Духовно-нравственное воспитание. Педсовет.
учебно-методический материал

Лукьянова Мария Дмитриевна

Явление нравственного воспитания составляет главную  задачу,  гораздо более важную, чем развитие ума вообще, накопление головы познанием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации  ФГОС

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Методологической основой разработки и реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Внеурочная деятельность школьников – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований Федерального  образовательного стандарта общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения.

        При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности школы. Программы, реализующиеся во внеурочной деятельности, имеют следующие направления: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.

Спортивно-оздоровительное направление

Программа курса «Здоровейка» (1-2 классы) направлена на формирование у детей необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, обеспечивает физическое саморазвитие.

Программа курса «Подвижные игры» (1-2 классы) способствует сформированности у младших школьников мотивации сохранения и приумножения здоровья через подвижные игры.

Программа курса «Игралочка» (1-2 классы) создаёт условия для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе духовно-нравственных ценностей, культурных традиций и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Программа курса «Будьте здоровы» (1 классы) направлена на становление ценностного отношения у учащихся начальной школы здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни.

Социальное направление

Программа курса «Все цвета, кроме чёрного» (1-2 классы) направлена на воспитание у младшего школьника позитивного мироощущения, а также преодоление явлений социальной дезадаптации.

Общеинтеллектуальное направление

Программа курса «Умники и умницы» (1 - 2 классы) направлена на формирование навыков творческого мышления,  развитие умения решать нестандартные задачи, делать поисковые   и научные исследования.

Программа курса «В играх и задачах» (2 классы) направлена на развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, развитие различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

Программа курса «Играй и смекай » (1 классы) направлена на развитие мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать выводы.

Духовно-нравственное направление

Программа курса «Этика: азбука добра» (1 – 2 классы) направлена на формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Программа курса «По стране Этикета» (1 классы)  призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся.

Общекультурное направление

Программа курса «Весёлые нотки»  (1 классы) направлена на развитие творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.

Программа курса «Мастерская искусств» (2 классы) направлена на развитие мелкой моторики  рук,  воспитание культуры игрового общения, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения и формирования внутреннего плана действий.

         Выстроенная таким образом работа, позволяет ребёнку раскрыть личностные качества, окунуться в мир творчества, проявить свои индивидуальные особенности, увлечения, интересы, а педагогам реализовать на практике требования ФГОС.



Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации  ФГОС.

Сл.1.  Явление нравственного составляет главную  задачу воспитания,    гораздо более важную, чем развитие ума вообще, накопление головы познанием.

                                                                                                  К. Д. Ушинский.

       Сл.2. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, потому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Потому проблема духовно-нравственного воспитания сегодня так актуальна.

Сл.3. Вопросы духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, резкое снижение физической подготовки молодежи, отсутствие патриотического воспитания и т.д. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушений прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.

Сл.4. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.

Сл.5. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умения мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, быть трудолюбивыми, бережно относиться к природе. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единстве слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество во все времена.

Сл.6. Обратимся к определениям: нравственность, духовность, воспитание.

Нравственность - способы действия, нормы поведения, поступки людей.

Сл.7. Духовность – самое высокое к чему стремится человек, направленность его души.

Сл.8. «Воспитание — это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями».    В. Белинский сказал:   «Воспитание – великое дело;  им решается участь человека».  

 Сл.9.  Проведем ретроспективно-исторический анализ проблемы нравственного воспитания. В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.

Сл.10. В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха. Государство возвышается над церковью, формулируется новый воспитательный идеал — "человек государственный, слуга царю и отечеству". "Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла". Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Идеал воспитания  видели  в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке.

Сл.11. В XIX в. происходит возвращение к нравственно-религиозному подходу. Закону Божьему возвращается статус главного учебного и воспитательного предмета. Это не меняет государственной образовательной политики, направленной на воспитание благонадежных подданных, преданных и полезных монархии и Отечеству.

Сл.12. После октябрьской революции 1917 г., в советский период, важнейшей педагогической задачей становится формирование советского человека, строителя коммунизма  (Моральный кодекс строителя коммунизма).

