Программа по внеурочной деятельности "Мой родной край"
рабочая программа
Данная программа разработана по краеведческому направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_rodnoy_kray_pankova.docx | 390.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования «Бичурский район» Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное учреждение «Мало – Куналейская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО зам. директора по УВР директор школы
«____» __________2018—19г. «____» __________2018--19г. «____» _______2018--19г .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по краеведению «Мой родной край»
2018-2019
Составитель:
Панькова КА
учитель начальных классов
Малый Куналей,2018
Нормативная база
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:.
1. Приказ Минобразования России от 06.10.2010 г. №373 о введении ФГОС НОО
2. Закон « Об образовании» № 273 от29.12.2012г.
1.Пояснительная записка
В последнее время возрос всеобщий интерес к истории родного края, своим корням. В целях воспитания молодого поколения настоящими патриотами своей страны, очень важно приобщать их к прошлой и современной жизни своей малой Родины, активизировать работу школьников по изучению родного края.
Необходимость программы курса «Мой родной край»» вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и младшим поколениями.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования.
Краеведение играет важную роль в формировании у учащихся начальной школы знаний об окружающем мире, воспитании патриотических чувств, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Цель изучения курса: обеспечить условия для формирования мотивации личности к познанию истории родного края, развития творческих и интеллектуальных способностей в различных видах музейной деятельности, воспитывать правильное, уважительное и заботливое отношение к своему краю, своей Родине, чувство гордости и уважения за дела и достижения земляков, ценностное отношение к природному окружению, формировать
опыт практической и исследовательской работы.
Задачи:
- укрепление связи поколений для осознания школьником себя как преемника наследия прошлого;
- формирование у обучающихся объективно – исторического подхода к изучению прошлого нашей Родины через различные формы поисковой и музейной работы;
- развитие личности и творческой активности детей;
- развитие творческих способностей в процессе погружения в нравственный, духовный, исторический, опыт поколений;
- воспитание культурного человека – патриота своего края.
В основу программы курса положен деятельностный подход как приоритетный в соответствии с идеологией проекта Концепции ФГОС. Актуализация и последовательная реализация деятельностного подхода на практике «…повышает эффективность образования по следующим показателям:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Методы организации и осуществления учебных действий – словесные
( рассказ, беседа, работа с текстом); наглядные (ИТК, личный показ, гербарий, средства наглядности и иллюстрации…), практические ( дидактические игры, творч. задания); частично-поисковый, эвристический, исследовательский, репродуктивный методы; самостоятельная работа с книгой, с гербарием и др.
Методы контроля и самоконтроля – устный опрос, письменный контроль, самоконтроль, тесты, игра, самостоятельная работа, сообщение,
Механизм реализации программы:
- Организация экскурсий в природу, музеи города.
- Посещение концертов фольклорных коллективов поселка, театров.
- Сбор материала.
- Проведение тематических недель и праздников народного календаря.
Практические работы.
- Умение находить и показывать РБ на карте России.
- Рассматривание гербарных экземпляров растений, встречающихся на территории республики.
- Составление правил поведения на природе.
- Составление Красной книги Бурятии.
- Составление паспортов растений, животных Бурятии.
2.Основное содержание учебного предмета
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
«Моя малая Родина» - 4 часа
«Традиции, обряды, ритуалы земли родной»- 9 часов
«Имя и родословная» - 3 часа
« Культура и искусство бурятского народа» - 8 часов
« Природа Бурятии» - 10 часов.
3. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Предметные результаты прохождения программы.
Обучающийся должен знать:
- географическое положение республики Бурятия;
- государственные символы РБ;
- историю происхождения и названия бурятской народности;
- традиции и обычаи бурятского народа;
- отличительные особенности национальной одежды, кухни, ремёсел бурятского
народа;
- основные виды промысла бурят;
- жанры бурятского фольклора;
- причины редкости некоторых растений и животных;
- причины создания охраняемых территорий родного края;
- правила поведения в природной среде;
- растения и животные РБ;
уметь:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- работать в читальном зале библиотеки;
- готовить и выступать с докладами и сообщениями;
- умение анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- сравнивать и обобщать факты;
- работать с атласом и контурной картой;
- бережно относиться в к природе родного края.
