Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации ФГОС
статья

Грузинский педагог Ш.А. Амонашвили писал: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах». Суть гуманистического принципа в том, чтобы «расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его добровольным помощником в своём же воспитании» (Ш.А. Амонашвили). В текущих реалиях реализация воспитательной функции невозможна без использования современных образовательных технологий (СОТ) и методик. Использование в своей работе современных образовательных технологий играет огромную роль в учебном процессе, повышая его эффективность и улучшая качество знаний учащихся, увеличивается познавательная мотивация к учёбе, облегчается овладение сложным материалом, формирует у них  навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
                               В.Г. Белинский

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

В центре системы находятся духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание, нацеленные на формирование основных качеств личности.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника (модель ученика) начальной школы:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Классный руководитель – это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. В современных условиях он также становится исследователем диагностом, аналитиком, хорошо владеющим не только вопросами педагогики, но и психологии, философии, статистики, информатики и компьютеризации. Именно классному руководителю отведена ключевая роль в решении задач воспитания.

Классный руководитель должен постоянно повышать педагогическое мастерство.

Грузинский педагог Ш.А. Амонашвили писал: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах». Суть гуманистического принципа в том, чтобы «расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его добровольным помощником в своём же воспитании» (Ш.А. Амонашвили).

Принципы:

  • Уважения личности ребенка, учителя, родителя;
  • Ориентации всего процесса на потребности ребенка, семьи, общества;
  • Ориентации в выборе содержания, форм и методов воспитания на традициях школы;
  • Личностного ориентированного подхода в воспитании.

Духовно-нравственные ценности, любовь к Родине, патриотизм начинаются с любви к близкому, к дому, к школе.

Воспитательный процесс направлен на:

  • организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся;
  • общение со сверстниками и взрослыми из окружающего социума;
  • формирование общественно необходимых и личностно значимых качеств личности;
  • формирование правильного отношения к окружающему миру, природе, людям, науке, культуре, здоровому образу жизни.

Объектом, субъектом, предметом воздействия и результатом деятельности образовательного учреждения является личность выпускника начальной школы, формирующаяся и развивающаяся в условиях школьного и внешкольного пространства, испытывающих постоянное воздействие макросоциума.

Цель: становление личности учащегося в системе ценностных установок социума класса и школы через социализацию и развитие индивидуальных способностей ребёнка.

Задачи:

  • Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся.
  • Создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития и самореализации.
  • Воспитание толерантного отношения к людям разных конфессий, национальностей, возрастов, к самому себе.
  • Содействовать развитию желания учащихся, вносить свой вклад в общее дело, традиции школы.
  • Создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника.

Принципы, на которых строится воспитательная работа:

1. Принцип открытости.
2. Принцип привлекательности будущего дела.
3. Принцип деятельности.
4. Принцип обратной связи.
5. Принцип сотворчества.
6. Принцип успешности.

Ожидаемые результаты воспитательной работы:

  • Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника;
  • Овладение навыками нового вида деятельности – учения;
  • Изменение самого ученика, его развитие как результат учебной деятельности;
  • Формирование базовых учебных способностей;
  • Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
  • Построение модели ученика начальных классов;
  • Взаимосвязь участников воспитательной системы

Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса.

Работа    с семьей является важным компонентом учебно-воспитательного процесса школы. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для его индивидуальности в общем доме «школа-семья». Работа, направленная на развитие личности младших школьников, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.

В текущих реалиях реализация воспитательной функции невозможна без использования современных образовательных технологий (СОТ) и методик.

Классные руководители успешно используют следующие технологии:

  • технология проектного метода;
  • личностно-ориентированная технология;
  • технология здоровьесберегающая;
  • технология игры;
  • технология КТД;
  • технология создания ситуации успеха;
  • арт-технология;
  • информационно-коммуникационные технологии

Личностно-ориентированный подход. Основным принципом разработки личностно-ориентированного подхода является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. У каждого ребенка есть свои интересы и потребности, характерологические особенности к тому или иному виду деятельности. У младших школьников (1-2 классы) обязательно необходимо учитывать возрастные особенности. В силу возраста у детей ярко выражена подражательность, ограниченность жизненного опыта, недостаточно развита самостоятельность, неумение критически осмыслить свое поведение. В процессе воспитания детей необходимо беречь детскую индивидуальность, принимать ребенка таким, как он есть, воспитывая и уча, создавать ему зону ближайшего развития. Данная технология направлена на стимулирование развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности.

Еще В.А.Сухомлинский говорил о том, что нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Человеческая личность – это обязательно гармония мыслей и поступков. Поэтому основой работы по воспитанию и развитию школьника мы считаем индивидуальную работу с каждым учеником.

Арт-технология. Воспитание и развитие личности при помощи средств искусства. Творческая деятельность, на которой базируется арт-технология, обеспечивает повышение интереса обучающихся к учебе, обеспечивает ее успешность, пробуждает стремление понять себя и окружающих, помогает детям осознать собственные эмоциональные состояния. Применение арт-технологии в начальной школе является наиболее эффективным, т.к. в младшем школьном возрасте тяга к спонтанной художественной творческой деятельности сильнее, чем в подростковом. Арт-терапия обладает большими коррекционными возможностями. Арт-технология позволяет вовлечь в работу детей с разным уровнем способностей и возможностей, позволяет каждому ребенку работать на его собственном уровне. Арт-технология применяется для развития навыков общения, повышения самооценки и самоуверенности, для развития командного поведения, сплочения ученического коллектива.  Следует отметить следующие приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная, танцевальная изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж, куклотерапия.

