Как выбирать друзей?
методическая разработка (2 класс)
Предварительный просмотр:
Как выбирать друзей?
Цель: формирование убеждения о важности дружбы в жизни человека.
Задачи:
- раскрыть содержание понятий «дружба»;
- познакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека;
- формировать умения аргументировать свою точку зрения, учить рассуждать;
- содействовать формированию сплоченного дружного классного коллектива.
План:
1. Организационный момент
2. Мотивационно-целевой.
3. Основная часть
3.1 Беседа о дружбе
3.2 Работа с пословицами
3.3 Работа с произведением С.Михалкова "Щенок и змея"
3.4 Физкультминутка
3.5 Анкетирование
3.6 Работа в группах «Кодекс дружбы»
3.7 Упражнение «Верный друг»
4. Рефлексия
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня наше занятие мы начнем с мимики и жестов. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям.
- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
- Дружески пожмите друг другу руки.
- Хорошо, все настроились на работу, садитесь.
2.Мотивационно-целевой.
- Кто знает, что такое притча? (Притча - краткий поучительный рассказ)
- Послушайте внимательно кавказскую притчу!
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни.
Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
- О чём была притча? (ответы детей)
- Какую пословицу можно подобрать к притче? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)
- Зачем нужна дружба? (Помогать друг другу в трудную минуту; радоваться, когда людям хорошо)
3. Основная часть
- Тема нашего занятия «Как выбирать друзей?» (СЛАЙД 1)
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О дружбе)
- Чему должны будем научиться? (Научиться правильно выбирать друзей)
- Мы часто слышим слова «приятель», «товарищ», «друг»? Что же они означают? Давайте разберемся. (СЛАЙД 2)
Приятель – близкий и дружески расположенный знакомый.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь.
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой, то есть близкими отношениями, основанными на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Как видите, эти слова очень близки по значению, но у каждого из этих понятий есть свой оттенок.
3.1. Беседа о дружбе
У многих из вас есть приятели и товарищи, но мало кто может сказать, что у него есть настоящий друг.
В наше время понятие дружбы превратилось в нечто абстрактное. Информационные технологии обесценили человеческие отношения. Не секрет, что сейчас многие люди могут похвастаться разве что виртуальными привязанностями. Однако виртуальный друг, вряд ли придет на помощь в трудную минуту.
Спросите себя - может ли компьютер заменить реальное рукопожатие, улыбку, совет и разговоры по душам? Ответ будет однозначно отрицательным. Жить без друзей очень плохо!
Большинство мальчишек и девчонок легко находят себе друзей, приятелей, товарищей. Обычно ими становятся одноклассники или дети, живущие по соседству. И такой выбор, пожалуй, самый естественный и надежный.
Настоящая дружба (именно настоящая!) - замечательное чувство. Некоторые люди проносят дружбу через всю свою жизнь. Они в любой момент готовы подставить другу своё плечо, протянуть руку помощи, разделить горе и радость. Дружба делает человека увереннее в себе, сильнее. Недаром так много пословиц о дружбе придумано людьми.
3.2 Работа с пословицами
- Для того, чтобы узнать, какой смысл заложен в пословицах о дружбе, предлагаю вам поработать в парах.
- У вас на партах лежат конверты. Вам из отдельных слов нужно собрать пословицу, обсудить ее значение и выбрать того, кто прочитает её и объяснит ее смысл. На выполнение задания даётся одна минута.
- Давайте послушаем, что у вас получилось. Кто готов прочитать и объяснить свою пословицу? (СЛАЙД 3)
- Как вы думаете, какая народная мудрость заложена в этих пословицах? (Ответы детей)
- Да, ребята, в пословицах из поколения в поколение мудрые люди передавали свой опыт ценностного отношения к дружбе. Давайте и мы прислушаемся к тем мудрым словам, которые заложены в пословицах.
