Творческое развитие детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ
учебно-методический материал (4 класс)

Полина Владимировна Андреева

Творческое развитие детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский государственный институт культуры»

Кафедра педагогических и социально-экономических наук

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПЕДАГОГИКА; ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

«Творческое развитие детей младшего школьного возраста

на уроках музыки в ДШИ»

Выполнила:

студентка 1 курса, группы 07140з

Андреева Полина Владимировна

Руководитель:

Доцент Т.В. Христидис

Химки, 2022

Содержание

Введение………………………………………………………….3 стр.

  1. Проблема творческого развития детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе
  1.  Понятия «творчество», «творческий процесс», «творческое развитие личности» в педагогической науке…………………………..7 стр.
  2.  Особенности творческого развития детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………..10 стр.
  1. Практические аспекты творческого развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ
  1. Учет особенностей музыкального развития младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ……………………………………………………………………..15 стр.
  2. Практические задания по творческому развитию детей на уроках музыки в ДШИ………………………..…………….………….23 стр.

Заключение…………………………..…………………………...29 стр.

Список литературы…………………………..…………………..31 стр.


Введение

Проблема творческого развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ является актуальной.

Младший школьный возраст является важнейшим этапом развития личности. Он отличается широким спектром эмоциональных переживаний, активным развитием образного мышления, большой восприимчивостью к педагогическим воздействиям по развитию творческого воображения.

Возможности развития детского творчества изучались в разных видах деятельности: музыкальной, двигательной, игровой, литературной, театральной, изобразительной и пр. (Н.А. Ветлугина, В.Я. Воронова, И.Л. Казакова, А.В. Кенеман, В.А. Левин, Г.В. Павленко, О.П. Радынова, Т.А. Семёнова, О.С. Ушакова и др.). Положения, выдвинутые ими, в частности, результаты исследований Н.А. Ветлугиной о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности, представляются нам особо важными.

В тоже время вопросы творческого развития младших школьников на уроках музыки в ДШИ, по нашему мнению, представлены в педагогической теории недостаточно хорошо. В научной литературе по данному вопросу отсутствует единый подход к творческому развитию детей на уроках музыки в ДШИ, недостаточно четко выделены принципы организации данного процесса, не определены соответствующие методы. В результате чего, в настоящее время у музыкальных педагогов ДШИ отсутствуют педагогически обоснованные рекомендации, которые позволили бы им создавать на уроках музыки условия для творческого развития детей младшего школьного возраста. Всё это, на наш взгляд, может приводить к тому, что часть учеников младшего школьного возраста не в полной мере раскрывает свои творческие способности на уроках музыки в процессе обучения в ДШИ.

Стоящие перед ДШИ задачи творческого развития детей младшего школьного возраста и недостаточная разработанность психолого-педагогических условий творческого развития детей на уроках музыки – данное противоречие послужило основанием выбора темы курсовой работы и формулировке проблемы.

Проблема научного исследования состоит в необходимости выявления научно обоснованных психолого-педагогических условий для творческого развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ.

Объект исследования - процесс творческого развития младших школьников на уроках музыки в ДШИ.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия творческого развития младших школьников на музыкальных занятиях в ДШИ.

Цель исследования - на основании изученной психолого-педагогической литературы выявить психолого-педагогические условия творческого развития детей младшего школьного возраста на музыкальных уроках в ДШИ, разработать и проверить в процессе экспериментального исследования комплекс заданий по творческому развитию ребенка на уроках музыки в ДШИ.

Гипотеза: 

  1. Творческое развитие детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ будет более эффективным, если педагог понимает и учитывает в своей профессиональной деятельности психолого-педагогические условия творческого развития ребенка на уроках музыки в ДШИ.
  2. Применение в ходе урока музыки системы творческих заданий оказывает положительное влияние на развитие творческой активности детей младшего школьного возраста.

Задачи научного исследования:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятий:  «творчество», «творческий процесс», «творческое развитие личности».
  2. Выявить и обосновать основные психолого-педагогические условия творческого развития младших школьников на музыкальных занятиях в ДШИ.
  3. Сформулировать критерии и подготовить комплекс заданий по творческому развитию детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ.
  4. Провести исследование по проверке эффективности предлагаемого комплекса.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- концепция творческого развития детей (Д.Б. Богоявленская, П.К. Винокурова и др.); [10]

- теоретические положения о сущности музыкально-творческой деятельности (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский и др.);

- теория творческого развития учащихся в процессе школьного музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина и др.).

Методы исследования.

  1. Теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение педагогического опыта, синтез, сравнение и моделирование).
  2. Эмпирические (педагогическое наблюдение за музыкально-творческой деятельностью детей, беседы с детьми и родителями, анализ документации, учебных занятий, программ, методических пособий, анализ учебных и творческих работ детей, экспериментальное исследование).

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств имени В.К. Андреева» (ГО Котельники, Московской области).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены определения понятий «творчество», «творческий процесс», «развитие творческой личности»; выявлены основные психолого-педагогические условия творческого развития младших школьников на музыкальных занятиях.

Практическая значимость исследования определяется тем, что, установлены критерии творческого развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки, разработан комплекс заданий по творческому развитию ребенка на уроках музыки в ДШИ, проведено исследование по проверке эффективности применения данного комплекса в практике дополнительного музыкального образования.