Сл.13. Конец прошлого и первые годы нынешнего века — особое время в российской истории и образовании. Начало третьего тысячелетия ознаменовано экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, трудноискоренимая наркомания. Следствием (или причиной?) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Сл.14. Целью современного образования, одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Методологической основой разработки и реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

Сл.15. В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Сл.16. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Сл.17. Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Сл.18. Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

Сл.19. Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Сл.20. Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Сл.21. Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

    Сл.22.        Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий в себя педагогическую, социальную и духовную составляющие. С точки зрения педагогической теории процесс духовно-нравственного воспитания представляет собой совокупность целенаправленных последующих взаимодействий ученического и педагогического коллективов в их личной форме.

Общеизвестно, что школа, ВУЗы, вся система образования страны обязаны выпускать не только людей образованных, интеллектуально развитых, физически здоровых, но и нравственно воспитанных. Нравственный мир ребенка сложен и изменчив, находящийся в развитии. Задача педагога состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом учеников, улавливать возможные отклонения от нормы нравственного развития.

Процесс духовно-нравственного воспитания – динамичный и творческий, в ходе которого воспитатели вносят коррективы по мере углубления знаний учащихся. Большое значение для духовно-нравственного воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы, формальное общение, однако решающую роль играет здесь педагогическое личностно- ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмысленно и управляемо.

Педагог не просто сообщает ученику ту или иную информацию, он учит его жизни и через свое отношение к ее различным сторонам, и своим собственным поведением, и выражением взглядов. Диалог составляет важнейшую часть воспитания современного человека.

А .С .Макаренко писал: «Воспитание – есть процесс социальный в самом широком смысле слова…  Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, усложняется нравственным и физическим ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – задача воспитателя».

Сл.23. В духовно-нравственном воспитании школьников первостепенное значение имеет духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований, бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Следует не только передавать нашим юным согражданам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества.

Формирование духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России  с одной стороны, задача простая (она может быть решена в отдельной семье), с другой стороны, предельно сложная, поскольку требует изменения самого уклада общественной жизни, существенной перестройки социальных отношений, модернизации страны в целом.

Сл.24. Нравственное воспитание, согласно требованиям Федеральных стандартов, осуществляется по пяти направлениям:

урочная деятельность;

внеурочная деятельность

внешкольная деятельность

семейное воспитание;

изучение культурологических основ традиционных российских религий.

Эти вопросы мы сейчас и рассмотрим.



Предварительный просмотр:

Педсовет: «Духовно нравственное воспитание школьников».

Явление нравственного составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, накопление головы познанием.

К.Д. Ушинский.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, потому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Потому проблема духовно-нравственного воспитания сегодня так актуальна.

Вопросы духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, резкое снижение физической подготовки молодежи, отсутствие патриотического воспитания и т.д. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушений прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умения мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, быть трудолюбивыми, бережно относиться к природе. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единстве слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество во все времена. «Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни», - говорит великий ученый-физик Альберт Эйнштейн. А что же такое нравственность? Философами дается следующее определение: «Совокупность реальных отношений, которые возникают между людьми, согласно общепринятым нормам, оцениваемым с позиции добра и зла».

В словаре С.И. Ожегова мы можем прочитать, что нравственность – это «правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».

Как не может быть нравственного развития без целенаправленной воспитательной работы, так и не может быть и плодотворного воспитания без учета воздействия на личность общественных условий, окружающей среды и быта.

Нравственное развитие личности – это многократный процесс, который требует целенаправленного воздействия, постоянного учета (в формах и методах воспитательной работы) тех изменений, которые происходят в жизни.

(4 слайд)

Задачи и содержание духовно-нравственного воспитания определяются посредством этических требований общества. Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.

В качестве главных задач воспитания можно выделить:

- накопление нравственного опыта и знаний о правилах поведения (в семье, общественных местах, на улице);

- разумное использование свободного времени и развитие таких качеств личности, как честность, терпимость, скромность, деликатность, дисциплинированность, ответственность и чувство долга.

В целом духовно-нравственное воспитание – целеполагающий компонент  концепции и связь с личностью ребенка.

Общечеловеческие нормы нравственного поведения становятся для человека руководством в деятельности лишь тогда, когда он еще будучи ребенком учится совершать добрые поступки, оценивать поведение окружающих и свое, постигая с помощью значимых для него взрослых смысл этических понятий и норм.

(5 слайд)

Т.о., прежде чем детей просвещать, необходимо выявить понимание ими сути нравственных понятий. Поэтому первый этап деятельности педагога можно назвать диагностическим. Именно диагностика поможет учителю в дальнейшем определить содержание своей работы по нравственному воспитанию.

