ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ САМОПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
статья (2 класс)

В  статье  сообщается о  необходимости  сохранения и укрепления здоровья  воспитанников образовательного учреждения  интернатного типа во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_malenko_n.g.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

HEALTH-PRESERVING TECHNOLOGIES WHEN CARRYING OUT SELF-STUDY UNDER THE CONDITIONS OF THE BOARDING SCHOOL

Malenko Natalia Gennadievna, educator

 GKOOU sanatorium boarding school №21

s. Podluzhnoe, Izobilnensky district

natalymalenko@mail.ru 

       The article reported on the need to preserve and strengthen the health of inmates of boarding institutions of education in their free time.

      Keywords: protection and preservation of health;  self-education; educational technology; game; fizminutki;  therapy.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ  ПРИ ПРОВЕДЕНИИ САМОПОДГОТОВКИ  В  УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Маленко Наталья Геннадьевна, воспитатель

"ГКООУ санаторная школа-интернат № 21"

с. Подлужное, Изобильненский район

natalymalenko@mail.ru 

   В  статье  сообщается о  необходимости  сохранения и укрепления здоровья  воспитанников образовательного учреждения  интернатного типа во внеурочное время.

  Ключевые слова: охрана и сохранение здоровья;  самоподготовка; педагогические технологии; игра; физминутки;  сказкотерапия.

  Забота о сохранении здоровья учащихся-воспитанников санаторной школы-интерната – это важнейшая обязанность школы, отдельного педагога и самого ребенка. Общеизвестно, что школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться, усваивать знания. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями.

  Здоровье  должно быть  не самоцелью, как утверждает Н. Ф. Петрова, а средством для хорошего, радостного самочувствия, для реализации всех заложенных в человеке возможностей. Если человек осознаёт, что самое ценное – жизнь и здоровье, то сможет найти пути оздоровления [5 ].

    В связи с вышесказанным, сохранение   здоровья  детей - главное, на что я обращаю особое внимание при  проведении мероприятий по сохранению здоровья, где закладываются  навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам,  изучение особенностей своего организма. В последнее время, в нашей школе-интернате стало традиционным проведение «Дней здоровья», воспитательных часов, бесед, диспутов, круглых столов в рамках  здоровьесбережения. Например, «Урок здоровья», «Берегите воду – источник жизни», «Здоров будешь – все добудешь», «Здоровье в твоих руках», «Здоровое питание – отличное настроение», «В здоровом теле – здоровый дух», «Советы  доктора Айболита», «Вредные привычки», ЛФК, физминутки, спортивные часы, прогулки на свежем воздухе, экскурсии, походы и множество воспитательных мероприятий данной тематики, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Самоподготовка – одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в отведенное время под руководством воспитателя. Каждый воспитатель должен творчески подходить к вопросу организации и проведения самоподготовки, т.к. ничто так детей не утомляет, как однообразие [1; 2]. И какой бы разумный порядок не был заведен в процессе проведения самоподготовки,  воспитатель не достигнет желаемого результата, если он не будет совершенствоваться сам, применять современные педагогические технологии, в том числе,  здоровьесберегающие.

   В моей практике, перед началом выполнения детьми самоподготовки, использую  тренинг-настрой:   «Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего рабочего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам поработать дружно, открыть для себя  что-то новое».

   В ходе проведения самоподготовки  провожу игры на развитие внимания и памяти, физкультминутки, стихотворные и динамические паузы, кинестетические упражнения, игры-путешествия. Считаю, что значение игры на самоподготовке трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой  и тем самым снимает усталость. Важен и положительный  психолого-эмоциональный  климат в детском коллективе.

 «В детском возрасте,  подчёркивал А.С. Макаренко, игра - это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело». Вот почему игра является основным видом деятельности моих воспитанников, а также  одним из важнейших средств физического воспитания детей. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка, а также является элементом здоровьесберегающей технологии  [4; 6 ].

  Во время подготовки домашнего задания постоянно чередую выполнение устных и письменных заданий. При первых же признаках проявления усталости учащихся провожу смену деятельности – физминутки, игры на внимание, таким образом, давая детям возможность восстановиться и продолжить  выполнение  домашнего задания на достаточно высоком уровне.