Исследование по творческому развитию детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ проводилось в два этапа.

На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической и методической литературы по проблеме творческого развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки; определялись содержание понятий «творчество», «творческий процесс», «развитие творческой личности»; особенности творческого развития детей младшего школьного возраста; критерии творческого развития детей младшего школьного возраста; психолого-педагогические условия творческого развития ребенка на уроках музыки в ДШИ; разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня творческого развития ребенка на уроках музыки.

На втором этапе разрабатывалось содержание комплекса заданий по творческому развитию ребенка на уроках музыки в ДШИ, а также исследование по проверке его эффективности.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


  1. Проблема творческого развития детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе

  1. Понятия «творчество», «творческий процесс», «развитие творческой личности» в педагогической науке

Прежде чем рассматривать проблему творческого развития детей, выясним, что из себя представляет само понятие «творчество».

Необходимо отметить, что в современной психолого-педагогической литературе нет единого определения понятия «творчество».

Так, в энциклопедическом словаре [19] понятие «творчество» определяется как деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающуюся неповторимостью, оригинальностью и общественно- исторической уникальностью, результатом которой являются материальные, культурные, духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в процессе труда способность человека из природного материала созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям.

В педагогическом энциклопедическом словаре «творчество человека» рассматривается как форма деятельности, направленная на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта

Большой психологический словарь [20] толкует творчество как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты). Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Анализ данных определений творчества позволяет выделить в них общие существенные черты.

Во всех случаях творчество связывается с созданием чего-то нового, оригинального.

Кроме того, творчество в данных определениях рассматривается как результат и как процесс деятельности человека. И действительно, творчество не сводится только к появлению нового продукта. Оно присутствует и там, где человек нестандартно мыслит, проявляет самостоятельность при создании уже известного, опровергает устаревшие идеи, предлагая по-новому их решить.

Творчество как процесс или «творческий процесс», именно с этой стороны мы будем использовать понятие «творчество» в нашем исследовании.

Основным критерием творческого процесса является оригинальность мышления, т.е. способность выдвигать варианты ответов, далеко отклоняющиеся от обычных явлений, ситуаций, характеристик, способов действий и т.п. Противоположными критериями творчества тогда будут: инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления. Конечно, и они важны в жизни любого человека, так как позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако психологическая инерция очень вредит  творчеству.

Понятие «творческая личность» является одной из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики.

Творческая личность – это личность, способная к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию [5]

В педагогической литературе выделяют основные характеристики творческой личности

Творческая личность отличается наличием:

-  творческой направленности (мотивационно-потребностной ориентации на творческое самовыражение, целевые установки на личностно и общественно значимые результаты);

- творческого потенциала (совокупностью интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, способность применять их при постановке проблем и поиске путей решения с опорой на интуицию и логическое мышление, одаренность в определенной сфере);

- индивидуально-психологического своеобразия (волевые черты характера, эмоциональная устойчивость при преодолении трудностей, самоорганизация, критическая самооценка, восторженное переживание достигнутого успеха, осознание себя как творца материальных и духовных ценностей, соответствующих потребностям других людей).

Показателем творческого развития личности является креативность.

Термин «креативность» ввел американский ученый Дж. Гилфорд, его дословный перевод звучит как «творческость», что не идентично традиционно используемому термину «творчество». Творчество предполагает направленность на получение определенного продукта, а творческость, или креативность, обозначает направленность на нестандартный подход к любому виду деятельности.

Под креативностью в психолого-педагогических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность, как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям [8]

Творческие, креативные качества (умения) личности формируются в процессе деятельности.

В современной педагогике большое внимание уделяется развитию творческой личности.

Процесс обучения и воспитания личности должен быть ориентирован на поддержание и развитие её творческого потенциала, начиная с ранних возрастов, чтобы не погасить искру творчества, заложенную в каждом ребенке изначально.

И, действительно, по мнению Выготского Л.С., творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития [2]. По мнению ряда психологов, 37% шестилетних детей обладают высоким творческим потенциалом, у семилеток этот показатель уже снижается до 17%, а среди взрослых выявлено лишь 2% творчески активных личностей [6]

Помочь детям в процессе их развития выйти на осознание своей индивидуальности, проявить эту индивидуальность в деятельности таким образом, который соответствует особенностям ребенка и в то же время принимается обществом - это и означает развитие творческого потенциала личности.

  1. Особенности творческого развития детей младшего школьного возраста

Особая роль для творческого развития отводится младшему школьному возрасту, который относят к сензитивному периоду для формирования творческой личности.

К младшему школьному возрасту, чаще всего, относят детей от 6 до 10 лет.

Рассмотрим психолого-педагогические особенности детей данного возраста.

Существенные изменения происходят в интеллектуальной сфере личности ребенка. Так, на данном этапе возрастного развития память у детей приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом.

Значительные изменения в этом возрасте происходят в области мышления. Повышается познавательная активность ребенка. Основным становится наглядно-образный вид мышления. При этом, младший школьник может мыслить и логически, но, поскольку обучение в младших классах успешно идет только на основе принципа наглядности, этот вид мышления пока необходим.

Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах.

На данном возрастном этапе у ребенка проявляется заметно выраженное стремление занять новое, более взрослое социальное положение школьника в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих деятельность – учение.

При этом, у детей данного возраста сохраняется игровое отношение к получению новых знаний. Приобщаясь к сфере познания, они продолжают играть, а усвоение многих понятий у них в значительной степени внешнее, формальное.

Именно совмещение в умственных особенностях детей данного возраста правильности, формальной отчетливости суждений и наличие наивно-игрового отношения к окружающему является необходимым этапом возрастного развития, который позволяет безболезненно и весело приобщаться к жизни взрослых, не боясь и не замечая трудностей.

Если говорить о самооценке младших школьников, то она во многом зависит от оценок со стороны учителя и родителей. Она конкретна, ситуативна и обнаруживает тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей.

Младшие школьники чаще всего бывают заинтересованы не самим содержанием предмета и способов его преподавания, а своим продвижением в этом предмете: они с большей охотой занимаются тем, что хорошо получается. С этой точки зрения любой предмет можно сделать интересным, если дать ребенку ощутить ситуацию успеха.

Рассмотренные особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на становление креативности ребенка, как общей универсальной способности к творчеству.

Необходимо отметить, что творчество детей младшего школьного возраста существенно отличается от творчества взрослых. И действительно, поведению ребенка свойственны спонтанность, непринужденность, непосредственность, которых уже нет у взрослого человека.

Творчество младшего школьника, чаще всего, протекает как игра, поэтому дети не бывают так заинтересованы в результатах своей творческой деятельности, как взрослые, они никогда не переделывают свои рисунки, не исправляют свои первые стихи. [7]

Почему игра является важнейшим средством развития творчества в младшем школьном возрасте?

Потому что, во-первых, игра, как и творчество, основана на интересе, т.е. всегда эмоциональна, а во-вторых, в игре ребенок воображает, фантазирует, использует предметы-заместители, занимает привлекательные для себя роли взрослого. Особенно важны для развития творчества детей младшего школьного возраста сюжетно-ролевые игры, сначала индивидуальные, а потом и коллективные.

Педагогическая ценность игровой творческой деятельности детей заключается в её познавательном, развивающем характере.

Большинство педагогов, подчеркивая отличительные особенности творческого развития детей младшего школьного возраста, отмечают то, что творчество детей не всегда носит самостоятельный характер, чаще всего цель творческой деятельности определяется взрослым. Так, например, на уроке творческого типа или в ситуации использования творческих заданий цель деятельности изначально задается педагогом.

Вопрос критериев оценки творческого развития младших школьников в  педагогической науке также остается открытым. Основываясь на  исследования Н.В.Кондратьевой [26] выделим следующие основные критерии для оценки уровней творческого развития младших школьников:

  1. Когнитивно-эмоциональный критерий, который выявляет способность мыслить нешаблонно, продуцировать как можно больше идей, образов.
  2. Мотивационно-ценностный критерий, который характеризует стремление к участию в творческой деятельности, самовыражению, посредством создания творческого продукта.
  3. Деятельностно-процессуальный критерий, который отражает применение навыков организации самостоятельной творческой деятельности, выбор наиболее успешной стратегии поведения и тех или иных приемов мыслительной деятельности в решении поставленной творческой задачи, нацеленность на результат.

Каждый из критериев определяется рядом показателей, раскрывающих его полное содержание.

К показателям когнитивно-эмоционального критерия относятся:

– легкость в использовании ассоциаций (ассоциативная и экспрессивная беглость).

Показателями мотивационно-ценностного критерия являются:

– потребность в творческой деятельности;

– надситуативная активность (инициативность, выход за пределы заданного);

Показателем деятельностно-процессуального критерия являются:

– творческая и познавательная самостоятельность;

Барьерами, тормозящими раскрытие творческого потенциала младших школьников, являются тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие, страх показаться смешным или некомпетентным.

Выводы по первой главе.

  1. Творчество в нашем исследовании мы будем рассматривать, как процесс мышления, отличающийся самостоятельностью, оригинальностью и нестандартностью.
  2. Творческая личность – это личность, способная проявлять креативность, т.е. нестандартный подход, в любых видах своей деятельности.
  3. Творчество является нормальным и постоянным спутником развития ребенка. Период младшего школьного возраста относится к сензитивному, т.е. наиболее благоприятному, периоду творческого развития личности.
  4. Творческих детей в младшем школьном возрасте отличает живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, изобретательность, богатая фантазия, нестандартность мышления, отличная память в сочетании с ранним языковым развитием, способность к классификации.
  5. Основными критериями оценки творческого развития детей младшего школьного возраста являются: когнитивно-эмоциональный, мотивационно-ценностный и деятельностно-процессуальный критерии.

  1. Опытно-поисковое исследование возможностей творческого развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ

  1. Учет особенностей музыкального развития детей 7-10 лет, как важнейшая предпосылка их творческого развития на уроках музыки в ДШИ

Важнейшей предпосылкой творческого развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ является учет педагогом особенностей музыкального развития их слухового, рече-двигательного и вокально-двигательного анализаторов.

