Разработка внеурочного занятия 2 класс "Осторожно - в лесу дети!"
классный час (2 класс)

Разработка данного внеурочного занятия во 2 классе "Осторожно - в лесу дети!". 

Данное занятие позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах поведения в лесу, определить значение леса в жизни человека, развивать речь, логическое мышление, познавательные интересы учащихся; воспитывать нравственно-культурологические ценности личности: чувство любви к природе и бережное отношение к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл внеурочное занятие28 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная задача «Осторожно - в лесу дети!»

  1. Паспорт проектной задачи

Название проектной задачи

 «Осторожно - в лесу дети!»

Предмет

Литературное чтение, русский язык, окружающий мир

Класс

2

Тип задачи

Межпредметная

Цели и педагогические задачи

1.Ввести учащихся образно, эмоционально в мир леса, определить значение леса в

жизни человека, сформулировать и усвоить ряд правил безопасного поведения в

лесу; развивать речь, логическое мышление, познавательные интересы

учащихся; воспитывать нравственно-культурологические ценности личности:

чувство любви к природе и бережное отношение к окружающему миру.

2. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации.

3. Проверка умений учащихся пользоваться предложенной информацией, представленной в различных видах, и на её основе осуществлять выбор оптимального решения.

4.Сотрудничество учащихся в малых одновозрастных группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Литературное чтение, русский язык, окружающий мир:

- умение выделять существенную (необходимую) информацию в тексте;

- умение оформлять законченную мысль (находить соединять начало и конец пословиц и поговорок);

- умение преобразовывать художественный текст (минисочинение от лица героя);

- создание собственных текстов в соответствии с заданным жанром (синквейн «Лес», «Дети»);

- составление модели связи между человеком и живой природой, в соответствии с последовательностью событий в заданном тексте.

Общеучебные умения

1. Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах:

- просмотр отрывка из детского киножурнала «Ералаш»;

- словесное описание проектной задачи;

- набор текстов различных жанров (рассказы, научные тексты, пословицы и поговорки);

- иллюстрации с изображением различных примеров поведения детей в природе;

- предметные иллюстрации для составления моделей «связи в окружающем мире между человеком и природой»;

- алгоритм к написанию нерифмованного стихотворения из 5 строк (синквейна) и пример на тему «Насекомые».

2. Работа в малой группе:

- организация работы;

- распределение заданий между участниками группы;

- взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи;

- взаимоконтроль.

Познавательные УУД

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

знаково-символические моделирование;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение; извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

анализ объектов;

синтез как составление целого из частей,

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование.

формулирование проблемы;

самостоятельное нахождение путей решения проблемы творческого и поискового характера.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

- усвоения материала по различным предметам и возможностей применять его в нестандартных условиях;

- умения, работая в малой группе, создавать конечный «продукт» - иллюстрированный журнал «Правила поведения в лесу».

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём наблюдения и оформляется в виде оценочного листа.

Получившийся в ходе работы «продукт» предлагается для оценивания другой группе через оценочный лист с заданными критериями.

Оборудование и материалы

Видеофильм; набор текстовых заданий; комплект «Оценочных листов работы

групп № 1 - №4; листы ватмана; карандаши, фломастеры, клей-карандаш,

подкладные листы для работы с клеем.

  1. Замысел проектной задачи:

В качестве сюжета для создания квазиреальной (модельной ситуации) взят отрывок из киножурнала «Ералаш» «Самый дружный наш отряд», где дети нарушают правила поведения в лесу. Задания для её решения построены таким образом, чтобы при объединении их в единое целое получить иллюстрированный журнал: « Правила поведения в лесу для детей».

3.  Описание проектной задачи

- Ребята, нам предстоит сегодня решить одну очень необычную задачу. А для её решения, сначала посмотрим отрывок из кинофильма. Дети читают на экране название: «Самый дружный наш отряд».

- Как вы думаете, о чём в нём пойдёт речь? Дети высказывают свои предположения.

- А теперь пришло время посмотреть и определить тему нашей задачи.

Дети смотрят отрывок. Ералаш №53 "Самый дружный наш отряд"

- Кто герои фильма?

- Где происходят события?

- Правильные ли мы делали предположения? Почему?

- Какой совет вы бы дали этому «дружному отряду»?

- Как бы вы назвали просмотренный отрывок?

Дети высказывают своё мнение. (Осторожно – в лесу дети!)

- Нам сегодня предстоит для этих ребят создать иллюстрированный журнал, чтобы прочитав его, они больше в лесу себя так не вели.

