Кто научит доброте?
статья

Черниченко Валентина Михайловна

Даннная статья поднимает проблему воспитания нравственных качеств в современном обществе. Вопрос наболевший, кто и как должен заниматься вопросом воспитания не совсем простой. Когда все права отданы родителям, а школе остались одни обязанности очень трудно определить: с кого спросить и кто в ответе за черствость и равнодушие подрастающего поколения, за участившиеся случаи насилия со стороны подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_nauchit_dobrote.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Кто воспитает доброту?

«...Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра…» Л.Н. Толстой.

Незыблемой основой жизни, благополучия и прогрессивного развития общества являются нравственные ценности. В их основе лежат такие понятия как доброта, долг, честь, справедливость, ответственность, любовь, верность, уважение. Формирование и воспитание этих качеств начинается в раннем детстве, а их совершенствование и развитие продолжается в течение всей жизни.

Сформированные на подсознательном уровне морально-нравственные качества помогают человеку в выборе правильного, адекватного акцента общения с ровесниками, людьми старшего поколения или младшего, со слабым и беззащитным или с грубияном и невежей. Чем прочнее, устойчивее в человеке нравственные ценности, тем проще ему в жизни определяться с кем по пути, какую дорогу выбрать, как поступить в конкретной ситуации.

Нравственные понятия абстрактны, духовны, кажутся простыми и доступными для понимания даже малышу. Казалось бы, чего проще объяснить ребёнку, что такое доброта, чуткость, ответственность, уважение и добиться объяснения этих слов самим ребёнком. Но в конкретной ситуации ребёнок, подросток и взрослый каждый раз стоит перед выбором: нужно ли делиться игрушкой, вкусной конфетой с одноклассником, покормить ли бездомного пса, помочь старушке поднести тяжёлую сумку, подать ли нищему милостыню? И даже если ответ будет положительный, только бескорыстное «да» будет свидетельством действительно социально зрелой личности со сформированным нравственным стержнем. И здесь не важен возраст: малыш ли в садике делится своей игрушкой, не требуя ничего взамен, убирает игрушки за собой, подросток помогает слабому, беззащитному, не надеясь на вознаграждение, взрослый подаёт милостыню нищему, не потому что «там» зачтётся, а потому, что есть внутренняя человеческая потребность помочь другому человеку, находящемуся в сложной ситуации.      

 Так как усвоить нравственные принципы общества невозможно на словах, человек, особенно ребёнок, будет поступать по тому образцу, какой видит  и наблюдает в окружающей жизни. И начинается это с раннего детства, когда малыш ещё не совсем осознает себя, окружающий мир, но впервые наблюдает проявление заботы друг о друге членов семьи, таких эмоций как любовь, жалость, сочувствие, сопереживание. Именно родители прививают своему ребенку качества, определенные установки и образы поведения, которые садятся в голову ребенку возможно бессознательно и потом сопровождают его всю жизнь. Воспитание в семье – часть первичного процесса социализации, и именно здесь человек усваивает все, что потом составляет его основу.

Реалии современной жизни таковы, что многие современные родители считают важным воспитывать в ребёнке такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, пробивной характер, умение постоять за себя. Да, данные качества нужны в современном обществе и помогут ребёнку в жизни. Но почему они стали чуть ли не противопоставляться таким чертам характера, как чуткость, отзывчивость, доброта, взаимопомощь? Ведь они так необходимы, чтобы выстоять в мире конкуренции, соперничества, жестокости, когда человек оказывается окруженным множеством соблазнов, когда перед ним всегда открыты множество порочных увлечений, ведущих к духовной гибели личности, а иногда и физической.

 История российского предпринимательства богата примерами благотворительности и меценатства представителей крупного капитала, купечества. Именно высокие нравственные, моральные принципы, духовность, следование христианским заповедям, социальная ответственность перед обществом были присущи тем, на чьи добровольные пожертвования были организованы и функционировали богадельни, народные училища, общественные библиотеки, были созданы первые музеи,  бесплатные больницы для бедных,  приюты для бездомных детей, строились храмы. Эти примеры можно продолжить и познакомить детей с примерами современной истории благотворительности. Но и  важнее в подкрепление слов принять участие с ребёнком в благотворительной акции, которыми богата наша современность, оказать конкретную помощь нуждающимся.

Передача духовного опыта в процессе образовательной деятельности способствует формированию у юношества нравственных основ, которые станут связующим звеном с будущим поколением.

Появление воскресных школ, духовных семинарий способствуют формированию у юношества нравственных основ, обеспечивают примерами беззаветного служения долгу, проявления высшего нравственного подвига

Не только подвижническая жизнь святых отцов церкви, но и примеры проявления мужества, отваги, чести простых христиан в жизни служат примером для воспитания чувства благодарности, проявления добра, бескорыстия, противостояния злу, несправедливости.

Научению доброте долгая, кропотливая ежедневная работа. Только работа в одном направлении семьи, школы, общественности, практическая работа в совершении добрых дел воспитывает тот нравственный стержень, который позволяет человеку жить по законам добра, божьих заповедей, общепринятым морально-нравственным принципам. Тогда в конкретной ситуации человек не раздумывая бросается на помощь утопающему, выносит из огня малышей в соседском доме, вступает на защиту девушки от хулиганов, противостоит травле одноклассника, защищает слабого. При этом очень важно, что никто из них не думает о вознаграждении, благодарности за свои поступки. Став достоянием гласности, такое поведение и поступки вызывают общественное одобрение. Но главное, доброта наполняет душу человека светом, делает его счастливым. Чем больше будет добрых людей, тем больше будет счастливых. Какие бы политические, экономические изменения не происходили в обществе,  что такие ценности, как добро, справедливость, милосердие, честность, любовь всегда будут цениться превыше всего. 

Список литературы.

Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М.: Институт психологии РАН, 2004.

Практическая психология образования/под ред. И.В.Дубровиной СПб.: Питер, 2004.

Снегирёв В.А. психология. СПб.: Общество Памяти Игуменьи Таисии, 2008.

Шувалов А.В. Проблема психологического здоровья в свете православной духовной традиции // Человек, 2011. №6. С.134-151

Шувалов А.В. психологическое здоровье и гуманитарные практики // Вопросы психологии, 2012. №1. С. 1-10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверяем, чему мы научились.

Урок повторения и закрепления...

10 правил как научить ребёнка слушаться

Психика ребенка – это чистый лист, на который родители могут «записать» основные правила поведения при правильном подходе с точки зрения психологии. От того, какие правила и требова...

Родительское собрание "Как научиться быть здоровыми"

Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отноше­ния к своему здоровью....

Как научить ребёнка слушать с первого раза?

«В одно ухо влетело, в другое вылетело». Как это актуально сейчас, когда наши дети научились слушать нас избирательно, а, следовательно, и слушаться, старших. Это достаточно серьёзная проблема для мн...

Консультация для родителей : "Научите ребенка думать! Как научить ребенка оценивать себя!"

Что получил сегодня в школе?- спрашивает бабушка второклассника Мишу.- По русскому шесть баллов (это как 3+),- с грустью отвечает внук.- Как? Мы же с тобой вчера все правила выучили и домашнюю работу ...