Виртуальная экскурсия "Памятники и исторические места Москвы"
занимательные факты

Лобанова Ольга Павловна

Задачи

1. Пополнить знания воспитанников об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в исторической и культурной памяти народа.

2. Стимулировать интерес к изучению истории Москвы, стремление к сохранению красоты памятных мест своей страны.

3. Вызвать чувство гордости за людей, сохранивших и сохраняющих историю государства для будущих поколений.

4. Способствовать проявлению уважения к творцам архитектурных и садово-парковых ансамблей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnaya_ekskursiya.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ И КУЛЬТУРНЫМ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМ МОСКВЫ

Минувшее проходит предо мной,

Грядущее проходит предо мною

В. Гиляровский 

Москва, как много в этом звуке

Для сердца русского слилось,

Как много в нем отозвалось!..

А.С. Пушкин

Москва! Москва!

Люблю тебя как сын,

Как русский – сильно,

Пламенно и нежно!..

М.Ю. Лермонтов

Задачи

1. Пополнить знания воспитанников об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в исторической и культурной памяти народа.

2. Стимулировать интерес к изучению истории Москвы, стремление к сохранению красоты памятных мест своей страны.

3. Вызвать чувство гордости за людей, сохранивших и сохраняющих историю государства для будущих поколений.

4. Способствовать проявлению уважения к творцам архитектурных и садово-парковых ансамблей.

Ход мероприятия

I. Основная часть

Вступительное слово.

«Наш полупустой поезд остановился на темной наружной платформе Ярославского вокзала, и мы вышли на площадь, миновав галдящих извозчиков, штурмовавших богатых пассажиров и не удостоивших нас своим вниманием. Мы зашагали, скользя и спотыкаясь, ничего не видя под ногами, и только наткнувшись на деревянный столб, можно было удостовериться, что это фонарь для освещения улиц, но он освещал только собственные стекла, залепленные сырым снегом.

Миновали вокзалы, переползли через сугроб и опять зашагали посредине узких переулков вдоль заборов, разделенных деревянными домишками и запертыми наглухо воротами. Маленькие окна отсвечивали кое-где желто-красным пятнышком лампадки. Темень, тишина…

Так меня встретила Москва в октябре 1873 года». 

Так писал в своей книге – памятнике городу Москве Владимир Алексеевич Гиляровский, человек, влюбленный в Москву.

Вопросы.

  • Можно ли сравнить Москву, которую В.А. Гиляровский описал в этом маленьком отрывке, с той Москвой, которую мы видим по телевизору, в журналах, газетах и фильмах?
  • А нужно ли нам знать о том, какой была Москва раньше?
  • Кто делает нашу столицу красивой и нарядной?
  • Хотелось бы вам заглянуть в прошлое Москвы?

– Тогда вперед, мы отправляемся на экскурсию по Москве, и хотя она от нас далеко, но во времена Интернета ничего невозможно нет.

Слайд 1. Лайнер Российских авиалиний

– Я приглашаю вас в этот голубой лайнер Российских авиалиний, который в одну секунду доставит нас в Москву.

(Звучит музыка из кинофильма «Москва слезам не верит».)

Слайд 2. Покровский собор

– Наша первая остановка – недалеко от Покровского собора города Москвы. На какой площади мы с вами оказались?

– Мы на Красной площади. Слово «площадь» означает незастроенное, большое и ровное место в городе, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы, что мы и видим.

За зубчатой стеной – Кремль. Кремлевская стена сложена из красного кирпича. Среди любимых цветов древней Руси первенствовал красный.

– Как вы думаете, почему красный цвет так любили на Руси?

– Вы правы, ребята. Слово «красный» имело значение «прекрасный, красивый, чистыйдобрый». Если говорилось, например, что у соседа красная изба, то все понимали, что речь идет о жилье чистом, белом, красивом. Самое почетное место в доме – «красный угол». А в нем «красная лавка», на которую сажали дорогого гостя.

У большой избы должно быть «красное крыльцо», то есть переднее, приемное, парадное. Оно строилось с навесом и выходило не во двор, а на улицу. Естественно, что лучшую площадь возле кремлевских стен назвали Красной. Что же было на площади раньше?

 «Красная площадь – главный рынок города. Тут день-деньской толпился народ, торговцы ставили свои скамьи, женщины продавали домашние изделия – пироги, напитки, угощали лесным медом. Все это приводило к тому, что в торговые дни на площади была толкотня, шум и ералаш. Пришлось оглашать указ о том, что поставленные в неуказанных местах лавки и скамьи надо сломать».)

– Так писал путешественник Олеарий, бывавший в древней Москве.

Вопросы.

