Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу "Шахматы"
рабочая программа (4 класс)

Басс Наталья Михайловна

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу "Шахматы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа для 4 класса  разработана на основе:

-основной образовательной программой начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;

- программы: Волкова Е.И., Прудникова Е.А.    Программа  для 1-4 классов общеобразовательных организаций  «ШАХМАТЫ ШКОЛЕ»; М., 2016, 35с.,

-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные результаты освоения – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.

Это: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

 - формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

-  формирование основ шахматной культуры;

 - понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

 - готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;  

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; - этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

 - умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим

Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; - овладение способом структурирования шахматных знаний; - овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; - овладение способом поиска необходимой информации; - умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; - овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; - умение строить логические цепи рассуждений; - умение анализировать результат своих действий; - умение воспроизводить по память информацию; - умение устанавливать причинно – следственные связи; - умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД: - находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;  - умение донести свою позицию до других; - умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Шахматы школе». B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести: - знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека; - знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала; - навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры

   В результате освоения Программы обучающиеся начального общего образования общеобразовательных организаций должны: знать /понимать: - правила техники безопасности во время занятий;

 - историю возникновения и развития шахматной игры;

- чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущие шахматистов мира;

- вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

 - историю возникновения   шахматных соревнований, правила проведения соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные) качества   шахматиста - спортсмена;

  - историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;

 – использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.            

Одновременно обучающиеся должны приобрести следующие умения и навыки.

К концу четвертого учебного года (четвертого класса) обучающиеся должны:

  владеть основными шахматными понятиями;

 владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;

 находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в 2-3 хода;

  знать и применять основные принципа развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;

  уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;

  разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;

  уметь реализовывать материальное преимущество;

  принимать участие в шахматных соревнования

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры. История шахмат. Шахматная игра как спорт в международном сообществе, цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение. История зарождения и развития шахматной игры, их роль в современном обществе. Чемпионы Мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.  

Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время занятий, понятие о травмах и их предупреждении. Правила проведения шахматистов. Шахматные соревнования и правила поведения спортсменов.   Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии., основы дебюта, атака на рокировавшегося и не рокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико -  соревновательная деятельность: конкурсы решения задач, спаррингК, соревнования, шахматные праздники.

  1. Тематическое  планирование в 4 б классе

Тема

дата

факт

примечание

1

Развитие шахматной культуры и спорта в России.

2

Основные принципы игры в дебют

3

Перевес в развитии

4

Атака на короля

5

Перевес в пространств

6

Оценка позиции

7

План игры

8

Выбор хода

9

Открытые дебюты

10

Полуоткрытые дебюты

11

Закрытые дебюты

12

Гамбиты

13

Тактический прием: мельниц

14

Тактический прием: перекрытие

15

Тактический прием: рентген

16

Конкурс решения позиций  «Как бы вы сыграли?»

17

Анализ шахматной партии.  «Найди ход».

18

Шахматный турнир

19

Шахматный турнир

20

Шахматный турнир

21

Шахматный турнир

22

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи  и короля (король слабейшей стороны расположен перед проходной пешкой, пешка на вертикали d или е).

23

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля  (король слабейшей стороны расположен перед проходной пешкой, пешка на вертикали c (f) и b (g).

24

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи  и короля (король слабейшей стороны расположен не перед проходной пешкой, проходная пешка на 7-й, 2-й горизонтали).

25

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи  и короля (король слабейшей стороны расположен не перед проходной пешкой, проходная пешка на 6-й, 3-й горизонтали).

26

Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю

27

Простейшие легкофигурные окончания:

 мат конем и слоном одинокому королю

28

Конкурс решения позиций «Как бы вы сыграли»?

29

Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом.

30

Шахматный турнир

31

Шахматный турнир

32

Шахматный турнир

33

Шахматный турнир

34

Шахматный праздник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...