Диагностика уровня нравственности подростков предполагает выявление у них мотивов поведения, взаимоотношений в коллективе, отношения к этикету и т.д.

(Выступление Пудовой С.Я. – педагог-психолог)

(6 слайд)

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек – это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением.

Хаотичное явление, происходящие сегодня в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводят к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность.

Мир взрослых сегодня диктует свои правила, порой жестокие и злые, и в нем бывает непросто быть и остаться человеком. О трудностях жизни во взрослом мире с детьми говорит, безусловно, надо, но параллельно необходимо открывать им светлую сторону, показывать, что в ней есть и тепло, и радость, и любовь, и человечность.

Все более заметна утрата молодым поколением традиционно российского патриотического чувства.

Нравственные ценности ребенка формируются не столько в школе и обществе, сколько в семье. Но зачастую педагог «противостоит» все обстоятельствам «в одиночку». Перед ним огромная ответственность: использовать любую возможность, чтобы укрепить в растущей душе веру в добро, справедливость, не приукрашивая и не фальшивя.

Эту мысль можно найти в высказываниях Н.Д. Ушинского: «Лучше не говорить вовсе ребенку той или иной высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока».

Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться. Разговаривать, характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах, как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников.

Воспитатель, учитель требует от учащегося активности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требователен, последователен, постоянен окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, культуры, мышления.

В.А.Сухомлинский подчеркивал, что главное желание младшего школьника – желание быть хорошим. Поэтому в воспитании необходимо опираться на эту замечательную черту детской личности.

Публичные замечания, громкие отрицательные оценки поступков и качеств ученика очень ранят его, создают эмоциональный барьер для осуществления педагогических воздействий. Доброта, понимание школьника учителем достигнуть большего успеха, чем резкое, категорическое высказанное указание.

Интересной формой внеурочной работы являются игры. «Неиграющий коллектив никогда не будет настоящим детским коллективом», - утверждал А.С.Макаренко.

Нравственный мир ребенка сложен и изменчив, находящийся в развитии. Задача педагога состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом учеников, улавливать возможные отклонения от нормы нравственного развития.

(7 слайд)

Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий в себя педагогическую, социальную и духовную составляющие. С точки зрения педагогической теории процесс духовно-нравственного воспитания представляет собой совокупность целенаправленных последующих взаимодействий ученического и педагогического коллективов в их личной форме.

Важная особенность воспитания вообще и духовно-нравственного воспитания в частности заключается в том, что оно включает процессы, идущие навстречу друг другу.

Главную задачу воспитания составляет нравственное влияние. О приоритетах духовно-нравственного воспитания образно высказала И.Г.Питалоцци, назвав его морем бесконечной силы и совершенной любви. Научить ребенка любить, явив ему своим примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого поистине божественного чувства – такова миссия духовно-нравственного воспитания.

Процесс духовно-нравственного воспитания – динамичный и творческий, в ходе которого воспитатели вносят коррективы по мере углубления знаний учащихся. Большое значение для духовно-нравственного воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы, формальное общение, однако решающую роль играет здесь педагогическое личностно ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмысленно и управляемо.

Общеизвестно, что школа, ВУЗы, вся система образования страны обязаны выпускать не только людей образованных, интеллектуально развитых, физически здоровых, но и нравственно воспитанных.

Эффективность работы с духовно-нравственным потенциалом ребенка зависит от педагога, его взглядов на жизнь, его профессиональной культуры, умения понимать и любить детей, веры возвышающую силу воспитания и т.д. Миссия педагога состоит в том, чтобы раскрыть в ребенке духовный потенциал, помочь растущему человеку оценить свои возможности, сохранить свое человеческое достоинство.

Педагог не просто сообщает ученику ту или иную информацию, он учит его жизни и через свое отношение к ее различным сторонам, и своим собственным поведением и выражением взглядов. Диалог составляет важнейшую часть воспитания современного человека.

(8 слайд)

В качестве приоритетов оценки воспитанности человека принимаются:

добро, как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);

истина, как руководство при оценке действий и поступков;

красота во всех формах ее проявления и созидание;

Мера воспитанности человека определяет и такими приоритетами, как степень восхождения человека к ценностям, способность к ориентации в правилах и нормах.

(9 слайд)

Сегодня нет человека, который бы оставался равнодушным к проблемам воспитания и развития подростков, их нравственного становления.

