«Кулики – сороки» методическая разработка занятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Традиции и обряды моего народа» для обучающихся 2 классов
методическая разработка (2 класс)

Фогель Лариса Николаевна

   Цель: Возвращение к истокам народных традиций. Осознать значимость праздника «Сороки». Дать детям представления о традициях старинного народного праздника «Сороки» (22 марта). Ребята знакомятся и с историей первой встречи весны - праздника «Сретенье», узнают, что первая встреча весны на «Сретенье» - 15 февраля, в этот день, даже первая гроза бывает, знакомятся с приметами, загадывают загадки, водят хороводы, играют в народные игры «Чижик», «Уточка», «Совушка», поют песни, кричат закличики. Погружаясь в мир древнего праздника, дети изучают народные обычаи и традиции, учатся понимать добро и зло, проявлять заботу и великодушие к природе. В завершении программы все вместе лепят из теста жаворонков – символ праздника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrecha_vesny.docx960.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Анжерская средняя общеобразовательная школа»

«Кулики – сороки»

методическая разработка занятия

внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

«Традиции и обряды моего народа»

для обучающихся 2  классов

                Жаворонки

        Составитель:

        учитель начальных классов

        Фогель Л.Н.

                                                                                                                                                                                                         

п. Безлесный

2021 г.

Сценарий внеклассного занятия

 «Кулики-сороки»

Цель: познакомить с традиционным русским старинным народным праздником «Сороки» (22 марта);

            освоение обучающимися ценностей народной традиционной культуры посредством фольклорной

            и творческой деятельности;

            овладение обучающимися практическими навыками лепки птиц (куликов) из глины;

            освоение нового способа лепки птиц – гончарного.

Задачи:

            - дать представления о традициях старинного народного праздника «Сороки» (22 марта);

                      - приобщить обучающихся к творческой деятельности;

                     - закреплять умения и навыки при работе с глиной (вытягивать, прижимать, расплющивать, использовать    

              налепы);

                    - развивать интерес детей к народной культуре и вовлекать их в богатый мир традиционной празднично-  

            игровой культуры;

                             -  развивать фантазию и творческие способности детей;

          -  развивать диалогическую речь детей;

          -  воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе; помогать друг другу;

                   

                    - вызвать интерес к изобразительному творчеству, к народному искусству;

                     Формы организации деятельности

  • Практическое занятие. Изготовление птичек – куликов гончарным способом из глины;  Разучивание закличек прилёта птиц.

   В результате проведённого занятия    обучающиеся    должны знать:

  • Особенности русского старинного праздника «Сороки» и уметь рассказывать о нём;
  • Заклички о приходе весны, о прилёте птиц;

                  Уметь:

  • изготавливать птиц (куликов) из глины гончарным способом;

Сценарий занятия

  1.     2  класс
  2.     Кружок
  3.      Тема: Встреча весны    
  4.      Оборудование:  Декорация «Старинная русская изба»; предметы русского быта , диски: «Русские наигрыши», «Колокольные звоны России»; интерактивная доска.            

   Цель:  Возвращение к истокам народных традиций.

   Задачи: Формировать представление о малой Родине, о любви  к родному дому, об ответственности за близких.                                      

                  Продолжать знакомить младших школьников с народной культурой, бытом и семейным укладом наших        предков.                            

                  Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, за Землю Русскую, уважение и любовь к нашим  предкам, к дому, к семье, к труду.  

  Занятие предусматривает достижение следующих результатов:

 Планируемые результаты:

Предметные результаты: -знать быт и традиции наших предков. Осознать значимость праздника «Сороки»;

Личностные результаты:

- развитие познавательного интереса;

- осознать значимость быта наших предков;

- эмоционально «проживать» жизнь предков;

- уметь исполнить выразительно и осознанно вслух загадки, потешки, песни;

- высказывать своё отношение к их поступкам, традициям;

-  развивать нравственное сознание и чувство сопереживания, доброжелательное отношение к другим людям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУУ:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

Познавательные УУД:

- сравнивать быт и традиции разных времен.

