Методическая разработка внеурочного занятия (социальный школьный проект) «Вклад семьи в Великую Победу »
план-конспект занятия (4 класс)

Смолка Людмила Вячеславовна

Методическая разработка

внеурочного занятия

(социальный школьный проект)

«Вклад семьи в Великую Победу »

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnyy_material-_konspekt_zanyatiya_smolka_l.v.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Строитель Яковлевского городского округа»

Белгородская область, Яковлевский городской округ, г. Строитель

Конкурсная работа

Методическая разработка

внеурочного занятия

(социальный школьный проект)

«Вклад семьи в Великую Победу »

Выполнила:

классный руководитель

4 «В» класса

МБОУ «СОШ №2 г. Строитель»

Смолка Людмила Вячеславовна

8-906-603-3851

г. Строитель 2019

Методическая разработка

внеурочного занятия

«Уроки Победы»

Смолка Людмила Вячеславовна,

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Анализируя содержание программного материала школьного курса учащихся начальных классов, можно сделать вывод о том, что  на  уроках, литературного чтения, окружающего мира и внеурочной деятельности достаточно языкового материала, для  осознания обучающимися важности Победы в Великой Отечественной войне. Нами было выбрано внеурочное мероприятие: «Вклад семьи в Великую Победу»   с целью продемонстрировать возможности форм и методов работы по формированию воспитания ценностного отношения к семье, осознания роли предков в достижении Великой Победы, воспитание  активной гражданской позиции и любви к Отечеству, основанной на исторических сведениях о предках, воевавших и трудившихся в годы ВОВ на благо нашей Родины..

Представляется, что при продуманной организации проведения занятия оно, кроме значительного познавательного интереса, способно расширить интеллектуальные горизонты, повысить уровень знаний учащихся о событиях в годы Великой Отечественной войны, повысит личностную значимость семьи в достижении Великой Победы.

Во время занятия в зависимости от типа предлагаемого задания, ребята выбирают способ взаимодействия, обеспечивается вариативность взаимодействия учителя и учащихся, осуществляются разные виды взаимодействия в системе «ученик-ученики», что позволяет каждому учащемуся быть в роли лектора, ответить на вопросы ребят, познакомить с интересными фактами о своих героях.

Учащиеся при подведении итогов занятия осознают личностную значимость вклада каждой семьи в Великую Победу, значимость и важность Победы 1945 года для каждого из нас и для страны в целом, что позволяет воспитывать патриотов нашей Родины с активной гражданской позицией: «Мы помним! Мы гордимся!»

Занятие разработано в соответствии с ФГОС НОО для проведения в любом классе , с учетом возрастных особенностей обучающихся. Данные приёмы и методы методической работы можно использовать во всех классах общеобразовательной школы независимо от используемого УМК. Данное занятие было проведено в 4 классе.

Тема занятия: «Вклад семьи в Великую Победу»

Цель занятия: создать условия для воспитания ценностного отношения к семье, осознания роли предков в достижении Великой Победы.

 Задачи  занятия: организовать деятельность по воспитанию  активной гражданской позиции и любви к Отечеству, основанной на исторических сведениях о предках, воевавших и трудившихся в годы ВОВ на благо нашей Родины.

Задачи метапредметные:- создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать, сравнивать, делать выводы изучая  познавательный материал.

- помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость исторического учебного материала, актуализировать личностный смысл по изучению Великой Победы в 1945 году;

- содействовать развитию умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

 - воспитание  чувств эмпатии: сорадования, отзывчивости, сопереживания чувствам других людей; воспитание внимательного отношения к окружающим людям;  формирование установки «Мы помним! Мы гордимся!» с осознаним подвигов семьи каждого ученика;

Межпредметные связи:  история, литературное чтение, русский язык, окружающий мир

Оснащение урока:  презентация PowerPoint.

