Рабочая программа "Экология здоровья"
рабочая программа

Программа является социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающих, здорового и безопасного образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_zdorovya.docx47.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовии «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.»

РАСМОТРЕНО:                         СОГЛАСОВАНО:                               УТВЕРЖДЕНО:

на заседании МО                           Зам.директора по ВР                           Директор школы интернат

воспитателей                        _________    Проказова И.В                    ______________ Зарубин В.В

Руководитель                       «    »_____________ 2021г                       ___________«    »________2021г.

                                                                                                                                Степаненко С.А.                                                                                                                                                                

Протокол №1 от 31.08.2021г.                                                        

Рабочая программа по теме:

«Экология здоровья»

Срок реализации программы-2 года

Составитель: воспитатель Мельникова Ю.В

Инсар 2021г.

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы  «Экология здоровья».

Пояснительная записка

Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Распространение наркомании и алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны. Отмечается нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущая агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.

Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных (ПАВ) приходится на возраст 6-12 л. Приобщение к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ, способствует специфические факторы. Такими факторами являются, в частности, повышенная восприимчивость, внушаемость детей, которые в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия ПАВ и способствовать формированию установки на употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Вот почему так важно вести профилактическую работу с детьми и воспитывать у них стойкое отвращение к табаку, алкоголю и наркомании. Решение этой проблемы предполагает приоритет профилактической работы в условиях школы-интерната.

Здоровье является базовой потребностью человека. У детей оно формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, духовная жизнь в целом.

В воспитательной работе большое место занимает проблема сохранения здоровья учащихся. Это создание высокого уровня душевного комфорта, а для его формирования необходимы знания о законах развития организма, его взаимодействия с социальными факторами. Существующая система образования не учитывает главного при всей ее научности: конкретного человека, индивидуальных законов его развития. Домашнее воспитание не озадачивает себя проблемами воспитания здорового образа жизни, следовательно, школа должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Только в школе субъекты перестраивающего общества могут черпать духовные и физические силы, искать индивидуальные пути решения проблем становления личности. В условиях, когда человек, становится активной силой общества ему необходимо знать самого себя, чтобы своевременно предупредить заболевание, которое может привести к летальным исходам.                                                                                                                                                    

В своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой здоровья у детей, их непринятием здорового образа жизни (в том числе развитие санитарно-гигиенических навыков, питания, спортивные секции и т.д.). Это связано с рядом причин:

  1. почти все воспитанники имеют негативное прошлое, что предполагает отсутствия примера здорового образа жизни. Подавляющее большинство детей – социальные сироты. Их родители ведут асоциальный образ жизни: употребляют алкоголь, не работают и не заботятся о своем здоровье. Многие дети начинают курить с 3-4 лет, с младшего школьного возраста имеют опыт употребления алкоголя.
  2. нежелание и неумения заниматься в спортивных секциях;
  3. неумение планировать и контролировать свое свободное время.

Исходя из результатов мониторинга класса «Уровень сформированности культуры здоровья личности» и физического состояния учащихся, изучения данных работ явилась мысль о создании программы формирования здорового образа жизни для воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида «Экология здоровья».

Цель программы:

Профилактика, сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Приобщение воспитанников к ценностям ЗОЖ.
  2. Формирование позитивного отношения к самому себе, потребности к саморазвитию.
  3. Формирование устойчивого интереса у детей к занятиям спортом.
  4. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

Структура программы включает в себя четыре направления:

Первое направление “Я и мое здоровье” направлено на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.

Второе направление “Спорт – это жизнь” преследует цель на укрепление здоровья детей и совершенствование физического развития.

Третье направление “Твой выбор” направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.

Четвертое направление “Самопознание и саморегуляция” ориентировано на  ив саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.

Программа рассчитана на детей 12-16 лет. Сроки реализации - в течение 3 лет. Занятия проводятся один раз в неделю в течение 30–40 минут.

Программа включает в себя распределение тем, в которых предлагается ориентирование на усвоение детьми знаний и представлений, а также и на становление его мотивационной сферы поведения, реализации усвоенных знаний и применений в реальном поведении. Особое внимание уделяется способам закрепления изучаемого материала. Учащимся предлагаются вариативные задания, нацеленные на расширение и обогащение сформированных представлений о здоровом образе жизни, отраженных в разных видах деятельности. Главное заключается в том, чтобы создать условия для формирования переноса усвоенного навыка и связанного с ним представления из учебно-воспитательной ситуации в повседневную жизнь.