  • Отличается ли Красная площадь сегодня от той, которую описал путешественник?
  • Что теперь проходит на Красной площади в современной Москве?
  • Бывали ли вы на Красной площади во время парада или концерта?
  • Понравилось ли вам?

– Вы правы, ребята. В наши дни на Красной площади проходят военные парады, праздники и гулянья, концерты.

Слайд 3. Стены и башни Московского Кремля

– А теперь давайте остановимся и внимательно рассмотрим стены и башни Московского Кремля. Существующие кирпичные стены и башни были возведены 500 лет назад, протяженность их более 2 километров. Высота стен от 5 до 19 метров. Если рассматривать с точки зрения современного градостроения, то это высота 2-этажного дома на возвышенностях, а в низменных местах – высота 5-этажного дома. Завершаются стены зубцами с узкими бойницами. Зубцы имеют высоту 2–2,5 метра. Общее количество зубцов – более 1000.

Вопросы.

  • Для чего нужны были такие узкие бойницы?
  • Зачем нужно было такое количество зубцов?
  • Как вы думаете, всегда ли кремлевские стены выглядели так, как современная кремлевская стена?

Слайд 4. Картина места застройки Кремля

– Не всегда Кремлевские стены были такими, какими мы видим их сегодня.

Сначала, при Юрии Долгоруком, в XII веке на месте существующего в наше время Кремля была маленькая деревянная крепость. Ее построили на живописном холме, поросшем лесом, на месте впадения Неглинной реки в Москву-реку. Здесь мирно паслись лоси и медведи. Место было видное, лесное, рыбное, охотничье, медовое, перекресток речных и конных дорог с запада на восток и с севера на юг. «Не сразу Москва строилась», – вспоминается, когда глядишь на зубчатые кремлевские стены.

Слайд 5. Деревянный кремль

При князе Иване Калите на месте деревянной крепости был построен кремль из дубовых бревен. Дубовый Кремль строили 2 года. Но потом решили его разобрать.

Вопросы.

  • Как вы думаете, почему?
  • Какой кремль нужно было возвести, чтобы он устоял от врагов?

Слайд 6. Кремль времен Дмитрия Донского

– При князе Дмитрии Донском кремль расширился, и взамен деревянных стен были построены мощные стены из белого камня. Но и этот кремль был разрушен, не смог он устоять под напором врагов.

Слайд 7. Вид современного Кремля

– На его месте был выстроен тот Кремль, который мы сегодня видим – краснокирпичный, четвертый по счету Московский Кремль

Готовясь к информационному часу, я предложила вам нарисовать самые памятные для вас места Москвы, которые вам хотелось бы запечатлеть на бумаге.

Посмотрите на рисунки и определите тот рисунок, который наиболее детально и точно изображает современный Московский Кремль.

(Ребята определяют лучшие рисунки.)

– Авторам я вручаю наборы открыток достопримечательностей Москвы. С их помощью можно оформить интересный альбом о достопримечательностях Москвы.

А мы продолжаем свое путешествие. Может, кто-то устал, хочет отдохнуть, тогда я предлагаю вам ответить на вопросы викторины по первой части нашей экскурсии.

Вопросы викторины

  • Из какого строительного материала был построен первый Кремль? (Из дерева.)
  • Кто считается основателем Москвы? (Ю. Долгорукий.)
  • Какого цвета был первый каменный Кремль? (Белого.)
  • Какого цвета Кремль сейчас? Из какого материла? (Из красного кирпича.)
  • Что означало слово «красный» в старину? (Красивый.)
  • Кто такой В.А. Гиляровский? (Автор книги «Москва и москвичи».)

(Звучит песня О. Газманова «Москва! Звонят колокола!».)

– Молодцы, ребята. Все запомнили, все знаете, скоро сами будете проводить экскурсии для малышей.

Слайд 8. Спасская башня

– Мы подходим с вами к Спасской башне Кремля. Кремлевские стены укреплены крепостными башнями, различными по своему очертанию: круглыми, прямоугольными, многогранными. Я прошу вас внимательно посмотреть на Спасскую башню и рассказать о том, что она собой представляет.

(Ответы учащихся.)

– Вы правы, ребята, Спасская башня имеет 10 ярусов, из которых 3 занимает механизм часов-курантов. Размер цифр на циферблате – 1 метр. Бой часов осуществляется одиннадцатью колоколами. Весь механизм часов весит 25 тонн.

Высота Спасской башни со звездой из рубина – 71 метр, как 25-этажный дом. Внутри звезд лампы, которые включают вечером – и звезды загораются. Это очень красивое зрелище. Многие люди приходят к Спасской башне и ждут момента, чтобы полюбоваться горящими звездами. В старину эта башня была грозным оборонительным сооружением, готовым всегда дать отпор противнику. Если враг прорывался в башню, то внезапно опускалась кованая решетка, отрезавшая и преграждавшая путь врагу.