- Для решения задачи вам потребуются знания и умения по нескольким школьным предметам: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство; а также пригодится умение ценить и уважать мнение своих одноклассников.

Задача состоит из 4 заданий. Если мы их успешно выполним, то в конце урока объединим решения в одно целое и получим пособие. Очень важно правильно распределить работу между членами группы. (Дети выбирают «контролёров» - лидеров групп, которые распределяют работу, оценивают результат работы по критериям).

Задание для группы №1.

1. Ознакомьтесь с текстами из пособия для учащихся: «Атлас-определитель «От земли до неба» А. А. Плешакова.

2. Найдите и подчеркните советы о способах правильного наблюдения за животными леса.

3. Распределите данные опорные сигналы о правилах поведения в лесу на две группы: «В лесу можно (нельзя)».

Ответ:

Можно: наблюдать с помощью бинокля, карманной лупы, проговаривать шёпотом, чтобы лучше запомнить особенности животного и затем определить его с помощью атласа-определителя, любоваться красотой.

Нельзя: кричать, включать громкую музыку, пугать животных, рвать цветы, ломать деревья, делать на них вырезки; ловить ради забавы бабочек, муравьёв и других животных, сорить в лесу, оставлять стеклянные банки и бутылки. Разжигать костры, разорять гнёзда, приносить детёнышей животных домой, трогать птичьи яйца в гнёздах.

Тексты к заданию №1.

Как их зовут?

Когда мы знакомимся с каким-нибудь человеком, мы первым делом узнаём, как его зовут. У каждого из нас есть имя. Есть имена-названия – и у всего того, что нас окружает в природе. И потому знакомство с любым растением, животным надо начинать с вопроса: «Как вас зовут?» Но просто так у них этого не спросишь! Ни у цветка, ни у бабочки … То есть спросить, конечно, можно, да только они не ответят, промолчат. А как, не зная их имён, с ними подружиться? И тут на помощь придёт наш атлас-определитель. Он скажет, как его зовут. И сообщит то, что в первую очередь нужно знать об этом существе.

Как пользоваться атласом?

Это совсем несложно. Увидев то, что вас заинтересовало (в лесу, сквере, у себя дома, в живом уголке школы, на садовом участке и т. д.), отыщите это на рисунках атласа, прочитайте название и описание в тексте.

Когда будете искать подходящий рисунок, тщательно сравнивайте его с природным объектом, который определяете. Обязательно прочитайте описание.

И ещё: берегите то, что определяете. Если это растение, не срывайте его. Если  насекомое и вы его поймали, отпустите после того, как определите.

Природа удивительно разнообразна. Больше любите и сохраняйте этот чудесный, яркий, неповторимый мир, в котором у всех, как и у нас, есть свои имена.

Учимся определять животных

Встречи с животными, особенно дикими, трудно или совсем невозможно запланировать. Ведь это не растения, которые растут на одном месте. Животные бегают, прыгают, летают, многие из них очень осторожны, ловко прячутся от человека. Поэтому, увидев животное, постарайтесь его не спугнуть. Внимательно его рассмотрите, понаблюдайте за его поведением. Не всегда у вас будет время сразу же открыть атлас – определитель и найти там нужное. Очень полезно при наблюдении шёпотом, тихо-тихо, проговаривать, что именно вы видите. Например, вижу птицу чуть поменьше воробья, горло и грудка оранжевые, сидит на ветке берёзы, поёт … Так вы лучше запомните особенности животного и затем сможете его определить, даже если оно уже скроется из вида.

Если у вас есть бинокль, почаще берите его с собой в лес или в парк. С его помощью можно хорошо рассмотреть встреченных животных, особенно птиц. Для определения насекомых вы можете некоторых из них поймать в стеклянную банку. Но не ловите бабочек, чтобы не повредить их хрупких крыльев! Пойманных насекомых не нужно уносить никуда с того места, где они живут, а после определения их надо обязательно отпустить. Старайтесь не сажать в банку сразу двух или больше насекомых, если не уверены, что среди них нет хищников. Иначе может случиться, что одно существо съест другое, а вы невольно будете тому виной. Мелких насекомых хорошо рассматривать с помощью карманной лупы.

Задание для группы №2.

1. Прочтите рассказ «Не будь неряхой в лесу» (по Н. Надеждиной).

2. Подчеркните в тексте ответ на вопрос: «К чему привела неряшливость людей в лесу?»

3. Если бы вы оказались на месте главного героя – медведя, что бы вы чувствовали?

4. Как бы вы хотели, чтобы люди, приходя в лес, обращались с тобой и твоими собратьями?

