Как выбирать друзей?
методическая разработка (2 класс)

*

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.47 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Как выбирать друзей?

Цель: формирование убеждения о важности дружбы в жизни человека.

Задачи:

  • раскрыть содержание понятий «дружба»;
  • познакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека;
  • формировать умения аргументировать свою точку зрения, учить рассуждать;
  • содействовать формированию сплоченного дружного классного коллектива.

План:

1. Организационный момент

2. Мотивационно-целевой.

3. Основная часть

3.1 Беседа о дружбе

3.2 Работа с пословицами

3.3 Работа с произведением С.Михалкова "Щенок и змея"

3.4 Физкультминутка

3.5 Анкетирование

3.6 Работа в группах «Кодекс дружбы»

3.7 Упражнение «Верный друг»

4. Рефлексия

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня наше занятие мы начнем с мимики и жестов. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям.

- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

- Дружески пожмите друг другу руки.

- Хорошо, все настроились на работу, садитесь.

2.Мотивационно-целевой.

- Кто знает, что такое притча? (Притча - краткий поучительный рассказ)

- Послушайте внимательно кавказскую притчу!

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни.

Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

- О чём была притча? (ответы детей)

- Какую пословицу можно подобрать к притче? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)

- Зачем нужна дружба? (Помогать друг другу в трудную минуту; радоваться, когда людям хорошо)

3. Основная часть

- Тема нашего занятия «Как выбирать друзей?» (СЛАЙД 1)

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О дружбе) 

- Чему должны будем научиться? (Научиться правильно выбирать друзей)

- Мы часто слышим слова «приятель», «товарищ», «друг»? Что же они означают? Давайте разберемся. (СЛАЙД 2)

Приятель – близкий и дружески расположенный знакомый.

Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь.

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой, то есть близкими отношениями, основанными на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Как видите, эти слова очень близки по значению, но у каждого из этих понятий есть свой оттенок.

3.1. Беседа о дружбе

У многих из вас есть приятели и товарищи, но мало кто может сказать, что у него есть настоящий друг.

В наше время понятие дружбы превратилось в нечто абстрактное. Информационные технологии обесценили человеческие отношения. Не секрет, что сейчас многие люди могут похвастаться разве что виртуальными привязанностями. Однако виртуальный друг, вряд ли придет на помощь в трудную минуту.

Спросите себя - может ли компьютер заменить реальное рукопожатие, улыбку, совет и разговоры по душам? Ответ будет однозначно отрицательным. Жить без друзей очень плохо!

Большинство мальчишек и девчонок легко находят себе друзей, приятелей, товарищей. Обычно ими становятся одноклассники или дети, живущие по соседству. И такой выбор, пожалуй, самый естественный и надежный.

Настоящая дружба (именно настоящая!) - замечательное чувство. Некоторые люди проносят дружбу через всю свою жизнь. Они в любой момент готовы подставить другу своё плечо, протянуть руку помощи, разделить горе и радость. Дружба делает человека увереннее в себе, сильнее. Недаром так много пословиц о дружбе придумано людьми.

3.2 Работа с пословицами

- Для того, чтобы узнать, какой смысл заложен в пословицах о дружбе, предлагаю вам поработать в парах.

- У вас на партах лежат конверты. Вам из отдельных слов нужно собрать пословицу, обсудить ее значение и выбрать того, кто прочитает её и объяснит ее смысл. На выполнение задания даётся одна минута.

- Давайте послушаем, что у вас получилось. Кто готов прочитать и объяснить свою пословицу? (СЛАЙД 3)

- Как вы думаете, какая народная мудрость заложена в этих пословицах? (Ответы детей)

- Да, ребята, в пословицах из поколения в поколение мудрые люди передавали свой опыт ценностного отношения к дружбе. Давайте и мы прислушаемся к тем мудрым словам, которые заложены в пословицах.

