Статья "Роль коррекционно-развивающих игр в воспитании детей с ограниченными возможностями".
статья

Данилова Елена Владимировна

«Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_doklad_2.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Роль коррекционно-развивающих игр в воспитании детей с ограниченными возможностями.

1. В современном обществе роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, активность, и физические способности детей.

2. По определению Выготского Л.С. «Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок».

         Для наших воспитанников игра – один из основных видов деятельности. Она является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка. Игры разнообразят процесс воспитания, наполняют жизнь наших воспитанников радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают хорошее настроение.

Игра – понятие многогранное и  сейчас она встаёт в строй самых насущных потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства. Игра – главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных отношений, дружбы. В ходе игры, детьми познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения, проявления и развития практических способностей, сферой неповторимой человеческой активности.

           3. Для нас основной целью игры является – создание условий для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в макромире, для коррекции и развития личности.

4. Использование разных видов игр с нашими детьми решает  следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

● Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;

● Обогащение представлений об окружающем мире;

● Формирование коммуникативных навыков;

● Формирование культурного поведения;

● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

● Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Для решения поставленных целей и задач педагоги нашего интерната  на занятиях использую следующие игры:

а) – дидактические;

б) – сюжетные;

в) – ролевые;

г) – театрализованные;

д) – подвижные;

е) – конструктивные.

5. Основными принципами организации игры с нашими детьми мы видим следующие: развитие игровой динамики, взаимосвязь игровой и неигровой деятельности отсутствие принуждения переход от простейших игр, поддержание игровой атмосферы, углубление содержания игровых заданий,  подражания интереса к игре. 

6. Коррекционо-развивающие игры имеют ряд особенностей- это чётко поставленная цель воспитания; управление ходом игры; подведение итогов (поощрение); соответствующий цели педагогический результат. 

 Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к игровой деятельности.

            7.Выбирая игры и пособия для детей мы руководствуемся рядом требований. Все , используемые пособия должны соответствовать гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, о чем свидетельствуют соответствующие сертификаты, Соответствовать актуальному уровню развития ребенка; Должна учитываться структура дефекта. Подбор игрового материала должен осуществляться с постепенным усложнением. Воспитатели обязательно связывают содержание игры с системой  уже имеющихся знаний и умений ребенка. Любая игра в доступной форме объясняется детям.

Для наших воспитанников очень важно дозирование нагрузки. Регулировать нагрузку можно различными способами: сокращение длительности игры; введение перерывов, динамических пауз для отдыха, переключением на другую игровую деятельность.

Таким образом, педагогом осуществляется ряд последовательных этапов подготовки:

- выбор игры (зависит от коррекционных задач);

- подготовка места для игры (принять все меры предосторожности);

- подготовка пособий (продумать и подготовить заранее);

-Объяснение правил игры;

- дозировка нагрузки (незначительная, умеренная, тонизирующая, развивающая);

- окончание игры (при появлении первых признаков утомления и снижении интереса изменении поведения);

- подведение итогов(поощрение)

- если есть возможность - рефлексия.

8. В ходе работы с нашими воспитанниками, ы используем следующие виды коррекционно-развивающих игр: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, конструктивные.

 

     9-15. Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, речь.

    16-20. В сюжетно-ролевых играх ребенок учится взаимодействию со сверстниками. Этот вид игры способствует развитию речи и воображения ребенка. Включение в игру различных персонажей развивает наглядно-образное мышление, способствует формированию речи. Также нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые помогают формированию речевых и дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания  детей.

    21-25. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от воспитателя  режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик (по возможности), либо повторения действий.

          26-28. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство таких детей имеют нарушения опорно-двигательного аппарата.

           29-31. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр у ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.

      32.Игра сама по себе универсальный стимулятор. Главное, в поддержании игрового интереса чуткость,   наблюдательность воспитателя, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом.

Главная особенность развивающих игр в том, что в них удается объединить один из основных принципов работы с нашими детьми – от простого к сложному – с очень важным принципом деятельности – по способностям.  Как было продемонстрировано, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и развивать свои творческие способности.

К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка.

В нашей группе систематизированы и используются игровые приемы в режимных моментах. Так, например, игровые приемы используются при одевании детей утром. В игровой форме проводится ежедневная утренняя гимнастика. Проведение гигиенических процедур: умывание, причесывание проводится с показом плакатов и картинок по теме и сопровождается детскими стихотворениями и потешками, или через д/игры, такие как «Уроки Мойдодыра» и другие.

Прием пищи(воспитание культуры еды). Герой дня (например, кукла Катя, мишка, зайка) наблюдает, кто аккуратно ест. В группе проводятся беседы по тематическим датам и событиям.

На прогулке играем в п/игры (мяч), д/ игры, такие как «Рассмотри растение», «Ветер, ветер, ты какой?» и другие; наблюдаем за живой и неживой природой, за птицами, за животными.

     ВЫВОД:

К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра занимает большую часть жизни человека, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Влияние хантыйского и мансийского фольклора на эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями"

Данная  статья была  представлена  на Межрегиональной  научно – практической  конференции  «Языки  и  культура  коренных  малочисленных  народов ...

" Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"

" Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"...

Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.

Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации....

Принципы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы, которые отражают суть современного семейного воспитания детей с ОВЗ....

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. В связи с этим возникла потребность в поиске специальных методик, позволяющих не только выявить пробле...

Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Образование детей с ОВЗ предусматривает:1. Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и возможности для получения образования;2. Воспитание;3. Лечение и озд...