Рабочие программы курсов внеурочной деятельности
рабочая программа

Пештерян Светлана Николаевна

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21имени В. Овсянникова-Заярского»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

 объединения, протокол №1

от  «  » августа  2021 г.

руководитель  МО ____________

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете школы протокол № 1

от « » августа 2021г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

им. В. Овсянниковаа-Заярского

_____________/Е.А. Левицкая

Приказ №  

от « » августа 2021г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

направление: духовно-нравственное

«Азбука истоков»

1Г класс

 на 2019–2020 учебный год

                                                        Составитель:

                                                        Пештерян Светлана Николаевна

                                                        учитель начальных классов,

                                                        высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск, 2019г


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Азбука Истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.

«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.

Направление развитие личности: духовно-нравственное.

Актуальность:

В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.

Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.

Главная цельпрограммы «Азбука Истоков» – воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное и нравственное развитие.

Задачи:

- подвести обучащиюхся к пониманию сути Истоков;

- развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);

- развивать образное и логическое мышление;

- формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.

- ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.

Ценностные ориентиры:

Тематика первого класса, в основном, сосредоточена на освоении ребенком средств и специфических источников ценностного познания, в качестве которых выступают «Слово», «Образ», «Книга», что наполняет особым смыслом информационно-методологическую содержательную линию курса,  так как в центре ценностного поля ребенка оказывается учение как ценность и те средства, с помощью которых он может достичь успеха в учении - слово, образ, книга, информация, путь, метод учения. Изучаемый материал несет более глубокий образовательный потенциал, обеспечивающий движение к социальной компетентности и по культурно-исторической,  социально-правовой и другими  надпредметным содержательным линиям. Обращение к содержательному обобщению «Мир» дает возможность опереться на расширение познавательных возможностей детей и раскрыть все содержательные линии образовательного стандарта, обеспечивая его достижение.

      В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

Место курса в учебном плане:

Реализация программы  рассчитана на организацию работы обучающихся во внеурочное время.

Возраст обучающихся - 7-8 лет. Программа рассчитана для учащихся 1 класса, на 1 год обучения.

На  реализацию программы в  1  классе  отводится  33 ч  в год  (1  час  в  неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

Осознавать себя гражданином России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках; отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению.  

Искать свою позицию в многообразии общественных эстетических и культурных предпочтений; стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения; уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.  

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.   Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность, базовых российских гражданских ценностей, общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений  Оценивать поступки, разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре.

Метапредметные результаты

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.  Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого .  Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Предметные результаты.

 Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.  Критично относиться к своему мнению.  Понимать точку зрения другого.  Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия..

Программа  представляет собой межпредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности.

Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-социо- культуросообразности образования. С данных позиций воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.

Воспитательные  результаты:

Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека. Стать субъектом культуры можно, только идентифицировав себя с ней, восприняв ее глубинные основания - истоки, и выстраивая собственное развитие как свое жизнетворчество в ее контексте.

Развитие и саморазвитие у подрастающего поколения истинных национальных и общечеловеческих ценностей в сфере материальной и духовной культуры становится необходимым способом их ориентации в мире.Осуществить присоединение от семьи к начальной школе  и  от начальной школы к средней школе.  Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности  и  завершенности курса « ИСТОКИ » в рамках начальной школы.

                 

Содержание курса «Азбука Истоков»,

формы организации и виды внеурочной деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

МИР

1. Солнышко, мама и папа (А М)

Знакомство с «Азбукой Истоков». Алфавит – семья букв. Все буквы разные, у каждой своё название и все они одинаково важны и нужны. Различные начертания букв, различие строчных и прописных букв. Рукописные и декоративные шрифты, буквицы.

2. Мир и лад (Поле, школа и семья) (П Л)

Самое главное в слове – смысл, значение (сравнить значение слов поле, лес, поляна, опушка, дол). Чтобы доброе слово принесло пользу душе, надо его прочесть и понять. Кто может правильно понять? Конечно, мам и семья, учитель и школа. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв (читаем ла-ла и ла-па)? (Сравнение букв с семенами часто встречается в пословицах и загадках).

3. Истоки и школа (К О)

Что обозначает слово? Предмет, понятие (имена существительные – без терминологии). Общее и конкретное значение слов. Слово – образ, слово – символ. Колокол, язык, книга, школа. Слово – Имя, имена родителей и друзей. (Заглавная буква).

4. Дар (Рождество) (Е Ё)

Праздничное слово. Слово – поздравление. Слово – приветствие. Слово – прославление. Какие слова мы часто используем, поздравляя друг друга, почему? Придумываем поздравления и пожелания близким, знакомым и незнакомым людям.

5. Истоки и радуга (И Р)

Откуда берутся слова? Слова тоже имеют свои истоки. У одних общее происхождение, например: род, родина, родник. Другие, хотя и похожи по звучанию, между собой по смыслу не связаны: рука, река. А бывает, что слова кажутся мало похожим, но глубоко связаны и имеют общие древние корни: радость, радуга. (в упражнениях найти слова «из одной семьи».)

6. Сказки А.С.Пушкина (Ш С)

Сказочные слова и присказки. Услышав эти слова, мы сразу понимаем, что это сказка. Почему? (продолжить предложение так, чтобы получилась сказка.Найти в отрывке о Черноморе слова, которые мы не употребляем в обычной речи, что они означают?)

