Русские ремёсла
классный час (3 класс)

Ушкова Юлия Александровна

Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию на тему:

Город Мастеров под названием «Русские чудеса»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_remyosla.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию на тему:

Город Мастеров под названием «Русские чудеса»

(Русские ремёсла)

Цель: - расширить представление детей о народных промыслах;

            - учиться художественному видению окружающего мира;

            - укрепление эмоциональной связи детей с историей своего народа;

            - воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Ход урока

(Звучит песня «Русское чудо» в исполнении Л. Зыкиной.)

Учитель:  Здравствуйте, уважаемые гости!

Мы рады приветствовать вас на брянской земле в г. Мастеров.

      Русский народ издавна поражал весь мир то победами своими героическими, то девицами-красавицами, то невиданными доселе открытиями, то умелыми руками. Русским чудом стали называть и русскую удалую тройку - символ России, и русский простор, и загадочную русскую душу, и русское гостеприимство. Сегодня мы познакомимся с презентацией проекта «Русские чудеса», чудеса эти происходят с самыми простыми вещами, когда те оказываются в руках народных мастеров-умельцев.

(Слайд 1)

Ученик1:- На уроках Брянского края, мы говорили о мастерах, живущих в сёлах Брянского края, которые любили украсить свои дома резьбой наличников, карнизов, а домашнее убранство – вышитыми полотенцами, расписной посудой, самодельными игрушками с затейливыми узорами.  Есть села, в которых все, от мала до велика, изготавливают красивые, необычные  вещи. Это и называют народным промыслом. Давайте более подробно узнаем о народных промыслах по изготовлению посуды. Как и из чего изготавливали посуду? Какие элементы росписи и цвета красок использовали в своём мастерстве? В каких городах и селах  занимались народным промыслом?

 Ученик2: - Так как в России народных художественных промыслов очень много , мы решили выбрать наиболее известные это – Гжель, Городецкая роспись, Хохлома, Дымка. Учитель предложил нам разделиться на 4 группы и найти ответы на эти вопросы. Каждая группа должна была собрать материал об одном из перечисленных выше народных промыслов.  

Цель нашего проекта:

-узнать историю возникновения этих народных промыслов;

-определить расположение городов и сёл, которые славятся этими народными промыслами;

-узнать способы изготовления и виды росписи и как они отразились в песнях, частушках, стихотворениях, загадках и т.д.

Ученик3: Нами была проделана большая работа:

  1. С учителем мы посетили сельскую библиотеку, где познакомились с литературой по теме, добывали необходимую информацию в сети интернет.
  2. Использовали источники интернета.
  3. Расспрашивали своих бабушек.
  4. Собирали изделия данных видов промысла.
  5. На уроках изобразительного искусства и технологии, побывали в роли мастеров, где изготавливали изделия и украшали их элементами росписи.

Ученик: Результатом нашего проекта стало создание наглядного пособия для учащихся начальной школы «Народные промыслы России».

И сейчас, каждая группа представит свой народный промысел по плану:

План на доске:  

  1. История создания промысла.
  2. Изделия.
  3. Материалы изготовления.
  4. Особенности росписи.
  5. Творческое представление.

(1 группа – Хохлома)

1уч. – Мы хотим вам рассказать о народном промысле «Хохлома».

(Слайд 2)

2 уч. - В Поволжье на Руси находились самые большие центры по изготовлению расписных деревянных изделий. А на продажу все изделия свозили в село под названием Хохлома. Поэтому и вся деревянная посуда получила название хохломской.

(Слайд 3)

3уч. - Деревянную хохломскую посуду делают с особыми хитростями: сначала покрывают глиной и мелом, сушат, натирают металлическим порошком, расписывают, а поверху наносят олифу. После закалки в горячей печке масляная поверхность желтеет, и посуда начинает выглядеть, словно золотая.

(Слайд 4)

4 уч. - Эти изделия отличаются простыми силуэтами, округлыми толстыми стенками. Часто из хохломской посуды изготавливают целые наборы - для кофе, чая, для блинов, ягод, варенья и мёда. Подлинная красота форм и узоров всегда вызывала всеобщую любовь к искусству «золотой Хохломы». В своё время иностранные купцы, у которых бойко шла торговля хохломскими изделиями, захотели наладить такое же производство у себя за рубежом.

(Слайд 5)

 Учитель .- Ну и как, получилось?

