Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Я познаю психологию жизни»
рабочая программа (4 класс) на тему

Предметная область: внеурочная деятельность.

Тема занятия: «Мир людей – мир личностей».

Тип урока: изучение нового

Задачи:

- развивать навыки рефлексии, способность к самоана­лизу, умение отвечать за свои поступки;

- учить пониманию внутреннего мира другого человека через внешние проявления в деятельности и общении.

Цель:

- учить детей лучше понимать самих себя, свои возможности и критически относиться к собственному поведению;

- познакомить учащихся с понятием «личность»;

- воспитывать самоуважение и уважение к другим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_psikh_zhizni_22.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу

 «Я познаю психологию жизни»

Класс: 4Б

Классный руководитель: Равчева М.Р.

Предметная область: внеурочная деятельность.

Тема занятия: «Мир людей – мир личностей».

Тип урока: изучение нового

Задачи:

- развивать навыки рефлексии, способность к самоанализу, умение отвечать за свои поступки;

- учить пониманию внутреннего мира другого человека через внешние проявления в деятельности и общении.

Цель:

- учить детей лучше понимать самих себя, свои возможности и критически относиться к собственному поведению;

- познакомить учащихся с понятием «личность»;

- воспитывать самоуважение и уважение к другим людям.

Ход занятия

№ п/п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организация класса. Вступительная беседа-

Наступил учебный год,

Здравствуй, четвёртый класс!

Снова дел невпроворот

Впереди у нас.

Снова школьные звонки

На урок зовут,

И опять ученики

В школу вновь бегут.

 - Здравствуйте, дорогие ребята! Незаметно пролетели жаркие летние каникулы: для кого-то они показались очень длинными, а для кого-то очень короткими. Давайте послушаем стихи

(ребята читают стихи со слайдов)

 - У каждого из вас, наверное, накопилось множество впечатлений, которыми хочется поделиться с друзьями: это поездки, экскурсии, новые знакомства, общение с близкими людьми, с природой. И мы обязательно пообщаемся.

Здравствуй,  школа!

Начался учебный год,

Радостный, весёлый!

На урок звонок зовёт,

Здравствуй,

Здравствуй, школа!

Кружит осень-балерина,

Красит золотом леса…

Школа, словно бригантина,

Поднимает паруса.

Поведёт по морю знаний

Наш учитель-капитан,

Мы увидим мир бескрайний,

Небеса и океан.

В добрый путь, друзья, за дело!

Поднимайте якоря!

Только смелым и умелым

Покоряются моря!

Личностные УУД:

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.

формирование ценностного отношения к общению, взаимодействию,

умению видеть свои достоинства и недостатки

Актулизация знаний

- Посмотрите, пожалуйста, на две картинки, подумайте и скажите, что у них общего.

Кристалл – это что?

Можно ли тогда сказать, что человек – это прекрасный кристалл?

 

- Я вижу, мнения разошлись. Какой возник вопрос? Попробуйте сформулировать его.

 Что общего между человеком и кристаллом?

 - И говорить будем о человеке, как о личности.

Тема нашего разговора:

«Мир людей – мир личностей»

 - От какого слова произошло слово «личность»?

Что мы видим, глядя в зеркало?

 - А в чём разница выражений: «лицо человека» и «личность человека»?   Что вы видите на картинке: лицо или личность?

 - Какой возник ещё вопрос?

Что такое личность?

Давайте попробуем разобраться.

- Кристалл,  

лицо девочки.

-Они оба красивы, лучезарны, сверкают…

- Это ископаемое, образующее от природы правильное геометрическое тело; гранка, гранник, переиначено в хрусталь, самородное, горное стекло, или белое, граненое стекло (В.Даль).

-Да, любой человек по-своему прекрасен.

-Нет, потому что человек  - живой организм, а кристалл – неживой предмет.

      ?

личность

-Лицо

(лицо девочки)

     ?

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

обосновывать собственную позицию  

договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов

Поиск решения проблемы

- Что можно сказать о девочке, какая она?

 - Как вы думаете, от чего зависят её черты лица, наши черты лица?

 - Можно ли только по лицу человека точно определить такие качества (черты), как «добрая», «умная»?

 

- Эти качества врождённые или приобретённые?

внутренний мир

интересы

увлечения

мысли

поступки

привычки

черты характера

 - Тогда что же скрывается за словом «личность»?

   Внешний облик или его внутренний мир, мир душевных качеств?

- Оценить внутренний мир, сказать, какой он у человека, можно по тому, что говорит человек, как, чем интересуется и о чём думает.

 - Но человек не может замыкаться в своём внутреннем мире, отгородиться от мира людей. Личность человека мы узнаём, оценивая его поступки, привычки, т.е. характер.

   Точно так же и ваши поступки, переживания показывают другим, какова ваша личность.

 Понять, чем отличается один человек от другого без общества людей невозможно.

Мир людей – это «зеркало», в которое мы смотрим и узнаём себя, сравнивая и оценивая себя и других.

Поэтому в обществе, в коллективе стараемся жить по известному нам  правилу: делать другим хорошее, хорошеть самому.

-Симпатичная, весёлая, синеглазая, добрая, умная…

-От того, кто наши родители, так как внешность (лицо) определяется врождёнными признаками.

-Можно ошибиться.

-Приобретённые, так как человек не рождается добрым, таким он становится в обществе.

(Рассуждения детей)

Относись к другим людям так,

как тебе хочется,

чтобы они относились к тебе.