7. Родной край (Й)

У каждого края своё имя. В какой стране мы живём? Названия городов, сёл, рек, гор родного края. Рассказать о происхождении некоторых названий.

8. Святыни России. Щит и герб (святой Георгий Победоносец) (Щ Г)

Героические слова, слова верности. Вспомни такие слова с предыдущих уроков. (Крепость, сила, копьё, смелость, совесть, родина, родной край).

Слово – действие (глаголы – защищать, обороняться, наступать, побеждать и др.) Что значит «Ищи мира»? Как это делать?

9. Святыни России. Илья Муромец (У Ф)

Продолжение темы. Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с географическими названиями? (Дмитрий Донской, Александр Невский и др.)

СЛОВО

10. Слово (Х В)

Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с различной интонацией.

11. Весна и слово (Н Я)

Слово – сравнение, описание (прилагательные – без терминологии). Обратить внимание на метафоры в четверостишиях. С чем ещё можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, выученные раньше, ищем сравнения.

12. Золотое сердечко (З Т)

Пять талантов Золотого сердечка: Доброе Слово, Честное Слово, Слово о родителях, Труд и

подвиг, Святое слово. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные упражнения.

13, 14. Серебряное копытце (Д Б)

Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли мы их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.

15. Честное слово. Былина «Добрыня Никитич» (Ч Ы)

Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и слышать.

16. Слово о родителях (Э Ю)

Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений.

17. Святое слов. Былина «Алёша Попович» (Ь Ъ)

У каждого человека есть своё дело в жизни, своя профессия. У каждого слова тоже есть своя «работа»: одни, как мы уже знаем, обозначают предметы, другие – действия, третьи – свойства. А ещё есть слова-помощники, они обычно очень короткие, но без них не обойтись (предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте (зрительно и на слух).

18, 19. Чаша жизни (Ж Ц)

Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как себя вести, как правильно говорить и писать? Для этого в русском языке существуют правила. Некоторые мы уже знаем (например, правописание слов с большой буквы), с другими ещё познакомимся.

ОБРАЗ

20. Родник

Как и наша Родина, наш язык очень богат. Одно и то же можно сказать по-разному. В русском языке много слов, близких по смыслу (например, родник, источник, ключ), поэтому наша речь имеет множество оттенков (синонимы, антонимы – без терминологии). Важно научиться подбирать точные слова, чтобы выразить свою мысль.

21. Образ Родины

Слова очень разные, но «устроены» они похоже. Самая главная часть каждого слова называется корень, как вы думаете, почему? другие части слова тоже важны, они могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов.

22, 23. Образ защитника Отечества

Слова в языке живут дружно, когда одно изменяется, то и другие, если нужно, изменяют свою форму, например: Смелый защитник – смелые защитники. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). Упражнения: подбор слова в правильной форме, например, «воины покинули свой дом…с победой возвратился воин домой…трудна была его дорога к дому…».

24, 25. Образ праздника (День Победы)

Мудрое и доброе слов передавалось из поколения в поколение не только с помощью книг, но и устно – в преданиях, сказках и, конечно, песнях. Недаром говорят, что «слово из песни не выкинешь». Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева). Какие песни мы знаем?

Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания, почему они так называются? Примеры.

КНИГА

26, 27. Книга

Книги бывают самые разные, одни описывают исторические события, другие рассказывают сказки, истории, стихи, третьи учат строить или вышивать. И у каждой из них своя задача и свои особенности языка.

Упражнение: догадайтесь, из какой книги отрывок. (Из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п.)

28, 29. Книга книг

Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в древнем мире, братья  Кирилл Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.

30, 31. Живое слов книги

Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности русского языка. Книги, пришедшие из других стран.

32, 33. Первая книга. Мир книги

Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребёнком. Создание Первой Книги.

Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге.

Формы работы можно разделить на теоретические: беседа, анализ ситуации.

Работа с  литературным материалом:рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал  и  практическая работа в тетрадях.

Рисунки на заданную тему, посещение библиотеки.

Занятия проходят по группам, парами, в «круге».

Методика отвечает современным достижениям в области психологии  и  психофизиологии младших школьников. Используемые технологии позволяют снизить нагрузку на память  и  внимание детей. В качестве  методических принципов оптимизации  и  интенсификации обучения предлагаются:

• использование эмоционально положительных  и  значимых образов;

• опора на непроизвольное запоминание;

• вовлечение различных видов восприятия (слух, зрение, кинестетическое чувство);

• использование эвристических методов обучения;

• организация занятия по правилу смены деятельности;

• организация самостоятельной работы в парах  и  группах;

• тематическая связь с другими предметами.

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Азбука истоков»

п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

По

 плану

По факту

1

Введение в предмет. Солнышко, мама и папа

1

2

Мир и лад (Поле, школа и семья)

1

3

Истоки и школа

1

4

Дар(Рождество)

1

5

Истоки и радуга

1

6

Сказки А.С. Пушкина

1

7

Родной край

1

8

Святыни России. Щит и герб (св. Георгий Победоносец)

1

9

Святыни России. Илья Муромец

1

10

Обобщающий урок (Память)

1

11

Слово

1

12

Весна и слово

1

13

Золотое сердечко

1

14

Серебряное копытце

1

15

Честное слово. Добрыня Никитич

1

16

Слово о родителях

1

17

Святое слово. Алеша Попович

1

18

Чаша жизни

1

19

Обобщающий урок (Внимание)

1

20

Экскурсионно-тематический урок.

