Конспект открытого классного часа на тему:"Современная российская наука"
классный час (2 класс)

 Шакирова Финзира Галимзяновна

Конспект открытого классного часа пригодится вам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauka.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 01.09.2021

Класс: 2Б

Тема: Классный час «Современная российская наука»

Учитель: Шакирова Ф.Г.

Цель:  ознакомление детей с великими русскими учёными и их изобретениями.

Оборудование: листочки для создания оригами, сода с уксусом, задание для групповой работы, звук паровоза, радио, телевизора; видеоролик «Изобретения 21 века».

Ход классного часа

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас торжественный день и радостный праздник — мы отмечаем День знаний. Нашей самой первой темой классного часа является «Современная российская наука». Интересно, а мы-то здесь причём? Мы ведь не учёные!

А дело в том, что первая встреча с науками происходит как раз в стенах нашей гимназии, поэтому можно смело утверждать, что День наук – это праздник и всех школьников тоже. Учёные бывают разными. Настоящий учёный должен много знать и уметь, быть образованным человеком. Но самое важное даже не знания и умения. Главное то, что настоящий учёный умеет думать самостоятельно и у него очень большая скорость мысли. Именно этому мы должны научиться в гимназии – нашей первой в жизни Академии наук. И именно этому посвящён наш сегодняшний первый урок!

Дети рассказывают стихи

Артём:

Орешек знанья тверд,

Но все же мы не привыкли отступать,

Нам расколоть его помогут

Упорство и стремление все знать!

Надир:

Говорят, что чудес не бывает!

Не волшебники мы – только учимся!

Но уж твердо верим и знаем –

У ученых и чудо получится.

Глеб:

Мы – наследники мудрых гениев,

Но шагаем путями своими!

Пусть мы юные, тем не менее –

Мы любые преграды осилим!

Учитель: Русские учёные подарили мировой науке множество изобретений и сделали немало интересных открытий в различных её сферах. Перевернём наши песочные часы и заглянем ненадолго в прошлое, чтобы вспомнить, кто эти люди, и что ценного они привнесли в нашу повседневную жизнь.

Немало было сделано технических изобретений:

Угадайте кто?

К нам спешит через луга,

Поля, леса, болота,

Груз доставить в любой край –

Вот его работа! – 

(Включение записи звука паровоза) 

Дети: –  Паровоз. 

–  А вы знаете, кто изобрёл 1-й паровоз в России? (Дети отвечают)  

–  1-й паровоз появился в России на Нижне-Тагильском заводе в 1834 г. благодаря механику Ефиму Алексеевичу Черепанову (1774-1842) и его сыну Мирону Ефимовичу Черепанову (1803-1849). 

–  Ещё один чудо аппарат возник в России в 1895 г.  Вы знаете, что это за чёрный ящик и кто его изобрёл? (Дети отвечают) 

 Учитель показывает и включает радио:

– Агрегат мог передавать сообщения при помощи радиоволн на большие расстояния. Появление его на свет осуществилось благодаря  русскому физику, инженеру-электрику, профессору и  изобретателю – Александру Степановичу Попову.

А теперь ещё один чёрный ящик.

Догадаетесь что это? (Дети предлагают свои варианты) 

Звук телевизора

–  Подсказка. Мы включаем его каждый день. Смотрим по нему мультики, кино и передачи. Догадались? Телевизор.

Да-да, телевизор изобрели именно наши учёные. 25 июля 1907 года Б. Л. Розинг заявил всему миру о возможности передачи изображения на расстояние с помощью электрических сигналов. А в 1911 году он продемонстрировал своё изобретение русскому техническому обществу.

–  3-й чёрный ящик. Без него не может обойтись современное общество. (Дети отвечают) 

–  Многие из вас заблуждаются, считая ПК изобретением американским. Омский конструктор и инженер Арсений Анатольевич Горохов ещё до появления ПК в Америке, в 1968 г, представил русскому научному обществу своё изобретение.

