Программа внеурочной деятельности "Бумажная филигрань.Квиллинг"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Астрихинская Людмила Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.pr_._kruzhka_kvilling.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования «Бичурский район» Республики Бурятия

МОУ  Мало – Куналейская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и одобрена на МО учителей начальных классов                          

Протокол №                          

Дата «  »___________         г.

Руководитель МО _________

Одобрена и рекомендована научно-методическом совете МОУ Мало-Куналейской СОШ          

Протокол №

Дата «  »___________

Зам.директора по УВР_____

Утверждена

Приказ №

от

Директор школы_________

Программа

«Бумажная филигрань.Квиллинг»

Составила: Л.И.Астрихинская

                                                                       Учитель начальных классов                  

 Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Даже первобытные люди украшали культовые и бытовые предметы. Возникали и развивались художественные ремёсла. Материалом для изделий служили как природные материалы (камень, глина, дерево, кость, самородные металлы), так и изобретённые человеком для своих практических нужд (сплавы металлов, текстиль, бумага и др.)   Одна из необычных техник бумажного творчества – это филигранное искусство бумагокручения.  

Немного  истории

     Одно из важнейших открытий – изобретение бумаги – произошло в Китае. Древнейшие археологические находки бумаги относятся ко II в. до н.э. в Европе бумага стала распространяться в конце Средневековья. Монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага – недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров.

     Существуют различные ремёсла, использующие бумагу. Квиллинг – бумагокручение, или бумажная филигрань, искусство украшения витиеватыми кружками и завитками предметов интерьера и одежды насчитывает приблизительно 500 лет. Видимо, первоначально бумажная филигрань была имитацией и одновременно альтернативой традиционной филиграни из золотой и серебряной проволоки и украшала предметы  религиозного характера. Затем это тонкое искусство вошло в светскую жизнь.  Повсеместное распространение бумаги и её удешевление привело к росту декоративных ремёсел, особенно в Англии. Женщины из высшего общества и среднего класса стали прекрасными мастерицами бумажной филиграни. В журналах стали публиковаться описания техники и модели квиллинга. Из Англии он распространился в американские колонии. В музеях Англии и США бережно хранятся образцы этого искусства.  В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. К началу  ХХI  века бумажная филигрань стала полноценным искусством  и произведения, выполненные в этой технике, украшают галереи Европы и США. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлеклась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Его изучение на основе историко-культурных традиций имеет глубокий социальный смысл, являясь средством нравственного, эстетического и патриотического воспитания детей.

Цель программы : формирование художественно-творческих способностей, развитие эстетических чувств и представлений , образного мышления и воображения.

Задачи :

1) познакомить с основными приёмами техники квиллинга;

2) развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение, мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсорику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников;                                       3) воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.

Подготовка к работе

Технология выполнения квиллинга очень простая. Узкие полоски бумаги сначала закручивают вокруг иглообразного инструмента (шила или тонкой спицы). Некогда для этой цели использовались даже птичьи перья. Затем закрученным на острие катушкам придаётся пальцами нужная форма. Подготовленные детали монтируются в композицию. Для удобства рукодельниц в странах . где распространена бумажная филигрань, продаются уже готовые к моделированию бумажные полоски разной ширины и длины или в виде толстой катушки серпантина и специальные инструменты для закручивания полосок. Занятия  квиллингом не требуют особых приспособлений и оборудованного рабочего места. А также позволяют организовать досуг учащихся интересно, с пользой для себя и окружающих. В нашей стране бумажная филигрань находит всё больше последователей.

Нарежьте листы цветной бумаги формата  А4 на длинные полоскишириной  4 мм. Заготовьте некоторое количество полосок шириной 10 мм. Разлинуйте листы бумаги с помощью линейки. Нарежьте острыми ножницами. Бумажные полоски рассортируйте по цветам. Не смешивайте полоски по цвету и ширине. Большое значение имеет оформление работы. Поэтому соберите полезные аксессуары – деревянные и карточные рамки, картонные паспорту, соломенные подложки и прочие заготовки из природного материала. Бумажная филигринь – кропотливая работа, требующая внимания и напряжения глаз. Поэтому рабочее место должно быть хорошо освещено. Продолжительность работы не должна превышать более 1 часа с обязательным перерывом на 10 – 15 минут.                                                                                

В итоге реализации разработанной программы планируется прийти к следующим результатам:

- технологические продукты – изделия, изготовленные детьми ;

- выпуск буклета с фотографиями лучших работ, авторов этих работ;

-  презентация  кружка «Бумажная филигрань»;

- участие в выставках,конкурсах  декоративно-прикладного творчества ;

- оформление интерьера классной комнаты;

- размещение информации о работе кружка «Бумажная филигрань» на сайте  с. Бичура.