Данный сценарий занятия универсален, может быть использован многократно при изменении содержания, в зависимости материала о семьях учеников, воевавших и трудящихся в годы ВОВ

Сценарий занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические пояснения

  1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3-5 мин)

Добрый день, ребята. Вы можете мне ответить, какое событие для ваших предгов и вашей семьи было наиболее значимым в XX  веке??

Какое событие значимо для всех семей в нашей стране? Обоснуйте свой ответ?

Возможные варианты ответов:

Победа в Великой Отечественной войне значимое событие для каждой семьи в нашей стране.

Формулировка темы занятия: «Вклад семьи в Великую Победу»

Создается комфортная психологическая атмосфера на занятии, создаются условия для формирования доброжелательного отношения собеседнику. Подготовка к определению целей занятия..

  1. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ ЗАНЯТИЯ.  ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ(3-5 мин)

Давайте определим цели нашего занятия

Так как тема нашего занятия «Вклад семьи в Великую Победу», значит мы должны познакомиться с историей воинов и тружеников тыла – предков наших одноклассников.

Во время ответов учащиеся под руководством учителя определяют цели занятия, им предстоит знакомство с архивными семейными материалами одноклассников (познавательные УУД)

Сегодня свое знакомство мы начнем с моей  семьи, исконными жителями Белгородской области. Начнет знакомить Вас Смолка Дарья

История моей семьи – это история самых обычных людей, исконных жителей Белгородской области, участников и свидетелей исторических событий  нашей Родины. В этом году исполнилась моя мечта, я побывала в столице нашей Родины – Москве. Особое впечатление на меня произвело посещение Могилы Неизвестного Солдата. Этот мемориал имеет отношение и к нашей семье. Трое из четверых моих прадедов не вернулись с войны. Мы чтим память о них и преклоняемся перед мужеством воинов и тружеников тыла.

Приложение 1

В роли выступающих будут учащиеся, которые подготовили материалы о своих предках.

III  ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ (20-25 мин)

Давайте остановимся на семейном древе нашей семьи, чтобы Вы лучше имели представление о родственных связях.

Приложение 2

Боевые пути прадедов Вязовиченко Михаила Александровича и Пацекина Федора Ивановича

Повествование о моем прадеде Трунове Борисе Митрофановиче и его семье

Предки папы и мамы жили у берегов реки Пены с далеких времен в с. Венгеровка и с. Вышние Пены,  Ракитянского района,  Белгородской области. По линии дедушки Славы в с. Венгеровка соединились две семьи: Вязовиченко и Пацекины… По линии папы и бабушки Тамары наши предки проживали в с. Вышние Пены… В 1914 году дед Борис в возрасте 21 года был призван на фронт и воевал в Первой Мировой войне, в 1918 году вернулся домой, в стране произошла революция, привычный уклад жизни перестал существовать. …Так наша семья встретила Великую Отечественную войну.  В 1942 году, в возрасте 49 лет, дедушка Борис был амнистирован и призван сразу из лагеря 16.08.1942г. на службу в 434 армейский ветеринарный лазарет 40 армии 2 Украинского фронта. И погнал фашистов дед Борис до самой Праги. После победы в Курской битве при освобождении Белгорода путь армии пролегал через родное село, так дедушка на 1 день побывал дома. Дедушка Борис был награжден медалью «За боевые заслуги». Вот как описывается его подвиг в архиве Министерства обороны: «…Тов. Трунов в Красной Армии с 16 августа 1942 года. За период работы тов. Трунов проявил себя, как преданного Советской Родине патриота. Любое задание командования части им выполнялось точно, аккуратно и с любовью.

    Тов. Трунов по уходу за больными и ранеными лошадьми всегда показывал образцы работы… За свое пребывание им таким образом обслужено 129 голов больных и раненых лошадей, причем в его группу всегда давались самые тяжело больные лошади.

     Кроме своей непосредственной работы по уходу за больными и ранеными лошадьми тов. Трунов как плотник привлекался на работы по ремонту повозок, оборудованию конюшен, поделок необходимого хозинвентаря и на этих работах тов. Трунов показывал образцы работы…   Тов. Трунов своим честным трудом служил примером для других, имеет ряд благодарностей.

