Развитие личностного потенциала учащихся в начальных классах.
статья (1 класс)

Успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.

     Следует отметить, что во время обучения в школе отношение учащихся к учебной деятельности претерпевает серьезные изменения и не в лучшую сторону. Для того, чтобы ребенок относился к учебе более осознано, знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл.

       Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности - процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности. В начале школьного периода дети переполнены новыми впечатлениями от школы, от сверстников. У них происходит перестройка всех систем отношений, отличных от действительности. Поэтому часто у детей, которые хорошо подготовлены к школе  проявляются иные, нетрадиционные для них особенности в поведении.

     Гамезо М.В выделил несколько таких факторов, которые оказывают влияние на поведение младших школьников:  Первое  – это внезапное изменение распорядка дня ребенка. Он сильно утомляется, так как с приходом в школу ребенок занимается только постоянной умственной деятельностью в отличие от детского сада, где дети в течение дня занимались игровой деятельностью.  Учебная деятельность становится ведущей. Она является обязательной для каждого школьника.  Второе - это влияние новых взаимоотношений. Сначала ученик полностью поглощен учебой, он не активно входит в контакт с окружающими, а иногда и чувствует то, что он «чужой» среди других.  В-третьих - жизнь ребенка становится полностью связана с личностью учителя. Поведение и отношение учителя совершенно отлично от поведения воспитателя. Воспитатель в детском саду заменял ребенку родителей, выполнял их функции, которые являются более интимными, чем функции педагога.  Отношения учителя к младшему школьнику более деловые, поэтому ребенок чувствует некое напряжение, он более скован.  В-четвертых - проявляются особенности в протекании психических процессов. Внимание ребенка неустойчиво. Ученик может быть сильно поглощен учительской деятельностью и не замечает ничего окружающего.  Также проявляются некоторые особенности памяти. Иногда ученик забывает то, как выглядит учитель, где расположен его класс и где его парта. В связи с тем, для преподавателя очень важно в этот период составить представление о личности каждого из учеников и в первую очередь постараться  включить каждого в новую жизнь класса и школы.

      О.Б. Дарвиш выделила 3 группы мотивов учения, присущих младшим школьникам. В первую очередь она выделяет познавательные мотивы. Для того чтобы процесс обучения проходил успешно, для детей нужно создать положительную мотивацию, то есть такие условия, при которых ребенок захочет учиться, но чаще всего эти мотивы не соответствуют содержанию обучения, и со временем мотив теряет свою силу. Следовательно, нужно формировать познавательную мотивацию, соответствующую содержанию обучения и способам. Это является одной из главных задач. Нужно направить ребенка на овладение знаниями, показать способы такие, с помощью которых он сможет получить и добыть эти знания, показать приемы самостоятельной работы и способы самосовершенствования.                 Большую роль в становлении личности играют социальные мотивы. Они достаточно хорошо представлены уже у учеников второго и третьего класса. Дети хотят кем-то стать, они понимают важность обучения и что оно необходимо им в дальнейшей жизни. Несколько таких социальных мотивов возникают под влиянием учебной деятельности. Этому способствует и похвала учителя, его поставленная оценка, которая значима для ученика. Также к социальным мотивам относится то, что ученик пытается занять какую-либо позицию в отношениях с другими людьми и стремится получить от них одобрения в каких-либо своих действиях.  В младшем школьном возрасте также значимы и мотивы поведения, которые характеризуют личность младшего школьника. Одним из таких мотивов выступает идеал. Идеалом становится героическая личность, герой какого-либо произведения, кинофильма и др. Такие идеалы характеризуются неустойчивостью, они могут часто меняться. Ученик может подражать герою, его поступкам.

        В результате обучения ребенка в начальной школе у него возникают определенные психические новообразования. К ним относится произвольность психических процессов,  личностная и интеллектуальная рефлексия, то есть обращение внимание младшего школьника на самого себя и на свою деятельность, а также планирование своих действий и умение их анализировать. Значительно  развивается самосознание учеников. Развитие самооценки во многом определяется тем, насколько сформирована учебная деятельность. Как показали исследования, устойчивая и более адекватная самооценка наблюдается у учеников, с более высоким уровнем сформированности учебной деятельности.  Также большое значение имеет то, как воспитывается ребенок в семье, от стиля воспитания. Нередко бывает так, что у учеников, которые учатся на отлично и хорошо бывает сильно завышена самооценка, а у неуспевающих и слабых наоборот, занижена. Чаще всего, такие дети начинают самоутверждаться в других областях, в интересах, например в занятиях спортом или музыкой.  Оценка успеваемости на начальных этапах обучения, для учеников является оценкой личности и во многом определяет социальный статус ребенка. Для развития у детей адекватной самооценки необходимо создать в классе комфортную психологическую атмосферу. 

