Классный час, посвящённый памяти Ленинградской блокады « Маленькие победы большой войны. Они учились в Ленинграде…»
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Приезжева Кристина Ивановна

В данной разработке показано. как тяжело было детям в годы войны в нашем городе. Как они преодолевали трудности, совершали свой маленький подвиг - учились. Хочется. чтобы современные дети больше ценили то. что имеют сегодня и учились быть благодарными прошлому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pamyati._blokada_02.09.19.docx35.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок памяти, посвящённый блокаде Ленинграда

«Они учились в Ленинграде. Школы блокадного Ленинграда»

02.09.19

3 класс

Цель: воспитание личной ответственности каждого человека за себя, своих соседей, своих сограждан.

 

 Задачи:

1. Формирование гражданских и патриотических чувств  школьников  через обращение к памяти трагических блокадных событий

2. Формирование первоначальных детских убеждений, построенных на главных постулатах общечеловеческих ценностей, – добра, милосердия, дружбы, справедливости.

3. Актуализация исторической памяти, формирование интереса и уважения к историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;        

4. Развитие умений  осмыслять, анализировать  картину событий в период блокады Ленинграда,  выражать своё мнение.

5. Формирование у школьников способности сопереживать и сострадать людям, жившим задолго до нас.

6. Формирование коммуникативной культуры, способности к общению со сверстниками и старшим поколением;

7. Воспитание духовной культуры учащихся;        

Ход урока

I. Вступление. 1 сентября – день Знаний. (слайд 1)

- 1 сентября – это день, которого вы, дети,  вступают в новую, интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь.

- Расскажите, как вы готовитесь к этому празднику?

- С каким настроением вы пришли в школу?

 - 1 сентября – это  День Знаний. Этот день отмечает вся наша страна. Это начало нового учебного года для российских школьников, студентов, учителей и преподавателей. Сегодня — день новых и добрых встреч с одноклассниками, учителями после длинных  летних  каникул  и, конечно, с этого дня начинаются  встречи с новыми знаниями.

2. Летние впечатления. Составление ассоциаций к слову «лето». (слайд 2)

- Вы замечательно отдохнули летом. Посмотрите на фотографию. Что вы на ней видите?

- Какое настроение у ребят?

- Какие чувства вызывает у вас эта фотография?

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы вспоминаете  лето? Выберите у меня листок любого цвета, который отражает сегодняшнее ваше настроение и напишите крупно одно слово-ассоциацию к слову «лето»  на листочке. Листочки  прикрепляются на доску. Примерные слова, которые появляются на доске (радость, улыбки, дружба, игры, солнце, дети и т.д.)

3.1. «Они учились в Ленинграде. Школы блокадного Ленинграда» (слайд 3)

- А теперь посмотрите на другую фотографию. Что вы видите? Что необычного? (ответы детей)

                  Эта фотография сделана в 1942 году. Что это за год для нашей страны и для            нашего города?

 Это год, когда в нашей стране была страшная война – Великая    Отечественная.  22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением фашисткой Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с  коварным, беспощадным врагом.

                  У нашего города в годы Великой Отечественной войны было другое название – Ленинград. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. «Он решил стереть с лица земли город Ленинград.  Город был блокирован путем обстрела из артиллерии и беспрерывной бомбежки с воздуха.

– Этот снимок сделан в это страшное время в блокадном Ленинграде.

-  Что вы помните о блокаде? (ответы детей)

                  Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противниками были смерть и её союзники: голод, холод, тьма, блокада, которая длилась 900 дней – это были бесконечные, долгие, страшные дни, в которые погибло огромное количество людей.

3.2. Просмотр видеоролика «Сокровище времён блокады» из цикла «Жить»

https://yandex.ru/video/preview?filmId=1028574739858207950&text=%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%20%D1%81%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%89%D0%B5%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%8B 

- Сегодня во всех школах Санкт Петербурга   вспоминают одну из самых страшных страниц истории города - годы войны 1941-1945, а именно годы блокады. И мы вспомним, узнаем, как жили и учились дети в нашем городе в это время и попытаемся понять, что же помогало им преодолевать невероятные трудности.


3.3.. Война и дети. Составление ассоциаций к слову «война». (слайд 4)

 – Какие ассоциации у вас со словом война?  Примерные слова, которые появляются на доске: смерть, ужас, страх, горе, слёзы, боль, холод и т.д.

                  Война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества. Понятия дети и война несовместимы! Юным ленинградцам - детям блокадного города-пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города и столкнуться и испытать  все, что вы назвали.