К сожалению, часто дети принимают за дружбу совсем другое чувство. И тогда такие отношения могут принести вред. Произойти это может, когда общаешься (а тебе кажется, что дружишь) с человеком, который плохо на тебя влияет. Сам того не понимая, любой ребёнок перенимает привычки того, с кем дружит. А если это дурные привычки?.. Например, брать без спросу чужие вещи (то есть воровать) или выражаться нехорошими словами? Как вы думаете, к чему могут привести такие отношения?
3.3 Работа с произведением С.Михалкова "Щенок и змея"
- Прежде чем подружиться с человеком, желательно к нему повнимательнее присмотреться, узнать о нём побольше: чем живёт, чем дышит, чтобы не получилось так, как в произведении Сергея Михалкова.
Щенок и Змея
Обиделся Щенок на старых друзей и побежал новых искать. Вылезла из-под гнилого пенька Змея, свернулась кольцом и смотрит Щенку в глаза.
- Вот ты на меня смотришь и молчишь... А дома на меня все ворчат, рычат и гавкают! - сказал Щенок Змее.
- Все меня учат, ругают: и Барбос, и Шарик, и даже Шавка. Надоело мне их слушать!..
Пока Щенок жаловался, Змея молчала.
- Пойдёшь ко мне в друзья? - спросил Щенок и спрыгнул с пенька, на котором сидел.
Развернулась Змея и ужалила Щенка. Молча...
- Ребята, за что, по-вашему, Щенок решил взять Змею в друзья? (Она его не поучала)
- В чём заключалась ошибка Щенка? (Он неправильно выбрал друга)
- Вот что нужно помнить, когда выбираешь себе товарищей.
Лучше всего дружить с детьми-ровесниками. В компании старших по возрасту есть опасность чувствовать себя во всём последним, ведь они сильнее физически, а значит, быстрее бегают, более выносливы, лучше играют в футбол, хоккей. Вы же не хотите среди них казаться слабыми и неловкими? Они старше, а значит, опытнее: больше знают, многое имеют, что вам пока недоступно. Вам может показаться, что они умные, а вы глупые.
Компания младших вам тоже быстро надоест. Разве интересно играть с малышом, который ещё не может в силу своего возраста быть вам достойным соперником и всё время проигрывает?
- Вот почему разумнее всего дружить с ровесниками.
- А теперь очень внимательно послушайте сценку
«Мальчишки и девчонки»
- Ты где вчера был?
- Я вчера с Танькой в кино ходил.
- С Танькой в кино ходил, и не стыдно?
- А чего вдруг стыдно?
- Да она же …
- Чего?
- Да она же девчонка!
- Ну и что?
- Да я бы с девчонкой ни за что в кино не пошел!
- Почему?
- Да потому что девчонки - это…
- Ну что, девчонки?
- Да они же … с косичками!
- Подумаешь, с косичками. Что же тут такого? А Танька тем более без косичек!
- А это еще хуже!
- Почему же хуже?
- Потому что дергать не за что!
- А зачем их дергать?
- А что с ними еще делать?
- Поговорить можно.
- О чем с ними говорить? Про платья что ли? Бантики, рюшечки, как у вашей хрюшечки?
- Почему про рюшечки? Мы про книжки говорили.
- Конечно, про книжки. Они зубрилы все!
- Ничего не зубрилы. Таньке и зубрить некогда. Она еще в музыкальной школе учится.
- Ага! До, ре, ми, фа, соль, ля, си, Таня ехала в такси. И вообще все они ябеды и трусихи!
- Кто ябеда? Танька? А ты вспомни, как Колька в класс ужа принес, кто «Марьиване» наябедничал?
- Так я же не знал, что это уж! Я думал, что это удав гадючий.
- Вот ты испугался, а Танька его в руках держала!
- Конечно, удавы девчонок не трогают!
- Это почему же?
- Потому что они …плаксы все!
- Плаксы? А ты, когда с турника упал, чего же ревел?
- Тебе хорошо говорить, а у меня шишка знаешь какая большая чуть не вскочила.
