Педагогический совет «Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы»
методическая разработка

Кульчукова Людмила Валентиновна

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания.  Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Данный материал раскрывает опыт работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Кульчукова Л.В.,

                                 учитель начальных классов МБОУ СОШ №5

Гиагинского района Республики Адыгея

«Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы»

Слайд 1 (2)

   Мой педагогический стаж -30 лет. Я работаю учителем начальных классов в МБОУ СОШ №5 с 1987 года. Наша школа расположена на территории муниципального образования «Айрюмовское сельское поселение». В школе обучаются 112 учащихся, проживающих в 4 населенных пунктах: хутора  Прогресс и Садовый, село Образцовое и разъезд Назаровский. Педагогическим коллективом школы создаются все условия для реализации обучающимися творческих способностей, учитываются и их индивидуальные возможности. На базе учебного заведения работают спортивные секции, кружки различной направленности.

Слайд 2(3)  Я являюсь руководителем школьного методического объединения классных руководителей.  Воспитательная тема школы «Воспитание гармонически развитой личности, готовой к самореализации и к самоопределению». Для реализации этих принципов необходима твёрдая позиция гражданина. Это и  определило выбор темы моего выступления: «Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы» Слайд 3(3)

       Слайд 4 (1, 2-4) Свое выступление я хотела бы продолжить   словами  В.А. Сухомлинского «Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма».

Родина. Её образ формируется из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к Родине. А искусство любить постигается, воспитывается всю жизнь.

         Полноводная река берёт начало с маленького ручейка. Мы об этом забываем. Нам понятнее её мощное течение, а питающие её ручейки некогда разглядеть. Но они и составляют полноводную реку. Так и любовь к Родине, патриотизм, питают ручьи различных чувств и сливаясь образуют глубокое гражданское чувство.

Слайд 5 (8) Следовательно, реку с названием «Патриотическое воспитание» питают ручьи:

-любовь к родителям и родному дому;

-любовь к природе, её охрана и изучение;

-любовь к родному краю, его изучение;

-знакомство с национальной культурой;

-воспитание чувства национальной гордости;

-изучение государственной символики;

-военно – патриотическое воспитание.

Слайд 6 (5) Школа – это дом,  где формируется и проектируется
будущая личность, обладающая качествами гражданина и патриота своей страны

Слайд 7 (4) Система воспитательной деятельности строится по  6 направлениям, которые позволяют наиболее полно охватить все сферы воспитательного процесса  и осуществлять всестороннее развитие личности обучающихся.

Слайд 8 (3) Применение разнообразных методов и форм по каждому направлению является одним из путей активизации и интенсификации воспитания.

 Слайд 9 (3)  В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель воспитательного процесса в образовательных учреждениях нашего государства – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской федерации».

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

   Слайд 10 (3) Природа,  родители,  родственники,  Родина,  народ  –    не  случайно  однокоренные  слова.  Это  своеобразное  пространство  патриотизма,  в  основе  которого  лежат  чувства  Родины,  родства,  солидарности,  любви,    которая  обусловлена  на  уровне  инстинктов.  Оно  необходимо,  ибо  сам    человек  не   выбирает  родителей,  детей,   Родину,  место   своего  рождения.

 Слайд 11 (9) Патриотизм     и   гражданственность      формируются      в   процессе     обучения,  социализации и воспитания школьников.  

   Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны – одна из трудных, но приоритетных задач современной школы.  

Патриотическое воспитание школьников в нашей школе — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Слайд 12 (5) Педагогическим коллективом школы были выдвинуты следующие задачи:

  • утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному   историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
  • формирование ведущих интегративных качеств личности;
  • воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;
  • воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

Слайд 13 (5) В своей работе мы используем различные принципы для реализации целей и задач:

Принцип гуманистической направленности и целеустремленности воспитательного  процесса. Означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного  развития  личности,  воспитание  гражданственности,  трудолюбия,  уважения  к  правам  и  свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.  

 Принцип  коллективной  деятельности.    В  правильно  организованной  коллективной  деятельности  формируется  чувство  ответственности  за  порученное  дело,  его  результат;  проявляются лидерские качества, умение сотрудничать с другими.  

 Принцип      разумной     требовательности.       Основывается     на   развитии    правового  самосознания, правовой культуры всех участников образовательного процесса. Можно все,  что  не  противоречит  закону,  правилам  школьного  распорядка,  не  вредит  здоровью,  не  унижает достоинство других.

Принцип  стимулирования  самовоспитания.  Каждый  школьник  должен  знать  себя,  научиться    критически    рассматривать     свои  поступки,    воспитывать    в   себе  чувство  ответственности. Задача педагогов – создать такие условия, в которых ребенок приобретет  опыт планирования и рефлексии своей деятельности.