Общепринято считать, что к 7-летнему возрасту анатомическая структура и физиологические функции слухового анализатора ребенка уже в достаточной мере сформированы для обучения детей музыке и пению. При этом необходимо учитывать, что слуховой анализатор младшего школьника ещё очень хрупок и не допускает большого перенапряжения.

Голосовой аппарат ребенка младшего школьного возраста также отличается от голосового аппарата взрослых своей величиной и формой и непрерывно растет и развивается. Так, гортань  ребенка меньше гортани взрослого в два-два с половиной раза. Меньшими размерами и большей хрупкостью отличаются и голосовые связки детей. [21]

Емкость легких у десятилетнего ребенка в три раза меньше чем у взрослого и  равняется приблизительно 1000 кубических сантиметров. Так как у детей еще недоразвит грудной резонатор, то они пользуются преимущественно более поверхностным реберным дыханием.

Особенности структуры вокально-двигательного аппарата ребенка младшего школьного возраста обусловливают также небольшой объем и специфические свойства звучания детского голоса - окраску (тембр) звука, его громкость и различия в интонации звуков.

На индивидуальных занятиях по вокалу не составляет большой проблемы выявить своеобразие самого звучания детского голоса, отличного от звучания голоса взрослых. Отличие проявляется как по как по тембру (окраске звука), так и по громкости; объем голоса ребенка 7-10 лет много уже объема голоса более старшего школьника.

Чем это объясняется?

Прежде всего, недоразвитостью голосового аппарата ребенка, а кроме этогой - неумением пользоваться наличествующими уже компонентами певческого процесса, а также недостаточным развитием детских восприятий и представлений.

Тембр голоса у 7-8 летних детей неровный, жидкий, иногда крикливый; звук открытый.

Сила голоса у младшего школьника также невелика (преподаватели пения, как на допустимый предел, указывают на меццо-форте и меццо-пиано).

Диапазон голоса 7-8 летних детей, не занимавшихся пением в детском саду, в пределах кварты (от ми до ля или от ре до соль первой октавы).

Расширение диапазона происходит очень постепенно.

Недопустимо форсирование этого процесса, т.е. оно вредно отзывается на детском голосе. Лучше всего расширение диапазона достигается при пении любимых детских песен, вызывающих у ребенка эмоциональный подъем.

К особенности музыкального развития младших школьников необходимо отнести и то, что развитие гармонического слуха у них сильно отстает от развития мелодического слуха. Развитие гармонического слуха достигается на базе развития мелодического слуха, чувства лада и т. д.

Еще одной особенностью музыкального развития младших школьников является то, что они часто не воспринимают такие элементы музыкальной речи как звуковысотность, которая главным образом обусловливает возможность правильного воспроизведения песни.

Только с развитием звуковысотного слуха можно говорить о развитии подлинного ладово-мелодического слуха у детей, на основе которого и становится возможным развитие яркого и точного представления мелодии и точное ее воспроизведение.

Большое влияние на музыкальное развитие ребенка в этом возрасте оказывает хоровое пение. Хоровое пение - это коллективная деятельность. Она эмоционально насыщена. Музыкальное вступление к песне, разнообразный характер песен, а также текст, близкий детям, эмоционально затрагивает и увлекает их. Общность чувств, которые переживает весь поющий коллектив, и общность действий в коллективе способствуют музыкальному развитию ребенка.

Важная роль в музыкальном развитии ребенка отводится  ознакомлению детей с нотной грамотой. Зрительные стимулы являются поддержкой слухового восприятия при пении по нотам. Что дает возможность проверять правильность слухового восприятия, возвращаться к уже отзвучавшим частям мелодии, дает возможность сравнивать отдельные ходы и обороты мелодии между собой, констатировать идентичность или разницу звуковысотностей, определять общий диапазон песни и т.д. Такие операции невозможно выполнить используя одно только слуховое восприятие звука из-за нестойкости первичного слухового образа мелодии.

Нотная грамота дает большой толчок развитию музыкальных представлений, потому что нельзя спеть в песне звук соответственно нотной записи, не представив предварительно внутренним слухом его соотношение с предшествующим звуком, и сам спетый звук также должен занять свое место в общем ходе мелодии, зазвучать согласно ладовому строению песни. Образуются новые связи не только между слуховыми и зрительными, но и между зрительными и вокально-двигательными представлениями. [8]

Вывод: учет педагогом по вокалу особенностей музыкального развития детей на уроках музыки в ДШИ, их слухового, рече-двигательного и вокально-двигательного анализаторов, является важнейшим  условием творческого развития младших школьников.

  1. Анализ психолого-педагогических условий творческого развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ

Многочисленными исследованиями выявлена общая закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями.

Где, условие – это обстоятельство, от которого что-либо зависит; обстановка, в которой что-либо происходит.

Тогда внутренние условия – это физиологические и психические свойства индивида, а внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается.

Применительно к проблеме творческого развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ, внутренними условиями являются индивидуальные психолого-педагогические особенности младших школьников, а также особенности музыкального развития детей 7-10 лет. Под внешними условиями мы будем понимать психолого-педагогические условия, которые должен учитывать педагог по вокалу, организующий процесс  творческого развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ.

Важнейшим в профессиональной деятельности педагогов по вокалу в ДШИ является вопрос: «Как на уроках музыки развить заложенный в каждом ребенке творческий потенциал?».