- А Танька ногу на секции вывихнула, даже не ойкнула!
- Зато она в футбол играть не умеет!
- Так она лучше всех в классе в теннис играет!
- В теннис? Шарики, ракеточки! Девичья игра! Я вот борьбой займусь! А девчонок в борьбу не берут, таких глупых!
- Почему глупых? Танька глупая?
- А была б она умная, она бы с тобой в кино не пошла! Она бы получше кого-нибудь нашла!
- Получше? Кого же?
- Да меня хотя бы.
- Да она с тобой в кино не пойдет!
- Посмотрим. Вот пойду и приглашу!
- Таньку?
- Не Таньку, а Таню!
- Так она же девчонка!
- Ну и что? Некоторые девчонки даже лучше мальчишек.
- Так я тебе это с самого начала говорил. Пойдем, вместе пригласим ее в кино.
- Пошли!
- А теперь, ребята, я хочу задать вам вопрос: «В чем же, в конце концов, убедились мальчики?» (Можно дружить не только мальчик с мальчиком или девочка с девочкой, можно дружить девочкам с мальчиками
- Ребята, я подвела итоги нашего вчерашнего небольшого анкетирования отдельно среди мальчиков и девочек и получила следующие результаты.
Девочки, мальчики хотят вас видеть воспитанными, аккуратными, красивыми, добрыми, умными, веселыми и заботливыми.
Мальчики, а девочки считают, что вы должны быть добрыми, воспитанными, сильными, внимательными, заботливыми и честными. Учтите это!
3.4 Физкультминутка (СЛАЙД 4)
3.5 Анкетирование
- Ребята, к сожалению, иногда бывает так, что мы совершаем поступки, которые мешают нашей дружбе.
- Прочитайте внимательно следующие поступки и проанализируйте их. Если вы считаете поступок хорошим, поставьте «+», если плохим «-». …Чтобы сэкономить время, я зачитаю их вслух, а вы делайте пометки в своих карточках. (СЛАЙД 5)
3.6 Работа в группах «Кодекс дружбы»
- Теперь вы разделитесь на две группы и на основе выбранных поступков составите «Кодекс дружбы», дописав пропущенные слова в высказываниях.
- Давайте проверим, что у вас получилось. (СЛАЙД 6)
Встречаются в жизни такие дети, которые очень любят демонстрировать свою силу. Они выбирают того, кто послабее и не может им дать сдачи, и начинают приставать к нему, бить его и толкать. Видимо, они получают от этого удовольствие. Эти дети - задиры, и с ними лучше не дружить.
А ещё встречаются такие, которые очень любят командовать. Они поддразнивают своих товарищей, толкают их на опасные и недозволенные поступки - словом, ведут себя так, будто их поставили начальниками над другими детьми. Не позволяйте своим сверстникам командовать собой!
Бывают дети, которые подбирают себе друга из выгоды, чтобы можно было, например, у отличника списывать домашнее задание. Когда есть выгода, не может быть настоящей дружбы!
Тот, кто хочет дружить, должен посмотреть в себя, в себе найти ответ на вопрос: «Готов ли я встретить друга»?
3.7 Упражнение «Верный друг»
- Сядьте поудобнее и закройте глазки. Не открывайте их пока я вам не скажу. Слушайте мой голос. …Сделайте глубокий вдох и медленный выдох...
Представь себе, что ты гуляешь по небольшой тропинке в лесу. Ты слышишь плеск воды, подходишь к мосту над мелкой спокойной речкой, останавливаешься посередине моста и смотришь вниз на воду. На ее поверхности ты видишь свое отражение...
И вдруг ты чувствуешь, что ты не один. Есть еще кто-то неподалеку, и ты чувствуешь, что его присутствие тебя успокаивает. На воде ты видишь, как рядом с твоим отражением появляется еще одно. Ты чувствуешь, что этот кто-то, очень хорошо к тебе относится и тебя понимает. Это может быть взрослый человек, а может быть, это какое-то животное или кто-то, живущий в твоем воображении. Это неважно, главное - ты чувствуешь, что это твой верный друг, который давно знает тебя и которому ты можешь доверять.