Методика строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, с побуждением их к творческому выполнению заданий.

Программа построена с учетом возрастных особенностей, физического и психического развития детей способных овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками.

 В своей профессиональной деятельности по сохранению и укреплению здоровья, мы используем следующие методы и приемы: 

  • наблюдение
  • упражнения
  • поручения
  • соревнования
  • поощрения
  • беседы
  • сочинения
  • рассуждения
  • решение жизненных задач

Формы организации: 

  • праздники
  • сборы
  • операции
  • десанты
  • рейды
  • экскурсии
  • викторины
  • игры
  • матчи

Отслеживание результатов освоения программы будут проходить в середине и в конце учебного года методами тестирования, наблюдения, опроса.

Критерии оценки эффективности программы

Задачи

Критерии

Показатели

Способы проверки

1

Приобщение воспитанников к ценностям здорового образа жизни

Критерий сформированности у воспитанников социальных ценностей

Выраженное стремление заботиться о своем здоровье; Знания детей о различных подходах к здоровьезбережению

Наблюдение;

Диагностика уровня сформированности у ребенка первичных потребностей быть здоровым;

Тестирование

2

Формирование позитивного отношения к самому себе, потребности к саморазвитию

Критерий наличия адекватной самооценки, уверенности в своих силах

Стремление к самопознанию и самоизменению;

Уровень самооценки

Методика “Карта желаний”;

Исследование самооценки (А.М.Прихожан); Методика “Личностный рост”

3

Формирование устойчивого интереса у детей к занятиям спортом

Критерий наличия устойчивого интереса к занятиям спортом

Физическое развитие;

Участие детей в спортивных мероприятиях, секциях.

Диагностика физического развития

 

Прогнозируемые результаты

Дети должны знать

Уметь

Здоровье и здоровый образ жизни

- Сущность понятия “здоровье”.

- Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле.

- О роли правильного питания.

- Значение гигиенических процедур для здоровья.

- Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма.

- Соблюдать правила питания

- Выполнять гигиенические процедуры

Спорт – это жизнь

- О роли двигательной активности в повышении работоспособности.

- Правила закаливания организма.

- О влиянии физкультуры и спорта на секреты долголетия.

- Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях.

- Выполнять доступные виды закаливания.

Твой выбор

- Полезные и вредные привычки.

- Привычки укрепления здоровья.

- О вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на здоровье.

- Последствия курения, алкоголя и наркозависимости.

- Критически относиться к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ.

Саморазвитие и саморегуляция

- Знать самого себя и свои возможности.

- Способы взаимодействия с людьми.

- Качества, достойные человека.

- Черты характера людей.

- Причины неуверенности в себе.

- Виды давления.

- Причины неуверенности в себе.

- Оценивать самого себя.

- Отстаивать свою точку зрения.

- Принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном.

- Говорить “нет” в опасных ситуациях.

- Искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях.

- Находить друзей по интересам.

                                                               Содержание программы

1.“Я и мое здоровье”

Цель: Формировать у детей основ здорового образа жизни.                                                                                                                                                                                                                              

Задача:Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи.

Гигиена. Профилактика заболеваний Правила личной гигиены.

Правила питания. Гигиена питания.

2. Направление “Спорт – это жизнь”

            Цель: Совершенствовать физические качества и двигательные возможности, укреплять

                         Здоровье и продлевать долголетие.

            Задача: Физические занятия и спорт, их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура. Двигательный режим школьника. Закаливание как эффективное средство укрепления здоровья человека. Профилактика простудных заболеваний.

Теоретическая часть: беседы, викторины, дискуссия.

Практическая часть: соревнования, эстафеты, праздники, конкурсы, подвижные игры.

3. Направление “ Твой выбор”

            Цель: Воспитание нравственной культуры учащихся как основы нравственного здоровья; расширение знаний по вопросам психических и физических возможностей человека.  

Задачи: Полезные и вредные привычки. Правила социально желательного поведения. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. Наркотические вещества, виды. Употребление и злоупотребление. Профилактика.

Теоретическая часть: видео-уроки, беседы с социальным педагогом, психологом, врачом-наркологом, викторины.

