Технологическая карта занятия внеурочной деятельности "История фарфоровой чашки" по курсу "Знакомьтесь: Невский район"
методическая разработка

Данное занятие является частью этапа сбора информации в долгосрочном коллективном проекте. На занятие отводится 1 час  по программе «Знакомьтесь: Невский район» (курс рассчитан на обучающихся 2 класса  и нацелен на  формирование  творчески активной личности )

 Занятие  носит интерактивный характер:

  • обучающиеся выполняют творческие задания в малой группе и совместно с родителями во внешкольное время (задание выкладывается в  группе в социальной сети «вКонтакте», что позволяет укреплять связи между школой и семьёй),
  • проводится работа с натуральными объектами (обучающиеся обогащают  сенсорный  опыт)

На занятии используется приём создания коллективного коллажа как продукта внеурочной деятельности на данном занятии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx46.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  внеурочного занятия «История фарфоровой чашки»

 с учащимися 2 класса

по программе «Знакомьтесь: Невский район»

Цель: инициировать деятельность учащихся по сбору информации об истории  Императорского фарфорового завода.

Задачи:

1. Пробудить познавательный интерес к истории ИФЗ.

2. Создать условия для продуктивного взаимодействия в группе.

Метод  диагностики  предметных и метапредметных результатов учащихся на занятии – тест на незаконченные предложения.

 Форма устная

Этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Оборудование

Мотивация к деятельности

Цель: побудить к активной и продуктивной познавательной деятельности

За ширмой ударяет по стенкам фарфоровой чашки карандашом.

 - Что прозвучало?

Демонстрирует чашки

-На  слух воспринимают информацию, строят предположения

Трогают чашки, смотрят на просвет, взвешивают в руках.

Фарфоровые чашки

Актуализация знаний и создание проблемной ситуации

Цель: подготовить мышление обучающихся, организовать  осознания ими внутренней потребности к приобретению новых знаний

Показывает фотографию здания ИФЗ:

- Недалеко от станции метро Ломоносовская стоит такое примечательное здание.

- Чашки и это здание – какая связь между ними?

 -Если бы к тебе приехал друг из другого города Что бы ты рассказал?

 - Давайте отправимся в воображаемое путешествие во времени. По пути у нас будет несколько остановок, на которых придётся выполнять непростые задания. Готовы?

Высказывают предположения

Демонстрируют свои знания о предмете беседы

Мультимедийная установка. Слайд 2

Совместное открытие новых знаний

Цель:

инициировать обработку, анализ получаемой информации.

Озвучивает задания, выдаёт «награду» , рассказывает  некоторые факты из истории ИФЗ

Предлагает собрать из пазлов картинку.

- Это фотография клейма завода. (Печать, знак, который ставят на ч.-н.)

-Кто может прочитать число на клейме завода? (1744)

-Как вы думаете, что обозначает число на клейме завода?

Этот год считается годом создания фарфорового завода.

Секрет  изготовления   фарфора был известен в Китае с VII в., но первая в Европе фарфоровая («порцелиновая») мануфактура была открыта лишь в начале XVIII в. в Саксонии.

Императрица Елизавета Петровна, очень любила роскошь и желала,  чтобы на её столе была фарфоровая посуда. А стоила она тогда очень дорого! Чтобы купить чашку, надо было её полностью наполнить золотыми монетами!

И решено было основать свой завод. Только вот предстояло раскрыть секрет, изготовления фарфора. Пригласили из-за границы человека, обещавшего наладить производство изделий из фарфора, но он оказался обманщиком: Никакого секрета он не знал. Как же получить фарфор? Это удалось открыть его помощнику. Как его звали, вам предстоит угадать. 

Демонстрирует слайд с написанными  первой и последней  буквой слова и отмеченными  местами для остальных букв. (Виноградов)

Как выглядел этот человек, никто не знает точно – портретов Дмитрия Виноградова того времени нет. Наш современник-художник увидел его таким. Нарисовал его рядом с муфельной печью, в которой обжигают  фарфор при очень высокой температуре.

Долго трудился Дмитрий Виноградов над разгадкой тайны фарфора и наконец у него получилась… Как вы думаете, что?

Маленькая чашечка! Посмотрите : не совсем ровная и гладкая… Но как вы думаете, сколько она может стоить?

Она бесценна! И храниться она в Эрмитаже! Знаете, где мы её можем увидеть? В том здании, которое было на первом слайде. Там открыт Музей Императорского фарфорового завода, которым управляет Эрмитаж.

- Посмотрите на следующий слайд. На донце другой чашки вы видите другое число. (1749)

-Кто сумеет прочитать?

-Что оно обозначает?

- В этом году Виноградов получил настоящий фарфор! Секрет был раскрыт, а на столе у императрицы появился новый сервиз. Не  заграничный, а наш,  русский фарфор!

- С тех пор прошло много лет, много красивых изделий выпустил завод. Даже во время блокады работники завода продолжали трудиться. А после снятия блокады появилась знаменитая кобальтовая сеточка. (Про неё мы  с вами поговорим на следующей встрече).

- А вот про Дмитрия Виноградова как-то забыли… И только в середине прошлого века  была установлена памятная доска  Дмитрию Ивановичу Виноградову на  одном из зданий завода.

-

Собирают картинку с изображением клейма ИФЗ.