Личностные качества учителя и их влияние на формирование личности ученика.

       Работа настоящего учителя начальных классов – это не только работа в области подачи знаний в какой-либо области, это еще и воспитание человека. В младшем школьном возрасте происходит становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения и другие общечеловеческие ценности. В этом заключается важность и большое значение школы как организационной и общественной формы воспитания и развития личности младшего школьника, включая процесс общения педагога с детьми. Постоянная включенность в общение с детьми в течение рабочего дня требует от педагога больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения. Процесс обучения и воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование преподавателем своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений. В детском возрасте закладывается фундамент нравственных начал, формируются социально-психологические свойства личности, поэтому  особую важность играют особенности личности учителя как средства социально-психологического воздействия на процесс формирования ценных личностных качеств ребенка. С личностью, с нравственностью связаны и такие понятия, как честное слово, кодекс чести, достоинство личности. Субъективно личность для любого человека воспринимается как его Я (как образ Я). Стремиться быть личностью - значит стремиться к социально значимой деятельности. С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем. Если учебная деятельность и жизнедеятельность ребенка в целом построены с учетом мотивационной сферы, а значит, и с учетом формирования направленности личности, то учебная деятельность постепенно приведет к положительному нравственному воспитанию - к становлению личности или повышению устойчивости ее положительной направленности. Правильно организованное воспитание неотделимо от естественного течения жизнедеятельности человека. Вот почему говорят, что хорошее воспитание там, где его не видно. Учитель как партнер общения должен быть всегда готов к принятию позиции ребенка, пониманию его интересов, мотивов, ценностей, действий. Он должен уметь играть с ребенком, входить в игру сам, переживая удовлетворение от нее.

       В моем понимании, воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности школьника. Значит, воспитательная  и учебная  деятельность призвана обеспечить условия личностного роста детей

   Для того, чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, я считаю наиболее актуальными следующие принципы и подходы:
1. Личностный подход. Личность ребенка - высшая ценность. Ребенка надо принимать каким он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
2. Принцип целостности: урочная и внеурочная деятельность.
3. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются и укрепляются отношения между воспитанниками.
4. Средовый подход. Школа не может оградить детей от негативного влияния социальной среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы ближайшего окружения.
5. Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.
           В свою работу я включила беседы о дружбе, о вежливости, о равнодушии, тренинговые занятия, всевозможные игры,  направленные на развитие коммуникативных навыков, произвольности поведения, основных эмоциональных состояний, коррекции поведенческих навыков. Эту работу я проводила и провожу во время динамических пауз, на переменах, на классных часах. Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей. Дети принимают участие в школьных конкурсах.

 

                     Личностные качества, формируемые в  образовательно-воспитательном процессе у младших школьников: бережливость, организованность, вежливость, ответственность, воля, познавательная активность, деловитость, послушание, дисциплинированность, предприимчивость, заботливость, прилежание, изобретательность, самостоятельность, смелость, коллективизм, трудолюбие, креативность, честность, надёжность, находчивость, аккуратность.

 

                       Задачи, решаемые мною в связи с формированием личностного потенциала учащихся:

-  обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;

- воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и сопереживания другим людям;

-  развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения;

-   формировать у детей умения и навыки практического владения– средствами человеческого общения;

- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать терпимость к мнению собеседника;

- вырабатывать у детей положительные черты характера;

- развивать творческие способности;

-  формировать сознательное овладение детьми речевыми средствами общения;

- развивать активность, самостоятельность, организаторские способности ребёнка;

- корректировать у детей нежелательных черты характера и поведения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.

     Следует отметить, что во время обучения в школе отношение учащихся к учебной деятельности претерпевает серьезные изменения и не в лучшую сторону. Для того, чтобы ребенок относился к учебе более осознано, знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл.

       Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности - процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности. В начале школьного периода дети переполнены новыми впечатлениями от школы, от сверстников. У них происходит перестройка всех систем отношений, отличных от действительности. Поэтому часто у детей, которые хорошо подготовлены к школе  проявляются иные, нетрадиционные для них особенности в поведении.

     Гамезо М.В выделил несколько таких факторов, которые оказывают влияние на поведение младших школьников:  Первое  – это внезапное изменение распорядка дня ребенка. Он сильно утомляется, так как с приходом в школу ребенок занимается только постоянной умственной деятельностью в отличие от детского сада, где дети в течение дня занимались игровой деятельностью.  Учебная деятельность становится ведущей. Она является обязательной для каждого школьника.  Второе - это влияние новых взаимоотношений. Сначала ученик полностью поглощен учебой, он не активно входит в контакт с окружающими, а иногда и чувствует то, что он «чужой» среди других.  В-третьих - жизнь ребенка становится полностью связана с личностью учителя. Поведение и отношение учителя совершенно отлично от поведения воспитателя. Воспитатель в детском саду заменял ребенку родителей, выполнял их функции, которые являются более интимными, чем функции педагога.  Отношения учителя к младшему школьнику более деловые, поэтому ребенок чувствует некое напряжение, он более скован.  В-четвертых - проявляются особенности в протекании психических процессов. Внимание ребенка неустойчиво. Ученик может быть сильно поглощен учительской деятельностью и не замечает ничего окружающего.  Также проявляются некоторые особенности памяти. Иногда ученик забывает то, как выглядит учитель, где расположен его класс и где его парта. В связи с тем, для преподавателя очень важно в этот период составить представление о личности каждого из учеников и в первую очередь постараться  включить каждого в новую жизнь класса и школы.

      О.Б. Дарвиш выделила 3 группы мотивов учения, присущих младшим школьникам. В первую очередь она выделяет познавательные мотивы. Для того чтобы процесс обучения проходил успешно, для детей нужно создать положительную мотивацию, то есть такие условия, при которых ребенок захочет учиться, но чаще всего эти мотивы не соответствуют содержанию обучения, и со временем мотив теряет свою силу. Следовательно, нужно формировать познавательную мотивацию, соответствующую содержанию обучения и способам. Это является одной из главных задач. Нужно направить ребенка на овладение знаниями, показать способы такие, с помощью которых он сможет получить и добыть эти знания, показать приемы самостоятельной работы и способы самосовершенствования.                 Большую роль в становлении личности играют социальные мотивы. Они достаточно хорошо представлены уже у учеников второго и третьего класса. Дети хотят кем-то стать, они понимают важность обучения и что оно необходимо им в дальнейшей жизни. Несколько таких социальных мотивов возникают под влиянием учебной деятельности. Этому способствует и похвала учителя, его поставленная оценка, которая значима для ученика. Также к социальным мотивам относится то, что ученик пытается занять какую-либо позицию в отношениях с другими людьми и стремится получить от них одобрения в каких-либо своих действиях.  В младшем школьном возрасте также значимы и мотивы поведения, которые характеризуют личность младшего школьника. Одним из таких мотивов выступает идеал. Идеалом становится героическая личность, герой какого-либо произведения, кинофильма и др. Такие идеалы характеризуются неустойчивостью, они могут часто меняться. Ученик может подражать герою, его поступкам.

        В результате обучения ребенка в начальной школе у него возникают определенные психические новообразования. К ним относится произвольность психических процессов,  личностная и интеллектуальная рефлексия, то есть обращение внимание младшего школьника на самого себя и на свою деятельность, а также планирование своих действий и умение их анализировать. Значительно  развивается самосознание учеников. Развитие самооценки во многом определяется тем, насколько сформирована учебная деятельность. Как показали исследования, устойчивая и более адекватная самооценка наблюдается у учеников, с более высоким уровнем сформированности учебной деятельности.  Также большое значение имеет то, как воспитывается ребенок в семье, от стиля воспитания. Нередко бывает так, что у учеников, которые учатся на отлично и хорошо бывает сильно завышена самооценка, а у неуспевающих и слабых наоборот, занижена. Чаще всего, такие дети начинают самоутверждаться в других областях, в интересах, например в занятиях спортом или музыкой.  Оценка успеваемости на начальных этапах обучения, для учеников является оценкой личности и во многом определяет социальный статус ребенка. Для развития у детей адекватной самооценки необходимо создать в классе комфортную психологическую атмосферу. 