К сожалению, часто дети принимают за дружбу совсем другое чувство. И тогда такие отношения могут принести вред. Произойти это может, когда общаешься (а тебе кажется, что дружишь) с человеком, который плохо на тебя влияет. Сам того не понимая, любой ребёнок перенимает привычки того, с кем дружит. А если это дурные привычки?.. Например, брать без спросу чужие вещи (то есть воровать) или выражаться нехорошими словами? Как вы думаете, к чему могут привести такие отношения?

3.3 Работа с произведением С.Михалкова "Щенок и змея"

- Прежде чем подружиться с человеком, желательно к нему повнимательнее присмотреться, узнать о нём побольше: чем живёт, чем дышит, чтобы не получилось так, как в произведении Сергея Михалкова.

Щенок и Змея

Обиделся Щенок на старых друзей и побежал новых искать. Вылезла из-под гнилого пенька Змея, свернулась кольцом и смотрит Щенку в глаза.

- Вот ты на меня смотришь и молчишь... А дома на меня все ворчат, рычат и гавкают! - сказал Щенок Змее.

- Все меня учат, ругают: и Барбос, и Шарик, и даже Шавка. Надоело мне их слушать!..

Пока Щенок жаловался, Змея молчала.

- Пойдёшь ко мне в друзья? - спросил Щенок и спрыгнул с пенька, на котором сидел.

Развернулась Змея и ужалила Щенка. Молча...

- Ребята, за что, по-вашему, Щенок решил взять Змею в друзья? (Она его не поучала) 

- В чём заключалась ошибка Щенка? (Он неправильно выбрал друга) 

- Вот что нужно помнить, когда выбираешь себе товарищей.

Лучше всего дружить с детьми-ровесниками. В компании старших по возрасту есть опасность чувствовать себя во всём последним, ведь они сильнее физически, а значит, быстрее бегают, более выносливы, лучше играют в футбол, хоккей. Вы же не хотите среди них казаться слабыми и неловкими? Они старше, а значит, опытнее: больше знают, многое имеют, что вам пока недоступно. Вам может показаться, что они умные, а вы глупые.

Компания младших вам тоже быстро надоест. Разве интересно играть с малышом, который ещё не может в силу своего возраста быть вам достойным соперником и всё время проигрывает?

- Вот почему разумнее всего дружить с ровесниками.

- А теперь очень внимательно послушайте сценку

«Мальчишки и девчонки»

- Ты где вчера был?

- Я вчера с Танькой в кино ходил.

- С Танькой в кино ходил, и не стыдно?

- А чего вдруг стыдно?

- Да она же …

- Чего?

- Да она же девчонка!

- Ну и что?

- Да я бы с девчонкой ни за что в кино не пошел!

- Почему?

- Да потому что девчонки - это…

- Ну что, девчонки?

- Да они же … с косичками!

- Подумаешь, с косичками. Что же тут такого? А Танька тем более без косичек!

- А это еще хуже!

- Почему же хуже?

- Потому что дергать не за что!

- А зачем их дергать?

- А что с ними еще делать?

- Поговорить можно.

- О чем с ними говорить? Про платья что ли? Бантики, рюшечки, как у вашей хрюшечки?

- Почему про рюшечки? Мы про книжки говорили.

- Конечно, про книжки. Они зубрилы все!

- Ничего не зубрилы. Таньке и зубрить некогда. Она еще в музыкальной школе учится.

- Ага! До, ре, ми, фа, соль, ля, си, Таня ехала в такси. И вообще все они ябеды и трусихи!

- Кто ябеда? Танька? А ты вспомни, как Колька в класс ужа принес, кто «Марьиване» наябедничал?

- Так я же не знал, что это уж! Я думал, что это удав гадючий.

- Вот ты испугался, а Танька его в руках держала!

- Конечно, удавы девчонок не трогают!

- Это почему же?

- Потому что они …плаксы все!

- Плаксы? А ты, когда с турника упал, чего же ревел?

- Тебе хорошо говорить, а у меня шишка знаешь какая большая чуть не вскочила.

- А Танька ногу на секции вывихнула, даже не ойкнула!