Практическая часть: проектная работа, конкурс рисунков и плакатов, агитбригады.

4. Направление “Самопознание и саморегуляция”

              Цель: Стимулировать самопознание, формировать саморегуляцию.

           Задачи:  Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы        самопознания. Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь, музыка лечит, музыка учит.

Теоретическая часть: беседы, тренинг, дискуссия.

Практическая часть: тестирование, анкетирование.

                             Тематическое планирования программы

" ЭКОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ"

п/п

       Тема занятий

    Кол-во

     часов

    Теория

   Практика

РАЗДЕЛ 1. Я и моё здоровье. 4 часа

   1

"Сущность понятия              здоровья"

            1

    Беседа

Чтение книг

   2

"О роли правильного питания"

         1

      Беседа

Осуждение

   3

"Путешествие в царство здоровья"

             1 

Познавательное

занятие

Игра

   4

" Моё здоровье- моё богатство"

         1

     Беседа

Игра

           РАЗДЕЛ 2. Спорт -это жизнь. 5 часов

   5

" Что такое спорт?"

1

Беседа

Игра

6

"Зачем заниматься спортом"

1

Беседа

Обсуждение

7

"Спорт-Жизнь и здоровье"

1

Беседа

Чтение книг

8

"Правила закаливания организма"

1

Беседа

Обсуждение

9

"Влияние физкультуры и спорта на учащихся"

1

Познавательное занятие

Игра

РАЗДЕЛ 3. Твой выбор. 5 часов

10

"Полезные и вредные привычки"

1

Беседа

Обсуждение

11

"Привычки укрепления здоровья"

1

Беседа

Свод правил

12

"О вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на здоровье"

1

Чтение книг

Рисунки

13

"Как действовать в рискованных ситуациях"

1

Познавательное занятие

Игра

14

"Моё будущее"

1

Беседа

Рисунки

РАЗДЕЛ 4. Саморазвитие и саморегуляция. 6 часов

 

15

"Знать самого себя и свои возможности"

1

Воспитательное занятие

Презинтация

16

"Отстаивать свою точку зрения"

1

Беседа

Сюжетно ролевая игра

17

"Принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном"

1

Беседа

Обсуждение ситуаций

18

Говорить " НЕТ" в опасных ситуациях.

1

Беседа

Чтение книг

19

"Находить друзей по интересам"

1

Беседа

Дискуссия

20

"Отстаивать свою точку зрения"

1

Беседа

Игра

Содержание программы.

Раздел 1: Я и моё здоровье! (4 часа)

Цель: Формирование у детей осознанность отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.

Занятие 1. "Сущность понятия здоровья".

Цель: Совершенствование профессиональной компетентности детей по проблемам здоровья.

Теория: Закрепить с воспитанниками всю сущность здоровья.

Практика: Чтение рассказов о здоровье, о его сущности.

Занятия 2. "О роли правильного питания"

Цель: Формирование понятия о здоровом питании.

Теория: Рассказать детям о правильном питание основывается на соблюдении режима. от питания зависит не только полноценность вашей жизни, но и её продолжительность.

Практика: Обсудили с детьми зачем заниматься спортом.

Занятие 3. "Путешествие и царство здоровья"

Цель: Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни.

Теория: Повторить и закрепить основные понятия "здоровья", "чистота". Развивать внимание, память, мышление, воображение.

Практика: Игра "Чудесный мешочек".

Занятие 4. "Моё здоровье- моё богатство"

Цель: Формировать представления детей о здоровом образе жизни, как одной из главнейших ценностей человеческой жизни.

Теория: Развивать у детей способность укреплять и беречь своё здоровье. Развитие слухового и зрительного восприятия, активно овладевать устной речью. Расширять и укреплять словарный запас у детей.

Практика: Игра "Это я, это я, это все мои друзья"

Раздел 2. Спорт-это жизнь. (5 часов).

Цель: Формирование детей развивать гармоничное физическое развитие. Формирование интереса и ценностного отношения  к занятиям физической культурой; Формирование основ здорового образа жизни. Создание у детей мотивации заниматься спортом, ознакомление со спортивными достижениями страны и высокими личными достижениями спортсменов.

Занятие 1: Что такое спорт?