Наиболее актуальна и сложна эта работа с детьми с особыми образовательными потребностями. В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе формирование начальных этических представлений и нравственных чувств начинается в младших классах и продолжается на протяжении всех лет обучения.

Процесс этот длительный и сложный в силу особенностей высшей нервной деятельности учащихся.

Олигофренопедагогика исходит из того основного положения, согласно которому «умственное развитие детей с особыми образовательными потребностями протекает по тем же основным законам, что и развитие нормального ребенка». Этот вывод дает основание утверждать, что принципиально возможно не только интеллектуальное, но и нравственное развитие таких детей, так как эти процессы тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

Доброта, вежливость, милосердие, патриотизм, порядочность – эти качества, являющиеся базисными компонентами структуры личности, формируются в процессе образования и внешкольной деятельности в часы пребывания в школе-интернате. В формировании коммуникативной культуры большое место для детей с отклонениями в развитии занимают школьные занятия, на которых возникает потребность в общении с окружающими

Учащиеся вовлечены в разнообразную познавательную деятельность: предметные недели, беседы, викторины, конкурсы, праздники, соревнования, кружковая деятельность, трудовое воспитание.

Все это многообразие форм духовно-нравственного воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях интерната способствует коррекционной работе, развитии умений и навыков, воспитанию основных критериев нравственного человека, его убеждений, моральных принципов. Важен выбор совместных форм общения, где воспитатель и дети выступают как партнеры, союзники, единомышленники.

(выступление педагогов:

«Привлечение учащихся к нравственности посредством фольклора» - З.К.Ершова – руководитель кружка «Драматический» (10 слайд)

«Духовно-нравственное состояние души человека» - А.Р.Ясова – учитель начальных классов (11 слайд)

«Воспитательная работа по нравственному воспитанию» - Г.Ф.Федорова – воспитатель (12 слайд)

«Природоведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности» - Э.И.Сабанцева – учитель начальных классов (13 слайд)

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания личности» - С.Е.Кутузова – соц.педагог) (14 слайд)

(15 слайд)

Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счет, пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за свой счет» указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков: через требование нравственности переступить невозможно. Нравственность – границы дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх духовность, а она бесконечна… Будет нравственность, почти наверняка будет духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».

Резюмируя, следует отметить, что жизнь выдвигает настоятельное требование социального взросления сегодняшних выпускников школ. Приобщение школьника к культуре, к духовным ценностям – не столько социальная необходимость, сколько наш моральный долг, как перед прошлыми поколениями, так и перед будущим России.

Хотелось бы закончить словами А.С.Макаренко, который писал: «Воспитание – есть процесс социальный в самом широком смысле слова… Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, усложняется нравственным и физическим ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – задача воспитателя».

(16 слайд) Спасибо за внимание!

(17 слайд)

Решение педсовета:

Каждому педагогу определить свои эффективные методы и приемы духовно-нравственного воспитания средствами своего предмета.

Воспитателям, классным руководителям продолжить разработку воспитательных систем классов и рассматривать их на методических объединениях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание семейных ценностей как важное звено  духовно-нравственного воспитания личности Речь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.

Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

Классный час «Воспитание… Воспитание? Воспитание!»

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится неотъемлемой функцией...

Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» .

Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» ....

Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся



Предварительный просмотр:

Педсовет по теме «Духовно-нравственное воспитание»

 «Воспитание – великое дело;  им решается участь человека».   В. Белинский

Духовно-нравственное воспитание - одна из неотъемлемых черт деятельности педагога. Духовность и нравственность… Это базовые характеристики личности, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность).

Обратимся к определениям: нравственность, духовность, воспитание.

Нравственность - способы действия, нормы поведения, поступки людей.

Духовность – самое высокое к чему стремится человек, направленность его души.

«Воспитание — это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями».

Проведем ретроспективно-исторический анализ проблемы нравственного воспитания. В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.

В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха. Государство возвышается над церковью, формулируется новый воспитательный идеал — "человек государственный, слуга царю и отечеству". "Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла". Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке.

В XIX в. происходит возвращение к нравственно-религиозному подходу. Закону Божьему возвращается статус главного учебного и воспитательного предмета. Это не меняет государственной образовательной политики, направленной на воспитание благонадежных подданных, преданных и полезных монархии и Отечеству.