- Зато она в футбол играть не умеет!

- Так она лучше всех в классе в теннис играет!

- В теннис? Шарики, ракеточки! Девичья игра! Я вот борьбой займусь! А девчонок в борьбу не берут, таких глупых!

- Почему глупых? Танька глупая?

- А была б она умная, она бы с тобой в кино не пошла! Она бы получше кого-нибудь нашла!

- Получше? Кого же?

- Да меня хотя бы.

- Да она с тобой в кино не пойдет!

- Посмотрим. Вот пойду и приглашу!

- Таньку?

- Не Таньку, а Таню!

- Так она же девчонка!

- Ну и что? Некоторые девчонки даже лучше мальчишек.

- Так я тебе это с самого начала говорил. Пойдем, вместе пригласим ее в кино.

- Пошли!

- А теперь, ребята, я хочу задать вам вопрос: «В чем же, в конце концов, убедились мальчики?» (Можно дружить не только мальчик с мальчиком или девочка с девочкой, можно дружить девочкам с мальчиками

- Ребята, я подвела итоги нашего вчерашнего небольшого анкетирования отдельно среди мальчиков и девочек и получила следующие результаты.

Девочки, мальчики хотят вас видеть воспитанными, аккуратными, красивыми, добрыми, умными, веселыми и заботливыми.

Мальчики, а девочки считают, что вы должны быть добрыми, воспитанными, сильными, внимательными, заботливыми и честными. Учтите это!

3.4 Физкультминутка (СЛАЙД 4)

3.5 Анкетирование

- Ребята, к сожалению, иногда бывает так, что мы совершаем поступки, которые мешают нашей дружбе.

- Прочитайте внимательно следующие поступки и проанализируйте их. Если вы считаете поступок хорошим, поставьте «+», если плохим «-». …Чтобы сэкономить время, я зачитаю их вслух, а вы делайте пометки в своих карточках. (СЛАЙД 5)

3.6 Работа в группах «Кодекс дружбы»

- Теперь вы разделитесь на две группы и на основе выбранных поступков составите «Кодекс дружбы», дописав пропущенные слова в высказываниях.

- Давайте проверим, что у вас получилось. (СЛАЙД 6)

Встречаются в жизни такие дети, которые очень любят демонстрировать свою силу. Они выбирают того, кто послабее и не может им дать сдачи, и начинают приставать к нему, бить его и толкать. Видимо, они получают от этого удовольствие. Эти дети - задиры, и с ними лучше не дружить.

А ещё встречаются такие, которые очень любят командовать. Они поддразнивают своих товарищей, толкают их на опасные и недозволенные поступки - словом, ведут себя так, будто их поставили начальниками над другими детьми. Не позволяйте своим сверстникам командовать собой!

Бывают дети, которые подбирают себе друга из выгоды, чтобы можно было, например, у отличника списывать домашнее задание. Когда есть выгода, не может быть настоящей дружбы!

Тот, кто хочет дружить, должен посмотреть в себя, в себе найти ответ на вопрос: «Готов ли я встретить друга»?

3.7 Упражнение «Верный друг»       

- Сядьте поудобнее и закройте глазки. Не открывайте их пока я вам не скажу. Слушайте мой голос. …Сделайте глубокий вдох и медленный выдох...
       

Представь себе, что ты гуляешь по небольшой тропинке в лесу. Ты слышишь плеск воды, подходишь к мосту над мелкой спокойной речкой, останавливаешься посередине моста и смотришь вниз на воду. На ее поверхности ты видишь свое отражение...
        И вдруг ты чувствуешь, что ты не один. Есть еще кто-то неподалеку, и ты чувствуешь, что его присутствие тебя успокаивает. На воде ты видишь, как рядом с твоим отражением появляется еще одно. Ты чувствуешь, что этот кто-то, очень хорошо к тебе относится и тебя понимает. Это может быть взрослый человек, а может быть, это какое-то животное или кто-то, живущий в твоем воображении. Это неважно, главное - ты чувствуешь, что это твой верный друг, который давно знает тебя и которому ты можешь доверять.

Через какое-то время он начинает говорить о тебе, о твоей жизни. Твой друг говорит тебе, что ты в любой момент можешь прийти к нему вновь, когда тебе будет нужна его помощь, совет или понимание.
          Теперь поблагодари своего друга за поддержку и попрощайся с ним.
          Медленно пройди к маленькому мосту. Еще раз посмотри на свое отражение в воде. Ты помнишь о том, как было приятно, когда ты оказался на этом мосту не один, как это хорошо, когда у тебя есть человек, которому можно полностью доверять.


- А теперь потянись, напряги и расслабь свое тело. Медленно открой глаза.

4. Рефлексия

- Ребята, наше занятие подошло к концу. Мне понравилось, как вы сегодня работали, были активны.

- Скажите ребята, так что же такое дружба?

- С какими словами мы познакомились на занятии?

- Почему важно иметь друзей?

- Посмотрите, что у нас получилось. Мы знаем, что такое дружба, мы составили с вами Кодекс дружбы и знаем, как нужно выбирать друзей. Я надеюсь, что теперь вы будете более внимательно относиться друг к другу, беречь свою дружбу и у каждого из вас обязательно в жизни появиться настоящий друг. (СЛАЙД 7)

- Спасибо! Все свободны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«КАК ВЫБИРАТЬ ДРУЗЕЙ?» Тема:

Слайд 2

Приятель – близкий и дружески расположенный знакомый. Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь. Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой, то есть близкими отношениями, основанными на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Слайд 3

Нет друга - ищи, а нашел – береги. Друг неиспытанный, что орех не расколотый. Новых друзей наживай, а старых не утрачивай. Друга на деньги не купишь. Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает. Друга узнаешь, когда вместе с ним пуд соли съешь. Пословицы о дру жбе

Слайд 5

- Помочь товарищу подготовиться к контрольной работе. - Посмеяться над одноклассником, получившим двойку. - Сообщить на ушко учителю о том, что кто-то из одноклассников забыл дома дневник. - Подарить однокласснику какую-либо вещь, а после ссоры с ним потребовать вещь обратно. - Уступить во время праздника малышам лучшие зрительские места. - Пообещать товарищу что-либо и не сдержать своего слова. - Подарить соседскому малышу свои старые игрушки. - Тайком прочитать личный дневник подруги. - Совершить вместе с товарищем дурной поступок и всю вину свалить на него. - В отсутствие человека говорить о нём плохо, а в его присутствии молчать. - Всегда первым приходить на помощь другу.

Слайд 6

КОДЕКС ДРУЖБЫ 1. Один за всех и все за одного . 2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу . 3. Радуйтесь вместе с друзьями . 4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает . 5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний . 6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

Слайд 7

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выбирая спорт, мы выбираем жизнь

Классный час о спорте...

Внеклассное мероприятие для 3-4 классов, направленное на изучение важности избирательного права. Cценарий занятия «Мы выбираем? Нас выбирают?»

Внеклассное мероприятие для 3-4 классов, направленное на изучение важности избирательного права. Состоит из презентации Power Point (со вставками видеофрагментов), сценария занятия «Мы выбираем? Нас в...

Выбирая спорт - мы выбираем здоровье.

Классный час будет полезен педагогам для формирования правильного отношения к здоровому образу жизни. В конспекте занятия содержатся физкультразминка, игра, стихи о спорте, пословицы и поговорки и мно...

классный час "Выбирая спорт, мы выбираем здоровье"

План подготовки и конспект классного часа , включены беседа, анкета, викторина . стиотворения, конкурсы...

выбираешь профессию выбираешь образ жизни

для детей сташего возраста "Профориентация"...

Выбирая спорт-мы выбираем жизнь

Презентация к классномц часу о здоровом образе жизни"Выбирая спорт-мы выбираем жизнь"...

Ты выбираешь друга. Друг выбирает тебя.

Классный час для учащихся начальных классов....