1

21

Родник

1

22

Образ Родины

1

23

Образ защитника Отечества

1

24

Образ праздника(День Победы)

1

25

Обобщающий урок (Мышление)

1

26

Книга

1

27

Книга книг

1

28

Живое слово книги

1

29

Живое слово книги

1

30

Первая книга. Мир книги

1

31

Первая книга. Мир книги

1

32

Годовой обобщающий урок.(Речь)

1

33

Заключительный экскурсионно-тематический  урок.

1


Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение:

Е.Ю.Давыдова, И.А.Кузьмин. Учебное пособие «Азбука Истоков «Золотое сердечко»

Е.Ю. Давыдова. Тетрадь по чтению к Азбуке Истоков (1 класс).

Е.Ю. Давыдова. Прописи в 2-х частях к Азбуке Истоков.

Материально-техническое обеспечение

Учебное оборудование.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Компьютерный стол.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

 Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.

Компьютерная техника

Документ-камера

Ноутбук

Интерактивная доска

Проектор

Принтер, сканер

Мобильный класс

Электронные образовательные ресурсы

Аудиозаписи в соответствии с программой внеурочной деятельности

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Образовательные Интернет-ресурсы

http://www.istoky-co.ru/print.php



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21 имени Валентина Овсянникова-Заярского»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от  « 28 » августа  2020 г.

руководитель  МО _______

ПРИНЯТА

на Педагогическом совете      

школы  протокол №  1

от «31 » августа 2020 г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СШ №21

 им. В.Овсянникова-Заярского»

_____________/Е.А. Левицкая

Приказ № 108

от «23» апреля 2021 г.

Составитель:

Пештерян Светлана Николаевна

высшая квалификационная категория

Нижневартовск, 2020


Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Истоки» предназначена для обучающихся 2 Г класса МБОУ «СШ № 21».

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НООна основе авторской Программа внеурочной деятельности «Азбука Истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.

«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.

Направление развитие личности: духовно-нравственное.

Актуальность:

В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.

Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.

Главная цель программы «Азбука Истоков» – воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное и нравственное развитие.

Задачи:

  • подвести обучащиюхся к пониманию сути Истоков;
  • развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
  • развивать образное и логическое мышление;
  • формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
  • ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.

Ценностные ориентиры:

Тематика первого класса, в основном, сосредоточена на освоении ребенком средств и специфических источников ценностного познания, в качестве которых выступают «Слово», «Образ», «Книга», что наполняет особым смыслом информационно-методологическую содержательную линию курса,  так как в центре ценностного поля ребенка оказывается учение как ценность и те средства, с помощью которых он может достичь успеха в учении - слово, образ, книга, информация, путь, метод учения. Изучаемый материал несет более глубокий образовательный потенциал, обеспечивающий движение к социальной компетентности и по культурно-исторической,  социально-правовой и другими  надпредметным содержательным линиям. Обращение к содержательному обобщению «Мир» дает возможность опереться на расширение познавательных возможностей детей и раскрыть все содержательные линии образовательного стандарта, обеспечивая его достижение.

      В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

Место курса в учебном плане:

Реализация программы  рассчитана на организацию работы обучающихся во внеурочное время.

Возраст обучающихся - 7-8 лет. Программа рассчитана для учащихся 2 класса, на 1 год обучения.

На  реализацию программы во 2  классе  отводится  34 ч  в год  (1  час  в  неделю).


Результаты освоения  курса внеурочной программы

Личностные результаты:

  • Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,  с земляками, народом, с твоей Родиной, со всеми людьми, с природой;  объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках; отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению;  искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения; уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.
  • Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
  • Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность, базовых российских гражданских ценностей, общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений  
  • Оценивать поступки, разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре.
  • Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и  гражданских ценностей. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.
  • Объяснять самому себе «что во мне хорошо,  а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Организовывать свое рабочее место.
  • Следовать режиму организации учебной и внеучебной  деятельности.
  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя
  • .Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
  • Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
  • Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.


             Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
  •  Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
  •  Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
  • Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях .
  • Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы


Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.  
  • Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Воспитательные  результаты:

Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека. Стать субъектом культуры можно, только идентифицировав себя с ней, восприняв ее глубинные основания - истоки, и выстраивая собственное развитие как свое жизнетворчество в ее контексте.

  Развитие и саморазвитие у подрастающего поколения истинных национальных и общечеловеческих ценностей в сфере материальной и духовной культуры становится необходимым способом их ориентации в мире.Осуществить присоединение от семьи к начальной школе  и  от начальной школы к средней школе.  Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности  и  завершенности курса « ИСТОКИ » в рамках начальной школы.



Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел

Форма организации

Основные виды деятельности

Родной очаг

ИМЯ– Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ–мир самых близких людей. Любовь. Забота. Согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД –люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Честь рода

ДОМ – территория семьи. Мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ-земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД – в чем его отличие от дерени. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Ресурсный круг

Работа в парах

Презентация работ

Оценивающий тренинг

АФО  ресурсный круг «Имя и доброе качество»

Ставить проблемный вопрос к тексту и находить на него ответ.

