Программа внеуроччной деятельности «Азбука дорожного движения» 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Программа внеуроччной деятельности «Азбука дорожного движения» по профилактике дорожно – транспортного травматизма для 3 класса .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phpoqxab4_rp-vd-azbuka-dor.-dvizh.3-kl-novaya.docx63.69 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеуроччной деятельности

«Азбука дорожного движения»

3 класс

Составитель: учитель начальных классов

Бурмыкина Мария Олеговна

II.Пояснительная записка

Программа внеуроччной деятельности «Азбука дорожного движения» по профилактике дорожно – транспортного травматизма для 3 класса разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации        «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».

Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи программы:

-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;

-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

-обучение школьников ПДД;

-обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания;

- развитие творческих способностей;

-формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций;

-привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;

- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;

- развивать мотивацию к безопасному поведению;

- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.

Направленность образовательной программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения в начальной школе

1 час в неделю (34 часа  в год)

III.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учащиеся должны знать:

1.      Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений.

2.      Что такое остановочный путь, его составляющие.

3.      Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.

4.      Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.

5.      Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.

6.      Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.

7.      Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.

8.      Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.

9.      Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.

10.   Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.

11.   Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.

12.   Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.

13.   Безопасный путь в школу.

14.   Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.

15.   Возможности и особенности своего зрения и слуха. 

Учащиеся получат возможность научиться:

1.      Определять места перехода через проезжую часть.

2.      Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.

3.      Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.

4.      Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.

5.      Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.

6.      Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.

7.      Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).

8.      Определять величину своего шага и скорость своего движения.

9.      Определять признаки движения автомобиля.

10.   Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Применительно к данной программе качественно оцениваться  уровни  усвоения   будут следующим образом:

1 уровень. Ребенок с удовольствием посещает занятия, но выполняет задания занимательного или соревновательного характера.   Как только требуется приложить усилия ("подумать"), чтобы довести решение задания до конца, интерес к нему гаснет. Поэтому ему постоянно необходима поддержка учителя или товарищей по группе (при совместной деятельности).

2 уровень. Ребенок настойчиво доводит до конца решение предложенных учителем заданий,   классифицирует задания по типам. Выполняет задания не только занимательного и соревновательного характера. Овладев навыками определенного типа, уверенно применяет их в дальнейшем. В то же время избегает творческих заданий (например, сочинения сказки по ПДД).

3 уровень.  Ребенок не только целенаправленно и настойчиво овладевает методами решения различных заданий, но и стремится применить полученные знания: помогает товарищам, выступает хорошим организатором в командных состязаниях, стремится участвовать во всех возможных конкурсах, с удовольствием сочиняет сказки по ПДД, активно участвует  в агитационных  рейдах по пропаганде правил поведения на дорогах и улицах, в конкурсе знатоков правил дорожного движения

Ожидаемые результаты.

  • Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.
  • Повышение уровня теоретических знаний по ПДД .

Форма подведения итогов: тестирование, игры.

Режим занятий.

  • Общее количество часов в год –  34 часов.
  • Количество часов в неделю – 1 час.
  • Периодичность занятий –1 раз в неделю по 45 минут.

 

В первом блоке программы учащиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дороге.

Во втором блоке учащиеся знакомятся со знаками дорожного движения.

В третьем блоке учащиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.

Программа построена по принципу нарастания объёма изученного материала. Безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения жизни себе и окружающим.

Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги.

Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.

IV.Содержание программы

Темы 1. Чему учат нас правила дорожного движения.

 Учащиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дороге.

Темы 2. Дорога. Какие бывают дороги? Части дороги. Теория: Упражнение «Закончи предложения»: «Дороги могут быть городские и ...»; «Городская дорога имеет следующие части:...»; «Проезжая часть — это ...»; «Тротуар — это ...» и т. д.

Заполнение рисунка-схемы «Городская дорога», «Загородное шоссе».

Темы 3-4. Дорожные знаки

Теория: Беседа «Вспомним, зачем нужны знаки дорожного движения».

Упражнение на классификацию знаков по цвету и форме. Рассказ-объяснение учителя о значении запрещающих, предупреждающих, предписывающих, информационных знаков. «Дорога  содносторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд

со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса.