5 уч. - А вот и нет, ничего не получилось и не могло получиться: русское умение оказалось для иностранцев недостижимым. А хохломскую школу каждый мастер, наверное, начинал проходить с изготовления ложек. Вот они у нас какие яркие, расписные, нарядные. Купят, бывало, такую ложку за пятачок, а от неё не только польза, но и удовольствие смотреть на такую красоту!

Ну, а мастерству игры на ложках выучиться не сложно - была бы тренировка.

(Слайд 5)

Исполнение русской народной песни «Русские сапожки»

Учитель: -С каким промыслом познакомили нас мастера?

Учитель: А теперь попросим следующих мастеров и мастериц представить свой промысел.

(2 группа гжель)

1уч. - Мы хотим вам рассказать о народном промысле «Гжель»

 (Слайд 6)

2уч. - Стихотворение:

А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель.

Под Москвою мы живём,

Глину месим и поём.

И игрушки и посуду

Прославлять и вам здесь будем.

Очень любим синий цвет,

Потому что краше нет.

Небо гжельское такое

Лучезарно-голубое.

В речке синяя водица,

Так и хочется напиться.

Ну а только лето будет

Голубица там и тут,

Вот поэтому нас люди

Гжелью синею зовут.

 Чашки, блюдца, самовары

 Знают люди всей земли.

 Мы и к вам полно товару

 Посмотреть привезли.

3 уч. - Небо у нас в Гжели действительно, как нигде в России, - синее-синее. Вот и придумали мы перенести эту синеву на белый фарфор. Наши изделия ни с какими не спутаешь. Всё голубое да синее: и цветы, и люди, и птицы, и трава. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они весёлые да красивые.

(Слайд 7, 8)

4уч. - Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. Мастера у нас большие – фантазёры. Какую посуду делают – глаза разбегаются.

Учитель: Чем интересна гжельская роспись?

(3 группа Городецкая роспись )

1уч. - Мы хотим вам рассказать о народном промысле «Городец»

(Слайд 9)

2 уч. - Приехали мы к вам из старинного-старинного городка, что на реке Волге, - Городца. Когда-то в нашем городе строили корабли парусные, да не простые,  а дивно разукрашенные, со всякими резными фигурками и узорами. На носу русалки, их называли Берегинями.

(Слайд 10, 11)

3уч. - И дома у нас в Городце украшали и украшают по сей день такой же богатой резьбой, и стоят они, как сказочные терема.

Сплошь в затейливых узорах у нас и мебель, и прялки, и сани, и другие домашние вещи. Мастерят у нас и деревянные игрушки, и посуду деревянную. А уж как всё это расписывают!  

(Слайд 12)

4уч. - Самое примечательное в росписи – это конь. Красивый, гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами.

Его рисуют на дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, досточках  которые вешают на стены.

(Слайд 13, 14)

5уч. - И обязательно окружают яркими сказочными цветами. Здесь же иногда рисуют людей, диковинных птиц и зверей. И получается как будто мчатся кони в каких то сказочных весёлых садах. В Городце всегда любили сказки, поэтому и изделия получаются такими сказочными.

(Слайд 15)

Частушки:  

                        (Хором)  Наши доски расписные,

                                         Посмотрите вот какие,

                                         Все хотим вам показать

                                         И подробно описать.

Рисовали мы цветы

Не бывалой красоты

Красоте той нет конца

Это всё из Городца.

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан.

До чего ж красивый он.

Три девицы молодые

Под розанами стоят.

«Где же хлопцы удалые?»

Во все стороны глядят.

                                      (Хором) Кто рисует Городец

                                                      Ах, какой он молодец.

                                                     И листочки и цветы

                                                     Это всё для красоты.

 

Учитель: -С каким промыслом познакомили нас мастера?

(4группа Дымка)

 Звучит громкая музыка, и на сцену вбегают нарядные девочки, изображающие дымковские игрушки — «барынь». Танец - кадриль.

Учитель. О, что это за гости к нам пожаловали?

        

Барыни.(хором). Мы - барыни из села Дымкова.

(Слайд 16)

Учитель. Известный промысел - игрушки!

Барыни (хором). Да!

Учитель Ребята, а из чего сделаны такие яркие игрушки? (Ответ - из глины). Верно, это расписные глиняные игрушки. Ну, расскажите о себе.

1-ая барыня. В селе Дымково, что возле города Вятка, издавна занимались лепкой да раскраской глиняной игрушки - петушков, индюков, всадников, лошадок, оленей.