Пробуют по очереди прочитать число

Высказывают предположения

Получают фотографию клейма

Отгадывают фамилию Получают фотографию портрета Дмитрия Виноградова

Строят предположения

Получают фотографию первой чашки Виноградова и здания фарфорового завода

Читают, предполагают

Получают и рассматривают  фотографию чашки.

Получают  и рассматривают фотографию памятной доски

Конверт с фотографией клейма

ИФЗ

Пазлы с картинкой клейма ИФЗ

Мультимедийная установка. Слайд 3

Слайд4

Конверт с фотографией  портрета Д.И. Виноградова

Слайд 5

Конверт с фотографией чашки и здания ИФЗ

Слайд 6

Слайд 7

Конверт с фотографией чашки из первого сервиза

Слайды 8

Конверт с фотографией памятной доски и изделий ИФЗ

Слайд 9

Применение новых знаний        

Цель:

инициировать систематизацию полученной информации 

формировать

  • умение планировать сотрудничество со сверстниками,
  • умение вести диалог:

обмениваться информацией

 оформлять свои мысли, аргументировать, учитывать позицию  другого человека,

сохранять доброжелательное отношение друг с другом

  • умение действовать по плану
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять её

- Давайте, чтобы всё, что сегодня узнали, осталось в нашей памяти,  сделаем небольшой коллаж.

Направляет, помогает организовывать работу в группе.

Договариваются  о распределении обязанностей.

Предлагают свои варианты композиции

Обсуждают

Выполняют свою операцию

 Представляют общую работу, связав все картинки в единый рассказ

Ножницы, клей, цветные карандаши, лист чертёжной бумаги формата А3, набор фотографий

Рефлексия

Цель:  организовать соотнесение  цели и результатов деятельности и фиксации  степени их соответствия,

наметить цели дальнейшей деятельности

Предлагает закончить предложения:

  • Сегодня я узнал (а)…
  • Когда мы работали в группе у меня получалось….
  • Не получалось….
  • Вместе создавать коллаж мне….
  • Я хочу больше  узнать про историю фарфорового завода, потому что….
  • Я  не хочу больше  узнать про историю фарфорового завода, потому что….

- Если вы хотите узнать больше, что вы можете сделать?

Предлагаю продолжить знакомство с историей района в Музее  Императорского фарфорового завода

Устно заканчивают предложения.

Мультимедийная установка, слайд 10

 Электронные ресурсы:

Рисунок блокады: история «Кобальтовой сетки» Императорского фарфорового завода https://topspb.tv/news/news95885/  (дата обращения 14.010.2019)

Легендарный русский фарфор ИФЗ https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/legendarnyy-russkiy-farfor-ifz/ (дата обращения 14.010.2019)

История завода https://www.ipm.ru/o_zavode/istoriya_zavoda/ (дата обращения 14.010.2019)

Невские глины: за и против http://nevzastava.ru/museum/blog.html (дата обращения 14.010.2019)

Вид окраины Петербурга у фарфорового завода  https://artchive.ru/artists/3481~Benzhamen_Patersen/works/31161~Vid_okrainy_Peterburga_u_farforovogo_zavoda (дата обращения 14.010.2019)

Русский фарфор и керамика XVIII – XXI вв. https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/collections/master/sub/1254019452/!ut/p/z1/jZFbT4NAEIV_DY-yw95cfNug0ItkW6kt7ouhDbeksARQEn-9aHyhKjpvk3znnDkZpFGMdJ28lnnSl6ZOzuP-pPmzkpI7xIOVcBc-SHrnb2VINtGOo8MnAL-MBKT_o58B9Lz96q-AsQFuQy_MkW6Svrgq68yg2MGMguNShscL9NRDMS5H6wdC-T6EiLBLYBqyxvwSCPzgFmTgbj1BFQ6E8y1iub4GqXZsodTewx79AuaLlsfKHk6VDbZwhUspdxhnBBjQj5ayPhIxtmzTLG3T1n5px_cVfd90NxZYMAyDnRuTn1P7ZCoLfpIUputRPCVRUz3Gb_dZtCw31UF08h0XK0r7/dz/d5/L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/?lng=ru050157421 (дата обращения 14.010.2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по теме: "Создание электронной презентации по произведениям В. Осеевой"

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" по теме: "Создание электронной презентации"...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Я познаю психологию жизни»

Предметная область: внеурочная деятельность.Тема занятия: «Мир людей – мир личностей».Тип урока: изучение новогоЗадачи: - развивать навыки рефлексии, способность к самоана­лизу, умение отвечать за сво...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу экологического клуба «Зелёная планета»

Технологическая карта занятия по теме "Симметрия "внеурочной деятельности  "Зелёная планета"...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности нравственно-эстетического направления во 2 классе театра "Улыбка"

В результате занятия дети будут вовлечены в творческо-игровую деятельность, освоят новые развивающие упражнения на внимание, воображение, мелкую моторику....

Методическая разработка: технологическая карта занятия внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности - «Подвижные игры» 3кл.

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности - «Подвижные игры» 3кл....

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Здоровей-ка» (спортивно-оздоровительное направление) Тема занятия: « Питание и здоровье. Что такое здоровая пища».

Цель:формирование у детей навыков здорового образа жизни через здоровое питание. Задачи: формировать представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей;развивать у детей потребно...