         

Слайд 14 (5)   Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ»:

  • Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  • Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
  • Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
  • Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  • Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
  • Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

   Слайд 15 (1)  Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия:

  •  - в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
  • - функционирует система дополнительного образования;
  • - разработана система традиционных общешкольных мероприятий  и творческих проектов;
  • - развивается музейная работа;
  • - развивается школьное ученическое самоуправление;
  • - используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

Слайд 16 (5) В МБОУ СОШ № 5 накоплен определенно положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся.

Работа ведется по следующим направлениям:

                      «Я и семья» 

-          День пожилого человека

-          Спортивные соревнования с участием пап «Богатырские потехи!»

-          Выставка фотографий в классе «Мой папа – солдат!»

-          Международный день семьи (спортивные семейные соревнования)

-          Участие в проекте «Моя родословная»

-          Тематические беседы и классные часы

«Я и мой поселок» 

-          Участие в реализации  программ по чистоте и озеленению поселка

-          Участие в мероприятиях, посвященных Дню станицы, района

-          Классные часы «Тебя мы славим, край родной!»

-          Фотовыставка "Любимый уголок Отчизны»

-          Экскурсии, походы

-          Участие в проектах «Мой поселок», «Моя улица», «Мои земляки»

Слайд 17 (4)   «Я и моё Отечество» 

-          Уроки мужества

-          Конкурс рисунков «Служу России»

-          Конкурс «А ну-ка, парни»

-          Есть такая профессия – Родину защищать». Встречи с ветеранами ВОВ, участниками боевых действий, военнослужащими

-         Празднование дней воинской Славы России (беседы, классные часы, просмотр презентаций, проведение викторин)

«Я  гражданин России» 

-          Урок гражданственности и патриотизма

-          День солидарности в борьбе с терроризмом

-          Классные часы «Символы России», «Основной закон государства»

-          Всемирный день гражданской обороны

-          Проведение акций: «Как живешь, ветеран», «День пожилого человека»,

           «Школьники - ветеранам», «День защитника Отечества», операции «Долг»

-          Организация бесед, круглого стола по нравственно-правовым проблемам.

Учащиеся овладеют знаниями истории России, знакомятся с традициями и обычаями русского народа и народов, которые проживают на территории России, современно-экономической, социально-политической культурной жизнью общества. Ребята в полной мере учатся овладевать знаниями конституции, символики России, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы и семьи.

Слайд 19 (1) Патриотическое воспитание учащихся ведется в тесном контакте с работой школьного музея; в нем  имеется 788 основных экспонатов; 120 вспомогательных экспонатов; 7 стендов. Работа с учащимися ведется по следующим направлениям: Адыгейская культура, русская культура и быт,    летопись школьной жизни, военно – патриотическое   воспитание.

Слайд 20 (4), Слайд 21 (5), Слайд 22 (4), Слайд 23 (4), Слайд 24 (4), Слайд 25 (4), Слайд 26 (3), Слайд 27 (5), Слайд 28 (5), Слайд 29 (3), Слайд 30 (6), Слайд 31 (4), Слайд 32(4),

   

Будущее любой страны, любой нации – это подрастающее поколение. В зависимости от того, как воспитывать детей, как готовить их к взрослой жизни, зависит судьба государства и всех в нем живущих.

     Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

Слайд 33 (1) Всем присутствующим коллегам хочу пожелать добра, успехов на профессиональном поприще, творческих успехов вам и вашим ученикам, крепкого здоровья, оптимизма, мира и согласия.

Жизнь – это шанс, не упусти его.

Жизнь – это красота, удивляйся ей.

Жизнь – это мечта, осуществи её.

Жизнь – это долг, исполни его.

Жизнь – это тайна, разгадай ее.

Жизнь – это трагедия, выдержи ее.

Жизнь – это приключение, решись на него.

Жизнь – это Жизнь, спаси ее.

Жизнь – это счастье – сотвори его сам.

Жить стоит. Не уничтожь свою жизнь.

Слайд 34 (2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...

Гражданско-патриотическое воспитание школьника

Представлен опыт работы по данной теме...

гражданско-патриотическое воспитание школьников

В статье содержится информация из опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников....

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»

Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...

Доклад: "Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время".

Данный материал раскрывает важность работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников во внеурочное время. Здесь отражаются основные направления, которыми может руководствоваться учитель при ...

Статья на тему «Формы и методы гражданско – патриотического воспитания школьников»

Статья на тему "Формы и методы гражданско-патриотического воспитания школьников"...