(Слайд 17)

2-ая барыня. Эти игрушки отличались своей нарядностью: по белому фону их расписывали геометрическим орнаментом из кругов, полосок, клеток, волнистых линий.

(Слайд 18)

3-я барыня. Но самой известной дымковской игрушкой была женская фигурка - барыня, водоноска, девушка в кокошнике. Поэтому в женских фигурках больше всего деталей - нарядные причёски, головные уборы, оборки, передники, муфты, зонтики, сумочки.

(Слайд 19)

1-ая барыня. Дымковские кони, индюки были одновременно и настоящими, и фантастическими. (Указывает на изобретения игрушек). Смотрите, у индюка хвост, словно как у павлина.

(Слайд 20)

2-ая барыня. А вот - белый конь раскрашен ярко-синими яблоками-кругами, а у оленя рога красные с золотом.

(Слайд 21)

3-я барыня. Во всех этих красочных образах так и видятся присущие русскому народу удаль, оптимизм, склонность к сказкам и песням.

Учитель. А как изготавливают дымковские фигурки?

1-ая барыня. Сначала их лепят из глины, затем высушивают при комнатной температуре. Сушат по-разному - от 2-3 дней до 2 недель, в зависимости от размера. Затем игрушки обжигают в печах.

2-ая барыня. Игрушки накаливают и оставляют прямо в печах для просушки. А затем покрывают ослепительно белым слоем мела, разведённого на молоке.

3-я барыня. А уже потом по этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. Для раскраски одной фигурки применяют от 4 до 8 цветов. Особенно ярко и нарядно расписывают юбки барышень.

Учитель. Я знаю, что у нас в стране существуют целые танцевальные ансамбли, где танцоры выступают в костюмах дымковских игрушек. Это говорит о вашей высокой степени привлекательности, милые барыни.

1-ая барыня. В селе Дымково особенная глина, из которой такие игрушки выходят неповторимыми. Для того, чтобы начать изготовление поделок, глину сначала особым образом готовят: её смешивают с речным песком, просеянным через сито.

2-ая барыня. Но, кроме того, что дымковская игрушка нарядна, она ещё и полезна.

Учитель. Конечно, наверное, она служила для украшения крестьянских домов, да?

3-я барыня. Не только. Ведь дымковская глина ещё называется музыкальной.

Учитель. Музыкальной? Как так, почему?

1-ая барыня. А потому что на Руси, как известно, живёт самый музыкальный народ. Если у нас нет музыкальных инструментов, то их делают из того , что найдётся под рукой. Вот и из дымковской глины наловчились делать весёлые свистульки.

(Слайд 22)

2-ая барыня. Даже целые ярмарки устраивали, на которых свистульки продавали, так они и назывались - ярмарки-свистуньи. Проводились они в мае и длились по 3-4 дня.

3-я барыня. К этой ярмарке умельцы всегда старались приготовить свой лучший товар - наиболее яркий и весёлый.   

                       

 Учитель:  Чем интересен этот промысел?

 

- Итак, все группы предоставили свой отчёт . Наше наглядное пособие готово. Всем спасибо за работу, надеюсь вам понравилось.

- А как вы думаете, всё ли мы узнали о народных промыслах ?

Уч. - Нет

- Я предлагаю вам пополнить наш альбом новой информацией:

- узнать какие ещё существуют народные промыслы России и чем знамениты они.

Конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубановедение 4 класс. Промыслы и ремёсла на Кубани.

Данный урок расширяет и уточняет знания детей о народных промыслах родной Кубани. Материал  урока приобщает детей к историческим и духовныи ценностям родного края....

Кубанские народные ремёсла. Особенности быта и культуры.

Путешествие в далёкое прошлое нашего края. Ребята знакомятся с многообразием народных ремёсел....

урок кубановедения "Промыслы и ремёсла на Кубани"

Данный урок знакомит учащихся с промыслами иремёслами на Кубани....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

Проект "Русские народные праздники, традиции, ремёсла"

При работе учащихся по проекту предполагается развитие навыка самостоятельной работы, умения ориентироваться в потоке информации. Отличительной чертой проекта является то, что он предусматривает интег...

Проект "Русские народные праздники, традиции, ремёсла"

При работе учащихся по проекту предполагается развитие навыка самостоятельной работы, умения ориентироваться в потоке информации. Отличительной чертой проекта является то, что он предусматривает интег...

Программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла русского народа»

Программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла русского народа»...