АФО работа в паре «Семья». Усвоить основные нравственные заповеди.

АФО ресурсный круг     « За что я благодарен родителям?» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО работа в паре «Родовое дерево»

АФО ресурсный круг «Дом». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО работа в паре «Родственные вещи».

Оценивающий тренинг работа в паре «Занятия жителей деревни». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО ресурсный круг «Город». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО работа в паре «Вечные ценности». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Оценивающий тренинг.

Родные просторы

НИВА И ПОЛЕтруд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС–как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса7 тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА–о чем говорят названия рек?  Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов7 течение реки и ход времени. Вода живая. Мертвая и святая.

МОРЕ-ОКЕАН–как море служит человеку7 в чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ – ДОРОГА- путь к счастью. Путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

Ресурсный круг

Работа в парах

Оценивающий тренинг

Презентация работ

АФО работа в паре «Поле и школа». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа?»

АФО ресурсный круг «Лес»

АФО «Дары и тайны леса» - работа в четверке

АФО работа в паре «Вода – святая вода – живая вода» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО ресурсный круг «Река» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Толковый словарь: поморы. Презентация по тексту учебника http://www.svetoch-opk.ru

АФО работа в паре «Путь-дорога»

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО ресурсный круг «Значимые цели жизни»

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека?» оценивающий тренинг

Труд земной

СЕВ И ЖАТВА–народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ–какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ–прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА-УМЕЛЬЦЫ– что строили из дерева? Как рубили дома? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе..

ЯРМАРКА – купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народны праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

Ресурсный круг

Работа в парах

Работа в тройке

Работа в четверке

Презентация работ

Оценивающий тренинг

АФО работа в паре «Про кого так говорят?»

АФО ресурсный круг  «Кто важнее?»

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг « Ткачихи-рукодельницы»

АФО работа в паре «Такие разные ткани»

АФО работа в четверке «Инструменты плотника»

АФО ресурсный круг «Мастера-плотники»

АФО работа в тройке «Подкуем лошадку», оценивающий тренинг

АФО ресурсный круг «Кузница»

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг «Ярмарка»

АФО работа в четверке «Труд земной и орудия труда», оценивающий тренинг

Труд души

СЛОВО–слова умные, добрые. Меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово библии.

СКАЗКА–как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ-песня рождается. Когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная.

ПРАЗДНИК–смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.

КНИГА – библия – Книга книг. Книга  рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА – образ иного. Преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный уголок. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ– почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

Ресурсный круг

Работа в четверке

Презентация работ

Оценивающий тренинг

«АФО работа в четверке «Какое бывает слово?»

АФО Ресурсный круг «Подари доброе слово» АФО работа в четверке «Уроки сказки» (по сказке Морозка) АФО ресурсный круг «Душа поет»

 АФО работа в четверке «Праздничная песня АФО работа в четверках «Смысл праздника», оценивающий тренинг АФО ресурсный круг «Любимый праздник»» АФО ресурсный круг «Любимая книга». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО Ресурсный круг «Икона», «Иконописный образ» АФО работа в четверке «Храм души», оценивающий тренинг Ресурсный круг «Мир, в котором мы живем» оценивающий тренинг


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Количество часов

  1. 1

07.09.

Введение в предмет. Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имя наречения.

1

  1. 2

14.09

Семья. Семейные традиции. Любовь.  Забота. Согласие.

1

  1. 3

21.09

Семья. Родители. Почитание родителей.Обязанности в семье.

1

  1. 4

28.09

Род. Родина. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколение. Родовое древо

1

  1. 5

05.10

Дом. Порядок. Уклад. Ритм жизни дома. Родительский дом. Мир вещей. Семейные реликвии.

1

  1. 6

12.10

Праздники дома. Любимый праздник. Практическая работа

1

  1. 7

19.10

Деревня-кормилица. Земледельцы. Община. Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка

1

  1. 8

09.11

Город – труженик. Щит Отечества. Город. Твердыня веры. Хранитель культуры

1

  1. 9

16.11

Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Обобщающий урок по разделу «Родной очаг»

1

  1. 10

23.11

Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная

1

  1. 11

30.11

Труд земной и труд души на ниве. «Нива – божья ладонь».

1

  1. 12

07.12

Лес. Зеленый друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса.

1

  1. 13

14.12

Река. Название реки. Ручей -река-море-океан. Течение времени. Живая. Мертвая и святая вода

1

  1. 14

21.12

Река. Красота и польза. Река. Истоки. Жизнь нрав реки. Река – дорога

1

  1. 15

28.12

 Работа в паре «Как море воспитывает человека?»

1

  1. 16

11.01

Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство.

1

  1. 17

18.01

Дорога жизни. Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрестки.

1

  1. 18

25.01

Обобщающий урок «Родные просторы»

1

  1. 19

01.02

Сев и жатва. Труд земной. Пахота. Пашня. Пахарь, сеятель. Страда. Народные приметы.

1

  1. 20

08.02

Домашние животные. Забота о домашних животных. Любовь к животному. Братья меньшие.

1

  1. 21

15.02

Ткачихи. Женский труд. Ткачество. Терпение. Посиделки. Прядение. Рукодельницы. Лен. Полотно. Терпение. Сноровка

1

  1. 22

20.02

Мастера-плотники. Плотницкое дело. Добросовестность. Рассудительность. Сруб. Артель. Топор. Мастерство

1

  1. 23

01.03

Мастер-кузнец. Кузница. Сила и ловкость. Кузнецы-умельцы. Горн. Мечи. Молот. Наковальня.

