МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ “ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ”»
методическая разработка (2 класс)

Лоханько Ольга Олеговна

Данная методическая разработка подготовлена с учётом требований ФГОС и Рабочей программы по этической грамматике. Технологическая карта занятия составлена на основе рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным», с применением технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).  В технологической карте урока подробно прописаны действия учителя и учащихся, на каждом этапе урока прописаны УУД учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_prestizh_lokhanko_o_o.docx218.35 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СЫКТЫВКАР»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 81»

 г.  Сыктывкара (МАОУ «Прогимназия № 81») 

РЕКОМЕНДОВАНО

Заместителем директора

МАОУ «Прогимназия № 81»

по УВР Кетовой И.В.

29.02.2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Методическим объединением

специалистов МАОУ

«Прогимназия № 81»

30.02.2021 г., протокол № 1

ПРИНЯТО

Педагогическим советом МАОУ «Прогимназия № 81»

30.02.2021г., протокол № 1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ “ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ”»

Составитель:

Лоханько Ольга Олеговна,

воспитатель группы продленного дня

МАОУ «Прогимназия № 81»

г. Сыктывкар

2021 год


Аннотация

Данная методическая разработка подготовлена с учётом требований ФГОС и Рабочей программы по этической грамматике. Технологическая карта занятия составлена на основе рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным», с применением технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).  В технологической карте урока подробно прописаны действия учителя и учащихся, на каждом этапе урока прописаны УУД учащихся.


Содержание

1. Введение

4

2. Тезариус

6

3. Основная часть

7

3.1. Теоретическая часть

7

3.2. Практическая часть

11

4. Заключение

25

5. Библиографический список

27


  1. Введение

Основным источником информации по-прежнему остаётся чтение. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам. Исходя из общей задачи развития личности ребёнка, начальная школа должна сформировать младшего школьника, как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющему прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью, нравственно – эстетическим и гражданским развитием. Поэтому сейчас перед учителем начальной школы встаёт задача сформировать положительное отношение к чтению.

Развитие осознанности чтения становится одной из наиболее актуальных задач современной школы. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Кроме того, осознанное чтение является базой для критического осмысления поступающей информации. Развитие мышления также зависит от навыка осознанности чтения, поскольку чтение является неотъемлемой частью устной речи, а речь – это способ формирования и формулирования мысли с помощью языка.

В свою очередь программа развивающего курса «Этическая грамматика» реализуется для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения. Занятия по программе развивающего курса «Этическая грамматика» предполагает ориентацию ребенка на творческий процесс, познания норм поведения с использованием разнообразных методических форм, организуемых учителем: диалога, игры, деятельности, анализа и обыгрывания ситуаций, эксперимента и творчества. Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы такие занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разработаны, - построены, насыщены примерами и конкретными фактами. Я считаю, что для реализации цели данной программы подходит Технология развития типа правильной читательской деятельности (Технология продуктивного чтения), т.к. литературные произведения содержат массу наглядных примеров для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения. Новизна применения Технологии развития типа правильной читательской деятельности для реализации программы «Этическая грамматика» способствует созданию условий для гармоничного развития нравственной культуры личности младшего школьника.

Цель методической разработки: повышение уровня собственной профессиональной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС через изучение и внедрение в собственную педагогическую деятельность технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технологии продуктивного чтения).

Задачи:

  • изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по теме «Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)»;
  • апробировать применение отдельных элементов технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) для организации учебно-познавательной деятельности на занятиях по внеурочной деятельности;
  • разработать технологическую карту занятия с применением технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения);
  • продолжить работу над повышением уровня воспитанности обучающихся через развитие мотивации к чтению.

  1. Тезариус

Технология - это системная совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) -  современная образовательная технология, которая опирается на законы читательской деятельности, благодаря которой происходит полноценное восприятие и понимание текста учащимся, а также происходит выработка читательской позиции по отношению к тексту и его автору и позволяющая реализовывать ФГОС.

Антиципация - предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения.

Читательская интерпретация - истолкование текста с целью понимания его смысла.

Фактуальная информация — это сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.

Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл.

