Методическая разработка конспекта открытого занятия по шахматам «Шахматная композиция»
методическая разработка (4 класс)

Шахматная композиция —  это создание  или составление шахматных задач и этюдов Базируется на средствах и правилах практической игры и представляет собой независимую форму шахматного творчества. Она раскрывает красоту шахматных комбинаций, постоянно развивающуюся и привлекающую всё новых любителей.

Композицию образно называют поэзией шахмат поскольку она отражает практику шахматной игры так, как искусство — реальную жизнь. Шахматный композитор заставляет фигуры делать максимум возможного на шахматной доске, выявлять ещё не раскрытую их силу, всесторонне используя правила шахматной игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_shahmaty.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта открытого занятия по шахматам

 «Шахматная композиция»

Педагог дополнительного образования:

Решетников Виктор Георгиевич

Тема занятия: Шахматная композиция

Образовательная область: Шахматы

Возраст детей: 7-9 лет

Дата проведения: 19 апреля 2021 года

Место проведения: ДДТ Петродворцового района

Пояснительная записка.

Шахматная композиция —  это создание  или составление шахматных задач и этюдов. Базируется на средствах и правилах практической игры и представляет собой независимую форму шахматного творчества. Она раскрывает красоту шахматных комбинаций, постоянно развивающуюся и привлекающую всё новых любителей.

Композицию образно называют поэзией шахмат, поскольку она отражает практику шахматной игры так, как искусство — реальную жизнь. Шахматный композитор заставляет фигуры делать максимум возможного на шахматной доске, выявлять ещё не раскрытую их силу, всесторонне используя правила шахматной игры.

В целом задача шахматного композитора состоит в создании ограниченной по количеству участвующих фигур позиции, относительно которой решающий должен найти последовательность ходов, гарантированно приводящих к заданному результату.

К позициям, создаваемым в шахматной композиции, предъявляется набор общих технических и художественных требований. К техническим требованиям относятся:

  • легальность начальной позиции, то есть возможность получения её из начальной позиции шахматной партии последовательностью ходов, не противоречащих правилам;
  • решаемость во всех вариантах, то есть отсутствие у гипотетического противника возможности избежать достижения цели, поставленной перед решающим;
  • единственность решения — позиция допускает лишь один, задуманный автором, путь достижения требуемого результата, который и требуется найти решающему.

К художественным требованиям относятся экономичность формы и содержания, выразительность замысла, красота решения. Два последних требования сложно определить кратко, первое же заключается в том, чтобы в решении задачи были использованы, тем или иным образом, все имеющиеся на доске фигуры (не должно быть лишних, неработающих, фигур или пешек, решение должно достигаться за минимальное число ходов).

  • Взятие на проходе вступительным ходом решения считается возможным тогда и только тогда, когда с помощью ретро анализа совершенно точно установить, что именно на предыдущем ходу ходила на два поля именно та пешка, которую предполагается взять на проходе. При этом не должно быть ни одной доказательной партии, которая бы заканчивалась другим ходом.
  • Рокировка по ходу решения по умолчанию всегда считается возможной, если только нельзя совершенно точно установить с помощью ретроанализа, что король или ладья уже ходили.

Шахматный этюд — это искусственная позиция, близко стоящая к окончанию практической партии. В этюде начинают белые (если в условии отдельно не оговорено, что начинают чёрные), а заданием является или выигрыш, то есть достижение позиции, в которой очевидна победа белых, или достижение ничьей, то есть позиции, в которой очевиден ничейный исход борьбы. Количество ходов заданием не обуславливается.

Актуальность. На сегодняшний день шахматная композиция и этюды, являются важным элементом шахматной игры. При их изучении и решении у шахматиста развиваются творческая сторона личности. Благодаря проведению всероссийских и международных соревнований по решению композиций и этюдов в нашей стране, это неотъемлемая часть шахматной подготовки.

     Плана-конспект открытого занятия.

Тема: Шахматная композиция

Цель: Дать детям понятие о шахматной композиции, как об одном из искусств  и важнейших элементов шахматной игры.

Задачи:

I. Образовательные:

  1. Дать детям понятие о шахматной композиции.
  2. Научить составлять шахматные этюды и композиции.

II. Развивающие:

  1. Развивать логического, комбинаторного, интуитивного мышления посредством шахмат.
  2. Развивать память, внимание, воображение, наблюдательность, способность концентрировать и переключать внимание.

III. Воспитательные:

  1. Формировать внутреннюю культуру и прививать этические нормы у учащихся.
  2. Способствовать воспитанию стойкого интереса к шахматам.
  3. Способствовать формированию эстетического вкуса.

Оборудование занятия:

I. Дидактический материал для педагога:

1. Шахматная литература.

2. Дидактические материалы (задачники)

3. Раздаточные материалы.

II. Дидактический материал для воспитанников:

1.Партии чемпионов мира по шахматам.

2. Партии Рети

III. Материально-техническое оснащение занятия:

1. Демонстрационная доска с фигурами

2  Интерактивная доска с проектором и компьютером.

3.Шахматные доски с фигурами.

Этапы и задачи занятия (план занятия).

Этапы и задачи занятия.

Деятельность педагога.

Деятельность учащихся.

Время.

Этап I.

Организационный момент:

знакомство с группой и эмоционально-психологический настрой детей.

Встреча учащихся.

Приветствие, настрой  учащихся на занятие.

Создание благоприятной обстановки.

Выполнение несложных заданий, предложенных педагогом.

14.30-14.32

Этап II.

Введение в тему занятия:

систематизация и обобщение знаний детей.

Композиция в музыке и шахматах.

Шахматная композиция.

- рассказ, демонстрация портретов, историческая справка.

- знакомство с материалом и различными изделиями;

-  ответы на вопросы, игра.

14.32-14.35

Этап III.

Объяснение темы занятия:

объяснение, рассказ педагога.

Шахматная композиция. Задачи и этюды. Сходства и различия.

Демонстрация задач на мат в  1, 2 хода.

Восприятие и анализ нового материала.

14.35-14.47

Этап IV.

Практическая деятельность:

практическая деятельность детей.

Демонстрация задач на мат в  1, 2 хода.

выполнение приемов практической работы.

16.13-16.28

Этап V.

Физкультминутка

Повтор и выполнение упражнений.

16.28-16.31

Этап VI.

Практическая работа:

практическая деятельность детей.

Композиция. Этюд.

Этюд Рети, Сааведра.

Рассказ о появление шахматной композиции, этюдов.

- показ приемов практической работы;

- выявление первоначальных навыков у детей.

-повторение за педагогом приемов практической работы;

- самостоятельный выбор и выполнение практической работы.

16.31-16.41

Этап VII.

Подведение итогов.

- Предложение педагогом рассмотреть выполненные работы;

- выявление степени удовлетворенности детей занятием.

-ответы на вопросы;

- высказывание детей о своем отношении к проведенному занятию.

16.41- 16.43

Этап VIII.

Организационный конец.

Контроль и поверка выполненных работ.

Уборка рабочего места.

16.43-16.45

                                                                                                 Всего: 45 минут.

Приложения. 1

Рети, Рихард

Ри́хард Ре́ти (чеш. Richard Réti28 мая 1889Пезинок близ Братиславы — 6 июня 1929Прага) — чехословацкий шахматистгроссмейстершахматный композитор и теоретик, журналист.

Примечательные партии

1.e4 c6 2.d4 d5 3.Kc3 de 4.K:e4 Kf6 5.Фd3 e5 6.de Фa5+ 7.Cd2 Ф:е5 8.0-0-0 К:е4 (см. диаграмму) 9.Фd8+!! Кр:d8 10.Cg5++! Крс7 11.Сd8#

В 1921 году чехословацкий гроссмейстер Рихард Рети придумал, на первый взгляд, нерешаемый этюд на тему пешечного эндшпиля. Взгляните на диаграмму.


Этюд Рети

Белые начинают и делают ничью.

Задача кажется невыполнимой, если вспомнить правило квадрата в шахматах. Белый король и близко не находится в квадрате пешки h5, в то время как чёрный - в квадрате пешки с6 и готов её в любой момент съесть. Тем не менее, этюд Рети имеет решение...

1. Kpg7 h4 2. Kpf6 h3 3. Kpe6! Белый король устремляется на поддержку собственной пешки. Kpb6 4. Kpd6 h2 5. c7 Kpb7 6. Kpd7 h1Ф 7. с8Ф+ Ничья!

Что если попробовать задержать пешку с6 раньше?

1. Крg7 h4 2. Kpf6 Kpb6 3. Kpe5! И выясняется, что белые либо успевают сыграть Kpd6 и провести свою пешку в ферзи, либо догоняют пешку соперника: Kp:c6 4. Kpf4 h3 5. Kpg3 h2 6. Kp:h2

Приложение 2.

Правило квадрата


Поле, на котором стоит пешка, и поле превращения образуют сторону квадрата. На диаграмме геометрическая фигура, образованная полями g4-g8-c8-c4, называется квадратом пешки g4. Правило квадрата в шахматах формулируется так. 
Если король противоположной стороны находится в квадрате пешки или при своём ходе вступает в него, то король догоняет пешку. В противном случае пешка проходит в ферзи.

Пусть на диаграмме ход белых. Король чёрных не в квадрате. 1. g5 Крс5 2. g6 Крd6 3. g7 Кре7 4. g8Ф - пешка прошла в ферзи, белые выигрывают. Если же ход чёрных, то король вступает в квадрат и догоняет пешку: 1. ... Крс5 2. g5 Крd6 3. g6 Кре7 4. g7 Крf7 5. g8Ф+ Крхg8. Обратите внимание, что король мог приближаться по разным маршрутам. Например, первый ход мог быть 1. ... Крc4, ведь поле c4 также находится в квадрате пешки.

Если пешка стоит в начальной позиции, то она может пойти сразу на две клетки вперёд. Тогда сторона квадрата начинается не с поля, на котором стоит пешка, а со следующего за ним.

Приложение 3.

Фернандо Сааведра

Фернандо Сааведра (10 октября 1847Севилья — 1 мая 1922Дублин) — испанский шахматист и католический священник.

В 1871 году римско-католической церковью был послан проповедовать в Англию, где сначала проживал в Дублине, а потом в Глазго (1892—1898).

Всемирную известность ему принёс один ход, сделанный в Шотландии — превращение пешки в ладью.

1.c7 Лd6+ 2.Крb5 Лd5+ 3.Крb4 Лd4+ 4.Крb3 Лd3+ 5.Крc2 Лd4 6.c8Л Лa4 7.Крb3

Приводимый ниже этюд по многим параметрам уникален и имеет свою историю, поэтому было бы несправедливо обойти его стороной.

Л.Барбье, Ф.Сааведра

выигрыш

"...Во всей шахматной литературе не найти столь остроумного и насыщенного финала при таком скромном материале. Похожая позиция возникла в партии Фентон-Поттер... Белые согласились на ничью... Спустя 20 лет , узнав о сметри мастера Поттера, профессор французского языка Ж.Барбье опубликовал эту позицию с заданием - белые начинают и... черные делают ничью."

1.с7 Лd6+ королю особенно и пойти-то некуда: отойти на линию а - черные пойдут на с6, а если на линию с, то Лd1 и Лс1, а если Крв7 то Лd7, итак:

2.Крв5 Лd5+ 3.Крв4 Лd4+ 4.Крв3 Лd3+ 5.Крс2! - теперь нет Лd1, но 5....Лd4!

вот что имел в виду Барбье - если 6.с8Ф то 6...Лс4+ 7.Ф:с4 пат!

но у белых находится другой ход 6.с8Л - грозит мат 6...Ла4 7.Крв3 - вот что имел в виду Сааведра - грозит мат и под боем ладья - выигрыш.

"Так один-единственный ход дал аббату Сааведре право на бессмертие!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к открытому занятию "Путешествие Колобка"

Конспект  открытого логопедического занятия  для учащихся  1 класса (8 вида, с умеренной и тяжелой умственной отсталостью) Тема: «Путешествие колобка». Цель: •    Акти...

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Методическая разработка. Конспект открытого логопедического занятия. Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".

Конспект урока.Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".8 класс (для учащихся с умеренной умственной отсталостью)....

Методическая разработка конспекта внеурочного занятия «Волшебный мир Оригами» Тема занятия «Маленькие вестники с фронта»

Данная методическая разработка предназначена для проведения внеурочного занятия в 3 классе. Разработка внеурочного занятия составлено в соответствии с ФГОС НОО, раскрывает организацию занятия в услови...

Методическая разработка сценария открытого занятия для родителей -Зимним вечером у ёлочки -группы первых классов

Сценарий  открытого занятия для родителей -Зимним вечером у ёлочки -группы первых классов...

Методическая разработка «Конспект открытого занятия по ритмике “Отработка элементов классического танца“»

Методическая разработка «Конспект открытого занятия по ритмике “Отработка элементов классического танца“» разработана по направлению дополнительного образования...