Уметь применять знания на практике:
- показывать на глобусе, картах мира и Российской Федерации географическое положение Бурятии;
- проводить наблюдения за погодой в различные сезоны года;
- наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных республики Бурятия;
- устанавливать простейшие взаимосвязи между природными объектами;
-соблюдать правила гигиены и здорового образа жизни, поведения в природной среде;
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье,
обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
• эмпатия, как понимание чувств людей и сопереживание им;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами
социализации;
• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием
дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
• выражать речь в устной и письменной форме;
• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:
1 уровень
• оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый “портфель достижений” обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы;
• создание исследовательских мини – проектов совместно с учащимися – шефами
2 уровень
• оценка достижений обучающихся (портфолио);
• создание и защита собственных проектов;
• создание и защита презентаций – представлений по изученной теме.
3 уровень
• участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня;
• представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме
исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в школьный музей;составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;• создание и защита собственного проекта;
• создание презентаций - представлений по изученной теме;• организация и проведение конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;• участие в конференциях и конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней.
№ | Тема | часы | Цели и задачи | Содержание |
Предметные результаты |
Моя малая родина – 4 часа | |||||
1 | “Мой край на карте Родины”. | 1 | Дать понятие топонимики. Познакомить учащихся с территорией и географическим положением республики. | Что изучает наука «Краеведение». Источники знаний о родном крае. Карты, план - схемы, атласы, справочники, научно-популярная литература. Родной край - частица России. Слова «родина», «отечество», «отчизна» обозначают место, где человек родился, где он живет, работает, где живут его родные и близкие люди. Бурятия на карте. Практическая работа. Рисование по теме. Работа в тетради. | Учащиеся должны Знать: - Знать способы происхождения географических названий. Знать откуда произошло название «Бурятия», соседей республики Уметь: -находить республику на карте России. |
2 | Государственные символы Республики Бурятии | 1 | Познакомить с государственными символами РБ | Государственная символика республики Бурятия: флаг , герб гимн. Правила поведения при прослушивании гимна. Знакомство с автором гимна РБ Д.Жалсараевым Прослушивание и разучивание гимна. Практическая работа ( раскрашивание герба и флага) | Учащиеся должны знать, что обозначают цвета на гербе, флаге Республики Бурятии. Знать государственный гимн Бурятии. |
3-4 | История происхождения бурят | 2 | Познакомить учащихся с происхождением бурятской народности, Дать первоначальные представления о понятии «Тотем» | Знакомство детей с историей происхождения бурят Знакомство с основными племенами бурятского народа: булагат, эхирит, хори и хондогор, которые носят имена своих легендарных предков.
Творческая работа: иллюстрация к легенде. | Учащиеся должны Иметь: первоначальные представления об истории происхождения и названии бурятской народности. Уметь: воссоздавать текст; подбирать слова-определения для характеристики героев; |
«Имя и родословная» - 3 часа | |||||
5 | Бурятские имена и их значение. | 1 | Познакомить детей с историей возникновения имён, объяснить их происхождение. На доступном уровне показать детям влияние на этот процесс культуры бурятского народа. | Знакомство с происхождением и значениями бурятских имён. Творческая работа ( найти и оформить значение своего имени) | Знать историю происхождения своего имени. Уметь работать с дополнительной литературой, с энциклопедиями. |
6 | Я и моё имя | 1 | |||
7 | Родословное древо Эхирита. Моя Родословная | 1 | Дать элементарные сведения о родословной человека. Научит составлять генеалогическую таблицу своей семьи. | Знакомство с понятиями: Генеалогия Род Родословная Поколение Защита проекта « Моя родословная» | Иметь представления о составлении генеалогической таблице своей семьи. |
Традиции, обряды, ритуалы земли родной” - 9 часов | |||||
