Методическая разработка внеурочного занятия "Путешествие в мир словарей"
план-конспект занятия (4 класс)

Нестеренко Валерия Александровна

Актуальность внеурочного занятия определена тем, что   у детей младшего школьного возраста слабо развиты речь, орфографическая зоркость, грамотность. Младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, и в частности, к работе над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, которые должны быть усвоены учащимися начальных классов, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности и словарный запас, знать правила работы со словарями.

Данное занятие позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами словарной работы, выходящими за рамки школьной программы, способствует усвоению русского языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, средства познания окружающего мира и развития речевого мышления. Создание на занятии ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Проведение данного занятия нацелено на то, чтобы показать учащимся, что грамматика, орфография не свод скучных и трудных правил или слов для запоминания, а увлекательное путешествие в мир русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_slovarey.docx40.61 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Словарный урок»

Внеклассное мероприятие

«Путешествие в мир словарей»

                                             Нестеренко Валерия Александровна

                                             МБОУ «Ковылкинская СОШ №3»

                                             учитель начальных классов

город Ковылкино, 2021 год

Пояснительная записка

Тема занятия: «Путешествие в мир словарей»

Актуальность внеурочного занятия определена тем, что   у детей младшего школьного возраста слабо развиты речь, орфографическая зоркость, грамотность. Младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, и в частности, к работе над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, которые должны быть усвоены учащимися начальных классов, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности и словарный запас, знать правила работы со словарями.

Данное занятие позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами словарной работы, выходящими за рамки школьной программы, способствует усвоению русского языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, средства познания окружающего мира и развития речевого мышления. Создание на занятии ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Проведение данного занятия нацелено на то, чтобы показать учащимся, что грамматика, орфография не свод скучных и трудных правил или слов для запоминания, а увлекательное путешествие в мир русского языка.

Целевая аудитория: учащиеся 4 класса, 10 лет, без особенностей.

Роль и место внеурочного мероприятия в системе работы:

данное мероприятие проводится в рамках курса по выбору внеурочной деятельности «Тайны нашего словаря».

Цели мероприятия:

  1. Познакомить учащихся с разными видами словарей.
  2. Совершенствовать навыки работы с книгой-словарём, справочной литературой.

Задачи

  1. Научить  самостоятельной работе со справочной литературой.
  2. Воспитание интереса у  учащихся к справочной литературе.
  3. Обогащение речи учащихся словарными словами.

Планируемые результаты

Личностные результаты: у обучающегося будут сформированы:

•        осознание роли словаря, слова, языка и речи в жизни людей;

Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД: обучающийся научится:

•        определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

•        принимать и сохранять учебную задачу;  

•        высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

•        работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД: обучающийся научится:

•        осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

•        осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

•        использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач;

•        проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится:

•        оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

•        слушать и понимать речь других;

•        работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты: обучающийся научится:

•        подбирать максимальное количество слов с опорой на словарь;

•        оценивать уместность употребления слов в тексте;

•        объяснять написание слов, соотносить звучание и написание слова;

•        анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях;

•        использовать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

          Форма проведения: практико-ориентированная. Для успешного проведения занятия используются работа в паре, самостоятельная работа (индивидуальная и в группе) по работе со словарями, беседа, рассказ, проблемный диалог, дискуссия,  обсуждение; практическая работа с элементами игр и игровых элементов. Занятия проводятся как аудиторно (50%), так и внеаудиторно: в библиотеке, компьютерном классе.

Используемые педагогические технологии, методы, приемы:

1.        дифференцированный подход;

2.        развивающее обучение;

3.        технология обучения в сотрудничестве;

4.        коммуникативная технология;

5.       ИКТ-технологии.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Ресурсы: занятия проводит учитель начальных классов, ведущий курсы внеурочной деятельности, ассистент - библиотекарь. На занятии использованы различные виды словарей, имеющиеся в школьной библиотеке, планшеты, подключенные к сети Интернет.

Основная часть

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Учитель. Посмотрите вокруг себя. Где мы находимся, и что нас окружает? (ответы детей: в библиотеке, окружают книги). Сегодня мы с вами отправляемся в  интереснейшее путешествие. Ваша задача быть внимательными, активными и постараться сформировать свое мнение по теме нашего занятия.