После октябрьской революции 1917 г., в советский период, важнейшей педагогической задачей становится формирование советского человека, строителя коммунизма.

Конец прошлого и первые годы нынешнего века — особое время в российской истории и образовании. Начало третьего тысячелетия ознаменовано экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, трудноискоренимая наркомания. Следствием (или причиной?) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Целью современного образования, одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формирование такой личности, с одной стороны, задача простая (она может быть решена в отдельной семье), с другой стороны, предельно сложная, поскольку требует изменения самого уклада общественной жизни, существенной перестройки социальных отношений, модернизации страны в целом.

Нравственное воспитание согласно требованиям Федеральных стандартов осуществляется по пяти направлениям:

урочная деятельность;

внеурочная деятельность

внешкольная деятельность

семейное воспитание;

изучение культурологических основ традиционных российских религий.

Основные источники нравственного опыта

Это, прежде всего, относится учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории, музыке и МХК. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.

 В духовно-нравственном воспитании школьников первостепенное значение имеет духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований, бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Следует не только передавать нашим юным согражданам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества.

Если учитель малоэмоционален, если у него неразвита "сердечная сфера", неглубоки чувства, он не сможет оказать воздействие на внутренний мир подростка.

Для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути - понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. Необходимо дать толчок личностному саморазвитию.

Я считаю, что каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.

УЧИТЕЛЬ - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Итак, эффективное осуществление системы воспитания детей школьного возраста всецело зависит от гуманистической направленности личности педагога.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.

Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности, являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят, факультативы, научно-практические конференции старшеклассников, защита самостоятельных докладов на уроках, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, экскурсии, посещение музеев и выставочных залов города, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.

Педагоги и учащиеся школы активно участвуют не только в школьных мероприятиях, но и в мероприятиях и конкурсах районного, городского и Всероссийского уровней.

Хотя, если проанализировать список победителей, призеров и участников, то мы видим, что в конкурсах и мероприятиях из года в год участвуют одни и те же учащиеся, да и учителя. Возникает вопрос: какая работа ведется с остальными учащимися?

Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание – это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче урожай.

Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие.

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания.

Участвуя в школьных делах, они приучаются оценивать поведение товарищей и свое собственное в соответствии с нравственными критериями. Привлечение школьников к общественной жизни школы, района, расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка.

Целостное воспитательное пространство общеобразовательной школы структурируется множеством воспитательных программ и подпрограмм. Каждая воспитательная программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям:

1. Урочная деятельность;

2. Внеурочная деятельность (культурные практики);

3. Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики);

4. Семейное воспитание;

5. Изучение культурологических основ традиционных российских религий.

Урочная деятельность. Воспитательные программы и содержащиеся в них воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию. Учебная деятельность формирует когнитивный компонент российской идентичности.

Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.

Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.  — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.

Во внеурочной и внешкольной деятельности формируется эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное воспитание.

Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо синхронизировать организационно и содержательно. Каждая воспитательная подпрограмма содержит систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими родителями. Такого рода школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

Изучение культурологических основ традиционных российских религий. Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный вариативный компонент программ воспитания и социализации школьников. Обязательным требованием изучения определенной традиционной российской религии является сохранение целостного воспитательного пространства общеобразовательной школы. На религиозно-культурологический компонент, как и на другие компоненты духовно-нравственного воспитания (учебный, внеучебный, внешкольный, семейный), согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, распространяются единые требования. Все компоненты воспитательного пространства общеобразовательной школы призваны обеспечивать достижение единой цели - духовно-нравственное развитие личности гражданина России.

В разработке воспитательных программ общеобразовательной школы, основанных на системе базовых национальных ценностей, можно также учитывать педагогический опыт современных западных стран. Например, в воспитательной практике многих зарубежных школ используются так называемые заявления о ценностях (statement on values). Такие программные документы — своего рода этический кодекс — могут создаваться как образовательным учреждением, так и отдельным школьником. Определяя и декларируя собственные ценностные приоритеты, школьный коллектив и отдельные учащиеся принимают на себя обязательства в отношении собственного поведения, правил и ограничений. Заявления о ценностях, декларируемые школой, классом и учащимся можно рассматривать как одну из педагогических технологий воспитания социальной солидарности.

, ведущее место в духовно-нравственном формировании личности занимает семья.