Анализ научной и методической литературы, а также практической деятельности педагогов по вокалу ДШИ позволил нам выявить основные психолого-педагогические условия творческого развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ.

Важнейшим условием творческого развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки ДШИ является наличие творческого потенциала у самого педагога по вокалу. [23]

Педагог по вокалу в ДШИ сам должен быть творческой личностью, т.к. воспитать личность может только личность.

Анализ деятельности педагогов ДШИ им. В.К. Андреева позволил нам выделить следующие характеристики творческого педагога:

- вера в собственные силы, в возможность изменить и преобразовать педагогическую практику;

- интерес к другим людям;

- общение с детьми имеет для него личностную значимость;

- высокий уровень эмпатии;

- широта увлечений;

- профессиональная интуиция (способность предчувствовать);

- воля и целеустремленность;

- стремление к достижению цели.

Было замечено, что творческие педагоги по вокалу менее изобретательны в актах разрушения и отрицания, но они более сильны в созидании, в организации помощи учащимся и коллегам, в преобразовании педагогического процесса с целью достижения позитивного результата. А благодаря высокому уровню интеллигентности творческие педагоги по вокалу ДШИ более восприимчивы к новым идеям, методам решения насущных педагогических задач. Они способны создавать на уроке музыки созидательную среду, верно определять для себя приоритетные цели, сверять их с универсальными педагогическими образцами. Кроме того, исследование показало, что по-настоящему творческие педагоги по вокалу не завидует, не конфронтирует с коллегами, тем более – с учениками. Продуктивность их работы выше и эффективнее работы обычного педагога, несмотря на то что они тратят много времени на обдумывание замыслов, на поиск новых профессиональных подходов и методов их осуществления в процессе преподавания. При этом творческие педагоги по вокалу ДШИ не забывают интересоваться здоровьем своих учеников, их интересами и предпочтениями. [15]

Еще одним из важных условий развития творческих способностей у детей на уроках музыки в ДШИ является создание педагогом по вокалу атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей. 

Первый шаг на пути создания такой атмосферы – это развитие чувства психологической защищенности у детей. Педагогу по вокалу необходимо всегда помнить о том, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемы для решения той или иной задачи, – самое верное средство подавить их творческие способности. Педагогу следует поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая их настойчивость, стремление доводить дело до конца. На каждом уроке надо стремиться создавать творческую ситуацию, решать пусть маленькую, но проблему, где нет готовых ответов. Важно не подавлять инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

В качестве отдельного условия, влияющего на творческое развитие младших школьников на уроках музыки в ДШИ, необходимо выделить педагогически грамотную оценку результатов деятельности ученика.

Важно оценивать результаты учебной деятельности в ДШИ не с позиций общего стандарта или предвзятости, а особо отмечать индивидуальные достижения ученика, оценка должна быть максимально объективной и «включать цель будущего обучения».

Всегда можно в виде поощрения дать более трудное задание со словами: «Я знаю, ты с этим справишься». Так постепенно формируется мотив достижения, где главное – получить радость от хорошо сделанного дела. При этом фокус самооценки переносится с себя самого на дело, на достижение поставленной цели (не «я умный, талантливый, удачливый», а «я хорошо, удачно выполнил это задание»). [14]

Уровень эффективности процесса развития творческой активности младшего школьника на уроках музыки в ДШИ зависит от того насколько в процессе учебного занятия педагог по вокалу знает и учитывает в образовательной деятельности индивидуальные психологические особенности ребенка, а также особенности его музыкального развития. такого условия.

Речь здесь идет о проблеме дифференциации и индивидуализации занятий по музыке в ДШИ. Понятие «дифференциация» используется при формировании содержания урока музыки и организации учебной работы. Дифференциация ведется по уровню обучаемости и уровню обученности учащихся, по темпу работы, по половому, возрастному и другим признакам. Тем самым осуществляется дифференцированный подход, который подразумевает, с одной стороны, опираться на актуальный уровень развития и знаний различных учеников, а с другой, обнаруживать «зону их ближайшего развития», постепенно переводить их к более совершенному овладению умениями и способами их приобретения. Этот подход опирается на гуманистическую основу воспитания и дает перспективу в развитии каждого ученика.

Индивидуализация обучения – это взаимодействие педагога по вокалу с учеником, с группой учащихся с учетом их личностных особенностей, способностей.

Еще одним важным социально-педагогическим условием развития творческих способностей на уроках музыки в ДШИ является поддержка музыкального развития ребенка со стороны семьи.

Выдающийся русский мыслитель XX века И.А. Ильин писал о семье как о лаборатории человеческих судеб. [27]

Роль семьи и родителей в развитии интеллектуальных и художественных творческих способностей детей связана со следующими характеристиками семейного воспитания:

  • нравственная атмосфера в доме;
  • стабильность и честность в семье;
  • юмор и шутка в общении, живая яркая обстановка, оптимизм.

Для развития креативности благоприятно влияет повышенное внимание к способностям ребенка в семье, ситуации, когда его талант становится организующим началом в семье.

Семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением детей, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, – такая среда приводит к творческому развитию у ребенка.

Важнейшим условием творческого развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ является методически правильная организация музыкального урока.