                  Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище. Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда

3.4.  Работа школ  в блокаду. «Воспоминания моей бабушки» (слайд 5)

                  Началась война, но как положено в сентябре начался учебный год.  Когда

8 сентября вокруг города замкнулось кольцо блокады, в городе оказались заперты больше двухсот тысяч школьников. Большинство школ было разбомблено. И несмотря на то, что жителям не хватало еды, воды, не было света, дров, теплой одежды, в конце октября в Ленинграде открылось 39 школ.  Дети учились в жутких условиях . Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.  Но многие дети учились. Это был подвиг.

Сегодня мы обратимся к воспоминаниям блокадницы, которые записала её внучка и опубликовала в журнале. Она рассказала о том, как училась её бабушка в тяжёлые блокадные дни. (Чтение учителем  и обсуждение с детьми каждой истории

 (слайд 6-11)

Анна Пилецкая, 12 лет. «Воспоминания моей бабушки Натальи Федоровны Соболевой»

История 1

"Стойкий оловянный солдатик"

              В эти тревожные дни учебные занятия всё же начались, правда, не в школе. Школа, где училась моя бабушка, стала военным госпиталем.  Детей собрали в полуподвальные помещения какого-то дома. Здесь не было, конечно, парт: их заменили  столы и откидные стулья. Пришла учительница. Никто из детей не знал её. Она была из другой школы. Это была удивительная женщина. Небольшого роста, худощавая, она, не смотря на возраст, держалась всегда прямо и никогда не паниковала. Страх, казалось, был ей не известен. Во время страшных осенних налётов, когда земля содрогалась, и качались стены, она уверенно направляла детей в бомбоубежище, прижимая к себе самых маленьких. Дети прозвали её "стойкий оловянный солдатик". Несмотря на бесконечные вражеские налёты, артиллерийские обстрелы, занятия продолжались, даже на дом задавали. А за не выученные уроки "стойкий оловянный солдатик" строго пробирала. Она тыкала указкой и говорила: "наши солдаты там воюют, они проливают за вас кровь, а вы обязаны учиться и хорошо учиться", и нерадивым детям становилось стыдно.

История 2 «Маленькая собачка»

               Учительница, их "стойкий оловянный солдатик", никогда не расставалась со своей маленькой собачкой. Когда начиналась перемена, собачка тихонько приближалась к учительнице, вставала на задние лапки, выжидательно смотрела. А учительница незаметно доставала из кармана меленький кусочек хлеба, размером с грецкий орех, собачка осторожно слизывала его и умоляюще смотрела на хозяйку. У обоих на глазах были слёзы. Но странно вот что:  все дети уже давно голодали, и каждый хотел съесть кусочек хлеба, но никто не возмущался. Никто не просил для себя. Старая учительница была одинока, и собачка заменяла ей всё. Дети чувствовали это и уважали их любовь и преданность. Но однажды учительница не пришла. Потом узнали: маленькая собачка, её друг, умерла. А через три дня умерла их учительница. Их "стойкий оловянный солдатик". Умерла от горя.

История 3 «Новогодняя ёлка»

               Вскоре после смерти учительницы, детей собрали в бомбоубежище. Здесь им предстояло учиться зиму 41-42 года. Помещение было просторным. Длинные столы были составлены в один ряд, вместо стульев были скамейки. Но положение с продовольствием в городе непрерывно ухудшалось, многие дети уже еле ходили. А паёк всё уменьшался и достиг 125 граммов хлеба в день. Это был конец. Смерть подстерегала каждого. Учителя как могли поддерживали детей. Была организована новогодняя ёлка с обедом и маленьким кулёчком - подарком. В нём было несколько печенин, пряник и конфета. Выносить его надо было за пазухой, чтобы не отобрали хулиганы.

История 4 «Школьный суп»

               В декабре отключили электричество, город погрузился во тьму. Занятия в бомбоубежище прекратились, ведь окон там не было, а светить в помещении было нечем. Казалось бы, занятия прекратились надолго. Но нет, вскоре детей  собрали в каком-то  доме. Здесь открылась очередная школа. Она помещалась в полуподвальном помещении. Занятия начинались теперь поздно - с 11 часов, чтобы пользоваться скудным дневным светом, который слабо просвечивал сквозь заклеенные бумагой окна. Парт, как таковых, конечно, не было, их заменяли узкие столики. Было много стульев, но дети старались усаживаться плотнее, ближе друг к другу, чтобы немножко согреться. Дикий холод проникал повсюду. Дети почти не писали - страшно было вытаскивать руки из карманов, да и чернила давно замёрзли. Зато никогда так не ценилась поддержка соседа по парте. Прижимаясь друг к другу, дети чувствовали себя сильнее.