-  уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

- умение формулировать своё мнение и позицию, учитывая мнения других людей.

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

- Всем, добрый день!

На фоне музыки «Голоса птиц»

  - Начинаем занятие.  Сегодня оно необычное!

(ученик читает отрывок из стихотворения «Весна». Чтение сопровождается показом слайдов.) На фоне музыки «Голоса птиц»

Звучит стихотворение «Весна»

- Это стихотворение станет эпиграфом нашей встречи. О чем оно? Какова основная мысль его?

- Ребята, послушайте загадку:

  Была белая да седая,

  Пришла зелёная, молодая.

- Как вы думаете, чему посвящено наше занятие?

-  Правильно, наше занятие посвящено весне, и не просто весне, а мы будем говорить сегодня о том , как на Руси весну в старину встречали. Вспомним традиции и обряды встречи весны.

- Ребята, когда приходит первая встреча весны? Когда мы первый раз чувствуем приближение весны?  Назовите дату и месяц? / На «Сретенье»: зима с весной встречаются/

В народе говорят: «Февраль зиму замыкает.»

- Назовите приметы февраля.

C:\Documents and Settings\user\Мои документы\Мои рисунки\MP Navigator\Сороки.jpg

    Если на Сретенье солнышко не покажется – жди строгих морозов 24 февраля.

 - Ну, что ж, раз Сретенье на дворе, значит и масленица – на носу!

   Не обошло такое веселье и нас.  Встречайте гостей аплодисментами! /Выбегают скоморохи/

   Православная Церковь празднует 22 марта день Сорока мучеников Севастийских. В 313 году римляне пытались  добиться отречения от веры у 40 воинов – христиан, но никто не отрекся. Сорок погибших превратились, согласно народной вере в жаворонков.

   На Жаворонки день с ночью меняются – день весеннего равноденствия. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день прилетают 40 разных птиц, и первая из них жаворонок. Поэтому хозяйки накануне пекли из ржаной муки 40 шариков – «сороки святые – колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко со словами:

                         Мороз, красный нос

                         Вот тебе хлеб и овес

                         А теперь убирайся

                         Подобру – поздорову!

Мальчишки выбегали рано босые во двор и старались перебросить через кровлю 40 щепок. Пекли обычно с теста летящих «жаворонков» с хохолками. Птичек раздавали детям и те с криком и стихом бежали закликать весну:

                          Жаворонки прилетите

                          Студену зиму унесите,

                          Теплу весну принесите:

                          Зама нам надоела,

                          Весь хлеб у нас поела!

   Не обошло такое веселье и нас. Давай те хором прокричим!

                    Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам,

                      Тепло летечко принесите нам!

                      Зима надоела, весь хлеб поела!

- Теперь я предлагаю всем слепить из теста жаворонков.

- Сейчас пришло время играть в народные игры «Чижик», «Уточка», «Совушка».

Заключение

         

    Возвращение к истокам народных традиций, осознать значимость праздника «Сороки». Дать детям представления о традициях старинного народного праздника «Сороки» (22 марта). Ребята знакомятся и с историей первой встречи весны - праздника «Сретенье», узнают, что первая встреча весны на «Сретенье» - 15 февраля, в этот день, даже первая гроза бывает, знакомятся с приметами, загадывают загадки, водят хороводы, играют в народные игры «Чижик», «Уточка», «Совушка», поют песни, кричат закличики. Погружаясь в мир древнего праздника, дети изучают народные обычаи и традиции, учатся понимать добро и зло, проявлять заботу и великодушие к природе. В завершении программы все вместе лепят из теста жаворонков – символ праздника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"

В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса  «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников "Дорогою добра"

Формирование нравственных качеств личности через восприятие, и понимание....

Методическая разработка урока на тему: "Духовно - нравственное и патриотическое воспитание школьников"

Цели:- воспитание культуры поведения;- создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.Задачи:- формирование цельной духовно нравственной личности;- воспитание ува...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...

Поурочные разработки внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России»

В пособии представлены поурочные разработки внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России» для 1 класса. Здесь учитель найдет все, что необходимо...