1

  1. 24

15.03

Ярмарка. Праздник. Честная торговля. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар.

1

  1. 25

22.03

Ярмарка.

1

  1. 26

29.03

Обобщающий урок «Труд земной»

1

  1. 27

02.04

Слово. Труд души. Слово истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва.

1

  1. 28

05.04

Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость.  

1

  1. 29

12.04

Песня. Душа поет. Народная песня. Частушка. Песня. Духовные песнопения. Гимн.

1

  1. 30

19.04

Праздник. Будни и праздники. Смысл праздника. Праздник. Радостный труд души.

1

  1. 31

26.04

Книга. Книга книг- Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб

1

  1. 32

17.05

Икона. Слово в образе. Икона. Лампада. Красный угол.

1

  1. 33

24.05

Храм – дом Божий. Купол. Крест. Храм – дом Божий. Внутреннее убранство. Храм и человек.

1

  1. 34

31.05

Обобщающий урок. «Труд души»

1

Итого

34


Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение:

Е.Ю.Давыдова, И.А.Кузьмин. Учебное пособие «Азбука Истоков «Золотое сердечко»

Е.Ю. Давыдова. Тетрадь по чтению к Азбуке Истоков

Е.Ю. Давыдова. Прописи в 2-х частях к Азбуке Истоков.

Материально-техническое обеспечение

Учебное оборудование.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Компьютерный стол.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

 Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.

Компьютерная техника

Документ-камера

Ноутбук

Интерактивная доска

Проектор

Принтер, сканер

Мобильный класс

Электронные образовательные ресурсы

Аудиозаписи в соответствии с программой внеурочной деятельности

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Образовательные  Интернет-ресурсы

http://www.istoky-co.ru/print.php



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21  имени В. Овсянникова-Заярского»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

 объединения, протокол №1

от  «  » августа  2020 г.

руководитель  МО ____________

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете школы протокол № 1

от « » августа 2020 г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

им. В. Овсянникова-Заярского

_____________/

Приказ №  

от «» августа 2020 г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

направление: социальное

«Моя безопасность»

2 Г класс

на 2020–2021 учебный год

                                                        Составитель:

                                                        Пештерян Светлана Николаевна,        

                                                        учитель начальных классов

                                                        высшая квалификационная категория

Нижневартовск, 2020

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Моя безопасность» предназначена для обучающихся 2Г класса МБОУ «СШ № 21».  

Программа «Моя безопасность» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и предназначена для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Цель курса внеурочной деятельности: развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты  

Личностные результаты:

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и меняющемся мире.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • Овладениеспособностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  • Овладение способностью решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  • Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Предметные результаты:

  • Овладение знаниями об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
  • Формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
  • Формирование умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
  • Формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
  • Формирование умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
  • Формирование умения оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
  • Овладение знаниями устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации.
  • Овладение умениями оказывать первую медицинскую помощь.

Воспитательные  результаты:

  • Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, безопасного поведения детей.

Содержание курса внеурочной деятельности «Моя безопасность»,

формы организации и виды внеурочной деятельности

№ п/п

Основное содержание

Всего

часов

Форма

организации

Виды деятельности

Опасные ситуации природного характера

6

Беседа-диалог,

игры, экскурсии,

практические занятия,встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы,просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением

Оценивать свои действия и контролировать их.   Приобретать умения, учитывать мнение собеседника

Привить обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни.

Сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности

Выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций

Опасные ситуации техногенного характера

4

Опасные ситуации социального характера

6

Дорожно-транспортная безопасность

11

5.

Подготовка к активному отдыху на природе

7

Всего

34

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Моя безопасность»

№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Количество часов

 По

плану

По

факту

Опасные ситуации природного характера (6 часов)

1.

Гроза. Правила безопасного поведения

1

2.

Буря. Правила безопасного поведения

1

3.

Смерч. Правила безопасного поведения

1

4.

Землетрясение. Эвакуация

1

5.

Обвалы, оползни, сели

1

6.

Оперативные службы района

1

Опасные ситуации техногенного характера (4 часа)

7.

Пожары и взрывы

1

8.

Лесные пожары

1

9.

Выброс ядовитых веществ

1

10.

Гидродинамические аварии

1

Опасные ситуации социального характера (6 часов)

11.

Правила обращения с электроприборами

1

12.

Правила обращения с газовыми приборами

1

13.

Радиационная опасность

1

14.

Освобождение заложников

1

15.

Службы защиты от опасностей нашего района

1

16.

Предупреждение бытового травматизма

1

Дорожно-транспортная безопасность (11 часов)

17.

Безопасность в авиатранспорте

1

18.

Безопасность в железнодорожном транспорте

1

19.

Правила поведения в метро

1

20.

Безопасность в наземном транспорте

1

21.

Правила перехода через дорогу

1

22.

Личная безопасность на улице

1

23.

Выбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой

1

24

Виды перекрестков. Игра «Угадай, какой знак»

1

25.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

 Ее предназначение и задачи

1

26.

Езда на велосипеде, скутере

1

27.