   Особой  популярностью у моих воспитанников пользуется сказкотерапия, как  метод, который имеет психологический терапевтический и развивающий эффект. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту [3].
На  занятиях по сказкотерапии мы с ребятами учимся составлять словесные образы.  Дети фантазируют, вспоминая старые давно знакомые сказочные образы и придумывая новые. Внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче.  Здесь же используются элементы двигательной активности.

   Мои дети очень любят гулять на свежем воздухе. Прогулка - это педагогически организованная форма отдыха детей. Она решает прежде всего задачи восстановления умственной работоспособности, а также расширения кругозора детей, развития их познавательных интересов, воспитания навыков нравственных взаимоотношений. Нередко воспитатели допускают большую ошибку, считая, что прогулки - это неуправляемый, свободный отдых детей на воздухе, когда каждый может выбирать себе занятие сам. На самом деле, задача воспитателя – не только обеспечить надзор и профилактику травматизма, но и, в первую очередь, обеспечить двигательную активность, насыщенность организма кислородом.

   При работе с детьми стараюсь создать комфортный психологический климат и эмоциональный настрой детей, соблюдать санитарно- гигиенических требования: проветривание помещения, смена видов деятельности, своевременное и обязательное проведение физкультминуток, динамических пауз в период подготовки домашнего задания.

   Я глубоко убеждена в том, что здоровьесберегающие технологии в процессе  самоподготовки  играют важную роль в сохранении здоровья детей.

Литература

1. Воспитательное пространство продлённого дня. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». -  2002.

2. Дик Н.Ф. Развивающие игры на уроках и переменках: мир игры в 3-4 кл. – Ростов  на Дону: Феникс. -  2008.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Принципы, средства и методы. Программа здорового образа жизни. Физкультминутки от А до Я. -  Москва  «ВАКО». -  2004.

4. Панафидина Т.В., Северина О.А., Пташкина В.Н., Зюзюкина Н.В. Современные технологии воспитательной работы. – Волгоград: Изд-во «Учитель». - 2009.

5.  Петрова Н.Ф.   Здоровье  человека  как многоаспектный феномен // Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования». - №1 (50). – 2015. – С. 113-115.

6.  Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.-  М. Учитель. -  2009.

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

в работе III Всероссийской научно-практической конференции

 «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

Фамилия, имя, отчество

 автора (соавторов)

Маленко Наталья  Геннадьевна

Предполагаемая  секция

Секция Петровой Н.Ф.

Название статьи

Здоровьесберегающие  технологии  при  проведении самоподготовки   в  условиях школы-интерната  

Количество страниц

  3 (три)

Ученая степень, ученое звание

  -  

Должность и организация

Воспитатель;

ГКООУ «СШИ №21»

 с. Подлужное

Контактный телефон

89614455682

E-mail

natalymalenko@mail.ru 

Почтовый адрес с индексом для отправки сборника материалов конференции

356133

Ставропольский  край,

Изобильненский  район,

 с. Подлужное,

ул. Калинина, № 200

Источник информации о конференции

(коллеги, Интернет, информационный стенд организации и др.)

Коллеги: профессор Петрова Н.Ф.

Дополнительная информация (если нужно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Деятельность воспитанников в школе-интернате.

о деятельности воспитанников в школе-интернате....

специфика проведения самоподготовки в коррекционной школе-интернат

Самоподготовка - это форма закрепления и повторения изучаемого на уроках материала, форма  развития  навыков самостоятельности учебного труда....

«Формирование привычки здорового образа жизни у младших школьников в условиях школы-интерната Высшей школы музыки»

      Формирование у детей привычки здорового образа жизни  актуальная, своевременная и достаточно сложная задача. Ведь именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрас...

Отчёт о проведении предметно-методических недель в начальных классах Мыскаменской школы-интерната

Отчёт о проведении предметно-методических  недель в начальных классах Мыскаменской школы-интерната...

Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»

Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат  на уроках русского языка в начальной школе»...

Методические рекомендации по проведению самоподготовки в школе-интернат

Выполнение домашних заданий является одной из основных форм самостоятельной учебной работы учащихся. В процессе выполнения домашних заданий осуществляется дальнейшее закрепление и совершенствова...