Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Развитие деятельностно-практического подхода в формировании гражданского самосознания воспитанников санаторной школы»
методическая разработка (4 класс)

Силяева Анна Михайловна

Обобщение опыта работы по теме самообразования:  «Развитие деятельностно-практического подхода в формировании гражданского самосознания воспитанников санаторной школы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhd.samosozanie_2022_silyaeva.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное оздоровительное образовательное

учреждение санаторного типа для детей,

нуждающихся в длительном лечении,

"Зеленоборская санаторная школа-интернат"

Выступление на методическом объединении.

Обобщение опыта работы по теме самообразования:

«Развитие деятельностно-практического подхода в формировании гражданского самосознания воспитанников санаторной школы»

Воспитатель: Силяева А. М.

2022 год

г.п. Зеленоборский

 «Развитие деятельностно - практического подхода
в формировании гражданского самосознания воспитанников санаторной школы»

Нет универсального рецепта, как воспитать ребёнка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Сегодня главное состоит в том, чтобы возродить в обществе чувство истинного патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать у молодёжи социально значимые качества, которые она сможет проявить в созидательном процессе, в совершенствовании всех видов деятельности, которые связаны с защитой и процветанием нашего Отечества.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. 

Ведущая целевая установка ФГОС нового поколения является воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества.

Цель патриотического воспитания – способствовать формированию гражданского сознания, нравственных позиций (воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение представлений детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, воспитание чуткости, доброты и милосердия)

Каждое новое поколение молодёжи по целому ряду показателей социального положения и развития заметно уступает предыдущему. Оно менее развито в физическом,  духовном и культурном отношениях, более безнравственно и криминально, с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к своей Родине, к труду, отчуждено от общества, государства, политики.  

Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям современного мира, возрождении традиций нашей страны.

Цель: создание условий для развития гражданско-патриотического самосознания подрастающего поколения: гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей.

Задачи:

- развивать духовно- нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными;

 - воспитывать чувство долга, ответственности, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям;

 - формировать интерес к истории своей малой Родины;

- активизировать работу через участие в общешкольных мероприятиях;

- развивать художественно–эстетические, творческие, познавательные способности воспитанников и самореализация их в различных видах деятельности.

 Гражданское самосознание - осознание личностью своей принадлежности к государству, своих прав и обязанностей, что проявляется в стремлении найти свое место в обществе, реализовать себя в социально полезной деятельности.

 Гражданское самосознание – представление человека (личности) о самом себе как гражданине, на основе которого он строит своё поведение во взаимодействии с другими людьми.

Гражданское самосознание является неотъемлемой составляющей развития личности.

Гражданственность, как известно, предполагает не только любовь к Родине, уважение к историческому прошлому, но и активную жизненную позицию человека неравнодушного, ответственного, сопереживающего тому, что происходит вокруг, пытающего изменить ситуацию к лучшему, уверенного в этом, понимание личной ответственности за свои действия перед обществом.

Формирование гражданского самосознание и чувства патриотизма в системе своей воспитательной работы осуществляю посредством реализации деятельностного подхода, т. к развитие личности человека возможно через деятельность и в процессе деятельности. Ребёнку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая и досуговая. Ведь только в деятельности укрепляются и изменяются отношения между детьми. Этому способствует использование деятельностного подхода.

Поэтому в своей работе приобщаю детей быть активными, неравнодушными, стараться участвовать во всех мероприятиях не пассивными слушателями и наблюдателями, а активными участниками и создателями. Но деятельность нужно организовать таким образом, чтобы ребёнок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

Одним из основных направлений моей работы является формирование гражданского самосознания воспитанников через любовь к родному краю, мотивация сохранения и развития культурного, исторического и природного наследия своего народа, ответственность за свои поступки, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств, общечеловеческих ценностей, активной жизненной позиции.