Экскурсия по улицам поселка. Изучение дорожной разметки

1

Подготовка к активному отдыху на природе (6 часов)

28.

Правила поведения в лесу

1

29.

Укусы насекомых

1

30.

Дикие животные

1

31.

Правила поведения на воде

1

32.

Помощь утопающему

1

33.

Уроки Айболита. Солнечный удар, носовое кровотечение, ожоги

1

34

Уроки Айболита. Солнечный удар, носовое кровотечение, ожоги

34 часа

Уроки Айболита. Солнечный удар, носовое кровотечение, ожоги

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение:

Азбука безопасной и здоровой жизни: книга для первоклассников/ И.С. Артюхова. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 80.: ил.

Материально-техническое обеспечение

Компьютерная техника

Моноблок

Интерактивная доска

Проектор

Принтер, сканер

Образовательные Интернет-ресурсы https://www.youtube.com/watch?v=pMfeKQgfwTo&list=PLjS7uSjisk_SCTPpVrHyShTbuTjKqgZdS&index=3&t=0s 



Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании методического объединения, протокол №1

от  «30» августа  2021 г.

руководитель  МО ____________

Принята

на Педагогическом совете    школы

протокол № 1

от «31» августа 2021г

     Утверждаю:

     Директор школы

     _____________/Е.А. Левицкая

     Приказ № 284

     от «31» августа 2021г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21имени Овсянникова-Заярского»

 

  

                                        Составитель: Пештерян Светлана Николаевна

                                        учитель начальных классов,

                                        первой квалификационной категории

 

Нижневартовск, 2021

Пояснительная записка

 Программа курса внеурочной деятельности «Пластилиновая фантазия» предназначена для обучающихся 3 классов МБОУ «СШ № 21 им. В. Овсянникова-Заярского».  Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и с учетом общеинтеллектуального направления во внеурочной деятельности. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

Цели курса внеурочной деятельности:

  • организация досуговой деятельности обучающихся; 
  • развитие умения быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  •  привитие эстетического вкуса, пробуждение творческой активности у обучающихся;
  • приобретение знаний, умений и навыков выполнения картин из пластилина;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.  
  • обучение выполнению сборки и оформлению работы.

Задачи курса внеурочной деятельности:  

Обучающие:

  • знакомить детей с основными видами лепки;
  • формировать умения следовать устным инструкциям;          
  • формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина;
  • реализовать творческие и эстетические способности обучающихся;
  • формировать умения работы в коллективе;
  • Развивающие:
  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
  • развивать конструктивное мышление и сообразительность;
  • формировать эстетический и художественный вкус;
  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
  • развивать фантазию, воображение, творческое мышление обучающихся;
  • создавать условия для самостоятельного творчества;
  • соблюдать правила техники безопасности;

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к декоративно-прикладному искусству;
  • формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  • способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
  • совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
  • воспитывать усидчивости, аккуратности, трудолюбия;

Результаты курса внеурочной деятельности «Пластилиновая фантазия»

Личностные результаты:

  • Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности.
  • Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
  • Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности  выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
  • Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)
  • Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»
  • Формирование предпочтения классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома.
  • Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  •  использовать  общие приёмы решения задач;
  •  контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  •  самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Познавательные УУД:

  •  узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;
  •  использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  •  моделировать;

Коммуникативные УУД:

  •  обработка информации;  
  •  оценка информации; 
  •  подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
  •  установление причинно-следственных связей;
  •  обобщение;
  • построение рассуждения.        
  •  преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  •  ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  •  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
  •  определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
  •  составлять план и последовательность действий;
  •  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  •  предвосхищать результат;
  •  сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  •  использовать установленные правила в контроле способа решения;
  •  вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия .
  •  определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  •  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  •  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;

Воспитательные УУД:

  •  определять общую цель и пути ее достижения;
  •  осуществлять взаимный контроль;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;
  •  задавать вопросы;
  •  строить понятные для партнёра высказывания;
  •  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
  •  разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  •  координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  •  аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Содержание курса «Пластилиновая фантазия»,

с указанием формы организации и виды внеурочной деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Материалы и инструменты.

Игровой тренинг

Выработка правил поведения по организации работы в технике пластилинография: освещение, одежда, посадка, поддержание чистоты и порядка.  Правила работы с пластилином. Просмотр презентации по теме. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Знакомство с видами основ для сюжетной картинки.

Проект «Там на неведомых дорожках...». Подготовка. Подбор материала для создания панно. Изделие «Озеро».

Ролевая игра

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Изделие «Лягушки»

Комбинированное занятие

Просмотр презентации по теме. Литературные сведения о предмете изготовления. Беседа с показом образца. Рассмотрение  этапов  изготовления изделия «Лягушка». Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.        Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. Оформление мини-музея «Лягушки».

Изделия «Деревья (шишки) расцвели»

Мастерская

Просмотр презентации по теме. Энциклопедические и литературные  сведения о жанре изобразительного искусства - пейзаж. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. Подготовка эскиза, основы, фона. Подбор цветового решения.  Выполнение работы

Изделия «Деревья (шишки) расцвели»

Комбинированное занятие

Выполнение некоторых деталей в пластилинографии: трава, маленькие цветы в траве, сборный цветок, листок, лапки или коготки, оформление. Информация познавательного характера.