Предварительный просмотр:

«Проблемы нравственного и духовного воспитания

в современных условиях»

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Учителя остаются один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми.

Продолжают нарастать и негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Это далеко не полный перечень причин, заставляющих нас подойти к серьезному рассмотрению вопросов духовно-нравственной консолидации российского общества, формирования единства нации. И нам бы не хотелось, чтобы наши учащиеся столкнулись с этими негативными явлениями.

 Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

          Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности,  любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Поэтому, несомненно, вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.

Таким образом, целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности и

Общечеловеческие ценности

Любовь к матери

Патриотизм.

Любовь к Родине

Свобода воли

Добро и зло

Самовоспитание

Добродетель

Совесть

Надежда

Сегодня на нашем педагогическом совете мы решили осветить вопросы духовно-нравственного воспитания школьников как с теоретической, так и с практической точки зрения, попытаться найти новые приёмы, формы и методы работы по данному направлению воспитательной деятельности, проанализировать, насколько эффективно работают уже используемые нами воспитательные технологии.

При определении направлений нравственного воспитания старшеклассников очень важно понять, как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня России, насколько несёт в себе дух нового времени

Л.Н. Толстой

   



Предварительный просмотр:

«Формирование духовно-нравственного воспитания в ходе преподавания школьных предметов»

Нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душе ребёнка сейчас, появится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка в школе.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Школьный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Чем младше ребёнок, тем больше влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства  и алгоритм социального поведения. Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживаний ребёнка на эмоциональное состояние взрослого в первую очередь учителей , воспитателей  и сверстников способствует проникновению в их  внутренний мир, установлению доверительной связи с ними.

Воспитание души ребёнка – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающие эмоции ребёнка, никогда не приведёт к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в школьном возрасте.

Нравственное воспитание можно осуществить через рефлексивную деятельность детей, через размышление, диалоги, дискуссии и т.д. Это направленно на самосознание учащихся. Именно это направленность определяет атмосферу, стиль и тон коллектива. Не только во время специальных занятий но и вне их: на уроке, переменах. Таким образом происходит не только личностное развитие каждого, но и сплочение и совершенствование класса.

Важно, чтобы именно в младшем школьном возрасте произошло глубокое, окрашенное чувством, усвоение понятий, которые лягут в основу представлений ребёнка о сущности человека в обществе, о достойном поведение людей, об ответственности каждого перед самим собой и окружающими. .

«Золотое правило морали»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. (VI-V вв. до н.э.) «Чего в другом не любишь, того сам не делай» (Русская народная пословица) Суть правила в том, что каждый человек должен предъявлять к себе такие требования, какие он предъявляет к другим. Потребность относиться к другим как к самому себе, а точнее – возвышать себя через возвышение других и составляет основу нравственности.

Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость; важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь,  обман,  этика,  этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида; общие понятия гражданско-правового сознания:  Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой,  обязанность, ответственность, право, устав,  режим.

Начальная школа – это время формирования человеческой личности. Специфика работы учителя начальной школы в том, что он преподаёт не один предмет, а все предметы учебного плана. На каждом уроке можно найти возможность решать проблему воспитания гражданина и патриота своей Родины. Формирования личности идёт не только во время внеклассной работы, но и на каждом уроке.

У меня есть небольшой опыт работы по духовно-нравственному воспитанию. Ещё в период обучения грамоте, использую беседы по картинкам, иллюстрациям, содержание текстов, главным образом сказок, так как есть возможность раскрыть перед детьми внутреннее содержание таких понятий, как взаимопомощь, забота, внимание, доброжелательность, щедрость, аккуратность, а так же отрицательных понятий, характеризующих отрицательные черты человека: хитрость, жадность, нежелание помочь товарищу, неряшливость и др. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений,  сказок  из  учебных книг, в  которых  ставятся  в доступной для них форме вопросы о справедливости,  честности,  товариществе, дружбе, верности, гуманности и патриотизме, помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей.  Эта работа способствует коллективному переживанию, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания, дает возможность поделиться друг с другом радостью пережитого, узнать, что волнует и интересует других детей.

На уроках чтения в каждом классе самый первый раздел посвящён нашей Родине. При знакомстве с новыми проиведениями обязательно дополнительно готовим сообщения о нашей «маленькой Родине». По внеклассному чтению предлагаю прочитать, а затем и разобрать специально подобранные книги,  такие , как :  

Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»

Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»

Андерсен Г.Х. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка»

Бажов П.П. «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»

Барто А.Л. Стихи

Братья Гримм Сказки

Волков В. «Волшебник Изумрудного города»

Добронравов Н. «Если отец герой!»