А вы знаете, кто помог человечеству покорить воздух? (Дети отвечают) 

–  Русский малоизвестный талант Александр Федорович Можайский 1-й во всём мире смог собрать воедино теоретические знания, изучить опыт предшественников, и, не смотря на сложную обстановку, бюрократию и ограниченность в возможностях, смог создать самолёт, способный поднять человека в воздух. Его подвиг смог прославить Родину на весь мир. К сожалению, трудов по описанию проделанной им работы не сохранилось, как и чертежей самого изобретения, его изображения.

Учитель: Сейчас мы тоже станем изобретателями и сделаем свои, пока не большие, макеты самолётов. В этом нам поможет древнейшее искусство оригами. 

( Учитель показывает детям и делает вместе с ними самолёт из бумаги)  

– Кроме успехов наших учёных в самолётостроении, следует отметить и их успехи в постройке вертолётов. Большая величина в развитии авиации Борис Николаевич Юрьев.  Он придумал, как сделать основной узел вертолёта. Благодаря этому стало возможна постройка современного аппарата. Вертолёт стал более устойчив, появилась возможность его безопасного управления лётчиками.

А кто из вас может назвать ещё одного русского человека, изобретение которого связано с авиацией? (Дети отвечают) 

В 1911 году проложил безопасную дорогу с воздуха на землю для лётчиков, техника которых получила неисправность во время полёта. Русский военный Котельников Г.Е. предложил использовать в таких случаях компактно складывающийся парашют. Шёлковый купол при помощи строп крепился на плечевых обхватах подвесной системы. Немного позже появился ранец для парашюта. 

(Разминка) 

–  А теперь давайте встанем и попробуем все вместе прыгнуть с парашютом, как это делают лётчики.

Приземлились. Надеюсь, парашют никого из вас не подвёл!

После прыжков неплохо и передохнуть. Лучший отдых – это сон. Вы знаете, что спать иногда очень полезно. Сон – это не только отдых для всего организма, но и возможность для мозга в спокойной обстановке обработать информацию, полученную за день. Так, великий учёный-химик Дмитрий Иванович Менделеев составил свою таблицу химических элементов именно во сне. Его изобретение актуально и в наши дни. Химики и учёные в других областях науки всех стран с успехом пользуются периодической таблицей Д. И. Менделеева.

Вы хотите побыть великими учёными-химиками? Сейчас мы тоже проведём опыт. 

(Учитель показывает ребятам безопасный химический опыт с протеканием любой простейшей химической реакции. Например, гашение соды.)  

–  А кто из вас может назвать ещё одного знаменитого учёного-химика? (Дети отвечают) 

–  Ломоносов Михаил Васильевич. Учёный и изобретатель оставил огромный след во многих областях человеческой деятельности – литература, физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия.

Окружающий мир.

Игра «Угадай-ка»

  • Запасливый грызун с защёчными мешками. (хомяк)
  • Пресмыкающееся, умеющее менять окраску в зависимости от внешних условий и настроения (хамелеон)
  •  Дерево, на котором растут вкусные и полезные орешки, хотя на самом деле это вовсе не орехи, а шишки. (кедр)
  •  Самый быстрый зверь. (гепард)
  • Когда европейцы приплыли в Австралию, то спрашивали аборигенов: «как называется это прыгающее животное с сумкой»? В ответ аборигены говорили: «не понимаем!». С тех пор мы так и зовём это животное. Как в переводе с австралийско-аборигенского языка «не понимаем»? (кенгуру)
  •  Атмосферные осадки, которые бывают такими большими, что могут уничтожить посевы, сделать вмятины на автомобилях и даже травмировать людей. (град)
  • Этих птиц еще в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния. Что это за птицы? (голуби)
  • У какого дерева иголки осенью желтеют и опадают? (лиственница)

Допиши географические названия:                                                              

Полярная ______________

Тихий _________________

Каспийское ____________

___________________ Америка

___________________ Медведица

Учитель:

Мы математику грызем,
Других наук не замечаем,
И в результате твердо знаем:
Эйнштейнами мы скоро станем!