8 | Если бы ты жил сто лет назад | 1 | Познакомить с историей возникновения и развития обрядов, праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции. | Знакомство с традициями бурятского народа в воспитании детей. Особенности воспитания мальчиков и девочек. Работа в тетради. Творческое задание. | Учащиеся должны Иметь: первоначальные представления о традициях в воспитании детей |
9-10 | Бурятские народные игры. | 2 | Познакомить детей с играми бурятского народа. | Беседа « Чем играли раньше дети?» Разучивание подвижных национальных игр « Иголка, нитка, узелок» ( Зун, утахн, зангилаа» «Табун»(Хурэг адуун) «Волк и ягнята» (Шоно ба хурьгад) «Ищем палочку»( Модо бэдэрхэ) | Знать подвижные национальные игры своего народа. |
11 | Семейно-бытовые обычаи | 1 | Дать первичные представления о жизненном укладе бурят, их родовых и семейных традициях | Знакомство с обычаями создания семьи и ведения хозяйства. обычай взаимопомощи (туhаламжа), гостеприимство, обычай почитания белого цвета | Знать основные обычаи бурят. |
12 | Поселения и жилище | 1 | Познакомить уч-ся с историей развития жилища. Познакомить с древним жилищем бурят – юртой Показать связь архитектуры с климатом, родом занятий населения | Деревянные жилища ( зимник, летник) Юрта Интерьер Ознакомление с с домашней утварью. | Знать, как отличается жилье в зависимости от природно-климатических условий; какой материал буряты использовали для своего жилища. Уметь находить отличительные особенности юрты, описывать здания, используя изученные термины. |
13 | Национальный костюм бурят | 1 | Познакомить с национальным костюмом бурят. Показать уч-ся, какую роль в жизни человека играла одежда. | Знакомство бурятским национальным костюмом женщин и мужчин. Одежда женщины: тэрлики, дэгэл,меховые шубы, шабы, шапки- тойробшо малгай, унты Одежда мужчины Обувь Украшения Творческая работа: составляем эскиз костюма. | Знать какую роль играет одежда в жизни человека. Знать элементы одежды русского и бурятского народа. |
14 | Пища бурят | 1 | Формировать представления о национальной кухне бурят, об обычаях гостеприимства. | Национальные блюда: блюда из молочных продуктов(напитки: архи,hурэнгэ,тараг,кумыс)., зоохэй-саламат, кровяные колбасы, позы) Творческая работа: Мы ждём гостей | Знать традиционные блюда бурят. |
15 | Скотоводство, охота и рыбалка | 1 | Дать первичные представления о том, как буряты вели хозяйство. | Знакомство с основными промыслами бурят. Скотоводство. Конь в жизни бурята. Орудия охотничьего промысла: ловушки, луки и стрелы. Поверья и запреты. Медведь – священный зверь Творческая работа (Придумать рассказ о лошади-помощнике, лошади-кормилице, лошади-участнике всех народных празднеств) | Знать какими отраслями хозяйства занимались буряты. Знать какую роль играет в жизни бурят конь. |
16 | Урок обобщения (Экскурсия в Этнографический музей) | 1 | Обобщить и закрепить знания детей о жизни и быте бурятского народа | Экскурсия | Уметь применять полученные знания на практике, уметь вести диалог, отстаивать свою точку зрения |
Культура и искусство бурятского народа – 8 часов | |||||
17-18 | Народные художественные ремёсла Бурятии | 2 | Дать представления о ремёслах бурятского народа. Воспитывать уважение и бережное отношение к культуре своего народа | Кузнечное дело, Ювелирное мастерство Орнамент Изделия из дерева: шкатулки, трубки, пиалы. Творческая работа: чеканка по национальным мотивам | Знать основные ремёсла бурятского народа. |
19-20 | Игры, увеселения, празднества | 2 | Познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции. | Знакомство с национальными праздниками «Сагаалган» «Сурхарбан» Разучивание благопожеланий, танцев, игр. Творческая работа: подготовить устный журнал к празднику «Сагаалган». | Знать отличительные особенности подготовки и проведения праздников. |
21-22 | Устное народное творчество бурятского народа | 3 | Вспомнить вместе с детьми их любимые сказки, чтобы эмоционально вовлечь их в атмосферу чудес и волшебства; Познакомить с устным народным творчеством бурятского народа | Загадки и поговорки. Бурятские народные сказки, их сюжеты и герои: Сказки « Мышь и верблюд» «Девочка-луна»,«Снег и заяц» Легенды и предания – рассказы о хозяевах рек, озер, местностей, деревьев: о ветре-небожителе – хозяине ветров, о Синем ветре-небожителе – хозяине синего неба, об Уhа Лосон – хозяине вод, о Седом старце – хозяине Байкала и т.д. | Знать пословицы и поговорки. Уметь: Называть персонажей, пересказывать сюжет сказки, давать характеристику героям. |
23 | Выход в кукольный театр «Ульгэр». | 1 | Инсценировка бурятской народной сказки | ||
“Природа Бурятии” -10 часов | |||||