Напишите обращение, начиная так: Люди! Я прошу вас …

Текст для задания №2.

Не будь неряхой в лесу

Лес расстелил полянку, точно зелёную скатерть. Но выпачкал её неряха: намусорил, бумажки разбросал, консервную банку оставил.

Из-за такой банки чуть не погиб медведь. Играли вечером пограничники на спортивной площадке. Услышали странный звук. Оглянулись - медведь! На морде – большая банка. Не видит бедняга, колотится о стволы деревьев металлической головой.

Лакомка нашёл брошенную банку, начал её вылизывать. Засунул голову по уши, а вытащить не смог.

Медведь мог погибнуть. Пограничники освободили Мишку от душившей его банки.

(По Н. Надеждиной)

Задание для группы №3.

1. Прочтите рассказ. О каких невидимых нитях говорится в рассказе? (Устно)

2. Придумайте название рассказа. Запишите его над текстом.

 (Подсказка: В заголовке отражается главная мысль, то есть то главное, о чём хотел сказать читателю автор).

3. Составьте модель связи между человеком и живой природой, соблюдая последовательность событий в прочитанном рассказе. При составлении модели используйте иллюстрации к заданию из конверта. Наклейте получившуюся модель на страницу журнала.

4. Используя слова для справок, вставьте в текст пропущенные слова: Невидимые нити – это ______________ в окружающем мире. Между собой связаны _________________ и _________________ природа, ________________ и __________________. __________________ тоже связан с окружающей его природой.

Слова для справок: связи, неживая, живая, растения, животные, человек.

Тексты для задания №3.

______________________________________________________________

В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу.

Лесничий рассуждал так: «Лес – это деревья, всё остальное лишнее!» и по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу…

Прошёл год, второй, третий. И видит лесничий: в лесу что-то неладно.

Везде торчат высохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: «Отчего деревья сохнут?»

А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житьё. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых…

Задание для группы №4.

1)Напишите нерифмованное стихотворение из пяти строк на темы: «Лес».

Стихотворения должны быть построены по следующим правилам:

В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным – отвечает на вопросы: кто? или что?):

Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными – отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?)

Третья строка – это описание действия в рамках темы тремя словами.

Четвёртая строка – это фраза из трёх, четырёх слов, показывающая отношение к теме, настроение.

Последняя строка повторяет смысл третьей строки, но состоит из одного слова.

Например:

  1. Насекомые
  2. Маленькие, беззащитные
  3. Летают, прыгают, ползают.
  4. Их надо защищать!
  5. Помощь.

2) Соедините записи в столиках, чтобы получить пословицы и поговорки о лесе:

Лес

береги его красу.

Кто лес любит и знает,

поит, кормит, одевает, укрывает, согревает.

Хорошо в лесу,

тому он помогает.

Леса от ветра защищают,

когда с нее корку дерут.

Кто с дерева кору снимает,

урожаю помогают.

Срубить дерево – пять минут,

тот его убивает.

И у березки слезки текут,

вырастить – сто лет.

Каждая группа представляет получившийся в ходе работы «продукт».

Затем результаты объединяются, и моделируется единый «продукт» - создание иллюстрированного журнала, чтобы прочитав его, дети больше в лесу себя так не вели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Методическая разработка внеурочного занятия учебно-исследовательской деятельности младших школьников»

«Исследовательское обучение»- особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения —...

Разработка внеурочного занятия по нравственно-патриотическому направлению

Ознакомление учащихся с изменениями  в природе, в жизни животных, птиц и людей с приходом зимы  в родном краю....

РАЗРАБОТКА КУРСА ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ЗЛАТОШВЕЙКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Различные виды рукоделия являются одним из самых старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, ниток и д...

Разработка внеклассного занятия«Здоровое питание - здоровые дети».

Здоровое питание для детей закладывает фундамент их полноценной жизни, обеспечивает их рост, физическое и умственное развитие. Поэтому крайне важно, чтобы оно было сбалансировано и отвечало всем запро...

Методическая разработка к занятию для начальной школы «Дети блокадного Ленинграда»

Цель мероприятия: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению. В ходе занятия звучат стихи, воспоминания очевидцев о блокадных ...

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района

Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...

Методическая разработка "Три занятия по обучению маленьких детей правильному быстрому счету при помощи точек на фишках домино"

В методической разработке описаны цели, задачи, представлены план и варианты заданий для развития интеллекта у детей раннего возраста. Выполнение заданий совместно с ребенкой способствует развитию пам...