Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здоровья"
рабочая программа (4 класс)

Волокитина Наталия Владимировна

Внеурочная деятельность в 1-4 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_shkola_zdorovya.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Большеалабухская СОШ

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по    спортивно-оздоровительному направлению  «Школа Здоровья»

Срок реализации программы;   2018 — 2019 г.г. ( 1 года) 

 Возраст обучающихся:  7 лет — 10 лет          

Количество часов 35 часов 

             

Автор-составитель:Волокитина Наталия Владимировна.

1. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, где внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая составная часть процесса образования детей младшего школьного возраста.

 Программа реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности  для учащихся  1-4 классов. Она направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. 

1.1.Актуальность программы.

Здоровье детей является приорететным направлением деятельности всего общества. Однако в последнее время наблюдается снижение человеческих ресурсов, ухудшается качество питания, увеличивается число хронических заболеваний. Исследования учёных показали, что только 30 % детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Ухудшение  здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу. Частично причины ухудшения здоровья  лежат в семье и социуме, а определённая часть зависит от обучения в школе. Основная задача, стоящая перед педагогами — организовать учебно-воспитательный процесс, так чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

  Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа здоровья»  нацелена на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре, на формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями,  на использование их в целях досуга, отдыха.

Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Нормативно-правовой и документальной базой программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

-Закон Российской Федерации «Об образовании»;

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

-СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

-Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

-Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

1.2.Цель программы: формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни;

1.3.Задачи программы:

Образовательные: 

-формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика;  

-обучение детей простейшим  навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;

-привитие детям элементарных гигиенических навыков(мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.);

Воспитательные:

-желание быть здоровым душой и телом;

-выработать привычку использовать полученные знания в повседневной жизни;

Развивающие:

 -расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.;

-формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

  1.4.Методы  достижения цели:

Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, физкультминутки, беседы, пресс-конференция, комбинированный урок, дни здоровья, конкурсы рисунков, тесты и анкетирование, просмотр видеофильмов.

формы проведения занятия

и виды деятельности

тематика

Игра - путешествие

«Мы выбираем ЗОЖ», «Береги здоровье», «Здоровый образ жизни» и т.д.

беседы

«Полезные и вредные продукты»

« Правильная осанка»

«Мой внешний вид»

 «Правильное питание»

«Мода и школьные будни»

 «Профилактика простуды и гриппа» ит.д.

тесты и анкетирование

«Правильно ли вы питаетесь?»

«Что мы знаем о здоровье?»

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?»

«Моё отношения к одноклассникам»  

школьные конференции

«Как сохранять и укреплять свое здоровье» «Мир моих увлечений»

«В мире интересного»

просмотр тематических видеофильмов

«Как сохранить и укрепить зрение»

«Быстрое развитие памяти»

«Человек»

«Мышление и мы»

«Лекарственные растения»

«Ядовитые растения»

экскурсии

 «Сезонные изменения в природе»

 «Природа – источник здоровья»

«У природы нет плохой погоды»

дни здоровья, спортивные мероприятия

«Дальше, быстрее, выше»

«Хочу остаться здоровым»

 «За здоровый образ жизни»

«Мама,папа,я — спортивная семья»

«Весёлые старты»

конкурсы рисунков, выпуск газет, листовок

«В здоровом теле здоровый дух»

«Лекарственные растения»

«Ядовитые растения»

«Продукты для здоровья»

« Здоровый образ жизни»

«Нет курению!»

решение ситуационных задач (практические занятия)

«Культура питания»

«Этикет»

«Лесная аптека на службе человека»

«Вредные привычки»

театрализованные представления, кукольный театр

Кукольный спектакль  К. Чуковский «Мойдодыр»

Спектакль С. Преображенский «Капризка»

Спектакль «Спеши делать добро»

1.5  Реализация программы

Программа предназначена для учащихся  начальных классов, обучающихся на этапе начальной подготовки с 7 до 10 лет.

Программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.

2.Учебно-тематический план.

Наименование разделов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

 «Первые шаги к здоровью»

Всего

Аудиторные

Внеаудиторные

1.

Личная гигиена.

6

4

2

 Беседа «Мой внешний вид», просмотр театрализованного представления «Мойдодыр»

2

Физическое развитие младшего школьника.

10

6

4

Беседа: « Физического развития детей младшего школьного возраста».

Практическое занятие «Измерение роста и веса».Спортивные эстафеты.

3

Правильная осанка.

8

4

4

 Формирование правильной осанки. Разучивание упражнений, способствующих формированию правильной осанки. Беседа «Правильная осанка».

4

Охрана здоровья.

9

4

5

Первичное ознакомление со здоровым образом жизни. Экскурсия в сквер «Природа — источник здоровья»

Итого за год:

33

18

15

5

Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и физические качества.

8

4

4

Диагностика - самооценка собственной физической формы. Практическое занятие : «Составление комплекса упражнений»

День здоровья «Папа, мама, я — спортивная семья»

Итого за год:

34

17

17

3. Содержание программы.

 «Первые шаги к здоровью»:

Тема 1.Личная гигиена.

Правила личной гигиены. Гигиенические требования к одежде и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью. Формирование потребности в личной гигиене.

Тема 2.Физическое развитие младшего школьника.

         Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Определение понятия         «здоровый         образ жизни. Рост и вес – главные показатели физического развития. Соответствие роста и         веса возрастным нормам. Факторы влияющие на рост и вес человека.  Личная гигиена и         здоровье.

Тема 3.Правильная осанка.

        Осанка при стоянии, ходьбе, сидении. Зависимость осанки от изгибов         позвоночника и         развития мышц туловища. Разучивание упражнений,         способствующих формированию         правильной осанки

        Тема 4.Охрана здоровья.

Определение понятия «здоровый образ жизни. Правила здорового образа жизни.  Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха.

4.Предполагаемые результаты реализации программы:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):приобретение школьниками знаний об основах здорового образа жизни;об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом;  о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации. 

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре. 

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни;
  • потребность сотрудничества со сверстниками;
  •  доброжелательное отношение к сверстникам;
  •  бесконфликтное поведение;
  • стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу; сформулированную учителем;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • проводить сравнение и классификацию объектов;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе;
  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)

5.Формы контроля.

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы:

Наименование раздела.

Форма контроля.

 «Первые шаги к здоровью»

1

Личная гигиена.

Наблюдение, беседы с обучающимися, с родителями.

2

Физическое развитие младшего школьника.

Наблюдение, беседы с обучающимися, практическое занятие, самооценка.

3

Правильная осанка.

Наблюдение, беседы с обучающимися, практическое занятие, самооценка.

4

Охрана здоровья.

Наблюдение, самоанализ.

6. Методические рекомендации.

Для успешной реализации программы  по спортивно – оздоровительному направлению «Школа здоровья» используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:

  1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, лекции, дискуссия, метод примера.
  2. Наглядные методы: просмотр видеофильмов, картин, плакатов, рисунков.
  3. Практические методы: практические занятия; выполнение рисунков, стенных газет.
  4. Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта
    эмоционально-ценностных отношений у обучающихся; интереса к
    деятельности и позитивному поведению (соревнования, познавательные  игры); долга и ответственности (учить проявлять  настойчивость).
  5. Методы контроля: практические задания, самоконтроль, анкетирование, конкурсы.
    Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности, такими как лекции, семинары, дискуссии, экскурсии, программой предусмотрены и нетрадиционные:

- практические занятия;

-игры;

-беседы;

-обсуждение работ обучающихся;

В основу всех форм учебных занятий заложены общие характеристики:

1. Каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

2. Построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, когда тип занятия соответствует его цели и задачам.

Для реализации данной программы необходимы следующие комплексы:

  1. Методические комплексы, состоящие: из информационного материала и конспектов; методических разработок и планов конспектов занятий;
    методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.
  2. Развивающие и диагностирующие процедуры: тесты, диагностические и психологические игры, кроссворды.
  1. Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные).
  2. Зрительный ряд: видеофильмы.

7.        Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд

«Общеразвивающие упражнения для  младших школьников», Л.А.Смирнова. Издательство «Книга по требованию», 2003 г.

1

«Общеразвивающие упражнения», И.Залетаев, С.Полиевский. Издательство «Физкультура и спорт», 2002 г.

1

«Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика.» В. Кузнецов, Г. Колодницкий. Издательство «Просвещение»,2014 г.

1

«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»,В.И. Лях, А.А. Зданевич  . Издательство «Просвещение», 2007 г.,

1

«Игры для детей», А. Глитберман .Издательство «Физкультура и спорт», 2006 г.

1

«Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет», Е.А. Карапашвили. Издательство «Сфера», 2003 г.

1

2. Печатные пособия

«Воспитание физических качеств детей дошкольного и младшего школьного возраста», В.А. Муравьёв, Н.Н.Назарова.Издательство «Айрис-Пресс»,2004 г.

1

«Внеклассные мероприятия по физкультуре в школе»,М. Видякин. Издательство «Учитель», 2004г.

1

«Сценарии спортивных праздников в школе», А. Мальцев. Издательство «Феникс», 2005 г.

1

Внеурочная деятельность «Олимпийские игры. Познавательно-игровая деятельность»,Н.В.Барминова .Серия «Физкультура», 2014 г.

1

«Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физкультуры»,А.Ю.Пантрикеев. Серия «Физкультура», 2014 г.  

1

Демонстрационные таблицы.

7

3. Технические средства обучения

Персональный компьютер

1

Интерактивная доска

1

Проектор

1

Музыкальный центр

1

4. Экранно - звуковые пособия

CD – ROM «Развивающая аудиоэнциклопедия. Правила безопасности», 2015 г.

1

CD – ROM «ПДД для школьников», 2014 г.

1

DVD «Весёлые уроки. Правила поведения на улице», 2014 г.

1

DVD “Музыкальная гимнастика», 2012 г.

1

5. Игры и игрушки

1

Шахматы.

2

2

Шашки.

3

3

Игра «Настольный футбол»

1

4

Игра «Настольный хоккей»

1

6. Оборудование класса

1

Мяч для футбола

3

2

Мяч для волейбола

3

3

Скакалки

15

4

Гимнастический обруч

15

5

Набор для бадминтона.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание" (14 часов)....

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровые сказки домовенка Кузи" 1 класс

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающий сохраниние и укрепление физическог...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровей-ка"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровей-ка"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровым будь, успешным станешь»

рабочая программа внеурочной деятельности 1-4 класс...