Изучающее чтение — один из видов учебного чтения при обучении языку. В основе этой классификации лежат практические потребности читающих: просмотр текста; ознакомление с содержанием; поиск нужной информации; детальное изучение языка и содержания.

Словарная работа - целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.


  1. Основная часть
  1. Теоретическая часть

Читать и не понимать – то же, что совсем не читать.

 Я. Коменский

Решением заседания методического объединения учителей Прогимназии в качестве методической темы для реализации Программы персонифицированного развития педагога Прогимназии была выбрана Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).

Актуальными задачами современной школы являются: обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры, разностороннее и своевременное развитие детей, формирование навыков самообразования и самореализации, непрерывность образования. Фундаментом для решения этих актуальных задач является чтение. Но при этом чтение должно быть осознанным, продуктивным.

Технология продуктивного чтения (технология формирования типа правильной читательской деятельности) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.

Применение технологии продуктивного чтения в урочной и во внеурочной деятельности в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.

С позиции структуры читательской деятельности технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).

I. Работа с текстом до чтения

Цель: развитие такого важнейшего механизма речи, как антиципация (умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов).

Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу (текст).

1. При чтении текста в школе дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работа в классе начинается с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.

2. Педагог предлагает прочитать текст, проверить возникшие предположения.

II. Работа с текстом во время чтения

Цель: восприятие и понимание текста, создание его читательской интерпретации. Под интерпретацией понимается истолкование и оценка текста.

Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста и понимание его содержания (фактуальной и подтекстовой информации).

1. Младшие школьники могут самостоятельно читать текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

2. Чтение (перечитывание) вслух (изучающее чтение, в ходе которого используются такие приёмы анализа текста, как диалог с автором и комментированное чтение). Объём текста, требующего подобного «медленного» чтения, определяет взрослый с учётом художественной задачи текста и читательских возможностей детей.

По ходу чтения должна вестись и словарная работа (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в ходе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.

3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

III. Работа с текстом после чтения

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста на уровне концептуальной информации.

1. Педагог в ходе обобщающей беседы ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Результатом ответа на этот вопрос должно стать понимание авторского смысла.

2. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправданно.

3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, авторским смыслом и т.д. Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

4. Выполнение творческих заданий. Уточним, что понимается под творческим заданием. Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребёнка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и такие, как «Самостоятельно составь план», «Докажи, что…» и т.п. Педагог выбирает творческие задания для третьего этапа работы с текстом, учитывая – художественные задачи текста (например, многие рассказы К.Г. Паустовского помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит, что творческое задание может быть связано со сферой воображения: иллюстрирование, пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование и др.);

– особенности класса в целом и возможности отдельного ребёнка (например, к рассказам К.Г. Паустовского можно дать творческие задания по группам, дифференцировать: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование);

– учебные задачи (например, если педагог сосредоточен на развитии устной речи, следует выбрать соответствующие задания).

Однако главный критерий для выбора заданий на данном этапе – это ориентир на наиболее активно включившуюся у детей в процессе чтения текста сферу читательской деятельности.

Из четырёх сфер читательской деятельности (эмоциональная, воображения, осмысление содержания, реакция на художественную форму) самая развитая у дошкольников и младших школьников – это сфера осмысления содержания. Поэтому методика предлагает педагогу большой выбор заданий, связанных с этой сферой: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели текста; постановка вопросов к тексту, ответы на вопросы и др.

Реакция на художественную форму у большинства детей-читателей зачастую отсутствует. Отсюда ограниченный перечень заданий, связанных с этой областью восприятия: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком, художественными особенностями текста; сопоставление литературного произведения с его художественной основой (например, сказка, написанная А.С. Пушкиным, и сказка, рассказанная Ариной Родионовной).

Эмоциональная сфера у детей работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте, как правило, не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта. Задания, направленные на развитие этой сферы, могут быть следующими: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др. Сфера воображения чрезвычайно важна для формирования ребёнка-читателя. Развитию творческого воображения способствуют следующие задания: составление диафильма, киносценария, комикса по тексту; творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др. Конечно, подобное деление условно: ведь чтение по ролям, например, работает и на осмысление содержания, и на эмоциональную сферу, усиливает реакцию на художественную форму и т.д.