    За свою самоотверженную работу тов. Трунов достоин награждения правительственной наградой «Орденом Красной звезды» 19.09.1944г.»

   Как нам известно, в конце войны дед Борис был еще сапером, получил ранение шрапнелью в плечо при налаживании переправы через реку в Праге.            В 1945 году дедушка Борис вернулся с фронта…

Выполняется погружение в исторический материал семьи Выявляются родственные заимосвязи. Задание позволяет достичь понимания собственной принадлежности к семейному древу.

У каждого солдата свой боевой путь. Происходит погружение в сведения о Сталинградской битве и освобождении Польши. Происходит анализ воспринимаемого материала на примере предков семьи Смолка Людмилы Вячеславовны.(Метапредметные УУД)

При восприятии данного этапа боевого пути речь заходит о Курской битве. У учащихся сформированы понятия значимости данного сражения. Мы свято чтим память и изучаем Прохоровское сражение, посещаем Третье ратное поле России.

Приложение 3

Боевой путь прадеда Овчинникова Петра Андреевича

В 1957 году в наш колхоз «Рассвет» из Липецкой области с. Дубового,  по распределению приехала молодой дипломированный специалист – зоотехник, Овчинникова Валентина Петровна, будущая жена моего прадеда Гриши. На родине, в с. Дубовом у бабушки Вали была мама – Акулина, 5 сестер и брат. Отец – Овчинников Петр Андреевич 1903 г.р. погиб на войне. Благодаря архивам Министерства обороны, удалось выяснить, что он убит 08.08.1942г. в с. Ям – Ижора, на 1 линии обороны Ленинграда. Так погиб мой третий прапрадед.

При восприятии данного этапа боевого пути речь заходит об обороне Ленинграда, блокаде и освобождении города.

IV ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ И РЕФЛЕКСИИ (5-7 мин)

Ребята, сегодня Вы познакомились с историей моей семьи. Мы обязаны чтить и помнить подвиг нашего народа в Великой Победе 1941-1945 года!

... Я к тебе на майские приеду,
молча сяду на скамейку и шепну:
"Здравствуй, дед... Спасибо за Победу.
... за меня, ... за нас, ... за тишину."

 Все поколения нашей семьи жили и трудились, прославляли трудом и подвигами себя, семью, село, Белгородчину и Россию! Мы живем в самой Великой стране! В наших жилах течет кровь вольных трудолюбивых людей, гордящихся своей Отчизной! Никогда нам не быть порабощенным народом! В нас течет кровь победителей и созидателей, восстановивших нашу Великую страну из руин!

Происходит осознание значимости Великой Победы в жизни каждого из нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Методическая разработка внеурочного занятия учебно-исследовательской деятельности младших школьников»

«Исследовательское обучение»- особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения —...

Методическая разработка. Внеурочное занятие "Как Русь начиналась"

Краткий конспект занятия, направленного на воспитание толерантности и патриотизма....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ КРУЖОК «БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА»

Методическая разработка внеурочного занятия кружка  "Бумажная пластика". 2 класс.Тема занятия" Модульное оригами. Проект «На пруду» ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ГЕОМЕТРИЯ»

В занимательной форме дети повторяют геометрические фигуры, их свойства. Работая в парах и группах, учащиеся решают различные нестандартные геометрические задачи....

Методическая разработка факультативного занятия по гражданскому образованию "Мир семьи" 2 класс

Тема: Мир семьиЗадачи: Актуализировать знания учащихся о значении семьи в жизни человека. Раскрыть роль матери и отца в семье. Воспитывать уважение к родителям....

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района

Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...

Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией на тему "Великой Победе - 75 лет. Повторение изученного в 3 классе"

        Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией на тему "Великой Победе - 75 лет. Повторение изученного в 3 классе" является уроком обобщени...