Прочитайте слова, которые появляются на экране: адепт, камертон, облатка, палтус, тарпан, циркорама, штангенциркуль, фельдъегерь,

Какие из них вы употребляете в речи? Какие вам знакомы? Где вы их встречаете? (ответы детей, что не встречали, дают предполагаемые объяснения об их значении). Чтобы узнать толкование, значение и написание слов, куда надо обратиться? Чтение загадки:

1) Если непонятно слово,

Если, как писать, не знаю,

Нету выхода иного –

Эту книгу открываю.

Здесь всё чётко, всё правдиво...

Что за книга? Вот уж диво!

Нет, не диво, даже встарь

Был составлен тот... (словарь).

2. Основной материал с методами активного обучения.

Учитель. Что же такое словарь? (ответы и предположения обучающихся). Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

- Как вы понимаете это высказывание?  

- Можно ли утверждать, что названия всего, что есть в мире, вместилось в   словари? (ответы детей).

Выступления подготовленных учеников

Ученик 1: Словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Их место среди прочих книг на правом фланге. Словари – сокровищница национального языка. «Каждое слово, - писал видный языковед 19 века И.И. Срезневский, - есть представитель понятия бывшего в народе: что  было  выражено словом, то было в жизни; чего не было в жизни, для того и не было слова».

Ученик 2:  Много понятий ушло из жизни, и только по словам мы можем узнать, что когда-то существовали стрельцы и стряпчие, городовик и городовой. Словари – настоящие друзья. Чем раньше заведёте  с ними дружбу, научитесь ими пользоваться, тем шире будет ваш кругозор, основательнее ваши знания.

Учитель: Сегодня мы говорим о книгах, в которых знание алфавита имеет огромное значение. Эти книги – словари. Словари помогут вам расширить свой словарный запас, помогут писать без ошибок, разъяснят непонятные слова. Словари называют справочной литературой, и чтобы в них что – то найти, надо поискать. А вот здесь важно хорошо знать алфавит. Кто хорошо знает, тот и быстро найдет нужное слово.

Ребята, а какие словари русского языка вам известны? К каким из них мы обращаемся чаще всего? В каких случаях словари приходят вам на помощь?

Знакомство с выставкой словарей:

  • Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка;
  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка;
  • Толковый словарь русского языка в 4-х тт. под ред. Д. Н. Ушакова;
  • Орфографические словари;
  • Школьный словарь иностранных слов;
  • Справочные словари сети Интернет.
  1. Перед вами «Орфографический словарь»  («орфо» - «правильный», «графо» - «пишу»).

Чем нам может помочь этот словарь? Что мы в нем будем искать?

(как правильно пишутся слова)

Как расположены слова в словаре? (по алфавиту)

Работа со словарем. Откроем словарь и найдем алфавит, как правило, его помещают в начале книги. Это подсказка для вас.

Я знаю, что не все любят пользоваться словарем, потому что думают, что искать нужно долго. Но если знаешь секреты словаря, то можно уменьшить время поиска. Сейчас мы раскроем все секреты.

Во – первых, наверху каждой страницы словаря есть подсказка для беглого (быстрого) просмотра: это может быть слог или слово. Какое слово написано на странице 100? (ответы) Значит, на этой странице находятся слова на букву «о».

Второй секрет словаря заключается в том, что слова в нем расположены строго по алфавиту. Это значит, что сначала надо искать слово по первой букве, затем по второй и третьей.

          Работа в группах.

Задание 1. Расставьте карточки со словами в алфавитном порядке:

- рожь, кстати, оладья, лебедь, астра, кокос, одежда, идея, повар, олень, береза, шевелюра.

Задание 2. Расставьте по алфавиту слова на одну букву:

Пакет, палас, памятник, пепел, поднос.

А теперь, на букву «к».

Колбаса, княжна, кувшин, кокосовый, козявка.

Отгадайте загадки – обманки:

1.        Что стоит посреди Волги? (буква «л»)

2.        Что посреди Уфы стоит? («ф»)

3.        Что посреди Земли стоит? («м»)

4.        Что стоит между стеной и дверью? («и»)

Отгаданные буквы расположите по алфавиту. (на доске)

Задание 3: Ученик читает стихотворение С. Михалкова «Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!..

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла.

Ох!..

И суп овощной оказался не плох!

Найдите словарные слова. (овощи, картошка, петрушка, капуста, горох, морковь).

Работаем в парах со словарем по алгоритму (слова распределены между обучающимися):

  1. Толкование слова.
  2. К истокам слова.
  3. Однокоренные слова.
  4. Сочетаемость слов.
  5. Когда так говорят?
  6. Практический материал: пословицы, поговорки, стихи и прочие тексты.