Технология проектного метода. Актуальность этой технологии в наше время очевидна. Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Результатом использования проектного метода в воспитательном процессе будут социально значимые проекты. Именно через метод проектов у младших школьников можно формировать социальные компетенции, социальную активность. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность. Примеры социальных проектов: акция «Искры добра», «Подари книгу библиотеке», «Каждой пичужке по кормушке», «Город мастеров», «Школа добрых дел». Естественно, ученику 1-2 класса недоступно исполнение проекта в классическом понимании, это будут элементы проектной деятельности, но это будет «его» проект.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Здоровьесберегающие технологии. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей заметно уменьшается. Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является младший школьный возраст. Значит, учителю необходимо организовать такую деятельность, которая бы помогла ученику сохранить здоровье. Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Цель применения здоровьесберегающих технологий - сформировать у учащихся необходимые знания, умения, навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии могут применяться следующим образом: цикл бесед с родителями «Разговор о правильном питании», «Режим дня школьника»; цикл бесед и дискуссий с обучающимися «Режим дня», «Берегите зрение», «Здоровое питание – хорошее настроение», «Лук от семи недуг». Для сохранения здоровья детей обязательно регулярное проведение физкультминуток, зарядки для глаз, пальчиковой гимнастики. Во внеклассной работе необходимо проведение спортивных мероприятий, желательно семейного плана. При этом необходимо не забывать о принципе триединого представления о здоровье: единство трех начал – физическое, психическое и духовно-нравственное.

Игровые технологии. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий» (В.А.Сухомлинский). Игра занимает особое место в жизни и деятельности детей. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность. Одним из эффективных средств развития интереса является использование дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у обучающихся эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровые технологии помогают активизации деятельности, воспитанию познавательных процессов.

Игровые технологии обладают большими воспитательными возможностями. При применении игр необходимо учитывать, что на каждом возрастном этапе игра имеет свои особенности. Игра на занятии – активная форма воспитательского занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового занятия – специфическое, эмоциональное отношение к действительности.

Технология коллективной деятельности (КТД). Данная методика разработана и внедрена доктором педагогических наук, академиком, профессором И.П. Ивановым («Педагогика общей заботы», «Методика коллективных творческих дел»). Это организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. По направлениям деятельности можно выделить познавательные дела (турнир знатоков, вечер загадок, вечер-путешествие, вечер веселых задач), трудовые дела (подарки далеким друзьям, сюрприз, трудовой десант), художественные дела (эстафета любимых занятий, конкурсы, литературно-художественный вечер, кукольный театр), спортивные дела (космонавты и метеоры, веселые спартакиады), общественные дела («День знаний», «Новый год», «8 марта», «День победы»). Основные задачи применения данного метода – формирование и развитие сплоченного коллектива, обучение правилам и формам коллективной работы, реализация коммуникационных потребностей детей, при этом с учетом развития личности каждого ребенка, его способностей и индивидуальности.

Технология создания ситуации успеха. Сегодняшнее образование предполагает поворот школы к ребенку; принятие его личностных особенностей, интересов; уважение его достоинств; доверие к нему; понимание социально-педагогической ситуации его развития; создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей и дарований; оказание комплексной психолого-педагогической помощи и защиты в процессе его развития. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации. Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.

Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка - это единственный источник его внутренних сил и энергии. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Обязательно использовать такие фразы «Тебе это особенно удалось», «В твоей работе мне особенно понравилось». Можно использовать следующие приемы создания ситуации успеха: эмоциональное поглаживание, холодный душ, умышленная ошибка, эскалатор, шанс, взлет, следуй за нами.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Цель применения ИКТ – повышение качества образовательного процесса. Внеурочная деятельность сегодня не представляется без применения проктора, цифрового фотоаппарата и камеры. Применение ИКТ в воспитательной работе повышает интерес, стимулирует познавательную и творческую активность, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. ИКТ в современной школе применяются на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности.

Еще великий педагог К.Д.Ушинский писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Занятия, мероприятия, включающие слайды презентаций, электронные данные энциклопедий, художественных изданий вызывают у детей наибольший эмоциональный отклик. Самый распространенный вид ИКТ – технологий, которые используются на занятиях - мультимедийные презентации.

Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

Использование в своей работе современных образовательных технологий играет огромную роль в учебном процессе, повышая его эффективность и улучшая качество знаний учащихся, увеличивается познавательная мотивация к учёбе, облегчается овладение сложным материалом, формирует у них  навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе.

Применение СОТ в начальных классах помогает создать особое пространство, обеспечивающее деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной парадигме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно - ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчёркнуто, что «развити...

работа классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Воспитание- важнейший компонент образования в интересах человека, общества, государства. Цели деятельности классного руководителя, цель моей работы как классного руководителя. Функции и содержание мое...

Каким должен быть классный руководитель в условиях реализации ФГОС

Статья даёт ответ на вопросы:каким должен быть классный руководитель, каково его роль в современном воспитательном процессе?...

Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут....

Доклад :«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»

«Современные  образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»...

Современные педагогические технологии в деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей....

"Современные педагогические технологии в деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС"

Данный материал поможет вспомнить и систематизировать основные моменты, таких воспитательных технологий как  технология здоровьесберегающая, технология развития критического мышления и другие....