24 | Природа нашего края. | 1 | Расширить представления учащихся об окружающем мире и познакомить с практическим применением растений родного края с целью сохранения и укрепления здоровья. | Знакомство с ярусами растительности леса: трава, кустарники, деревья. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Что такое тайга. Растения тайги. Охрана растений. Знакомство с литературой, справочниками, которые понадобятся для работы. Творческая работа: составление паспорта растения. | Знать лекарственные растения Бурятии Уметь работать с дополнительной литературой, с энциклопедиями. Уметь составить “паспорт” растения нашей республики. |
25 | Лекарственные растения | 1 | Формировать потребность общения с родной природой и бережного отношения к своему здоровью. Воспитывать доброе и непотребительское отношение к окружающему миру. Воспитывать бережное отношение к народному наследию. | Творческий отчет по исследовательской деятельности на тему « Лекарственные растения моего края » ( подорожник мать-и-мачеха; тысячелистник обыкновенный ромашка) Чтение сказок М. Скребцовой. «Ромашка аптечная», «Валерьяна-целительница», «Подорожник» Творческая работа в тетради. | Знать названия растений Бурятии. Уметь работать с дополнительной литературой, с энциклопедиями. Уметь составить “паспорт” растений нашей республики. Знать правила поведения в лесу |
26-27 | Кустарники и деревья (Экскурсия в парк) | 2 | Формировать потребность общения с родной природой и бережного отношения к своему здоровью. Воспитывать доброе и непотребительское отношение к окружающему миру. Воспитывать бережное отношение к народному наследию. | Знакомство с кустарниками, деревьями Бурятии: смородина черная ,малина; черемуха, шиповник; боярышник, рябина обыкновенная; сосна, ель, кедр, берёза, осина, лиственница, пихта, клён. Чтение сказок М. Скребцовой «Разговорчивая берёзка», «Внутренняя красота» «Осинка и ветерок», «Солнечное дерево» А. Лопатина «Художник и клён», «Волшебная рябинка» Обобщение полученных знаний и подготовка к защите газет Как не вредить растениям | Знать названия растений Бурятии. Уметь работать с дополнительной литературой, с энциклопедиями. Уметь составить “паспорт” растений нашей республики. Знать правила поведения в природе. |
28-29 | Животный мир Бурятии | 2 | Познакомить с животным миром родного края. | Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие. Охрана и значение животного мира. Работа в тетради. Загадки о животных. Творческая работа в тетради. | Знать животных Бурятии. Уметь работать с дополнительной литературой, с энциклопедиями. Уметь составить “паспорт” животных нашей республики. |
30 | Урок-обобщение и повторение | 1 | Обобщить и закрепить знания детей о животном и растительном мире родного края | Экскурсия в музей Природы | |
31 | “Красная книга родного края”. | 1 | Обобщить знания детей об исчезающих растениях и животных | Творческая работа учащихся – создание Красной книги. | Уметь работать с дополнительной литературой, справочниками, интернет –источниками, обобщать и систематизировать свои знания. |
32 | Уникальные природные объекты России” | 1 | Познакомить с уникальным природным достоянием РБ – озером Байкал. Воспитывать бережное отношение к народному наследию | Озеро «Байкал», история возникновения. Легенда о том, как произошёл Байкал. Легенда о Байкале и Ангаре. Правила поведения на водоёмах. Сочинение на тему «Потомкам – чистый Байкал» | Знать о природном достоянии РБ – озере Байкал. Знать правила поведения на водоёмах |
33 | Урок « Обобщение и закрепление» | 1 | Обобщить знания учащихся | Викторина « Край, в котором ты живёшь» | Уметь применять полученные знания в творческих заданиях, вести диалог. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий внеурочной деятельности "Самара-край родной"
Данная программа является составной частью духовно-нравственного направления внеурочной деятельности младших школьников....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"
Рабочая программа к курсу «Родной край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Курс введен в часть ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мой край родной»
В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», проект новых Государственных ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяны Ивановны
Внеурочная деятельность для учителей начальной школы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край" для 1 класса.Программа направлена на формирование обществоведческих представлений младших школьников....
Программа по внеурочной деятельности «Родной край»
Изучение курса «Родной край» в 1-2 классах направлено на достижение следующих целей: – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...