Дудин М. «Берегите землю» и другие.

В уроки развития речи включаю этические беседы.

Предлагаю темы к размышлению для этических бесед

Почему одно поведение одобряется обществом,

 а другое – осуждается?

Почему плохой поступок приносит человеку страдание, а хороший радость и удовольствие, даже если никто, кроме его самого, и не знает об этом поступке?

 Правда и ложь – какие они?

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Зачем быть вежливым?

Неразлучные друзья – взрослые и дети.

Дружба – это…

Как выбирать друзей?

Отзывчивость и доброта.

Спешите делать добро.

Что значит быть откровенным.

Как мы выглядим.

О лени и лентяях.

Причины обид.

Социально-психологический компонент формирования личности состоит из: социального отношения; социального поведения человека в разных социальных ролях; социальных позиций и социальных установок и отражает основные ее качества и характеристики, позволяющие личности играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. У каждого обучающегося в классе есть своё поручение. Работаю по двум разделам: «Я в школе» и «Я вышел из дома».

Я в школе:

ученик (ученица)

дежурный

санитар

командир

товарищ

друг

одноклассник

помощник учителя

цветовод

санитар

физорг

организатор игр

участник кружка

член спортивной команды

Я вышел из дома:

гражданин

житель города

прохожий

покупатель

пассажир

друг

товарищ

пешеход

гость

родственник

велосипедист

читатель библиотеки

драчун

садовод

отдыхающий (у реки, в лесу)

При планировании тем для классных часов, обязательно включаю темы по духовно-нравственному воспитанию: «Правила поведения в школе», «Доброта спасёт мир», «Мои добрые дела», «Уроки вежливости», «Уроки доброты» «Язык родной, дружи со мной!», «Школа правовых знаний», «Дети и Конституция», конкурс рисунков «Мой город», конкурс рецептов «Как вылечиться от лени?», тренинг «Учись быть послушным и терпеливым», школа Мальвины «Хорошие манеры», дискуссия «Зачем я хожу в школу?», откровенный разговор «Что в школе хорошо, а что мне не нравится?», «Заливается звонок - начинается урок» (права и обязанности учащихся). На этих уроках осуществляется работа над восприятием и пониманием обучающимися таких ценностей, как «доброта», «милосердие», «гуманность», умение различать хорошие и плохие поступки, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать правила поведения в школе.

Для того чтобы проследить за динамикой изменения представлений о духовно-нравственном воспитании провожу диагностики.

Первую диагностику проводила во 2 классе используя  методику Г.М.Фридмана

Метод «Беседа»  (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах)

Выясняю развиваются ли обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается или нет отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняю соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делаю вывод о том, что  эти представления с возрастом меняются.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Р.Р.Калининой)

Обучающихся прошу привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Методика «Закончи историю» (методика Н.Е.Богуславской)

Детям читаю рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаю вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Обработав результаты диагностики, делаю вывод: представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное.

Методика «Как поступать» (методика Г.М.Фридмана)  (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ Васильевская основная общеобразовательная школа Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации ФГОС. Выполнила: Лукьянова Мария Дмитриевна 2018 год

Слайд 6

Нравственность - способы действия, нормы поведения, поступки людей.

Слайд 7

Духовность - самое высокое к чему стремится человек, направленность его души.

Слайд 8

«Воспитание – великое дело; им решается участь человека». В. Белинский.

Слайд 9

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

Слайд 10

Культура России XVIII в.

Слайд 11

В XIX в. происходит возвращение к нравственно-религиозному подходу. Закону Божьему возвращается статус главного учебного и воспитательного предмета.

Слайд 13

П отеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Слайд 14

ФГОС

Слайд 16

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Слайд 17

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Слайд 18

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Слайд 19

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Слайд 20

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Слайд 21

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Слайд 23

В духовно-нравственном воспитании школьников первостепенное значение имеет духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований, бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников.

Слайд 24

урочная деятельность; изучение культурологических основ традиционных российских религий. внеурочная деятельность внешкольная деятельность семейное воспитание Духовно-нравственное воспитание согласно требованиям Федеральных стандартов осуществляется :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...