Составляется словарь трудных слов по шаблону (см. Приложение 1)

Вывод: орфографический словарь не оставляет сомнений в правильности написания того или иного слова.

  1. Толковый словарь используется для того, чтобы школьник мог

выяснить значение, употребление и сочетаемость  слов, которые  встречаются  в текстах  учебников, произведениях.

          Задание 1. Найдите значения у слова «хлеб» в Толковом словаре. Знакомо ли вам такое выражение: “Не хлебом единым жив человек”? Как вы его понимаете? В каком из трёх значений употреблено здесь слово «хлеб»?

         Задание 2. Род слова «тюль» уточни в Толковом словаре.

         Задание 3. Открой словарь на букву Д. Найди и зачитай примеры многозначных слов: сколько раз они записаны в словаре?

  1. Этимологический словарь  рассматривает слова старославянского

древнерусского происхождения с целью познакомить с историческим составом слова, который отличается от современного. Использование этого словаря значительно повышает интерес школьников к языку.

          Задание 1. Найдите в словаре происхождения слова «чужой». Правда ли, что слова «чужой и чудесный» - дальние родственники? Сочините два словосочетания со словами «чужой и чудесный», чтобы показать, что в настоящее время эти слова не являются родственными.

           Задание 2. Найди слово «басня» в словаре происхождения слов. Что интересного тебе удалось узнать? (ответы детей)

  1. Орфоэпический словарь. Использование орфоэпического словаря

имеет цель ввести в систему орфоэпическую работу, проводимую на уроках русского языка. Как и все остальные словари, этот словарь постоянно задействован на уроках. Словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения слов и правильного произношения отдельных звуков.

            Задание 1. Поставь ударение: Телефон звонит. Урок начался. В магазине много тортов. Проверь по словарю.

          Учитель. Существуют определенные правила работы со словарем.

(Коллективная работа по составлению правила)

  1. Надо внимательно прочитать слово.
  2. Определить на какую букву оно начинается.
  3. Найти в оглавлении на какой странице эта буква.
  4. Найти слово в словаре (помнить, что слова располагаются по алфавиту не только по первой, но и по второй, третьей и т.д. букве).
  5. Определить какое значение подходит.
  6. Прочитать это значение и пересказать его.

Рефлексия.

          Учитель: Какие новые знания вы приобрели сегодня? Где они могут пригодиться?  Почему же словарь мы называем своим другом?

Итог урока.

Заканчивая наше занятие можно сделать выводы:

Мы обзорно познакомились с некоторыми видами словарей, но не со всеми. Узнали, как строится словарь и его страница, какова «символика» словаря (графические выделения, сокращения), составили свой алгоритм работы над трудными словами и правила работы со словарем. Основная работа со словарями проводилась в двух направлениях:

Первое - использование словаря как специального справочника.

Второе - использование словаря в качестве учебника русского языка.

Методический приём “Незаконченный тезис”:

“На этом занятии я узнал (-а), вспомнил (-а), что…”.

Заключение

Внеурочное занятие «Путешествие в мир словарей» имеет познавательно-практическую  направленность.  Учащиеся не только знакомятся с различными видами словарей, но и участвуют в  самостоятельно-поисковой и исследовательской деятельности; анализируют словарные слова,  учатся систематизировать их по заданному алгоритму. Игровые моменты (См. Приложение 2) и элементы соревнования делает мероприятие более динамичным и интересным.  

Данная методическая разработка или ее отдельные элементы могут быть использованы на уроках русского языка, родного русского языка.

Список источников

1.Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. Кн. для учащихся.-М.: Просвещение, 1991.-222 с.

          2. Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

          3. Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л:Просвещение,1990 г.

          4. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. -М.: ВАКО, 2009 г.

          5. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах.-М: Просвещение, 1991 – 112 с.- (Творческая лаборатория учителя начальных классов).

          6. Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. – М.:Просвещение,1995 г.

7. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля

8. «Толковый словарь русского языка» под ред. проф. Ушакова Д. И.

9.«Словарь русского языка»,  Ожегов С.И.

Интернет-ресурсы

1.http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Languages/Russian/7419/7424

2.http://gblor.ru/blogs/slovo-mojet-sogret-okrilit-i-spasti/101260

3.http://www.ug.ru/archive/30237

4.http://rupoem.ru/marshak/userdnej-s-kazhdym.aspx

5.http://ludmiladeshko.ru/material.phtml?subcat=41&id=231

6.http://slovarozhegova.ru/

                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                                Страничка словаря трудных слов № ____

  1. Толкование слова.