При реализации намеченной работы ориентируюсь на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, активно использую и применяю следующие современные образовательные технологии и их элементы:

- здоровьесберегающие;

- коммуникативные;

- игровые;

- элементы ИКТ;

- технологию личностно - ориентированного подхода, которая позволяет учитывать индивидуальные способности, возможность заниматься на определенном уровне трудности, что особенно актуально в условиях санаторной школы-интерната.

Для достижения поставленной цели и решения задач по развитию гражданского самосознания у воспитанников в своей работе использовала различные формы и методы работы с воспитанниками:

 - традиционные мероприятия, направленные на сплочение детского коллектива (игры на знакомство, «Огонёк дружбы», «День именинника»  «Вечёрние свечки»), помогающие привить навыки коллективного анализа, воспитать в детях культуру общения — научить искусству разговора – слушать и слышать друг друга;

- КТД. В ходе творческой мастерской « Цветы Победы» ребята смогли изготовить красные гвоздики своими руками, а также с интересом узнали, почему эти цветы считают символом Дня Победы и почему ветеранам войны принято дарить эти цветы. Дело в том, что красная гвоздика символизирует кровь, пролитую героями за свою родину. Кроме того, гвоздика – стойкий, «выносливый» цветок. В рамках школьного проекта "Знаменательные вехи Великой Победы" результатом совместной творческой деятельности команды "Патриоты" стало  участие в акции "Окно Победы";

- в ходе круглого стола "Всё о нашем Заполярье" ребята команды "Северное сияние" открыли для себя мир замечательных произведений О. Бундура, автора, проживащего в г. Кандалакша: душевные стихи о семье и друзьях, рассказы о северном крае, узнали интересные факты биографии Олега Семёновича.Также ребята познакомились с творчеством другого нашего земляка, Николая Колычева, который также проживал в г. Кандалакша.
Один из участников команды с удовольствием прочитал его стихи. Как оказалось, он является внуком Николая Ефремова, основателя "Рубцовских чтений", который был близко знаком с Николаем Колычевым;

- чтение краеведческой литературы (краеведческие чтения «Моё родное Заполярье;  чтение рассказов о природе родного края; конкурс чтецов; читательский экочас «По страницам Красной книги» - участники познакомились с самой книгой, узнали какие виды растений и животных считаются редкими, а также обсудили причины их исчезновения. В завершение ребята высказали свои пути решения проблемы);

- видеолекторий. В рамках реализации модуля "Экологическое воспитание", который проходил под девизом "Земля - наш общий дом» был проведён видеолекторий «Беречь мы будем Землю». После демонстрации видеофильма «Как люди уничтожают землю. Последствия человеческой деятельности» состоялось обсуждение одной из главных экологических проблем современного общества – проблемы мусора. Ребята порассуждали о причинах и последствиях данной проблемы, узнали, чем занимается наука «гербология». В завершение беседы участники пришли к выводу о том, что будущее планеты зависит от гуманного и ответственного отношения каждого из нас, потому что переселяться с Земли человечеству некуда и надо дорожить тем, что имеем - нашей планетой, на которой есть уникальное для Вселенной чудо под названием жизнь.Также перед слушателями выступили сами участники, рассказав об истории борьбы с мусором, о раздельном сборе ТБО, а также поделились наблюдениями о применении сортировки мусора в своём городе Мурманске;

 - мини – проект. В предверии Международного дня мира ребята команды "Винкс" стали участниками мини – проекта " Мир начинается с тебя". В ходе беседы дети узнали, кем и в связи с чем учреждён этот праздник, как официально называется этот день. Также ребята порассуждали о возможных причинах возникновения войн, предложили свои пути решения конфликтов. В процессе просмотра видеоролика участников до глубины души тронула история девочки Садако Сасаки, которая стала символом протеста против войны. Итогом мероприятия стало создание белых журавликов - символов добра и мира, на которых участники написали свои добрые пожелания;

- конференция "Крым. А вы знали об этом?".  Цель мероприятия:   формирование представлений о значимости воссоединения России и Республики Крым, создание условий для развития чувства патриотизма и гражданской солидарности. 

