бурятия на карте.

Практическая работа. Рисование по теме. Работа в тетради.

Учащиеся должны

Знать:

- Знать способы происхождения географических названий.

Знать откуда произошло название «Бурятия»,

соседей республики

Уметь: 

-находить республику на карте России.

2

Государственные символы Республики Бурятии

1

Познакомить с государственными символами РБ

 Государственная символика республики Бурятия:  флаг , герб гимн.  Правила поведения при прослушивании гимна.

Знакомство с автором гимна РБ Д.Жалсараевым

Прослушивание  и разучивание гимна.

Практическая работа

( раскрашивание герба и флага)

Учащиеся должны

знать, что обозначают цвета на гербе, флаге Республики Бурятии.

Знать государственный  гимн Бурятии.

3-4

История происхождения бурят

2

Познакомить учащихся с происхождением  бурятской народности,

Дать первоначальные представления о понятии «Тотем»

Знакомство детей с историей происхождения бурят

Знакомство с основными племенами бурятского народа: булагат, эхирит, хори и хондогор, которые носят имена своих легендарных предков.

  • Чтение легенды « Сказка о происхождении бурят-монголов»
  • Знакомство с легендой происхождения племени Хори « Легенда о девушке – лебеде»
  • Знакомство с легендой «О Булагате и Эхирите»

Творческая работа: иллюстрация к легенде.

Учащиеся должны

Иметь: первоначальные представления об истории происхождения  и названии бурятской народности.

Уметь:

воссоздавать текст;

подбирать слова-определения для характеристики героев;

«Имя и родословная» - 3 часа

5

Бурятские имена и их значение.

1

Познакомить детей с историей возникновения имён, объяснить их происхождение. На доступном уровне показать детям влияние на этот процесс  культуры бурятского народа.

Знакомство с происхождением и значениями  бурятских имён.

 Творческая работа

( найти и оформить значение своего имени)

Знать историю происхождения своего имени.

Уметь работать с дополнительной литературой, с энциклопедиями.

6

Я и моё имя

1

7

Родословное древо Эхирита.

Моя Родословная

1

Дать элементарные сведения о родословной человека.

Научит составлять генеалогическую таблицу своей семьи.

Знакомство с понятиями:

Генеалогия

Род

Родословная

Поколение

Защита проекта

« Моя родословная»

Иметь представления о составлении генеалогической

таблице  своей семьи.

Традиции, обряды, ритуалы земли родной”     - 9 часов

8

Если бы ты жил сто лет назад

1

Познакомить с историей возникновения и развития обрядов, праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.

Знакомство с традициями бурятского народа в воспитании детей.

Особенности воспитания мальчиков и девочек.

Работа в тетради. Творческое задание.

Учащиеся должны

Иметь: первоначальные представления о традициях в воспитании детей

9-10

Бурятские народные игры.

2

Познакомить детей с играми бурятского народа.

Беседа « Чем играли раньше дети?»

Разучивание подвижных национальных игр

« Иголка, нитка, узелок»

( Зун, утахн, зангилаа»

«Табун»(Хурэг адуун)

«Волк и ягнята» (Шоно ба хурьгад)

«Ищем палочку»( Модо бэдэрхэ)

Знать подвижные национальные игры своего народа.

11

Семейно-бытовые обычаи

1

Дать первичные представления о жизненном укладе бурят, их родовых и семейных традициях

Знакомство с обычаями создания семьи и ведения хозяйства.

обычай взаимопомощи (туhаламжа),

гостеприимство, обычай почитания белого цвета

Знать основные обычаи бурят.

12

Поселения и жилище

1

Познакомить уч-ся с историей развития жилища.

Познакомить с древним жилищем бурят – юртой

Показать связь архитектуры с климатом, родом занятий населения

Деревянные жилища ( зимник, летник)

Юрта

Интерьер

Ознакомление с

с домашней утварью.