Личностные качества учителя и их влияние на формирование личности ученика.

       Работа настоящего учителя начальных классов – это не только работа в области подачи знаний в какой-либо области, это еще и воспитание человека. В младшем школьном возрасте происходит становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения и другие общечеловеческие ценности. В этом заключается важность и большое значение школы как организационной и общественной формы воспитания и развития личности младшего школьника, включая процесс общения педагога с детьми. Постоянная включенность в общение с детьми в течение рабочего дня требует от педагога больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения. Процесс обучения и воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование преподавателем своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений. В детском возрасте закладывается фундамент нравственных начал, формируются социально-психологические свойства личности, поэтому  особую важность играют особенности личности учителя как средства социально-психологического воздействия на процесс формирования ценных личностных качеств ребенка. С личностью, с нравственностью связаны и такие понятия, как честное слово, кодекс чести, достоинство личности. Субъективно личность для любого человека воспринимается как его Я (как образ Я). Стремиться быть личностью - значит стремиться к социально значимой деятельности. С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем. Если учебная деятельность и жизнедеятельность ребенка в целом построены с учетом мотивационной сферы, а значит, и с учетом формирования направленности личности, то учебная деятельность постепенно приведет к положительному нравственному воспитанию - к становлению личности или повышению устойчивости ее положительной направленности. Правильно организованное воспитание неотделимо от естественного течения жизнедеятельности человека. Вот почему говорят, что хорошее воспитание там, где его не видно. Учитель как партнер общения должен быть всегда готов к принятию позиции ребенка, пониманию его интересов, мотивов, ценностей, действий. Он должен уметь играть с ребенком, входить в игру сам, переживая удовлетворение от нее.

       В моем понимании, воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности школьника. Значит, воспитательная  и учебная  деятельность призвана обеспечить условия личностного роста детей

   Для того, чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, я считаю наиболее актуальными следующие принципы и подходы:
1. Личностный подход. Личность ребенка - высшая ценность. Ребенка надо принимать каким он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
2. Принцип целостности: урочная и внеурочная деятельность.
3. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются и укрепляются отношения между воспитанниками.
4. Средовый подход. Школа не может оградить детей от негативного влияния социальной среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы ближайшего окружения.
5. Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.
           В свою работу я включила беседы о дружбе, о вежливости, о равнодушии, тренинговые занятия, всевозможные игры,  направленные на развитие коммуникативных навыков, произвольности поведения, основных эмоциональных состояний, коррекции поведенческих навыков. Эту работу я проводила и провожу во время динамических пауз, на переменах, на классных часах. Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей. Дети принимают участие в школьных конкурсах.

 

                     Личностные качества, формируемые в  образовательно-воспитательном процессе у младших школьников: бережливость, организованность, вежливость, ответственность, воля, познавательная активность, деловитость, послушание, дисциплинированность, предприимчивость, заботливость, прилежание, изобретательность, самостоятельность, смелость, коллективизм, трудолюбие, креативность, честность, надёжность, находчивость, аккуратность.

 

                       Задачи, решаемые мною в связи с формированием личностного потенциала учащихся:

-  обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;

- воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и сопереживания другим людям;

-  развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения;

-   формировать у детей умения и навыки практического владения– средствами человеческого общения;

- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать терпимость к мнению собеседника;

- вырабатывать у детей положительные черты характера;

- развивать творческие способности;

-  формировать сознательное овладение детьми речевыми средствами общения;

- развивать активность, самостоятельность, организаторские способности ребёнка;

- корректировать у детей нежелательных черты характера и поведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Развитие личностного потенциала младшего школьника средствами поисково - исследовательской деятельности

    Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, т...

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках. Главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в ко...

"Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время"(из опыта работы)

В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется всё большее применение его творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ста...

Возможности развития личностного потенциала учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.Следует отметить, что во время обуче...

Опыт работы: "Развитие креативного потенциала учащихся начальных классов на уроках как результат применения разных видов самостоятельных работ"

В начальную школу дети  уже приходят с определенным творческим потенциалом, у них развито  большое желание проявлять себя в разных видах деятельности, выполнять работы творческого хара...

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов в процессе освоения проектной деятельности

Данная статья представляет собой обобщение опыта работы учителя по освоению учениками начальных классов проектной деятельности, раскрывает возможные пути и способы развития творческих способностей уча...