Урок музыки   является основной формой музыкального обучения и воспитания школьников в ДШИ.  Урок музыки - это завершенный в смысловом, временном и организационном отношении определенный этап работы по музыкальному воспитанию и обучению школьников в целостном учебном процессе. В современной педагогике музыкального образования в последнее время все чаще используется выражение: «Урок музыки - урок искусства». Формирование творческого отношения ребенка к миру  возможно путем организации учебной деятельности младших школьников которое включает в себя слушание музыки, разбор содержания музыкального произведения, его разучивание и исполнение с учетом технических и творческих возможностей ученика.

Вывод: к важнейшим психолого-педагогическим условиям творческого развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ относятся: наличие творческого потенциала у педагога по вокалу; создание педагогом по вокалу атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей; педагогически грамотная оценка результатов деятельности ученика; поддержка музыкального развития ребенка со стороны семьи; методически правильная организация музыкального урока.

  1. Комплекс заданий по творческому развитию ребенка на уроках музыки в ДШИ.

Анализ музыкально-педагогической литературы, педагогическое наблюдение за музыкально-творческой деятельностью педагогов ДШИ, беседы с детьми и родителями, анализ документации, учебных занятий, программ, методических пособий, анализ учебных и творческих работ детей позволил подготовить комплекс заданий по творческому развитию детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ.

В основе комплекса лежит идея о реализации процесса творческого развития ребенка на уроках музыки в ДШИ через решение трёх последовательных задач, тесно связанных с критериями оценки творческого развития дошкольника.

К таким задачам мы отнесли:

  1. Понимание ребенком содержания музыкального произведения. Данная задача связана с когнитивно-эмоциональным критерием оценки творческого развития.
  2. Развитие возможностей исполнения ребенком вокального произведения через интонацию и сценическое движение. Задача связана с мотивационно-ценностным критерием оценки творческого развития ребенка.

3. Развитие вокальных возможностей ребенка по исполнению песни. Задача реализуется через деятельностно-процессуальный критерий оценки творческого развития ученика.

Для развития способности понимания содержания музыкального произведения у младших школьников, предлагаются во время уроков музыки в ДШИ использовать следующие методы:

  1. Метод ассоциаций.

Учащийся слушает музыкальный материал вокального произведения и рассказывает, что он услышал и представил во время прослушивания, о чем могла бы быть песня с такой музыкой, какое настроение в ней бы было. Затем педагог расспрашивает ребенка о его ассоциациях, просит объяснять – почему ребенок представил бы тот образ, который ему представился.

В диалоге с ребенком, педагогу важно не забывать о связи с музыкой и попросить учащегося объяснять свой выбор, опираясь на характер музыки («я бы выбрал/а … цвет, потому что музыка была …» и т.п.). Затем учитель добавляет к музыке слова песни и просит ученика рассказать теперь – о чем эта песня и какой у нее характер. В конце необходимо провести совместный разговор педагога и ученика о том, совпала ли характеристика музыкальной части произведения с ее общей смысловой и эмоциональной нагрузкой.

  1. Метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева).

Суть данного метода заключается в том, чтобы учащийся смог понять смысловое содержание произведения с помощью заложенных в нем интонаций. Для данного метода предпочтительно использовать две песни, контрастные по своему характеру. Педагог предлагает сравнить два произведения по характеру (на основе эмоционального восприятия) и уловить особенности музыкальных средств, использованных в каждом (музыкально-языковых особенностей, музыкальных тем, зерна-интонации) и музыкальные образы в целом.

Прослушивание не должно быть однократным, чтобы ребенок смог проследить за всеми нюансами и решить задачи, которые ему были поставлены.

Для развития у младших школьников возможностей исполнения вокального произведения через интонацию и сценическое движение, предлагаются следующие методы:

  1. Словесный метод, игра.

Этот метод необходим, так как определение эмоционального содержания произведения, зачастую, вызывает затруднения у ученика. И учащийся не может нужными словами выразить эмоции песни, а лишь обходится больше базовыми определениями «грусть», «радость», «веселье», «печаль».

Игра «Назови похожее» поможет развить учащемуся его словарный запас эмоциональных состояний. Педагог называет эмоцию (или показывает изображение с ней), а учащийся вспоминает слова, которые могут обозначать эту эмоцию (похожие эмоции). При выполнении данного упражнения будет целесообразно использовать «Словарь эстетических эмоций» В.Г. Ражникова.

  1. Метод декламации. Суть данного метода заключается в том, чтобы с помощью декламации текста определить правильные смысловые акценты. При работе с той или иной песней необходимо переставлять закономерности естественной речи в пение.
  2. Метод ассоциаций.  Данное упражнение используется для развития эмоционально-образной координации рук. Учащемуся предлагается задание – с помощью движений рук вылепить в воздухе различные эмоциональные состояния (радость, печаль, злость, тоску и т.п.). Движения рук должны абстрактно выражать эмоции. Главная задача упражнения, чтобы учащийся смог почувствовать эти эмоции, например через подобающую форму пластических движений руками. [18]

Для развития у младших школьников вокальных возможностей по исполнению номера, были выбраны следующие методы:

  1. Практический метод, упражнение.
  2. Метод «эмоционального погружения», то есть моделирования определенного эмоционального состояния через актуализацию собственного опыта. Данный метод позволяет повысить уровень музыкального восприятия учащегося, вкладывает в этот процесс детали театрализации, дает музыкальному материалу эмоциональное насыщение и значительность.
  3. Метод творческого задания.