Знать, как отличается жилье в зависимости от природно-климатических условий; какой материал буряты использовали для своего жилища.

Уметь находить отличительные особенности юрты, описывать здания, используя изученные термины.

13

Национальный костюм бурят

1

Познакомить с национальным костюмом бурят.

Показать уч-ся, какую роль в жизни человека играла одежда.

Знакомство бурятским национальным костюмом женщин и мужчин.

Одежда женщины: тэрлики, дэгэл,меховые шубы, шабы, шапки- тойробшо малгай, унты

Одежда мужчины

Обувь

Украшения

Творческая работа: составляем эскиз костюма.

Знать какую роль играет одежда в жизни человека.

Знать элементы одежды русского и бурятского народа.

14

Пища бурят

1

Формировать представления о национальной кухне бурят, об обычаях гостеприимства.

Национальные блюда: блюда из молочных продуктов(напитки: архи,hурэнгэ,тараг,кумыс).,

зоохэй-саламат, кровяные колбасы, позы)

Творческая работа: Мы ждём гостей

Знать традиционные блюда бурят.

15

Скотоводство,

охота и рыбалка

1

Дать первичные представления о том, как буряты вели хозяйство.

Знакомство с основными промыслами бурят.

Скотоводство. Конь в жизни бурята.

Орудия  охотничьего промысла: ловушки, луки и стрелы.

Поверья и запреты.

Медведь – священный зверь

Творческая работа (Придумать рассказ о лошади-помощнике, лошади-кормилице, лошади-участнике всех народных празднеств)

Знать какими отраслями хозяйства занимались буряты.

Знать какую роль играет в жизни бурят конь.

16

Урок обобщения

(Экскурсия в Этнографический музей)

1

Обобщить и закрепить знания детей о жизни и быте бурятского народа

Экскурсия

Уметь применять полученные знания на практике, уметь вести диалог, отстаивать свою точку зрения

Культура и искусство бурятского народа – 8 часов

17-18

Народные художественные ремёсла Бурятии

2

Дать представления о ремёслах бурятского народа. Воспитывать уважение и бережное отношение к культуре своего народа

Кузнечное дело,

Ювелирное мастерство

Орнамент

Изделия из дерева: шкатулки, трубки, пиалы.

Творческая работа: чеканка по национальным мотивам

Знать основные ремёсла бурятского народа.

19-20

Игры, увеселения, празднества

2

Познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.

Знакомство с национальными праздниками

«Сагаалган»

«Сурхарбан»

Разучивание благопожеланий,

танцев, игр.

Творческая работа: подготовить устный журнал к празднику «Сагаалган».

Знать отличительные особенности подготовки и проведения праздников.

21-22

Устное народное творчество бурятского народа

3

Вспомнить вместе с детьми их любимые сказки, чтобы эмоционально вовлечь их в атмосферу чудес и волшебства;

Познакомить с устным народным творчеством бурятского народа

Загадки и поговорки.

Бурятские народные сказки, их сюжеты и герои:

Сказки « Мышь и верблюд»

«Девочка-луна»,«Снег и заяц»

Легенды и предания – рассказы о хозяевах рек, озер, местностей, деревьев: о ветре-небожителе – хозяине ветров, о Синем ветре-небожителе – хозяине синего неба, об Уhа Лосон – хозяине вод, о Седом старце – хозяине Байкала и т.д.

Знать пословицы и поговорки.

Уметь:

Называть персонажей, пересказывать сюжет сказки, давать характеристику героям.

23

Выход  в кукольный театр «Ульгэр».

1

Инсценировка бурятской народной сказки

“Природа Бурятии” -10 часов

24

Природа нашего края.

1

Расширить представления  учащихся об окружающем мире и познакомить с практическим применением растений родного края  с целью сохранения и укрепления здоровья.

Знакомство с ярусами растительности леса: трава, кустарники, деревья.

Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Что такое тайга. Растения тайги. Охрана растений.