Через какое-то время он начинает говорить о тебе, о твоей жизни. Твой друг говорит тебе, что ты в любой момент можешь прийти к нему вновь, когда тебе будет нужна его помощь, совет или понимание.
Теперь поблагодари своего друга за поддержку и попрощайся с ним.
Медленно пройди к маленькому мосту. Еще раз посмотри на свое отражение в воде. Ты помнишь о том, как было приятно, когда ты оказался на этом мосту не один, как это хорошо, когда у тебя есть человек, которому можно полностью доверять.
- А теперь потянись, напряги и расслабь свое тело. Медленно открой глаза.
4. Рефлексия
- Ребята, наше занятие подошло к концу. Мне понравилось, как вы сегодня работали, были активны.
- Скажите ребята, так что же такое дружба?
- С какими словами мы познакомились на занятии?
- Почему важно иметь друзей?
- Посмотрите, что у нас получилось. Мы знаем, что такое дружба, мы составили с вами Кодекс дружбы и знаем, как нужно выбирать друзей. Я надеюсь, что теперь вы будете более внимательно относиться друг к другу, беречь свою дружбу и у каждого из вас обязательно в жизни появиться настоящий друг. (СЛАЙД 7)
- Спасибо! Все свободны.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приятель – близкий и дружески расположенный знакомый. Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь. Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой, то есть близкими отношениями, основанными на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Нет друга - ищи, а нашел – береги. Друг неиспытанный, что орех не расколотый. Новых друзей наживай, а старых не утрачивай. Друга на деньги не купишь. Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает. Друга узнаешь, когда вместе с ним пуд соли съешь. Пословицы о дру жбе
- Помочь товарищу подготовиться к контрольной работе. - Посмеяться над одноклассником, получившим двойку. - Сообщить на ушко учителю о том, что кто-то из одноклассников забыл дома дневник. - Подарить однокласснику какую-либо вещь, а после ссоры с ним потребовать вещь обратно. - Уступить во время праздника малышам лучшие зрительские места. - Пообещать товарищу что-либо и не сдержать своего слова. - Подарить соседскому малышу свои старые игрушки. - Тайком прочитать личный дневник подруги. - Совершить вместе с товарищем дурной поступок и всю вину свалить на него. - В отсутствие человека говорить о нём плохо, а в его присутствии молчать. - Всегда первым приходить на помощь другу.
КОДЕКС ДРУЖБЫ 1. Один за всех и все за одного . 2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу . 3. Радуйтесь вместе с друзьями . 4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает . 5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний . 6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выбирая спорт, мы выбираем жизнь
Классный час о спорте...
Внеклассное мероприятие для 3-4 классов, направленное на изучение важности избирательного права. Cценарий занятия «Мы выбираем? Нас выбирают?»
Внеклассное мероприятие для 3-4 классов, направленное на изучение важности избирательного права. Состоит из презентации Power Point (со вставками видеофрагментов), сценария занятия «Мы выбираем? Нас в...
Выбирая спорт - мы выбираем здоровье.
Классный час будет полезен педагогам для формирования правильного отношения к здоровому образу жизни. В конспекте занятия содержатся физкультразминка, игра, стихи о спорте, пословицы и поговорки и мно...
классный час "Выбирая спорт, мы выбираем здоровье"
План подготовки и конспект классного часа , включены беседа, анкета, викторина . стиотворения, конкурсы...
выбираешь профессию выбираешь образ жизни
для детей сташего возраста "Профориентация"...
Выбирая спорт-мы выбираем жизнь
Презентация к классномц часу о здоровом образе жизни"Выбирая спорт-мы выбираем жизнь"...
Ты выбираешь друга. Друг выбирает тебя.
Классный час для учащихся начальных классов....