Рабочая программа(внеурочная деятельность)
учебно-методический материал (1 класс)

Лариса Геннадьевна Рудская

Разработка учебных программ для внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon finansovaya_gramotnost.doc_a.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»

Рассмотрена

Руководитель кафедры

___________/Винокурова М.М.

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ г.

Согласована

зам. директора по УВР

___________/Кожина А.С.

«____» ________ 20___ г.

Утверждена

Приказ от «01» 09. 2021 г.

№125

Директор МБОУ «СОШ» №14

____________ Зверева Г.В.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

НАПРАВЛЕНИЕ   ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

1 В КЛАСС  

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ    1 ГОД

УЧИТЕЛЬ: Рудская Л.Г.

         

г. Железногорск, 2021 г.

                                    Пояснительная записка

1.1         Нормативная база

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» составлена      в соответствии с:

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (для I - IV классов),
  3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115,
  4. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»,
  5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего образования»,
  6. Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»», от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»,

   7. Уставом МБОУ СОШ №14 г.

   8. Учебным планом НОО МБОУ СОШ № 14 г. Железногорска на 2021-2022

учебный год.

   9. Положением о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ СОШ

 1.2  Цель программы внеурочной деятельности: создание на практике условий  для развития экономического образа мышления  путем расширения экономико-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Задачи:

              - формировать базовые знания о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;

             - формировать у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов,  навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

              - формировать понимание необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;

             - формировать навыки оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного  инвестирования;

             - формировать навыки составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;

          - обучать основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.

                     1.3 Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Планируемые результаты.

Личностные:  

 осознание себя как члена семьи, общества и государства;

  овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

 понимать цели своих действий;

  составлять простые планы с помощью учителя  проявлять познавательную и творческую инициативу;

  оценивать правильность выполнения действий;

  адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

 Познавательные:

  освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

  использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представлении информации;

 овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные:  

 составлять текст в устной и письменной формах;

  слушать собеседника и вести диалог;

  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;  излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Формы организации учебных занятий:

Беседа, коллективная, групповая, индивидуальная, игра, практикум

Основные виды деятельности учащихся:

Познавательная, игровая, ценностно-ориентированная.

Ожидаемые результаты обучающихся:

Метапредметные результаты.
Регулятивные:
 понимать цели своих действий;
 составлять простые планы с помощью учителя
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 оценивать правильность выполнения действий;
 адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные:
 освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
 овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные:
 составлять текст в устной и письменной формах;
 слушать собеседника и вести диалог;
 признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
 излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
 понимать и правильно использовать экономические термины;
 иметь представление о роли денег в семье и обществе;
 уметь характеризовать виды и функции денег;
 знать источники доходов и направлений расходов семьи;
 уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
 определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
 проводить элементарные финансовые расчеты.

Результат 1-го года обучения:

К концу обучения в 1 классе ученик узнает:

— что такое собственность;

— почему все люди трудятся;

— какие бывают профессии;

— как нужно относиться к своей и чужой собственности.

 К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться:

— самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы

Формы подведения итогов реализации программы

- мониторинг (тестирование, анкетирование);
- практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады
                                    1.4 Содержание программы

Я и моя семья

 Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

                                                     

 Универсальные учебные действия:

— сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;

— объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».

                                                     

 Практическая и игровая деятельность:

— игра «Генеральная уборка»;

— игра «Я — хозяин большого дома».

Моё и чужое

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

 Универсальные учебные действия:

— обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

Игровая и исследовательская деятельность:

— тема исследования «Как становятся собственниками»;

— игра «Страна Обмения».

 Почему люди трудятся

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Универсальные учебные действия:

— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

— объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;

— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

Практическая и игровая деятельность:

— экскурсия в библиотеку

— сюжетно-ролевые игры;

— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

Все работы хороши

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

Универсальные учебные действия:

— уважать труд людей разных профессий;

— классифицировать профессии по предмету труда;

— рассказывать о профессиях.

Практическая и игровая деятельность:

— встреча с человеком интересной профессии;

— рисование на тему профессий;

— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».

                                   Учебно-тематическое планирование

п/п

Название темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Я и моя семья

9

4

             5  

2.

 Моё и чужое

6

4

2

3.

Почему люди трудятся

10

4

6

4.

 Все работы хороши

8

3

5

Итого

33

15

18

Календарно-тематическое планирование

курса внеурочной деятельности  «Основы финансовой грамотности»»

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

1

2

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи.

1

3

Важность уюта, целесообразность порядка в доме.

1

4

Игра:  «Генеральная уборка»

1

5

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

1

6

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.

1

7

Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

1

8

Игра:  «Я — хозяин большого дома

1

9

Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья»

1

10

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека.    

1

11

Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

1

12

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

1

13

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

1

14

Игра:  «Страна Обмения».

1

15

Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое»; защита исследовательских работ

1

16

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

1

17

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить.

1

18-19

Ценность труда людей разных профессий.

2

20

Экскурсия в библиотеку.

1

21-

22

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

2

23

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

1

 24

Темы проектов: «Профессии в моей семье»

1

25

Итоговое занятие на тему: «Почему люди трудятся».

 Защита проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

1

26

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

1

27

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

1

28-

29

Как люди выбирают профессию.

2

30-

31

Профессии членов семьи.

2

32-

33

Как люди получают профессию. Итоговое занятие на тему: «Все работы хороши».

Защита проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной краеведческой деятельности «Моя маленькая РОДИНА» для учащихся 3 класса

Знакомство учащихся с достопримечательностями своего города, района, края. Прививать любовь к своей маленькой родине....

Рабочая программа внеурочной проектной деятельности во 2-б классе

Основные принципы организации работы над проектами:Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся ...

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности Факультативный курс «Литературный Петербург»

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности  Факультативный курс «Литературный Петербург»...

Рабочая программа внеурочной проектной деятельности "Изучение природы родного края"

Рабочая программа проектной внеурочной деятельности "Изучение природы родного края" для 4 класса на 2016-2017 учебный год....

Рабочая программа внеурочной познавательно деятельности «Там, на неведомых дорожках» (68 ч)

Программа общеинтеллектуального направления развития личности предусматривает достижение трех уровней результатов. Содержание курса внеурочной деятельности состоит из модулей: познавате...