- кинооуроки. В рамках киноурока был представлен короткометражный фильм " Лошадка для героя" о подвиге маленького мальчика на оккупированной фашистами территории, о современной девочке, игнорирующей значение победы советского народа в жестокой и кровопролитной войне. После просмотра ребята рассуждали о важном понятии «чувство долга», силе характера, героизме и чувстве долга десятилетнего разведчика Виктора Белокопытова и пришли к выводу, что необходимо бережно хранить память о героических поступках, а также поняли, почему так важно понимать это сегодня и проявлять эту память в обыденной жизни. Старшие воспитанники в ходе "Киноурока" посмотрели фильм "Великий" о девушке по прозвищу Скала" и о том, как встреча с учительницей музыки помогла переосмыслить своё отношение к жизни. После просмотра ребята обсудили поступки героев и каждый смог высказать свою точку зрения;

- открытые мероприятия. В преддверие Всемирного Дня хлеба, который ежегодно отмечается 16 октября, было проведено мероприятие "Слава хлебу на столе». Участники программы познакомились с историей возникновения хлеба, посмотрели презентацию "Горький хлеб Победы". В соревновательной форме ребята показали свои знания пословиц и поговорок о хлебе. С большим интересом участники изготовили изделия из солёного теста, а дружный "Каравай" вызвал эмоциональный отклик. Ребята пришли к выводу, что хлеб- это великая ценность!;

- интеллектуально – правовая игра «О правах и в шутку, и всерьёз», в ходе которой участники искали ответы на вопросы о трудовых правах несовершеннолетних,  конвенции, и о правах ребенка, обсудили права человека, а также рассмотрели различные профессии, проверили свои умения квалифицировать преступления. Закончилась игра туром «Имею право и не только», где команды определяли, что относится к правам, а что к обязанностям детей;

- «День самоуправления». Детское самоуправление  помогает почувствовать всю сложность человеческих отношений, способствует развитию социальной активности, самоорганизации, а  также способствует проявлению ответственности, формированию лидерских качеств личности при  организации досуга, режимных моментов.

- участие в акциях (в рамках акции #РДШ #СтражиЗемли , посвященной Всемирному дню окружающей среды 5 июня, была  создана видеоработа "Обращение Сосны к человеку", Всероссийский день бега «Кросс нации»);

- съёмка видеоролика «Связь поколений» из серии «Ералаш»;

- марафон народных игр познакомил  с русскими народными играми «Бездомный заяц", "Тише едешь - дальше будешь", "Красное знамя, ударное звено«, «Колечко», «Два Мороза»;

- участие в творческих конкурсах различного уровня.

В работе с детьми создавала условия переживания радости, счастья, гордости, удовлетворения (собой, сделанной работой, товарищами). Для повышения мотивации воспитанников использовала самостоятельно разработанные оригинальные грамоты и  дипломы.

С целью повышения педагогического мастерства, обмена опытом по теме самообразования приняла активное участие в следующих мероприятиях:

- Всероссийский форум «Педагоги России: онлайн – марафон «Каждый воспитатель и учитель – психолог»;

- программа повышения квалификации «Преподавание предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР);

- Всероссийский форум «Педагоги России: инновации в образовании», МАГУ, 1 Участие во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка» (видеопрочтение стихотворения о ВОВ).

Итак, чтобы обеспечить формирование патриотизма и гражданственности  воспитанников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений – от отношений в группе и до включения в общественно-социальную  жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:«Диагностика и коррекция как методы успешного формирования навыка чтения»

Некоторые приемы и виды диагностических работ по чтению, приемы формирования навыка чтения,упражнения для коррекции навыка чтения....

Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»

Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...

Обобщение опыта работы по теме Формирование УУД на уроках в начальной школе

Обощение опыта работы по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Развитие логического мышления на уроках гуманитарного цикла в начальной школе»

В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое о...

Обобщение опыта работы по теме «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через духовно-нравственное развитие личности»

Материал поможет педагогам начальных классов обобщить свой опыт работы по данной проблеме, увидеть недочеты и взять на заметку ещё неизвестное....