Мы расстаемся с вами со Спасской башней Кремля. Но предварительно мне бы хотелось, чтобы вы ответили на мои вопросы.

Вопросы.

  • Из какого материала сделана звезда на Спасской башне Кремля? (Из рубина). 
  • Как называлась крепость в старинных русских городах? (Кремль.)
  • Какие две реки протекают около Кремля? (Москва, Яуза). 
  • Как называется Кремлевская башня с курантами? (Спасская.)

– Устали, ребята? Нет, но покушать нам бы не помешало. Я предлагаю отправиться на Тверскую улицу, к дому бывшего булочника Филиппова, знаменитого на всю Москву своими сайками и калачами.

Слайд 9. Улица Тверская

– В истории Москвы много интересного и удивительного, о чем мы можем с вами узнать благодаря В. А. Гиляровскому и его книге.

Пока вы будете кушать сайки и калачи, которые мы заранее вам приготовили, я расскажу вам о булочной Филиппова, которую в своей книге описывает В. А. Гиляровский. Булочник Филиппов был так популярен в Москве, что даже тогда, когда он умер, его смерть была отмечена интересным четверостишием:

Вчера угас еще один из типов,

Москве весьма известных и знакомых,

Тьмутараканский князь Иван Филиппов,

И в трауре оставил насекомых.

– Вам интересно, почему о нем так написали? Тогда, слушайте.

«Булочная Филиппова была всегда полна покупателей. В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, вареньем и изюмом. Именно о сайках с изюмом и хочется рассказать поподробнее. В те времена генерал-губернатором Москвы был Закревский, которого все боялись. Каждое утро горячие сайки от Филиппова подавались ему к чаю. Однажды, отламывая кусок свежей сайки, генерал-губернатор увидел там запеченного таракана. Немедленно был вызван булочник Филиппов. Генерал начал кричать на Филиппова, но тот, совершенно не смущаясь, съел кусок булки с тараканом и сказал генералу, что это изюминка. До этого булочник сайки с изюмом никогда не пек.

Прибежав в булочную, булочник быстро вымыл много изюма и бросил его в тесто. Через час сайки с изюмом были доставлены генерал-губернатору Закревскому. Через день отбоя от покупателей не было. Всем понравился новый вид саек с изюмом…»

Сегодня в Москве можно купить сайки с изюмом, приготовленные по старым рецептам. И не только сайки, но и бублики, калачи, пряники, много вкусных вещей, приготовленных умелыми кондитерами и булочниками.

Вопросы.

  • Понравилась ли вам история, о которой я только что рассказала?
  • Как вы думаете, почему в четверостишии булочник был назван тьмутараканским?
  • Хотели бы вы еще раз совершить подобное путешествие по столице нашей Родины – Москве?

II. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект. Исторические места Белгородчины

Метод проетов можно рассматривать как технологию сотрудничества. Её главный принцип - принцип деятельности. Данный проект основан на краеведческом материале, что способствует воспитанию патриотических...

ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ КУБАНИ (виртуальное паломничество по святым местам для учащихся 3-4 класса; методическая разработка)

Зачем человеку паломничество? Наверное, это путь к себе, возвращение к своим истокам, к святой вере отцов и дедов: для кого-то это мольба о помощи, для кого-то утешение в скорбях, укрепление в вере. В...

ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ КУБАНИ (виртуальное паломничество по святым местам для учащихся 3-4 класса; презентация к методической разработке)

Зачем человеку паломничество? Наверное, это путь к себе, возвращение к своим истокам, к святой вере отцов и дедов: для кого-то это мольба о помощи, для кого-то утешение в скорбях, укрепление в вере. В...

Виртуальное путешествие по святым местам Кубани.

Данный материал можно использовать на уроках кубановедения и ОПК. Он познакомит ребят с первым храмом на Тамани, церковью Святой Варвары Великомученицы, а также с храмом Успения Пресвятой Богородицы с...

Внеклассное мероприятие "Памятные и исторические места города Казани"

Внеклассное мероприятие "Памятные и исторические места города Казани" 4 класс...

внеурочное занятие кружка "Осетия -мой край родной" на тему "Мой город. Исторические места- Проспект Мира".

Данное занятие можно использовать в 3-4 классах. здесь ребята знакомятся с историей города Владикавказ. Совершают "виртуальную" прогулку по Проспекту Мира, знакомятся с историческими местами проспекта...

Урок кубановедения в 4 классе: «Виртуальная экскурсия по историческому центру города Новороссийска»

Сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие  по старым улицам «Исторического центра города Новороссийска» и познакомимся с настоящими музеями архитектуры под открытым небом....