  1. Практическая часть

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Этическая грамматика» во 2 классе с применением технологии формирования типа правильной читательской деятельности по теме “Цени доверие других

Автор разработки: Лоханько Ольга Олеговна, воспитатель группы продленного дня МАОУ «Прогимназия №81» г. Сыктывкара.

Класс: 4 класс

Тема занятия: «Тайное становится явным».

Цель занятия: создание условий для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения через знакомство с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

Задачи урока:

Воспитательные:

1. Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

2. Воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

3.  Воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

4.  Воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.

Развивающие:

1.  Развивать умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст;

2. Развивать память, образное и логическое мышление, речь, творческие способности;

3.  Развивать словарный запас учащихся, расширять кругозор детей.

Образовательные:

1.  Познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», его идейно-смысловым и художественным содержанием;

 2. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью;

3. Формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

4. Формировать умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

  • Самоопределение
  • Смыслообразование
  • Учебно-познавательный интерес к учебному предмету
  • Самостоятельность и личная ответственность за свою часть работы
  • Следование моральным нормам и этическим требованиям
  • Ориентирование в нравственном содержании рассказа
  • Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

2. Познавательные:

  • Чтение произведения вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя
  • Умение извлекать необходимую информацию из дополнительных источников
  • Умение проводить анализ, сравнение
  • Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки
  • Восстанавливать последовательность событий по цитатам
  • Умение структурировать знания

3. Коммуникативные:

  • Формирование умения договариваться, находить общее решение
  • Формирование умения аргументировать своё предположение, объяснять свой выбор
  • формирование навыков планирования учебного сотрудничества со сверстниками
  • формирование своего мнения и позиции

4. Регулятивные:

  • Прогнозировать содержание урока
  • Развитие умения фиксировать факт завершения действий.
  • Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность.

Предлагаемая технология – технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).

Оборудование: компьютер; презентация; портрет писателя; иллюстрации к произведениям; книги В. Драгунского; толковый словарь; смайлики; текст произведения на каждого учащегося; карточки с цитатным планом.

Этапы урока

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности 

Цель - вызвать познавательный интерес к уроку. 

Приемы обучения - беседа. 

Организационный момент

Создаёт эмоциональный настрой на изучение предмета, приветствует обучающихся, представляется, проверяет готовность обучающихся к уроку.

Ты улыбкой как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Проверяют свою готовность к уроку,

приветствуют учителя.

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность.

II. Этап актуализации знаний 

Цель - обеспечить осознание учащимися цели урока;

-вызвать познавательный интерес к уроку.

Приемы обучения -беседа, работа с пословицей, словарная работа.

Постановка цели урока:

а) Работа до чтения:

Беседа.

Найдите неповторяющиеся буквы и сложите из них фамилию писателя.

Какая фамилия у вас получилась?  

Кто слышал фамилию этого писателя и читал его произведения?

Что пишет Драгунский: стихи, сказки, басни, рассказы.

Какие рассказы вы уже читали?

Работа с пословицей

Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся.

Составьте пословицу из слов: не  / мешке /  утаишь /  в /  шила. 

Правильно. А кто сможет объяснить смысл этой пословицы.

-  Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт.

- Правду не скроешь.

- Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.

Рассказ, с которым мы познакомимся называется «Тайное становится явным».

Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение.

Что бы вы хотели узнать?

О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию?

Что значит тайное становится явным?

Чем закончится рассказ?

Но прежде давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.

Какой словарь надо открыть, чтобы узнать значение слов?

Как им пользоваться?

Словарная работа.

 Что такое тайна?

1. Нечто скрываемое от других, известное не всем;

2. нечто неразгаданное, ещё не познанное;

3. скрытая причина чего-нибудь;

Назовите синоним к слову тайна .

Что значит «тайное»?  

Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаённый.

- Явное? - Открытое, откровенное.

- Прочитайте выражение «Грановитая палата».

Кто знает, что это такое? http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/71/Granovitaya_palata_01.JPG

(Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы).

Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным?  

Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре.

Клевета – что оно означает?  

Подберите синонимы к этому слову.

Что значит слово язвительный?