Лепка конструктивным   способом из разных частей. Изделия «Зайцы», «Лисы», «Волки», «Медведи».

Мини-проект

Просмотр презентации по теме. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью животных. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций с участием вылепленных животных.

Лепка конструктивным   способом из разных частей. Изделия «Зайцы», «Лисы», «Волки», «Медведи».

Мини-проект

Просмотр презентации по теме. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью животных. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций с участием вылепленных животных.

Изделия «Шрек»

Мини-проект

Просмотр презентации по теме. Через мини-проект решать проблемные жизненных ситуаций с персонажами мультфильма. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Просмотр мультфильма (отрывков), разбор ситуаций. Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью мультипликационных героев. Работа по стеклу. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций.

Изделия «Осёл».

Мини-проект

Просмотр презентации по теме. Через мини-проект решать проблемные жизненных ситуаций с персонажами мультфильма. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Просмотр мультфильма (отрывков), разбор ситуаций. Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью мультипликационных героев. Работа по стеклу. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций.

Изделие «Фиона», «Кот», «Говорящий пряник». Коллективная работа. Композиция по теме.

Мини-проект

Просмотр презентации по теме. Через мини-проект решать проблемные жизненных ситуаций с персонажами мультфильма. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Просмотр мультфильма (отрывков), разбор ситуаций. Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью мультипликационных героев. Работа по стеклу. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций.

Изделие  «Дом Шрека». Коллективная работа.

Комбинированное занятие

Просмотр презентации по теме. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Просмотр мультфильма (отрывков), разбор ситуаций. Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью мультипликационных героев. Работа по стеклу. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций.

Лепка из целого куска вытягиванием. Композиция к сказке «Любопытный слонёнок»

Комбинированное занятие

Презентация по теме. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Обобщить представления детей о слонах. Разобрать особенности внешнего вида слона. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

Презентация изделий пластилином  на стекле. Знакомство с технологией работы. Выбор темы.

Беседа с показом образца

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других (самостоятельная  деятельность детей)

Изделия «Тюльпан» и  «Кувшинка». Композиция по теме.

Беседа с показом образца

Просмотр презентации по теме. Энциклопедические и литературные  сведения о жанре изобразительного искусства - пейзаж. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения цветов посредством пластилинографии. Подготовка эскиза, основы, фона. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности, изображаемым объектам. Подбор цветового решения.  Заполнение рисунка пластилином.

Изделие «Сказка на стекле»

Беседа с показом образца

Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы, вливания одного цвета в другой.

Изделие «Сказка на стекле»

Комбинированное занятие

Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы, вливания одного цвета в другой.

Изделие «Снегурочка».

Коллективная работа. Композиция по теме.

Творческая мастерская

Презентация по теме. Учить детей приему обратного рисования пластилином на прозрачных поверхностях. Совершенствовать технические навыки работы с пластилином.

Закрепить технику создания изображения на плоскости  в полуобъёме при помощи пластилина.

Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей.

Пластика на стеклянной банке

Изделия «Аквариум». Изделия «Рыбки»

Комбинированное занятие

Презентация по теме. Трафаретные технологии пластилиновой живописи. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии.

Выполнение сложных изделий. Фантастические существа.  Лепка по желанию

Комбинированное занятие

Презентация по теме. Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других (самостоятельная  деятельность детей)

«Фантастическая страна»

Изделия «Человечки с других планет»

Игра, практикум

Презентация по теме. Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других (самостоятельная  деятельность детей)

Изделие «Летающая тарелка и инопланетяне».

Коллективная работа. Композиция по теме.

Мини-проект

Просмотр презентации по теме. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления.

Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью животных. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций с участием вылепленных животных.

«Пасха». Изделие «Кулич». Коллективная работа. Композиция по теме.

Творческая мастерская

Рассказ «Исторические сведения о Пасхе». Просмотр презентации по теме. Познакомить  детей с новой методикой изображения – «рисование пластилином», а именно научить приемам декорирования с последующим глянцеванием. Самостоятельное изготовление изделия «Пасхальный кулич». Работа над композицией. Отчет о проделанной работе. Оформление коллективной  композиции «Пасхальный кулич»

«Пасха». Изделие «Пасхальное яйцо». Коллективная работа. Композиция по теме.

Творческая мастерская

Рассказ «Исторические сведения о Пасхе». Просмотр презентации по теме. Познакомить  детей с новой методикой изображения – «рисование пластилином», а именно научить приемам декорирования с последующим глянцеванием. Самостоятельное изготовление изделия «Пасхальное яйцо». Работа над композицией. Отчет о проделанной работе. Оформление коллективной  композиции «Пасхальное яйцо»

«Птичий двор». Изделие «Курица с цыплятами»

Беседа с показом образца

Презентация по теме. Обобщить представления детей о домашних птицах. Разобрать особенности внешнего вида курицы и цыплят. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

«Птичий двор». Изделия «Петушок».

Беседа с показом образца

Презентация по теме. Обобщить представления детей о домашних птицах. Разобрать особенности внешнего вида петуха. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

«Птичий двор». Изделия  «Индюк». Композиция по теме.

Беседа с показом образца

Презентация по теме. Обобщить представления детей о домашних птицах. Разобрать особенности внешнего вида индюка. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

Пластика на стекле. Звёздное небо»        . Изделия «Луна и звёзды».