Овощи,-ей (ед.овощ,-а,м). Огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу (например, морковь, картофель, горох, капуста и т.п.). На колхозных огородах начали овощи убирать.

  1. К истокам слова. (древнерусское «овошть» — плод)
  2. Однокоренные слова. Овощ, овощной.
  3. Сочетаемость слов. Свежие, ранние, сырые, вареные, мороженые…овощи. Салат из овощей, урожай овощей.
  4. Когда так говорят? Всякому овощу свое время.
  5. Практический материал: пословицы, поговорки, стихи и прочие тексты. Не вырастишь овощей – не сваришь и щей. Мойте овощи перед едой.

                                Страничка словаря трудных слов № ____

  1. Толкование слова.

Капуста,-ы,ж. Огородное растение, овощ.

  1. К истокам слова. От латинского, «кочан» (от caput — «голова»).
  2. Однокоренные слова. Капустка, капустный, капустница(бабочка)
  3. Сочетаемость слов. Свежая, сочная, квашеная, белокочанная …капуста. Капуста с маслом. Салат из капусты.
  4. Когда так говорят? Участвовать в капустнике
  5. Практический материал: пословицы, поговорки, стихи и прочие тексты. Без капусты щи не густы. Сто одежек и все без застежек.

                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дидактический материал для занятий

  1. Игра «Угадай-ка»

Комнаты в разных учреждениях называются по – разному. Назовите, как называется комната

– в школе (класс)

– на корабле (каюта)

–в зоопарке (клетка)

– в гостинице (номер)

– в монастыре (келья)

 –  в поезде (купе)

– в самолете (салон)

– на заводе (цех)

– в больнице (палата)

– в музее, в театре (зал)

– в поликлинике (кабинет)

  1. Загадки из словаря. Найдите отгадку в словаре:

Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш)

Два братца не могут расстаться: утром в дорогу, ночью к порогу. (Сапоги)

Пьет бензин как молоко. Может бегать далеко. (Машина)

Летом наедается, зимой высыпается. (Медведь)

Чудо-птица – алый хвост, полетела в стаю звезд. (Ракета)

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (Собака)

  1. Игра «Цепочка слов».

а) выписать слова на тему «Школа» (учитель, ученик, тетрадь, пенал, карандаш);

    названия птиц или животных (сорока, ворона, воробей, собака, заяц, медведь);

    слова-названия растений (сирень, береза, пшеница, овес, малина).

б) выписать 3-5 слов с безударной гласной о или а;

в) выписать слова, отвечающие на вопрос кто? или что?;

     4. Игра   «Диктор».

Расставь ударения, произнеси правильно.

                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 3

                                  Методические приемы

« Немой словарик»

 Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.

“Телеграмма”

Методическое обеспечение приёма: учитель просит детей передать телеграмму, но поясняет, что в связи с технологическими сложностями на телеграфе придётся сократить количество слов, не изменяя смысла. Учащимся предлагается текст с фразеологизмами.

“Галерея фразеологических оборотов”

Методическое обеспечение приёма: учащиеся выполняют рисунки или коллажи, иллюстрируя известные фразеологические обороты, выставляют их в классе и предлагают друг другу угадать фразеологизм. По итогам выставки оформляется альбом фразеологизмов.

Составление орфографических словарей по определенной теме

объемом 10 – 15 слов. Тематика словарей может быть самая разнообразная: 1) космический словарь,

2) словарь моих любимых слов,

 3) словарь вежливых  слов,  

4) спортивный словарь,

5) школьный словарь,

6) словарь добрых слов,

7) игрушки

8) посуда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Методическая разработка внеурочного занятия учебно-исследовательской деятельности младших школьников»

«Исследовательское обучение»- особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения —...

Методическая разработка. Внеурочное занятие "Как Русь начиналась"

Краткий конспект занятия, направленного на воспитание толерантности и патриотизма....

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района

Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...

Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у младших школьников с задержкой психического развития.

Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у младших школьников с задержкой психического развития.      Под понятием «задержка психи...

Методическая разработка урока «Путешествие в страну «Словария»

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной ...

Методическая разработка "Дидактические игры на активизацию словаря и развитию связной речи".

Игры направленные на активизацию словаря и развитию связной речи....