Выслушивают учебную ситуацию. В ходе беседы учащиеся догадываются о цели и урока.

(Драгунский)

(рассказы)

(называют прочитанные расскаы)

(Шила в мешке не утаишь)

(высказывают свои мнения)

(вначале высказывают свои мнения, затем обращаемся к словарю)

(толковый словарь)

(Найти значение слова по первой букве. Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке.) 

(высказывают мнения)

(секрет)

(высказывают своё мнение)

(высказывают своё мнение)

(Это человек, обладающий большой внутренней культурой).

(Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию).

(Ложь, враньё, выдумка, наговор).  

(Стремящийся досадить, злобно-насмешливый).  

Познавательные – умение извлекать необходимую информацию из дополнительных источников.

Личностные – учебно-познавательный интерес к учебному предмету

Регулятивные - прогнозировать содержание урока

III. Этап открытия новых знаний 

Цель - организовать деятельность учащихся;

-организовать структурирование учащимися новой информации;

-обеспечить применение полученных знаний.

Приемы обучения - чтение с остановками, беседа.

б) Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение рассказа. Чтение с остановками.

1.Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

Как бы вы ответили на этот вопрос?

2. Вторичная остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».

Как вы думаете, что может произойти дальше?

3. Третья остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер».

Предположите, что может произойти дальше?

4. Дочитывание рассказа до конца.

Проверка первичного восприятия. Беседа.

- Понравился вам рассказ?

 - Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?

- В каких словах выражена главная мысль рассказа?

- Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

- Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа?  Почему?

Выслушивают учебную ситуацию. Читают текст. В ходе беседы учащиеся высказывают свои предположения.

Личностные - ориентирование в нравственном содержании рассказа, следование моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные - чтение произведения вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

Коммуникативные - формировать умение аргументировать своё предположение, объяснять свой выбор.

Физкультминутка.

Цель - снятие усталости и напряжения.

III. Этап открытия новых знаний (2 часть)

Цель - организовать деятельность учащихся;

-организовать структурирование учащимися новой информации;

-обеспечить применение полученных знаний.

Приемы обучения – чтение по частям текста, беседа, «чтение-разведка», выборочное чтение, работа с иллюстрациями, составление плана, работа с пословицами.

б) Работа с текстом во время чтения

Анализ литературного произведения.  

Повторное чтение рассказа вслух по частям, беседа после чтения каждой части.

Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова?  

Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила?  

Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей?  

Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу?  Почему автор использует это выражение?

«Чтение – разведка»     

Ребята, вы будете «разведчиками».  Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее?

Выборочное чтение.    

Прочитайте как выглядел дяденька?

По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?

Найдите отрывки, которые могли бы прочитать вот эти человечки? Зачитайте.    

     

        

Работа с иллюстрациями

Какой фрагмент проиллюстрировал художник?http://festival.1september.ru/files/articles/50/5026/502610/3.jpg

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/dragunsky/deniskini_rasskazy/img_20.jpg

Картинка 56 из 27546

 

http://festival.1september.ru/files/articles/51/5145/514503/5.jpg

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/dragunsky/deniskini_rasskazy/img_23.jpg

(«Тайное становится явным»)

(Мама предложила Дениске сходить в Кремль).

(чувство обиды, досады)

(высказывают свои предположения)

 (пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена).

(На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко  за воротником, и на плечах, и на левой брючине).

(Мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась).

(Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм…манная…)

(Тут мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно  рассердилась).

(И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание…).

(Я взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу)        

(«Извините, пожалуйста», - сказала она тихо, - разрешите я вас почищу, пройдите сюда»!)    

(И к нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду).          

(Ну ещё бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь – пушки и знаю, где сидел Иван Грозный).                                    

                                                                                       

Личностные – смыслообразование.

Коммуникативные - формировать умение договариваться, находить общее решение.

Познавательные - умение проводить анализ, сравнение; сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки.

в) Работа с текстом после чтения

Составление плана

Давайте составим цитатный план этого рассказа. У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста.

Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку.

Впишите в кружки соответствующие цифры.

«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

«Ты должен съесть всё до дна!»

«А я остался с кашей наедине».

Самопроверка.