  1. Исследование уровней развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в ДШИ

Для проведения исследования было отобрано 6 учеников ДШИ им. В.К. Андреева, с которыми проводились обычные уроки музыки и 6 учеников, на уроках музыки с которыми проводился комплекс соответствующих заданий.

Целью исследования было определение их уровня творческих способностей.

Критерии и показатели исследования:

  1. Когнитивно-эмоциональный критерий оценки творческого развития.

Показатель: понимание содержания музыкального произведения.

2. Мотивационно-ценностный критерий оценки творческого развития ребенка.

Показатель: передача характера и смыслового содержания произведения через интонацию и сценическое движение.

3. Процессуально-деятельностный критерий.

Показатель: вокальные данные ребенка при исполнении песни.

Для оценки уровня развития каждого представленного показателя были выделены 3 уровня: высокий, средний и низкий.

Они оценивались по 3-х бальной шкале соответственно:

высокий – 3 балла,

средний – 2 балла,

низкий – 1 балл.

Оценивание понимания содержания музыкального произведения:

- высокий уровень наблюдается, если ребенок дает развернутую характеристику произведения;

- средний уровень – ученик может дать только общее определение эмоционального состояния и смысла в произведении;

- низкий уровень наблюдается, если ученик дает поверхностную характеристику произведения.

Оценивание передачи характера и смыслового содержания произведения через интонацию и сценическое движение:

- высокий уровень – ученик использует адекватные характеру и смысловому содержанию произведения интонацию и сценические движения;

- средний уровень – ученик передает характер и смысловое содержание произведения только через интонацию или сценическое движение;

- низкий уровень – ученик не использует интонацию и сценическое движение или использует их не соответствующе характеру и смысловому содержанию музыкального произведения.

Оценивание вокальных возможностей ребенка по исполнению музыкального произведения:

- высокий уровень наблюдается, если ученик способен самостоятельно правильно исполнять произведение;

- средний уровень – ученик способен исполнить произведение, но при этом допускает ошибки;

- низкий уровень – ученик не способен самостоятельно исполнить номер, соответствующий характеру и смыслу произведения.

В качестве музыкального материала была использована польская народная песня «Кукушка», русский текст Я. Смелянской и В. Локтева, обработка А. Сыгетинского. 

Инструкция по оценке творческого развития младших школьников:

  1. Сначала педагог проигрывает произведение вместе с вокальной строчкой, потом вместе учеником разбирает текст. В конце урока просит учащегося оценить содержание произведения (эмоциональное состояние, смысл). Проводит оценку по первому критерию.
  2. Затем ученику дается время на запоминание мелодии и разучивание текста. На следующем уроке педагог проверяет выполнение домашнего задания и при удовлетворительных результатах предлагает ребенку исполнить вокальное произведение. Проводит оценку по второму и третьему критериям.

В результате проведенной диагностики было обнаружено, что:

1. В первой группе исследуемых отсутствуют ученики, у которых имеется высокий уровень развитости творческих способностей. Во второй группе высокий уровень творческих способностей выявлен у 4 учеников.

2. Количество учеников, у которых средний уровень развитости творческих способностей, составляет в первой группе 3 ребенка, а во второй группе 2 ребенка.

3. Количество учеников, у которых низкий уровень развитости творческих способностей, составляет 3 ребенка в первой группе. Во второй группе таких выявлено не было.

Из данной диагностики можно сделать вывод о том, что предлагаемый комплекс заданий способствует творческому развитию детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчество в исследовании рассматривалось, как процесс мышления, отличающийся самостоятельностью, оригинальностью и нестандартностью.

Тогда под творческой личностью понималась личность, способная проявлять креативность, т.е. нестандартный подход, в любых видах своей деятельности.

В процессе исследования было выявлено, что творчество является нормальным и постоянным спутником развития ребенка, а период младшего школьного возраста относится к сензитивному, т.е. наиболее благоприятному, периоду творческого развития личности.

Установлено, что творческих детей в младшем школьном возрасте отличает живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, изобретательность, богатая фантазия, нестандартность мышления, отличная память в сочетании с ранним языковым развитием, способность к классификации. Основными критериями оценки творческого развития детей младшего школьного возраста являются: когнитивно-эмоциональный, мотивационно-ценностный и деятельностно-процессуальный критерии.

Важнейшим  условием творческого развития младших школьников является учет педагогом по вокалу особенностей музыкального развития детей на уроках музыки в ДШИ, их слухового, рече-двигательного и вокально-двигательного анализаторов.

К другим важнейшим психолого-педагогическим условиям творческого развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ относятся: наличие творческого потенциала у педагога по вокалу; создание педагогом по вокалу атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей; педагогически грамотная оценка результатов деятельности ученика; поддержка музыкального развития ребенка со стороны семьи; методически правильная организация музыкального урока.