               Было организовано доп. питание для школьников - тарелка жидкого супа без хлеба. Но однажды в супе оказалась картошка. Как один мальчик радовался, что ему досталось целых три кусочка. И как же он переживал за опоздавших. Им не достался этот суп. Этот мальчик старался подбодрить слабых и уставших. Но самому ему выжить не удалось: в январе вымерла вся его семья. Наступила самая страшная пора. Дикие морозы охватили город. За водой надо было ходить на прорубь, и не все могли дойти. Весь транспорт встал. Всё реже и реже встречались прохожие на улицах города, а если и встречались, то с трупом на саночках. Смерть стала обычным явлением. У бабушки умерли почти все родные.

              Летом с продуктами стало немного полегче, многих эвакуировали и мою бабушку тоже.

– Какие трудности, лишения выпали на долю ленинградских школьников?

- Какие качества проявляли ребята? ( Воля, мужество, смелость, отзывчивость, взаимопомощь, сострадание, единение). (слайд 11)

  4. Дискуссия на тему  «Как надо жить сегодня, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников?».

- Сегодня над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы людей. И среди них те, кому было столько, сколько сегодня вам. И пусть каждый подумает и задаст себе вопрос:

«Как надо жить сегодня, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников?». (ответы детей)

                  У вас счастливое детство. Вы имеете все необходимое для жизни и учёбы. Будьте добрыми, отзывчивыми, честными и многие сегодняшние трудности от вас отступят. Любите и цените друг друга, помогайте друг другу, учитесь радоваться друг за друга. И пусть у вас всегда будут только такие эмоции, которые вы назвали в начале урока.

                 

5.1. Они живы, пока мы помним. Три важные даты для нашего города

С каждым годом людей, переживших войну, становится всё меньше и меньше, из жизни они уходят один за другим. И, к сожалению, с ними уходят воспоминания прошлого. В наше время очень важно сохранить память и уважение о людях, переживших ужасающие события страшных блокадных дней, чтобы не разорвалась  нить, которая связывает поколения. Если мы о них помним, то они живы.

Три важные даты для нашего города останутся навсегда  у нас в памяти: (слайд 12)

8 сентября – День памяти жертв блокады,

18 января – День прорыва блокады Ленинграда

27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

5.2. Они живы, пока мы помним Памятные места города. «Цветок жизни» (слайд 13)

- Какие места в нашем городе связаны с блокадой?

               В память о детях блокадного Ленинграда были поставлены памятники по всей нашей стране. «Цветок Жизни» — это первый монумент на Дорогие жизни, посвященный детям, погибшим в тяжелые блокадные годы.  Это бетонная ромашка высотой пятнадцать метров, на лепестках которой изображен детский рисунок улыбающегося мальчика со словами «Пусть всегда будет солнце». Перед памятником установлена мемориальная стела с надписью: «Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда. 1941 —1944». Рядом высажено 900 берез, украшенных красными галстуками, по одной березе за каждый блокады в день.

6. Создание коллективного цветка жизни.

                   Принято возлагать цветы в знак благодарности, уважения и памяти. Из всех ваших листочков, на которых вы в начале урока написали такие добрые, тёплые слова, мы сделаем один  пышный коллективный цветок. Пусть он  символизирует радость сегодняшнего дня и выражает от нас с вами благодарность и уважение прошлому.     Работа выполняется совместно с детьми на листе ватмана. Звучит песня И. Резника

«Дети войны»   (http://www.ilya-reznik.com/mp3/d4_pp/IlyaReznik4.mp3).

7. Заключение. (слайд 14)

                 В  современное время не во всем мире,  к сожалению, существует  мир. Во многих уголках мира идёт война. Война – это разруха, голод, потери, боль, слёзы, смерть. Самыми незащищенными в этих конфликтах являются – дети. Мы должны дать детям солнечное, мирное детство. Пусть никогда  в истории человечества не повторятся все ужасы Великой Отечественной войны. Пусть у вас всегда будут только хорошие эмоции, о которых вы мне рассказывали в начале урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памяти маленьких героев большой войны посвящается...

Классный час для учащихся 3-4 классов на основе системно-деятельностного метода: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Мероприятие построено с использованием технологии развития кр...

Презентация для проведения классного часа, посвящённого Дню снятия Блокады Ленинграда

27 января мы отмечаем годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Эта дата важна не только для жителей Ленинграда, но и для всей страны, потому что стойкость жителей явила величай...

Зональный брейн-ринг "Маленькие герои большой войны", посвященный 72 годовщине Великой Победы

Воспитание у учащихся патриотизма, гордости за свою Родину, уважения к её защитникам, к её историческому прошлому на примере подвигов пионеров-героев......

Маленькие герои большой войны. Классный час "Дети- герои войны" 15.04.20

Цель данного классного часа углублять знания учащихся о Великой Отечественной войне, героизме народа-освободителя, рассказать о детях, участвовавших в Великой Отечественной войне наравне с взрослыми.М...

Мероприятие, посвящённое памяти снятия Блокады Ленинграда

Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны,  воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ, за свою страну...