Проверьте правильность выполнения задания на слайде.

Беседа    

Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски?  Какой же Дениска?

 

Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в название рассказа, на всю жизнь?

Какая проблема волнует автора?    

Была ли у вас похожая ситуация, когда «тайное становится явным»?  

Работа с пословицами

К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу?

  • Игра не доводит до добра.                      (30 слайд)
  • Кашу свари, да ещё и в рот положи.
  • Кроткое слово гнев побеждает.
  • Сначала думай, а потом делай.
  • Ветра не удержишь, правды не скроешь.
  • После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.    

(Работа в микрогруппах)

Учащиеся распределяют высказывания в правильном порядке.

(Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину).

(высказывают свои предположения)

(проблема взаимоотношения детей и родителей, воспитание детей).

Личностные - самостоятельность и личная ответственность за свою часть работы.

Коммуникативные - формирование навыков планирования учебного сотрудничества со сверстниками

Познавательные - восстанавливать последовательность событий по цитатам

IV. Рефлексия 

Цель - осмысление процесса и результата деятельности.

Приемы обучения – беседа.

К какому жанру относится произведение?

О каких человеческих качествах заставляет задуматься рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным»?

Как вы думаете, чему учат его рассказы?

Какой урок вы извлекли для себя?

Что больше всего понравилось?

Закончите одно из предложений:

  • Было интересно…
  • Я понял(а), что…
  • Меня удивило…
  • Я сделал(а) вывод, что…
  • Мне захотелось…

(юмористический рассказ)

(высказывают свои предположения)

(Доброте, вежливости, дружбе).

(высказывают свои предположения)

Личностные - оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Регулятивные:

развитие умения фиксировать факт завершения действий.

Познавательные:

развитие умения структурировать знания.

Коммуникативные:

формирование своего мнения и позиции

  1. Заключение

Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется (даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.

Учителя, использующие технологию продуктивного чтения в своей практике, однозначно сходятся во мнении, что она очень эффективна. Прежде всего, она обеспечивает высокую активность детей. Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Технология продуктивного чтения прописана в методических рекомендациях ко всем урокам ОНЗ (открытия новых знаний), однако, текст предлагаемых диалогов, как правило, претерпевает ряд изменений при подготовке к уроку. Приходится учитывать уровень подготовленности класса, социальный состав семей, ситуации на уроке, настроение, погоду. Постоянно находишься в поиске более удачных педагогических решений. 

Формирование УУД средствами технологии продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.


  1. Библиографический список
  1. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2014. – 43 с.
  2. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М. : Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
  3. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа, О.В. Чиндилова, Е.В. Бунеева // «Начальная школа. Плюс до и после» - 2012 г. №8, с. 1 - 7
  4. Приёмы продуктивного чтения несплошных текстов Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова //«Начальная школа. Плюс до и после» - 2014 г. №4, с. 55 - 59
  5. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа, 2003 № 1, с. 11-18

Интернет-ресурсы

  1. Видеозапись вебинара Кузнецова И.В. Беличенко Д.Ю. Технология продуктивного чтения в начальной и основной школе https://www.youtube.com/watch?v=T9dQULhrNew
  2. Видеозапись вебинара Бунеева Е.В. | Проектирование урока в соответствии с технологией продуктивного чтения https://www.youtube.com/watch?time_continue=154&v=qGvpWIUyEL8

_____________________________________________________________________________________________

© МАОУ «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара, 2021 год

© Лоханько О.О., 2021 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология формирования типа правильной читательской деятельности

Раскрыты основные принципы,этапы данной технологии, условия её применения, достоинства и возникающие трудности при применении предложенной технологии....

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»

Одной из главных задач  работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к  чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...

Описание технологии формирования типа правильной читательской деятельности на основе использования методического пособия для учителей начальных классов Соболевой О.В.

Даны этапы технологии комментированного чтения; рекомендации, как вести диалог с автором; какие творческие задания можно дать после прочтения текста....

Урок литературного чтения по теме: «Русская народная сказка «Снегурочка» с применением образовательной технологии формирования типа правильной читательской деятельности

Тип урока: Урок открытия новых знанийМетоды обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, проблемные.Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, группова...