Знакомство с литературой, справочниками, которые понадобятся для работы.

Творческая работа: составление паспорта растения.

Знать лекарственные растения Бурятии

Уметь работать с дополнительной литературой, с энциклопедиями.

Уметь составить “паспорт” растения  нашей республики.

25

Лекарственные растения

1

Формировать потребность общения с родной природой и бережного отношения к своему здоровью. Воспитывать доброе и непотребительское отношение к окружающему миру. Воспитывать бережное отношение к народному наследию.

Творческий отчет  по исследовательской деятельности на тему

« Лекарственные  растения моего края »

( подорожник         

мать-и-мачеха;

тысячелистник обыкновенный

ромашка)

Чтение сказок  М. Скребцовой.

«Ромашка аптечная», «Валерьяна-целительница», «Подорожник»

Творческая работа в тетради.

Знать названия растений Бурятии.

Уметь работать с дополнительной литературой, с энциклопедиями. Уметь составить “паспорт” растений нашей республики.

Знать правила поведения в лесу

26-27

Кустарники и

деревья

(Экскурсия в парк)

2

Формировать потребность общения с родной природой и бережного отношения к своему здоровью. Воспитывать доброе и непотребительское отношение к окружающему миру. Воспитывать бережное отношение к народному наследию.

Знакомство с кустарниками, деревьями Бурятии: смородина черная ,малина;  черемуха, шиповник; боярышник, рябина обыкновенная; сосна, ель, кедр, берёза, осина, лиственница, пихта, клён.

Чтение сказок М. Скребцовой

«Разговорчивая берёзка», «Внутренняя красота»

«Осинка и ветерок», «Солнечное дерево»

А. Лопатина «Художник и клён», «Волшебная рябинка»

Обобщение полученных знаний и подготовка к защите газет

Как не вредить растениям

Знать названия растений Бурятии.

Уметь работать с дополнительной литературой, с энциклопедиями. Уметь составить “паспорт” растений нашей республики.

Знать правила поведения в природе.

28-29

Животный мир Бурятии

2

Познакомить с животным миром родного края.

Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие. Охрана и значение животного мира.

Работа в тетради.  Загадки о животных.

Творческая работа в тетради.

Знать животных Бурятии.

Уметь работать с дополнительной литературой, с энциклопедиями. Уметь составить “паспорт” животных нашей республики.

30

Урок-обобщение и повторение

1

Обобщить и закрепить знания детей о животном и растительном мире родного края

Экскурсия в музей Природы

31

“Красная книга родного края”.

1

Обобщить знания  детей об исчезающих растениях и животных

Творческая работа учащихся – создание Красной книги.

Уметь работать с дополнительной литературой, справочниками, интернет –источниками, обобщать и систематизировать свои знания.

32

Уникальные природные объекты России”

1

Познакомить с уникальным  природным достоянием РБ – озером Байкал.

Воспитывать бережное отношение к народному наследию

Озеро «Байкал», история возникновения.

Легенда о том, как произошёл Байкал.

Легенда о Байкале и Ангаре.

Правила поведения на водоёмах.

Сочинение на тему «Потомкам – чистый Байкал»

Знать о природном достоянии РБ – озере Байкал.

Знать правила поведения на водоёмах

33

Урок

« Обобщение и закрепление»

1

Обобщить знания учащихся

Викторина « Край, в котором ты живёшь»

Уметь применять полученные знания в творческих заданиях, вести диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий внеурочной деятельности "Самара-край родной"

Данная программа является составной частью духовно-нравственного направления внеурочной деятельности младших школьников....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"

Рабочая программа к курсу «Родной край» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Курс  введен в часть ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мой край родной»

В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», проект новых Государственных ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"  для 1 класса.Программа направлена на формирование обществоведческих представлений младших школьников....

Программа по внеурочной деятельности «Родной край»

Изучение курса «Родной край» в 1-2 классах направлено на достижение следующих целей: – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...