Математика. 

  1. Найди 2 числа, если их сумма равна 15 и одно из них на 3 больше другого. (6 и 9)
  2. В корзине лежит несколько яблок. Их меньше десяти. Сколько яблок лежит в корзине. Если все их можно раздать поровну двум или трем детям?  (6)
  3.  Мы нашли 2 сыроежки, 5 лисичек и 3 шишки. Сколько мы нашли грибов? (7)
  4.  Лестница состоит из 7 ступенек. Какая ступенька находится на середине лестницы? (четвёртая)                                                

Литература.

  • Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (33)
  • Как звали домомучительницу Малыша? (Фрекен Бок)
  • Назовите  имя и отчество Чуковского. (Корней Иванович)
  • Главной героине известной сказки Г.-Х. Андерсена в столице Дании Копенгагене поставлен памятник у самого берега моря. Как зовут героиню этой сказки? (Русалочка)

- Давайте дадим клятву самим себе, своим родителям, своей гимназии:

  • пытаться узнать и понять окружающий мир (Клянусь)
  • учиться черпать силу духа в том светлом и вечном, что создала наука (Клянусь)
  • своими знаниями, успехами и достижениями укреплять авторитет своей школы (Клянусь)
  • овладевать и усовершенствовать те знания, которые дают вам учителя (Клянусь)
  • побольше читать, интересоваться, узнавать (Клянусь)

Учитель:

- Сегодня вы познакомились с некоторыми великими русскими деятелями. Узнали об их вкладе в развитие науки и техники. Окунулись в интересный мир. Помните, что каждый из вас может стать и учёным, и изобретателем, сделать невероятное для всего мира открытие. При этом совершенно не важно, кем вы станете, и где вы будете трудиться. Главное получить необходимые знания, а в этом вам помогут  учителя.

Наш праздник подходит к концу. Завтра будет новый день, Вы пойдёте по  новым дорогам за  знаниями, и, я надеюсь, желание учиться не угаснет в Вас никогда.

Интернет-ресурсы:

https://uchi.ru/teachers/webinars?scope=past 

https://uchi.ru/teachers/webinars/28 

Допиши географические названия:                                                              

Полярная ______________

Тихий _________________

Каспийское ____________

___________________ Америка

___________________ Медведица

Допиши географические названия:                                                              

Полярная ______________

Тихий _________________

Каспийское ____________

___________________ Америка

___________________ Медведица

Допиши географические названия:                                                              

Полярная ______________

Тихий _________________

Каспийское ____________

___________________ Америка

___________________ Медведица

Артём:

Орешек знанья тверд,

Но все же мы не привыкли отступать,

Нам расколоть его помогут

Упорство и стремление все знать!

Надир:

Говорят, что чудес не бывает!

Не волшебники мы – только учимся!

Но уж твердо верим и знаем –

У ученых и чудо получится.

Глеб:

Мы – наследники мудрых гениев,

Но шагаем путями своими!

Пусть мы юные, тем не менее –

Мы любые преграды осилим!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»  ...

План-конспект открытого классного часа в 1 классе по теме: «Они были первыми»

Этот материал позволяет познакомить учащихся с этапами развития космонавтики, с первыми космонавтами;воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижен...

Конспект открытого классного часа на тему "В дружбе - наша сила".

Предлагаю вашему вниманию конспект классного часа  "В дружбе - наша сила"....

Конспект открытого классного часа с презентацией на тему "Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир"

Конспект открытого классного часа с презентацией на тему "Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир"...

1 класс. Конспект классного часа по теме: "Символика Российской Федерации: флаг и герб"

Класс: 1Цели: развитие познавательного интереса к своей Родине; формирование основных понятий о символах государства; воспитание уважительного отношения к символам своего государства.Оборудование: наг...

Конспект открытого классного часа во 2 классе на тему «Новый год к нам в дверь стучится»

Конспект открытого классного часа во 2  классе на тему «Новый год к нам в дверь стучится»...