Перечень знаний и умений

1 год обучения

Учащиеся должны знать:

  1. что такое квиллинг;  
  2. историю возникновения квиллинга;
  3. основные приёмы работы ;
  4. названия , назначение, правила пользования инструментами для нарезки и скручивания бумаги;
  5. правила техники безопасности.      

Учащиеся должны уметь:

  1. соблюдать правила техники безопасности.
  2. уметь правильно организовывать рабочее место для работы.
  3. красиво, самостоятельно, выразительно, эстетически грамотно оформлять композицию.

Учебно-тематический план

№п\п

Тема

Количество часов

1 класс

1.

Вводное занятие

2

Из истории квиллинга.

Техника безопасности

2.

Инструменты и приспособления. Организация рабочего места.

Выполнение плотной катушки.

2

3.

Выполнение ажурного элемента.

1

4.

Закручивание надрезанных полосок.

1

5.

Длинная спираль.

1

6.

Вырезание листьев из бумаги.

1

7.

Выпуклая полоска.

1

8.

Панно «Зелёный виноград»

3

9.

Панно «Сиреневые цветы»

3

10.

Панно «Веточка облепихи»

3

11.

Открытка «Тюльпаны»

2

12.

Панно «Крыжовник»

3

13.

Панно «Подснежники»

3

14.

Панно «Пасхальный заяц»

3

15.

Открытка пасхальная «Цыплёнок»

2

16.

Рождественский ангел

3

17.

Открытка «Серебряные колокольчики»

2

18.

Новогодняя открытка «Свеча»

3

19.

Панно «Маргаритки»

2

20.

Мотивы Гжели.

2

21.

Панно «Рябина»

2

22.

Мотивы Хохломы.

2

23.

Панно «Цикламены»

2

24.

Панно «Бабочка и улитка»

2

25.

Панно «Птичка в цветущих ветках»

2

26.

Панно «Ирис»

2

27.

Панно «Анютины глазки»

2

28.

Панно «Ноготки»

2

29.

Панно «Хризантемы»

2

30.

Участие в выставках

2

31

Проведение праздников, экскурсий.

3

Итого                                                                   66 часов

 Общий обзор кружка

«Бумажная филигрань»

1 год обучения

  1. Вводное занятие . Входная диагностика.

Выявление творческих способностей. Изучение свойств личности.  Создание комфортных условий для обучения и воспитания. Создание творческих микрогрупп в коллективе.

  1. Из истории квиллинга. Изобретение бумаги в Китае. Распространение бумаги в разные страны. Мастерицы бумажной филиграни.
  2. Техника безопасности и охраны труда. Инструктаж по технике безопасности .
  3. Инструменты и приспособления. Применяемые инструменты и приспособления, их характеристика, назначение. Организация рабочего места, расположение и хранение.
  4. Разные виды бумаги. Применяемые виды бумаги и материалы для бумажного творчества.
  5. Паспарту к стандартнойфоторамке размером 18 х 24 см
  6. Плотная  катушка.
  7. Ажурный элемент. Элементы, наиболее часто используемые в работе. Окончательное оформление изделия.
  8. Длинная спираль.
  9.  Выпуклая полоска. Закручивание надрезанных полосок.
  10.  Вырезание листьев из бумаги.  Листья из бумажных полосок.
  11.  Панно. Что такое панно?  Виды панно. Основы композиции. Цветовой круг.  Сборка деталей.
  12. Экскурсия в краеведческий музей им. Широких-Полянских в с. Бичура. Праздники.

Учебно-методические материалы и технологическое оснащение

Библиография

  1. Баталова С.Р. Частная методика обучения декоративно-прикладному творчеству и ремеслам – Улан-Удэ, 2009
  2. Быстрицкая А.И. «Бумажная филигрань», -М.:Айриспресс, 2007.
  3. Сотникова С.Р. «Творческое развитие дошкольника». – Улан-Удэ, 2006
  4. Поляков С.Д. «Технология воспитания». – М, 2008
  5. «Трудовое обучение в специальных школах». Новые учебные программы.
  6. Шпикалова Т. Возвращение к школьникам. Народное искусство и детское творчество. - М, 2000

Дополнительная литература

  1. Демина Т. Золотая книга для девочек – М, 2005
  2. Ерзенкова Н. Свой дом украшу я сама – М, 1997
  3. Журналы «Мальчишки - девчонки» Энциклопедия ремесел – М, 2008 -2009

  1. Журналы «Чудесные мгновения.» - М, 2008, 2009
  2. Кашкарова Е. Руководство по рукоделию – М, 2002
  3. Максимова М, Кузьмина Н. «Квиллинг» – М, 2005
  4. Наука и практика воспитания и дополнительного образования. Научно-методический журнал – М, 2010 №1,3
  5. Энциклопедия «Подарки» - М, 2005

Материальное обеспечение

  1. Наглядные пособия:
  • демонстрационные карты, иллюстрации, таблицы, литература по бумагокручению (книги, журналы).
  • фотографии, схемы, технологические карты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...