Программа работы с одарёнными детьми "Наши таланты" в начальной школе
рабочая программа (4 класс)

Вагентова Лариса Алексеевна

Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня — это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 4 имени Героя Советского Союза

А. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области

Программа работы

с одаренными детьми

«Наши таланты»

в начальной школе

.

Введение

         Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Исследования учёных убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых многие подчас не подозревают. Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер.

Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие детей с задатками одарённости (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.        

         В современной, психолого-педагогической науке, известны разные виды одаренности: академическая (способность учиться); интеллектуальная (умение анализировать, мыслить); творческая (нешаблонное оригинальное мышление); художественная (проявляющаяся в занятиях искусством); психомоторная (проявляющаяся, например, в спорте). Одаренность может быть явной (проявленной), когда нет сомнений в высоком уровне способностей в определенной области. Такие случаи достаточно редкие (от 1 до 3% в общей выборке одаренных детей). Одаренность может носить возрастной характер, то есть спустя определенное время исчезать. Наконец, одаренность может быть скрытой (потенциальной), по каким-либо причинам не проявившейся в деятельности ребенка, но которая может быть выявлена как перспективная (таких детей примерно 20-25% от общего числа учащихся).   Именно поэтому выявление одаренности и отбор детей с признаками одаренности является сложной процедурой, требующей наблюдения родителей и учителей, углубленной диагностики уровня развития способностей. В.И. Панов отмечает, что для большей эффективности эта диагностика не может ограничиваться применением только одной двух методик и должна включать групповую диагностику, индивидуальную диагностику и собеседование, пробный урок (игра, тренинг). Все эти методы должны обеспечивать вхождение ученика в образовательный процесс, а также помочь выявить детей со скрытой формой одаренности через создание обогащённой развивающей среды, содержащей различные возможности для проявления учащихся.

Актуальность программы

         Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня — это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Федеральные государственные образовательные стандарты делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на его творческую переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

       Проблема работы с такими учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

Цель программы:

-  уделять особое внимание психолого-педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностике интеллектуальной одарённости;

- осуществлять научно – методическое сопровождение по данному направлению;

- придерживаться принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему.

Задачи:

предусматривать методы самораскрытия одарённых обучающихся, их умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие;

- обеспечивать потребности в новой информации (информационно–коммуникативная адаптация);

-  создать условия для самореализации одарённых детей, оказывать помощь в самораскрытии (творческая направленность);

- повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка;

- внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными учащимися.

        Стратегия работы с детьми, имеющими задатки одарённости

I этап – аналитический –  выявление детей, успешных в какой-либо

II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.


III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

Методологическая основа выявления детей с задатками одарённости

     

Условно можно выделит три категории одаренных детей:

  • дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
  • дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности;
  • учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

 Характерные черты детей с задатками одарённости:

1)любопытство, любознательность, познавательность;

2)сверхчувствительность;

3)склонность к задачам дивергентного типа;

4)высокая концентрация;

5)отличная память;

6)большой словарный запас;

7)специфические интересы и склонности;

8)способность к самооценке;

9)способность к прогнозированию;

10)продуктивность мышления;

11)гибкость мышления;

12)оригинальность мышления.

Изучив все черты, можно сделать вывод, что к группе детей с задатками одарённости могут быть отнесены дети, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности;
  • имеют доминирующую, активную, познавательную потребность;
  • испытывают радость от умственного и творческого труда;
  • для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.

Система работы с такими детьми предполагает взаимосвязь четырех составляющих: семья, дети, педагоги, психологическая служба, каждая из которых вносит свой вклад в создание именно развивающей среды способных учеников.

Методики выявления способных детей

Методы исследования одарённости

  1. Психолого-педагогическая диагностика готовности к школьному обучению (Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И.)  
  2.  Входная предметная диагностика О.В. Смирнова  
  3. Педагогическая диагностика доминирующих способностей
  4. Методика А.И. Савенкова – карта одаренности.

Принципы выявления одаренных детей, предложенные отечественным исследователем проблемы детской одаренности А.И. Савенковым:

- комплексный характер оценивания различных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

- анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностями и интересами (включение ребенка в специальное организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

Для обеспечения подхода при выявлении одаренных детей целесообразно задействовать широкий спектр разнообразных методов:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями;
  • проведение «пробных» уроков, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей).

Однако, как показывает практика, возможность невыявления одаренности с помощью представленных выше средств также вероятна. Требуется длительное наблюдение, которое снизит риск ошибочных суждений.  Учителю в общеобразовательной школе сложно оценить всю широту данного вопроса. Достаточно выявить мотивированных, творческих, талантливых ребят и оказывать им психологическую помощь и поддержку.

Практическая работа по выявлению детей с задатками одарённости

  1. Диагностика первоклассников

Психолого-педагогическая диагностика готовности к школьному обучению Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И.    

Входная предметная диагностика О.В. Смирнова.

  1. Педагогическая диагностика доминирующих способностей.

Данную диагностику необходимо использовать на начальном этапе работы по рассматриваемому вопросу.

Ф.И. учащегося

Интеллектуальные

Художественные

Способности к научной работе

Литературные

Технические

Спортивные

  1. Методика «Карта одаренности» (А.И Савенкова) 


Основные направления системы работы

С учетом поставленных задач определены следующие стратегические направления развития школьной системы работы с талантливыми детьми в нашей школе.

Направление 1: управление развитием системы работы в школе.

Данное направление включает:

  • совершенствование нормативно-правовой базы развития системы работы с талантливыми детьми;
  • развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
  • разработку проектов, планов развития системы работы в образовательном учреждении;
  • внедрение постоянного мониторинга.

Направление 2: совершенствование многовариантной системы развития способностей детей.

Данное направление предполагает:

  • расширение направлений работы с родителями, функционирование на базе образовательных учреждений консультативных пунктов для родителей (законных представителей), направленных на повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и создания наиболее благоприятных семейных условий для формирования личности ребенка и развития способностей с раннего возраста;
  • продолжение работы по обновлению современной школьной инфраструктуры с целью ее соответствия современным требованиям;
  • внедрение в деятельность инновационных образовательных технологий;
  • разработку и реализацию индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка;
  • организацию проведения и расширение системы олимпиад, конкурсов, соревнований для школьников, в том числе дистанционных;
  • организацию для творческих детей фестивалей, конференций, семинаров и других мероприятий;
  • поиск и выявление творческих детей через участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

Направление 3: обеспечение научно-методического сопровождения развития системы работы с творческими детьми:

  • аккумулирование, систематизацию, изучение и отбор научно-методического материала, методик работы, диагностического инструментария по проблемам детской одаренности;
  • изучение, обобщение и распространение инновационного опыта работы;
  • создание методических рекомендаций;
  • организацию и проведение конкурсов инновационных разработок.

Направление 4: совершенствование информационного сопровождения развития системы работы с творческими детьми:

  • активное использование новых информационных технологий, дистанционного обучения;
  • создание и обеспечение работы сайтов;
  • создание объединенного школьного банка данных;
  • аккумулирование, изучение, отбор информации о проведении на территории Смоленской области и в других регионах конкурсов, олимпиад, фестивалей, соревнований, конференций, семинаров и других мероприятий для мотивированных детей и педагогов.

Направление 5: повышение профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам детской одаренности:

  • организация системы стажировок педагогических работников в специализированных центрах по работе с одаренными детьми, в образовательных организациях, реализующих инновационные проекты и программы, а также у лучших педагогов, работающих с одаренными детьми на территории Смоленской области;
  • проведение для педагогических работников научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», рабочих встреч, мастер-классов по проблемам работы с мотивированными детьми.

Направление 6: осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности.

Данное направление включает:

  • индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение педагогом психологом каждого ребенка с признаками одаренности на всех возрастных этапах;
  • разработку моделей и методик применения в начальной школе комплексных индивидуальных психолого-педагогических мониторингов с целью выявления детей с признаками одаренности.

       

Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у детей

 Творческие способности

  • Способность рисовать.
  • Дивергентное мышление. (Творческое мышление, результатом которого является получение принципиально новой информации или отыскание ранее неизвестных решений проблемы.)
  • Гибкость в мышлении и действиях.
  • Быстрота мышления.
  • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
  • Богатое воображение.
  • Высокие эстетические ценности.

 Познавательные способности и навыки

  • Владение большим объемом информации.
  • Богатый словарный запас.
  • Перенос усвоенного материала на новый материал.
  • Установление причинно - следственных связей.
  • Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
  • Умение делать выводы.
  • Умение интегрировать и синтезировать информацию.
  • Участие в решении сложных проблем.
  • Умение замечать тонкие различия.
  • Чувствительность к противоречиям.
  • Использование альтернативных путей поиска информации.
  • Анализ ситуаций.
  • Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
  • Умение предвидеть последствия.
  • Умение рассуждать.
  • Построение гипотез.
  • Применение идей на практике.
  • Способность к преобразованиям.
  • Критичность в мышлении.
  • Высокая любознательность

 Особенности эмоциональной сферы

  • Реалистическая Я - концепция.
  • Уважение к другим.
  • Эмпатическое отношение к людям. (Эмпатия - способность «вчувствоваться» в другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения).
  • Склонность к самоанализу.
  • Терпимое отношение к критике.
  • Готовность делиться вещами и идеями.
  • Настойчивость в выполнении задания.
  • Независимость в мышлении и поведении.
  • Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
  • Соревновательность.
  • Чуткость к анализу нравственных проблем.

 План реализации программы

.

«Наши таланты»

Этап

Мероприятия по реализации проекта

1.2018/2019 учебный год

Подготовка условий для формирования системы работы с мотивированными детьми.

-Изучение нормативно-правовой базы.

-Анализ материально-технических условий по работе с мотивированными учениками.

-Изучение педагогической литературы по вопросу «Одарённый ребёнок»

-Методическое объединение учителей начальных классов совместно со школьным педагогом – психологом по выбору инструментария для диагностики детей с задатками одарённости, мотивированных и творческих.

-Совещание при заместителе директора по итогам сбора информации и составления банка данных по школе о детях с задатками одарённости.

-Общешкольное родительское собрание: «В семье растёт творческий ребёнок».

-Участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, проектах разного уровня. (Учащиеся и педагогические работники)

-Проведение итоговой общешкольной конференции в конце года «Наши таланты».

2.2019/2020 учебный год

Апробация системы работы.

-Использование данных анкетирования учащихся и итогов диагностик прошлого учебного года при формировании кружков внеурочной деятельности.

-Проведение выставки: «Портфолио» мотивированных детей.

-Подготовка презентаций классными руководителями о детях с задатками одарённости своего класса.

-Участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, проектах разного уровня. (Учащиеся и педагогические работники)

-Проведение второй итоговой общешкольной конференции в конце года «Наши таланты».

3.2020/2021 учебный год

Переход в режим функционирования и пролонгация опыта работы

- Выработка рекомендаций учителям, работающим с успешными учащимися.

- Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях (городского, регионального и всероссийского уровней).

- Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

- Разработка методических рекомендаций.

- Пополнение материально-технической базы (мультимедийные средства обучения).

Прогнозируемые результаты программы:

  1. Совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся, умений применять их в нестандартных ситуациях.
  2. Призовые места или дипломы в муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах и конкурсах.
  3. Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.
  4. Развитие творческого и логического мышления учащихся.

Литература

  1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом // Эйдос: электронный научный журнал 2007. – №1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm (дата обращения 09.12.2009)
  2. Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы. – М.: Молодая гвардия, 2004 – С. 328 – 348.
  3. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 232c.
  4. Одаренные дети. - Под. ред. Карне М. – М.: Прогресс. 1991. – 246с.
  5. Пепинский П. Одаренный ребенок: Психология развития. / Пер.с англ. – М.: Прогресс. 1996г.
  6. Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6. – С. 45-51.
  7. Тейлор К. Интеллект: проблемы одаренности. / Пер.с англ. – М.: Наука. 1976г.
  8. Тищенко Е.Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. дис.канд.пед.наук, М., 1993.
  9. Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 2007. – С. 243 – 265.
  10. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Воронеж, 1998.
  11. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
  12. Переверзев Л. Б. Проектный подход к образовательным проблемам. Материалы городского семинара «Методология учебного проекта». – М., 2001
  13. Практическая психология в тестах / сост. Р. Римская, С. Римский. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998
  14. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя /
    К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...

Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...

Презентация Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способны...

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе «Росток»

Программа «Росток», направленная на выявление, поддержку и сопровождение одаренных детей начальной школы, является проводником миссии государства в обеспечении условий для развития способн...

Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе «Росток»

Программа «Росток», направленная на выявление, поддержку и сопровождение одаренных детей начальной школы, является проводником миссии государства в обеспечении условий для развития способн...

Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе

Проблема работы с одаренными учащимися  актуальна для нашего  общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любозна­тельны и полны желания учиться. Все, что нуж...