Цель: Рассказать воспитанникам о занятии различными видами спорта- укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленности и активно отдохнуть.

Теория: Рассказать детям что спорт является наукой об общих законах управления физическим развитием и совершенствованием человека в условиях спортивной деятельности. Является предметной областью.

Практика: Игра "Снайперы"

Занятие 2: Зачем заниматься спортом?

Цель: Формировать у детей внутреннего самосознания здорового способа жизни, зависимости здоровья от физического развития.

Теория: Ценность занятия спортом состоит не только в укреплении здоровья и физическом развитии. Мы приобретаем ловкость, быстроту, силу, выносливость, а так же ценные человеческие качества: собранность и дисциплинированность. А главное спорт учит нас дружить, мы умеем радоваться успехам других, сопереживать неудачи.

Практика: Беседа презентация.

Занятие 3: Спорт- это жизнь и здоровье.

Цель: Пропагандировать здоровый образ жизни.

Теория: Научить формировать стремление учащихся к здоровому образу жизни,

развивать у них быстроту, ловкость, силу. Прививать любовь к занятиям физической культурой и спортом. И воспитывать у детей чувство дружбы и коллективизма.

Практика: чтение книг "На зарядку становись".

Занятие 4: Правила закаливания организма.

Цель:- Сохранение и укрепление здоровья обучающих.

            - Формирование навыков здорового образа жизни, через закаливания.

Теория: Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.

Практика: Беседа-Презинтация.

Занятие 5: Влияние физкультуры и спорта на учащихся.

Цель: Влияние занятий физическими упражнениями как определяющего компонента формирования здорового образа жизни на состояние здоровья учащихся школы.

Теория: Профилактика здорового образа жизни включает в себя три основных правила: отказ от вредных привычек, правильное питание и регулярные занятием спортом.

Практика: Игра в мяч.

Раздел 3: Твой выбор. 5 часов.

Цель: Воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

              Положительного отношения к здоровому образу жизни.

              Формирование негативного отношения к наркотикам, алкоголю, табаку.

Занятие1: Полезные и вредные привычки.

Цель: Сформировать у детей четкое представление о последствиях влияния привычек на здоровье человека.

Теория: Донести до детей о плохих и хороших привычках.

Практика: Беседа презентация.

Занятие 2: Привычки укрепления здоровья.

Цель: Формирование у детей представления о способах укрепления здоровья человека через выбор полезных и исключение вредных привычек.

Теория: Постоянное и последовательное выполнение правил сохранения укрепления здоровья.

Практика: Беседа презентация.

Занятие 3: О вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на здоровье.

Цель: Изучить влияние табака и алкоголя на органы человека.

             Изучить влияние наркотиков на основные системы жизнеобеспечения         организма человека.

Теория: Формировать представление о негативном воздействии вредных привычек на физическое здоровье подростка и его социальное благополучие.

Практика: Рисуем рисунки.

Занятие 3: Как действовать в рискованных ситуациях.

Цели: Формирование у учащихся системных представлений о риске и рискованном поведении как самостоятельной социально-психологической проблеме, приобретение знаний, умений и навыков восприятия и оценки степени риска, принятие рискованного решения.

Теория: Принятие решения в условиях риска основано на том, что каждой ситуации развитие событий может быть задана вероятность его осуществления.

Практика: Игра «Природа».

Занятие 5: Моё будущее.

Цели: Провести час общения с учащимися в форме диалога о том, зависит ли их будущее от них.

Теория: Разрабатывают для решения актуальных проблем и удовлетворения потребностей. Те потребности, которые преобладают сейчас, станут более важными в будущем и это необходимо учитывать, чтобы подготовится к изменениям.

Практика: Рисуем рисунки моё будущее.

Раздел 4: Саморазвитие и саморегуляция. 6 часов

Цель: Целями в жизни может быть что угодно, но саморазвитие-одна из основных задач, над которой работает человек. Саморазвитие.

             Человеческая деятельность невозможно без цели, но это в свою очередь невозможно без саморегуляции.

Задача 1: Знать самого себя и свои возможности.

Цели: Быть человеком для себя. Не самоотречение, не себялюбие, а любовь к себе. Не отказ от индивидуального, а утверждение своего собственного я.

Теория: Когда мы знаем хорошо себя, нам легче достичь успеха. Логично-если мы поставим цели, которые соответствуют нашим умениями, интересам и ценностями, гораздо вероятнее, что мы их достигнем.

Практика: Тестирование.

Задача 2: Отстаивать свою точку зрения.

Цели: Научить детей отстаивать свою точку зрения, это поможет достичь поставленных целей.

Теория: Научить детей настаивать на своём мнении. Уметь отстоять свою точку зрения, а так же убедить других в собственной правоте-это качество лидера.

Практика: Игра «Свет волшебников»

Задача 3: Принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном.

Цели: Учить детей бережно относится к своему здоровью.

              Развивать умение принимать рациональные решения в проблемных ситуациях.

              Воспитывать у детей ответственность за свои поступки.

Теория: Принятие решения применима к объектам различной природы и в различных условиях их существования. Вместе с тем процессы принятия решений в разных сферах человеческой деятельности имеют много общего.

Практика: Беседа- Презентация.

Задача 4: Говорить «НЕТ» в опасных ситуациях.

Цель: Формировать навыки аргументировать отказ.

              Развитие умения противостоять влиянию со стороны.

              Ученики учатся говорить «НЕТ» в различных ситуациях.

Теория: Кажется, что говорить «НЕТ» так же просто как и «ДА». Хотя зачем вообще отказываться, если соглашаться на всё и всегда намного приятнее. Но люди, которые не умеют отказывать, обычно несчастны и становятся удобным объектом для манипуляции.

Практика: Книга «Говорить нет».

Задание 5: Находить друзей по интересам.

Цели: Формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Теория: В детском возрасте друзей заводить гораздо легче чем во взрослом. На это есть несколько уважительных причин. Во-первых, в детстве мы жадно познаём мир, и с постоянно развивающимися навыками общения.

Практика: Беседа- Презентация.

Задание 6: Приобщение детей к здоровому образу жизни.

Цель: Способствовать формированию привычек здорового образа жизни, привитие стойких культурно-гигиенических навыков у школьников.

Теория: Рассказать детям что люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, что бы природа сохранилась везде на нашей планете. Мы должны заботится о себе, о своём здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды.

Практика: Игра «Колобок».

В ходе реализации программы « Экология здоровья» будет обеспечено достижение воспитанниками результатов и эффектов.

Для достижения результатов особое значение имеет взаимодействие с воспитателем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта, а так же воспитанников между собой на уровне группы, образовательного учреждения в дружеской среде, в которой ученик получит первое практическое знание подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их цель.Программа рассчитана на 1 год, на занятиях используется наглядность, дополнительная литература, электронные ресурсы.

Список использованной литературы по программе.

  1. Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996.
  2. Гонеев А.В. и другие: Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений; Москва, Издательский центр "Академия", 1999.-  28с.
  3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова . – М: Издательство ГНОМ и Д, 2001.-448с.
  4. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для учителей/ Под ред. Власовой Т.А. и Петровой В.Т.-М.:Просвещение,1981.-176с.
  5. Завражин С.А., Фортова Л.К. «Адаптация детей с ограниченными возможностями»: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений; Академический Проект: Триста, 2005.- 400с.  
  6. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. 5-7 классы, Вако,2009
  7. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред Воронковой –М.: Школа-Пресс, 1994.-416с.    
  8. Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора по воспитательной работе. Изд. 3-е, допол. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. -416с.
  9. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Здоровье"

Программа расчитана для учащихся 1 - 4 классов. Срок реализации 4 года. Основная цел  начальной школы - развитие ребёнка при сохранении душевного здоровья и эмоционального благополучия....

Внеурочная деятельность во 2 кл. по ФГОС.Рабочая программа "Здоровей-ка"(спортивно-оздоровительное направление)

Внеурочная деятельность во 2 кл. по ФГОС.Рабочая программа "Здоровей-ка"(спортивно-оздоровительное направление)...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Здоровье"

Рабочая программа кружка "Здоровье".1 и 2 год обучения....

Рабочая программа «Здоровый образ жизни»

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе спортивно-оздоровительного направления "Здоровый образ жизни"...

Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок"

Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок" ГПД. Спортивно-оздоровительное направление...

Рабочая программа "Здоровей-ка"

Рабочая программа "Здоровей-ка"...

Рабочая программа Здоровое питание

Рабочая программа Здоровое питание...