Анализ музыкально-педагогической литературы, педагогическое наблюдение за музыкально-творческой деятельностью педагогов ДШИ, беседы с детьми и родителями, анализ документации, учебных занятий, программ, методических пособий, анализ учебных и творческих работ детей позволил подготовить комплекс заданий по творческому развитию детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ.

Анализ результатов экспериментального исследования показал, что уровень творческого развития детей в экспериментальной группе вырос. Это позволило нам сделать вывод о том, что предложенный комплекс творческих заданий, применяемый на уроках музыки с целью развития творческой активности младших школьников, достаточно эффективен.

Таким образом, цель исследования – выявить психолого-педагогические условия творческого развития детей младшего школьного возраста на музыкальных уроках в ДШИ, разработать и проверить в процессе экспериментального исследования комплекс заданий по творческому развитию ребенка на уроках музыки в ДШИ – достигнута; задачи реализованы. Гипотеза – применение в ходе урока системы творческих заданий оказывает положительное влияние на развитие творческой активности детей младшего школьного возраста – подтверждена. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что предлагаемый комплекс занятий способствует творческому развитию детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ.

Гипотеза - творческое развитие детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ будет более эффективным, если педагог понимает и учитывает в своей профессиональной деятельности психолого-педагогические условия творческого развития ребенка на уроках музыки в ДШИ требует дальнейшего исследования.

Список литературы

  1. Поддъяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н. Н. Поддъяков. – М.: Просвещение, 1990. – 260 с.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 92 с.
  3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.
  4. Вишневая, Н. Э. Актуализация креативности младших школьников в процессе реализации специальной развивающей программы: автореф.дисс... канд. психол. наук / Н. Э. Вишневая. – Иркутск, 2011. – 34 с.
  5. Козырев, А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А. Ю. Козырев. – Пенза: НМЦ ПГОО, 2015. – 344 с.
  6. Самигуллина, Г. С. Развитие творческого потенциала личности: автореф. дисс... канд. пед. наук / Г. С. Самигуллина. – Казань, 2006. – 98 с.
  7. Терехова, Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. В. Терехова. – Екатеринбург, 2002. – 110 с.
  8. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. – М.: Просвещение, 1990. – 260 с.
  9. Аверин, В.А. Психология личности: Учебное пособие [Электронный ресурс] – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2015. – 89 с.– [Режим доступа: http://www.koob. ru/books/common_psychology/averin_psichologia_lichnost.rar] .
  10. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 320 с.
  11. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст]. – М.: Издательство «Наука», 1978 – 128 с.
  12. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности [Текст]. – М.: Знание, 2016. – 96 с.
  13. Психология одаренности детей и подростков / Под редакцией Н.С. Лейтеса [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 416 с.
  14. Смирнов, С.А., Котова, И.Б. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под редакцией С.А. Смирнова [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 512 с.
  15. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст]. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019 – 368 с.
  16. Уварина, Н.В. Основы развития творчества: Учебное пособие [Текст]. – Челяб.: ЧГПУ, 2020. – 113 с.
  17. Шумилин, А.Т. Проблемы теории творчества: Монография [Текст]. – М.: Высшая школа, 2019. – 143с.
  18. Чехов М.А. О технике актера. М.: АCT, 2018. 288 с
  19. Большой энциклопедический словарь, гл. редактор – А.М. Прохоров. М.: «Большая российская энциклопедия», 2002. – 1456 с.
  20. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – 4-е изд., расш. – Москва : АСТ ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. – 811 с.  
  21. Псеунок А.А. Основы анатомии и физиологии детей и подростков (лекции). – Майкоп: изд-во АГУ, 2006. – 180 с.
  22. Музыкальное развитие ребенка [] / Н. А. Ветлугина. - Москва : Просвещение, 1968. - 415 с.
  23. Апраксина, О. А. / Методика музыкального воспитания в школе : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. 2119 "Музыка и пение"] / О. А. Апраксина. - М. : Просвещение, 1983. - 222 с
  24. Назайкинский, Е. В., О психологии музыкального восприятия [Текст]. - Москва : Музыка, 1972. - 383 с
  25. Рыданова О.П., Груздова И.В., Комиссаров Л.Н., Практикум по методике музкального воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1999 - 176с.
  26. Кондратьева Н.В. Критерии, показатели и уровниразвития творческих способностей младших. Современные наукоемкие технологии. – 2015.
  27. Ильин И.А. Путь духовного обновления [Текст] /- М/: Издательство «ДАРЪ», 2017/ - 212с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психомотороное развитие детей младшего школьного возраста на уроках физической культуре

организация и методика проведения урока в начальной школе во многом зависят от возраста...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности.

"Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности" - авторская концепция....

Выявление одаренности у детей младшего школьного возраста посредством уроков музыки.

Выявление одаренности у детей младшего школьного возраста посредством уроков музыки....

Курсовая работа "Развитие воображения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки посредством музыкальной сказки"

Цель исследования: на основе теории и методики выявить и раскрыть особенности воображения у детей младшего школьного возраста и методы развития воображения через музыкальную сказку....

Развитие вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

В настоящее время большое внимание уделяется возрождению нашей духовности и перед учителями, композиторами, деятелями искусства стоят важные задачи по музыкальному воспитанию подрастающего поколения. ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС

Развитие у детей  познавательных интересов, общеучебных умений, навыков и творческих способностей на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях...