Методическая разработка на тему "Поговорим о доброте"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Марейчева Наталья Александровна

Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развития эмоционально-ценностной сферы учащихся. Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла; Развивать умение учащихся вести рассуждения. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям; воспитывать нравственность, милосердие, умение прийти на помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_meropriyatie_pogovorim_o_dobrote_.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта мероприятия по внеурочной деятельности на тему

" Поговорим о доброте "

Выполнил: воспитатель ГПД

Марейчева Н.А.

Тема: «Поговорим о доброте»

Цель: создание условий для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развития эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:

Обучающие: формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

Развивающие: развивать умение учащихся вести рассуждения.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям; воспитывать нравственность, милосердие, умение прийти на помощь.

Формы проведения мероприятия: беседа

Педагогические технологии, применяемые на мероприятии: информационно – коммуникационная технология, технология критического мышления.

УУД:

познавательные УУД: умение ориентироваться в вопросах учителя, сравнивать, анализировать;

регулятивные УУД: постановка темы и целей урока, контроль своих действий на классном часе;

коммуникативные УУД: умение четко и ясно выражать свои мысли, умение слушать и слышать;

личностные УУД: нравственные качества человека, проявление навыков сотрудничества в различных ситуациях.

Оборудование: «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, листочек с написанными вопросами и бланки ответов.

Технологическая карта

Этап

Внеурочная ситуация

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Подготовительный

Мотивация к учебной деятельности 

Проверить готовность учащихся,

их настрой на работу.

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о доброте и добрых делах. У вас на партах должны быть листочек, дневник и пенал.

- Доброта... Что означает это слово?

- Какого человека можно назвать добрым? (добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

 - А теперь прочитаем определение в толковом словаре Сергея Ожегова.

Доброта ~ это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

- Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали

- Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.)

- Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили?

 - А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?

 - А теперь поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

- В Евангелии от Матфея сказано: “...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.

Отвечают

Отвечают

Читают

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Основной

Рассмотрите ситуацию.

 Есть два человека. У каждого - десять хороших друзей.

1. Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом и, в конце концов, просто обязаны ему помочь. Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.

2. Другой каждый день встает пораньше, чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.

- С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить?

- Все люди очень разные…. Одни готовы отдать последнее своему другу и просто знакомому; у других и снега зимой не допросишься.

 Выполнение теста.

- Сейчас мы проведем тест “Добрый ли, я”

Каждый из вас сможет проверить - какой вы, всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?

Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8.С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

– Теперь давайте посмотрим как правильно подсчитать баллы.

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Результаты:

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

Игра: Сказочный герой – добрый или злой?”

- Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы хлопаете в ладоши, ели злой – закрываете лицо ладошками.

Иван – царевич, Дюймовочка, Карабас –Барабас, Красная шапочка, Баба – яга, Золушка, Мальвина.

- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

6. Работа со словами.

- А сейчас давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:

Плохо - хорошо

Зло – добро

Война - мир

Жадность- щедрость

Грубость – вежливость

Жестокость – ласка

Ложь - правда

Предательство - преданность

- Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

- В жизни капельки добра, сливаясь превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.”

 - Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.

 - Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)

- Много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

7. Работа в парах.

- Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них:

Вам даны карточки, в них 2 столбика, вы к началу пословицы из второго столбика должны подобрать продолжение, соединить стрелками. Кто быстрее.

1. Доброе слово         

и кошке приятно.

2. Не одежда красит человека,         

а его добрые дела.

3. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.        

4. Не хвались серебром,         

а хвались добром.

5. Кто добро творит.,         

того Бог отблагодарит.

6. В ком добра нет.,         

в том и правды мало.

7. Не ищи красоты -         

ищи доброты.

- Давайте   закончим наш классный час замечательными стихами Татьяны  Кузовлёвой:

Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй, И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь – действительно
Всё встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.

- Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Всего вам доброго!

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Выполняют правила игры

Ответы детей

Заключительный

 

Список литературы:

Русские народные загадки, пословицы и поговорки. - М., «Просвещение» 1990.

Толковый словарь Ожегова. - М. «ЭСКМО» 2007.

Интернет – ресурсы:

http://www.pochemyneinache.com/

http://vseposlovici.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока благотворительности "Дорогой доброты",

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе новых ФГОС, предполагает активность обучающегося—знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 2-3 класса по теме: «Поговорим о доброте»

Методтческая разработка внекоассного мероприятия для учащихся 2 - 3 класса на тему: "Поговорим о доброте"....

Методическая разработка мероприятия "В человеке красота - вежливость и доброта".

Методическая разработка классного часа " В человеке красота - вежливость и доброта" для 2 класса....

Методическая разработка праздника "Путешествие в мир Доброты"

Конкурс-праздник " Путешествие в мир Доброты" в начальной школе. Внеклассное мероприятие....

Методическая разработка тематического часа общения по теме "Нравственное воспитание. Сад доброты"

Методическая разработка тематического часа общения по теме "Нравственное воспитание. Сад доброты". Презентация предназначена для проведения в 1 - 2 классах в начальной школе. Данный час общения формир...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Уроки Доброты"

В работе представлена разработка классного часа для младших школьников...