Экологический квест "Тайна Зеленого друга "
план-конспект занятия (4 класс)

Файзуллина Оксана Владимировна

      Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.

      Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики.

      Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_kvest.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет  образования

администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 10 имени майора В. В. Малярова»

г. Балаково Саратовской области

413840, Саратовская область, г. Балаково, ул. Волжская, д.1а  тел.: (8 8453) 62-13-45

Номинация: Воспитательный потенциал каникулярного времени

Экологический квест «Тайна Зелёного друга».

Работу выполнила:

Файзуллина Оксана Владимировна,

учитель начальных классов

Балаково – 2020г.

Для изменения экологической ситуации в стране, во всем мире необходимы, в первую очередь, соответствующие знания, которых  не хватает детям. Поэтому важной задачей становится организация в школах, а также в детских оздоровительных лагерях  мероприятий, направленных на  экологическое воспитание и обучение детей.  

Экологический квест «Тайна Зеленого друга», разработанная с учетом ограниченных возможностей здоровья детей, поможет  расширить знания детей о природном окружении,  научит применять полученные знания на практике в решении экологических задач.

Пояснительная записка

     Данное мероприятие ориентировано на создание условий для развития творческого потенциала детей и включение их  в экологическую деятельность. Проблема бережного отношения к окружающей среде является центральной в нашем проекте. Игра – лучший способ привить детям любовь и уважение к окружающей среде.

     В процессе создания игры были учтены физические особенности всех детей, отдыхающих в лагере, в том числе детей с ограниченными возможностями. В ходе проведения отрядного дела дети наравне выполняют задания, которые помогают преодолеть барьеры во взаимодействии между детьми с разными физическими способностями.

     Актуальность. В наши дни проблемы сохранения  окружающей среды чрезвычайно актуальны и привлекают к себе все больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда».

     На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

     Знания о природе – немаловажная основа для развития чувства родства  с природой, формирования моральных качеств личности, способности мыслить масштабно и предвидеть возможные последствия деятельности человека для окружающей среды, здоровья, жизни самих людей. Они являются также отправной точкой для развития способностей использовать экологические принципы во всех областях человеческой деятельности в интересах разумного развития общества, а так же для воспитания этических ценностей.

    Педагогическая целесообразность.  Для изменения экологической ситуации в стране, во всем мире необходимы, в первую очередь, соответствующие знания, которых  не хватает детям. Поэтому важной задачей становится организация в школах, а также в детских оздоровительных лагерях  мероприятий, направленных на  экологическое воспитание и обучение детей.  

    Экологический квест «Тайна Зеленого друга», разработанный  с учетом ограниченных возможностей здоровья детей, поможет  расширить знания детей о природном окружении,  научит применять полученные знания на практике в решении экологических задач.

     Цель игры: способствовать осознанию  неразрывного единства  мира природы и человека, повысить заинтересованность детей к окружающей среде, создание инклюзивной среды в условиях ДОЛ.

     Задачи:

  • Развитие коммуникативных навыков у детей;
  • Создание комфортных условий для взаимодействия между детьми
  • Обучение азам экологической безопасности;
  • Поднятие интеллектуального уровня каждого из участников.
  • Воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к природным объектам.
  • Игра способствует развитию наблюдательности и сообразительности, позволяет проявить эрудицию, развивает навыки коммуникации, умение работать в группе.

Планируемые результаты

Личностные:

  • воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней; чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

Регулятивные:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем, планировать свое высказывание, свои действия на отдельных этапах занятия, осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные:

  • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков, проводить сравнение и классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, расширять кругозор детей, их знания по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;

Коммуникативные:

  • договариваться и приходить к общему решению, распределять функции в группе.

Возраст: дети  7-11 лет.  

 Материалы:  ватман, краски, кисти, фломастеры, мяч, макеты деревьев, листочки – оценки, маршрутные листы, саженцы деревьев, грамоты, костюмы ведущим вожатым, динамик  и флеш-карта с записями птиц.

       Общее время игры – 60 мин. (40 минут – работа на станциях, 5 мин. – вступительное слово ведущего, 15 мин. – подведение итогов, награждение)

Участники: дети 7-11 лет.

Легенда игры.

Ведущий: Дорогие ребята. Мы рады приветствовать вас в нашем лагере. Сегодня вы примете участие в экологическом квесте «Тайна Зеленого друга». В лагере живет легенда о Зеленом друге – Духе леса. С незапамятных времен здесь обитает Дух леса. Раньше, когда деревьев было больше, и в лесу было чище, Зеленый друг часто выходил  к жителям лагеря. Но настало время, когда он стал реже появляться на глазах у людей. И чтобы разгадать тайну исчезновения Зеленого друга, необходимо пройти испытания в природном окружении.

      При помощи жеребьевки формируются команды. В состав каждой команды входят дети с ОВЗ и дети без ограничения по здоровью. Команды получают раздаточный материал (маршрутный лист, макет дерева). Далее команды следуют по своему маршрутному листу, выполняя задания на станциях, при этом, в зависимости от результата,  получают клеящиеся листочки на «деревья» (полученные вначале).

     Каждой команде предлагается пройти 6 станций: «Загадки природы», «Кладовая знаний», «Лесная братва», «Листопад», «Звуки леса», «Лесная энциклопедия».

(Ведущий объясняет места расположения станций и особенности работы).

Команда следует указаниям маршрутного листа, которые капитаны команд получат у ведущего игры.

Ведущий: Интересной игры и удачи. Не забывайте, что дружба и взаимопонимание всегда помогают достичь цели.

   Ведущие на станциях отмечают в маршрутных листах количество баллов, которое набрала команда. Маршрутный лист остается у ведущего на последней станции, которую посещает команда. В конце игры баллы суммируются, подводятся итоги.

    Во время работы жюри участники игры могут пообщаться, посмотреть работы, выполненные на станциях, посмотреть анимационные фильмы.

Проводится награждение команды-победителя, вручение сертификатов командам участникам игры. Желательно, чтобы жюри отметило призом каждую команду. Могут быть введены различные номинации, например: «Самая дружная команда», «Самые сообразительные»,  «За самую корректную игру» и т.п.

   Ведущий предлагает желающим высказать впечатления о работе на станциях и в целом об игре.

    Всех участников игры благодарят за их работу на станциях и высказывают пожелание встретиться на игре в следующем году.

    Критерии оценки работы  команд на каждой станции колеблется от 1 до 3 листиков.

    Для того чтобы оценить работу детей в смешанной команде, обращаем внимание на:

  • Точность выполнения заданий;
  • Дружную работу в команде;
  • Корректное поведение на станциях.

    Время прохождения каждой станции 5 минут. Но самое главное – это то, что игра нацелена на результат, а не на скорость выполнения, именно поэтому передвижение между станциями происходит не спеша, учитывая индивидуальные особенности каждого из участников.

Описание станций

Станция 1 «Загадки природы».  

      Команда отгадывает загадки (отгадки: небо, солнце, радуга, береза, озеро») и рисует отгадки на листе красками на листе ватмана. Оценивается участие всех членов команды.

     Если  игроки без ошибок рисуют все отгадки, команда получает 3 листочка. В случае ошибки (нарисовали неправильную отгадку) – команда получает 2 листочка. Если отгадка не нарисована – команда получает 1 листочек. За некорректную игру команда может быть оштрафована на 1 листочек.

Загадки

Выше леса, выше гор расстилается ковер.

Он раскинут над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий, то он ярко-голубой. ( небо)

Без дров и огня, а светит и греет.

Без рук, без ног, только с рогами,

А ходит под небесами. (солнце)    

 Дождь прошел. Раздвинув тучи,
К нам пробился солнца лучик.
И буквально на глазах
Мост возник на небесах.
Разноцветная дуга –
Это …(радуга)

Это дерево — символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.

Как распустит кудри золотые —
Так девчата встанут в хоровод.
А полюбит дерево кого-то —
Счастье и удачу принесёт. ( берёза)

Пузырьками из воды

 Газ выходит с глубины!

Круглое и голубое,

До краев полно водою,

Над водою камыши,

Что такое? Подскажи! -

Это ...(озеро).

Станция 2 «Кладовая знаний».  

     Игрокам предстоит назвать пять растений, зверей или птиц, которых можно встретить на территории лагеря и в лесу (на усмотрение ведущего), при этом, с каждым названием перекидывать мяч членам команды.  Алгоритм выполнения задания: «Я знаю пять названий деревьев. Осина – один, береза – два, дуб – три, клен – четыре, сосна – пять».

      Команда принимает решение, кто из игроков первый будет выполнять задание. Если  игроки без ошибок выполняют задание, команда получает 3 листочка. В случае ошибки (не поймали мяч, ошиблись в названии) – команда получает 2 листочка. За некорректную игру команда может быть оштрафована на 1 листочек.

Станция 3 «Лесная братва».  

      Командам предстоит показать, насколько они умеют понимать друг друга.  Вожатый загадывает слово (животные леса) капитану команды. Капитан жестами, молча, изображает загаданное слово,  отгадавший член команды подходит к капитану, ему загадывают слово, которое также нужно изобразить жестами.

     Оценивается количество отгаданных слов, креативность, сплоченность команды. Максимальное количество листочков – 3.

Станция 4 «Листопад».

     Дети составляют слова из слова

      Г И Д Р О А К У С Т И К А  Слова следует писать в раздаточный лист по порядку.

     Команда, набравшая более 15 слов, получает 3 листочка;  10 – 14 слов – 2 листочка; до 9 слов – 1 листочек.

     Если команде удастся составить самое «длинное» слово – не менее 7 букв  (например, рогатка) – дополнительно можно получить 1 листочек.

    Повторять слова нельзя. Использовать дважды одну букву – нельзя. Учитывается дружеская обстановка во время работы

Станция 5 «Звуки леса».

    На этой станции вожатый включает  записи пения птиц, а дети отгадывают, что это за птица (курица, петух, кукушка, ястреб, жаворонок, канарейка, попугай, голубь, дятел, индюк, синица, соловей, ворона, воробей, галка, сорока, павлин, чайка, утка, сова).

     Если команде удалось отгадать 12 птиц – получают 3 листочка, от 6 до 11 – 2 листочка, от 1 до 5 – 1 листочек.

  Станция 6 «Лесная энциклопедия».

     На станции игроки проявят свою эрудицию, проявят знания животного и растительного  мира. Ведущий предлагает ответить на 10 вопросов словами «Верю», «Не верю».

    Удивительный животный мир таит в себе немало невероятных фактов, в которые порой даже трудно поверить. Представляю вашему вниманию 10 интересных фактов из мира животных, а вы попробуйте определить, где в этих фактах скрыта правда, а где ложь… Желаю удачи!

1.На Земле живут бабочки, размах крыльев которых составляет 25 см – «Верю»

Факты: в Индии живут самые большие бабочки

2. В огромном мешке под клювом пеликана помещается больше пищи, чем в желудке – «Верю»

Факты: Горловой мешок клюва пеликана вмещает до 5 литров воды или пищи. Желудок меньше вмещает пищи в 2раза, чем мешок.

3.Змеи не моргают - «Верю»

Факты: Змеи не моргают, потому что их глаза всегда закрыты прозрачными сросшимися веками.

4.Некоторые собаки не умеют лаять - «Верю»

Факты: Собаки африканской породы  басенджи не лают. Они издают особые, свойственные только басенджи звуки, похожие на урчание, но и их можно услышать, лишь когда собака взволнована.

5.Пауки не насекомые – «Верю»

Факты: Пауки относятся к отдельному классу «паукообразные».

6. Самая длинная змея питон – «Верю»

Факты: Самая длинная змея в мире — это Азиатский сетчатый питон. Длина его достигает до 12 метров и вес до 200 кг.

7.Тарантул может всю жизнь обходиться без пищи – «Верю»

Факты: Тарантул действительно может очень долго обходиться без пищи – целых 2 года, но всю жизнь он без еды не выдержит.

8.Королевская кобра – самое смертоносное животное – «Не верю»

Факты: Самым смертоносным животным в мире для человека является комар. Укусы комаров приводят к гибели более 1 млн. человек в год.

9.Муравей – самое быстрое сухопутное насекомое – «Не верю»

Факты: Самое быстрое сухопутное насекомое – таракан!

10.Верблюд может обходиться без воды дольше, чем жираф - «Не верю» Факты: Верблюды действительно могут обходиться без воды до двух недель, но жирафы могут протянуть еще дольше, а абсолютный чемпион в этом состязании – крыса.

Рефлексия.    

    Когда все станции пройдены, команды собираются у срубленного дерева, рядом с которым стоит Дух леса. Капитаны команды обменивают дерево, заполненное листочками, на саженец одного из деревьев, растущих на территории лагеря (береза, дуб, сосна, рябина, липа) и сажают у пня. Так образуется хоровод Зеленого друга, который напоминает о тайне, раскрытой Духом леса – у природы нужно не только брать, но и давать что-то взамен и именно тогда, Природа станет тебе верным другом.

Всем спасибо! Любите природу! Берегите природу! Будьте здоровы!

Литература:

А.А. Плешаков «От земли до неба».  Атлас – определитель

А.А. Плешаков «Зеленые страницы». Книга для учащихся начальных классов

А.А. Плешаков «Великан на поляне или первые уроки экологической этики».

В.А. Крутецкая «Материки Земли».

«Насекомые, пауки, многоножки». Школьный словарик

О.И. Лагутенко «Что мы знаем про то, что нас окружает»

«Ядовитые растения и опасные животные». Школьный словарик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа " Лук- зеленый друг"

Цель работы:  воспитание бережного отношения к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях, на экологических знаниях....

Живая природа-зеленый друг

в данном материале используются примеры пользы растений человеку если он не дома Окончен 1 класс - разработка классного часа после окончания 1 класса  Кто такие птицы? Характерные особе...

Живая природа - зеленый друг.

Данный материал поможет ребятам находить полезные советы на поляне в лесу, во дворе,на лугу....

Внеклассное мероприятие "Лес - наш зеленый друг"

Внеклассное мероприятие по окружающему миру...

Игра -занятие в природе "Встреча с зеленым другом"

Закрепить умение детей эмоционально идентифицировать себя с образом израненной березы. Вызвать чувство сопереживания и желания оказать ей действенную помощь....

Мой зеленый друг

Опыт реализации экологического проекта "Мой зеленый друг"...

Проект «Зеленый друг»

Проект «Зеленый друг»...