Регулятивные УУД:

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

умения видеть свои достоинства и недостатки

Выход из затруднения

- Итак, на какой вопрос мы искали ответ?

 - Попробуйте сформулировать, что такое личность.

 - Значит, каждый из вас личность?

 - На партах перед вами лежит лист с изображением герба. Как мы уже знаем, герб – это символ, отличительный знак, который может быть не только у государства, но и у человека.

- Попробуйте нарисовать свой герб, изобразить свой внутренний мир.

   

- Посмотрите на свои рисунки. Отметьте «плюсом» те увлечения, которые способствуют укреплению здоровья.

  Если нет таких, то задумайтесь и поставьте перед собой цель: найти такое увлечение.

 - А теперь сравните свои рисунки с соседом по парте.

 - Вам нравятся разные вещи, ваши интересы и увлечения тоже различны, среди них, конечно, можно найти некоторые совпадения, так люди находят друзей.  У некоторых людей внутренний мир очень разнообразен, а кто-то, наверное, всю душу отдаёт одному увлечению.

 - Давайте попробуем сформулировать ответ на наш первый вопрос:

 - Что общего между личностью и прекрасным многогранным кристаллом? 

- Что такое личность?

- Личность – это человек, у которого есть внутренний мир, т.е. интересы, увлечения, мысли, и есть черты характера, которые проявляются через поступки, привычки.

- Да.

Листочки с изображением контура герба на каждой парте

(Дети рисуют).

-У кристалла много граней, у личности много различных качеств.

-Личность человека похожа на прекрасный многогранный кристалл, который всё время поворачивается к нам новой гранью, которую не замечали раньше. Нужно быть внимательным и наблюдательным, чтобы заметить эти грани у окружающих нас людей

Познавательные УУД:

- построение логической цепочки рассуждений;

- анализ истинности утверждений;

- доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

- формулирование проблемы.

обосновывать собственную позицию

Первичное закрепление с проговариванием.

- А теперь проверим себя, как поняли, что такое «личность».

1 вопрос. О каком человеке говорят: «Ну, ты и личность!»?

2 вопрос. Что можно сказать о человеке, который говорит: «Да, я – личность»?

3 вопрос. Кого из людей на картинках можно назвать личностью?

(учитель, ученик, Бармалей, Емеля, космонавт и др.)

4 вопрос. Можно ли назвать личностью маленького ребёнка?

-О человеке, который поступает плохо, некрасиво, некультурно, всё делает только в своих интересах, не заботясь о других людях, проявляет себя неожиданно для других людей с отрицательной стороны.

-Это уверенный в себе человек, который оценивает себя как особенного, неповторимого человека. В нём есть что-то такое, чего нет в других, и он знает это и гордится этим.

-Каждый человек - личность, уникальная и неповторимая, как кристалл, со своим внутренним миром и характером. Плохой человек – тоже личность, только отрицательная.

Даже у маленького ребёнка есть свой внутренний мир. Однако личность его в самом начале развития

Рефлексия

- Основные качества личности определяются в ходе обучения и воспитания в семье, в школе, в обществе. Наша личность изменяется на протяжении всей жизни: у кого-то в лучшую сторону, у кого-то в худшую.

- Обучение в школе  это ещё и  познание мира. Ваш внутренний мир обогащается, расширяется круг интересов, развивается ваша личность, если, конечно, сами стремитесь к этому.

 - В этом году вы  4 класс, выпускной класс начальной школы. Еще совсем недавно вы были первоклассниками, а сегодня в начальной школе вы - самые старшие.  

   Этот год - очень ответственный. Вам нужно будет приложить максимум усилий, чтобы достичь самых лучших результатов, не только в развитии себя как личности, но и в учёбе.

 - А еще вам нужно стать дружнее. Любые трудности преодолевать легче, если рядом надежное плечо друга, на которое можно опереться.

   

- И в подтверждение этих слов завершим наш разговор на тему «Мир людей – мир личностей».

Песня «Ты - человек» (из к/ф «Электроник») (текст песни на партах).

(Читает плакат)

- Вам предстоит серьёзная работа.

И если уж признаться честно,

Учиться иногда бывает неохота.

Но всё же это очень интересно.

Кто с детства трудности преодолевает –

Судьбой своей тот управляет.

И тот, кто учится серьёзно в школе,

Характер закаляет свой и волю.

Дети оформляют стенгазету «Мир людей, мир личностей».

(Дети поют песню)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу экологического клуба «Зелёная планета»

Технологическая карта занятия по теме "Симметрия "внеурочной деятельности  "Зелёная планета"...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Здоровей-ка» (спортивно-оздоровительное направление) Тема занятия: « Питание и здоровье. Что такое здоровая пища».

Цель:формирование у детей навыков здорового образа жизни через здоровое питание. Задачи: формировать представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей;развивать у детей потребно...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности "История фарфоровой чашки" по курсу "Знакомьтесь: Невский район"

Данное занятие является частью этапа сбора информации в долгосрочном коллективном проекте. На занятие отводится 1 час  по программе «Знакомьтесь: Невский район» (курс рассчитан на обу...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Занимательный русский язык»

Технологическая карта  занятия внеурочной деятельности по курсу «Занимательный русский язык». Тема "В стране Перевертундии". 4 класс...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Уроки здоровья» во 2 классе по теме “Разговор о правильном питании”

Тема: «Разговор о правильном питании»Цель: создать условия для формирования у обучающихся правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания.Задачи:Познавательная: поз...