Комбинированное занятие

Просмотр презентации по теме. Энциклопедические и литературные сведения о предмете. Рассматривание образца. Рассмотрение технологической схемы изготовления изделия. Формирование композиционных навыков. Подбор цветового решения. Работа по образцу над композицией. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Оформление мини выставки «Звездное небо».

«Подводное царство»

Изделия «Рыбка» и Морской конёк».

Беседа с показом образца

Презентация по теме. Обобщить представления детей о животных водоемов. Разобрать особенности внешнего вида рыб и морского конька. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

«Подводное царство» Изделия «Крабы и морские звёзды». Композиция по теме.

Беседа с показом образца

Презентация по теме. Обобщить представления детей о животных водоемов. Разобрать особенности внешнего вида краба и морской звезды. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

«Джунгли». Изделие «Слон». Изделие «Черепаха». Изделие «Пальма».

Коллективная работа. Композиция по теме.

Беседа с показом образца

Презентация по теме. Обобщить представления детей о животных и растениях джунглей. Разобрать особенности внешнего вида слона и черепахи, особенности строения пальмы. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы.

Мастерская

Подготовка к участию в городских, районных конкурсах. Изучение положений. Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ.

Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы.

Мастерская

Подготовка к участию в городских, районных конкурсах. Изучение положений. Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ.

Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы.

Мастерская

Подготовка к участию в городских, районных конкурсах. Изучение положений. Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ.

Итоговое занятие «Вот что я умею»

Конкурс

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других (самостоятельная  деятельность детей)

Тематическое планирование

№ п/п

По факту

Тема занятия

Количество

часов

 1

Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Материалы и инструменты.

1

2

Изделие «Озеро».

1

3

Изделие «Лягушки»

1

4

Изделия «Деревья (шишки) расцвели»

1

5

Изделия «Деревья (шишки) расцвели»

1

6

Изделия «Зайцы», «Лисы», «Волки», «Медведи».

1

7

Изделия «Зайцы», «Лисы», «Волки», «Медведи».

1

8

Изделия «Шрек»

1

9

Изделия «Осёл».

1

10

Изделие «Фиона», «Кот», «Говорящий пряник».

1

11

Изделие  «Дом Шрека». Коллективная работа.

1

12

Композиция к сказке «Любопытный слонёнок»

1

13

Презентация изделий пластилином  на стекле.

1

14

Изделия «Тюльпан» и  «Кувшинка».

1

15

Изделие «Сказка на стекле»

1

16

Изделие «Сказка на стекле»

1

17

Изделие «Снегурочка».

1

18

Изделия «Аквариум». Изделия «Рыбки»

1

19

Выполнение сложных изделий. Фантастические существа.  Лепка по желанию

1

20

Изделия «Человечки с других планет»

1

21

Изделие «Летающая тарелка и инопланетяне».

1

22

«Пасха». Изделие «Кулич».

1

23

«Пасха». Изделие «Пасхальное яйцо».

1

24

«Птичий двор». Изделие «Курица с цыплятами»

1

25

«Птичий двор». Изделия «Петушок».

1

26

«Птичий двор». Изделия  «Индюк».

1

27

 Изделия «Луна и звёзды».

1

28

«Подводное царство». Изделия «Рыбка» и Морской конёк».

1

29

«Подводное царство» Изделия «Крабы и морские звёзды».

1

30

«Джунгли». Изделие «Слон». Изделие «Черепаха». Изделие «Пальма».

1

31

Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы.

1

32

Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы.

1

33

Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы.

1

34

Итоговое занятие «Вот что я умею»

1


Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Больгерт, Н. Больгерт Сергей «Мультстудия. Пластилин. Лепим из пластилина и

снимаем мультфильмы своими руками». М. – РОБИНС, 2012г.

  1. Волкова, Н. «Разноцветный пластилин»: М. -2011г.
  2. М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения: М. - ИД

«ВЛАДИС», 2008г.

  1. Уроки лепки из пластилина: практическое пособие/Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб. -
  2. Ростов н/Д: Феникс, 2012
  3. Сказочный пластилин/ Н.Д. Диденко. -М.: Суфлер; Ростов н/Д: Феникс,2013г.
  4. Багрянцева А., Зоопарк из пластилина – М.: Эксмо,2013г.
  5. Лесовская С., Зверушки из пластилина. – М.: Эксмо, 2013г.

Материально-техническое обеспечение

Учебное оборудование:

  1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  2. Стол учительский с тумбой.
  3. Компьютерный стол.
  4. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
  5. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
  6. Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
  7. Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.

Компьютерная техника:

  1. Документ-камера
  2. Компьютер
  3. Интерактивная доска
  4. Проектор
  5. Принтер, сканер

Электронные образовательные ресурсы:

  1. Аудиозаписи в соответствии с программой внеурочной деятельности
  2. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Образовательные Интернет-ресурсы:

  1. Сайт. Всё для детей http://allforchildren.ru
  2. Сайт. Страна Мастеров http://stranamasterov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ."

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,личностно-ориентированный,деятельностный подходы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы проектной деятельности »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельностидля 2-4 классов«Основы проектной деятельности »...

"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы

quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы  Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Проектная деятельность»

Проектная деятельность- важный аспект формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Исследовательскую проектную деятельность можно включать не только в систему уроко...