Практика: Упражнение на классификацию знаков дорожного движения по значению и функциям.

Тема 5. Внимание! Опасность!

Теория: Беседа на тему «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала).

Обсуждение проблемной ситуации «Может ли несчастье произойти в тихом дворике жилого дома?». Коллективное сочинение истории «Что случилось на прогулке?». Чтение и обсуждение значения пословиц и поговорок: «Поспешишь — людей насмешишь», «Поспешай, да не торопясь», «Спеши медленно», «Спех людям на смех», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Торопись, да оглядывайся».

Рассматривание иллюстраций «Осторожно, опасность!» (о несоблюдении ПДД).

Практика: Коллективная работа: создание плаката «Осторожно, дорога!».

Темы 6. Мы — пешеходы

Теория: Обсуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила...».

Ролевая игра «К нам в гости пришёл сотрудник ГИБДД. Зададим ему вопросы».

Практика: Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Объясним малышам, как нужно переходить улицу».

Коллективная работа: конструирование знаков «светофор», «пешеходный переход», разметки «зебра». Создание плаката «Переходи улицу правильно!».

Темы 7-8. Правила для пешеходов

Теория: составление памятки для пешехода и велосипедиста (работа в группах) «Правила знаем — бед избегаем!».

Практика: ролевая игра «Узнаем знаки». Роли: сотрудник ГИБДД, пешеход,

водитель. Игра «Рассказ регулировщика». Игра-соревнование «Выполняем задания-тесты». Учитель готовит графические и словесные задания на знание

ПДД: поиск ошибки, завершение ответа, выбор ответа из нескольких предложенных. Оценка выполненных тестовых заданий.

Тема 9-10. Перекрёсток.

Теория: Сравнение двух рисунков-схем «Регулируемый и нерегулируемый перекрёсток». Коллективное разгадывание кроссворда.

Тема 11. Регулируемые перекрестки.

Регулируемые перекрестки. Светофор. Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. Правила перехода дороги на регулируемом перекрестке. Действия пешеходов по сигналам регулировщика

Тема 12. Нерегулируемые перекрестки  Типы  перекрестков.  Предупредительные  сигналы,  подаваемые водителями.  Нерегулируемый  перекресток.  Обозначение  пешеходных перекрестков  на  нерегулируемых  перекрестках.  Правила  перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.

Тема 13. Пешеходные переходы.  Пешеходный переход и его обозначения. Подземный и надземный

пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Пешеходные переходы в районе школы.

Тема 14. Подземные переходы. Подземный и надземный

пешеходные переходы.

Теория:  Просмотр  видеофильма  (или  иллюстраций)  «Как  работает регулировщик».

 Практика: Сюжетно-подвижная игра «Как ребята улицу переходили» (проводится в физкультурном зале, на спортивной площадке).

Роли: регулировщик, пешеходы. (Сначала в роли регулировщика выступает

учитель.)

Тема 15. Мы пассажиры

Практика: Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем —отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте

Тема 16-17. Будем уважать водителей!    Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств

Теория: Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и

транспортным средствам?».

Демонстрация опытов: может ли автомашина быстро остановиться.

Обсуждение ситуаций: «Идёт дождь», «На улице туман», «Тѐмное время суток».

Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем».

Тема 18-19. Что такое остановочный путь, его составляющие.

Тема 20-21. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Элементы дороги. Тротуар. Пешеходная дорожка. Обочина. Правила поведения  на  тротуаре.  Правостороннее  движение  пешеходов  и транспортных  средств.  Опасность  перехода  перед  близко  идущим транспортом. Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.

Тема 22-23. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае (2 часа)

Правила для пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая на остановке,

при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении

на остановку и после выхода. Возможные опасности.

Тема 24-25. Мы здесь живём

Теория: Рассказы детей «Мой дом и мой двор». Беседа «Где и как играть во дворе».

 Практика: Создание графического макета «Наш двор» с учётом ПДД.

Тема 26-27.Дорожные знаки в микрорайоне школы

Тема 28-29. Где можно и где нельзя играть. Опасность игр вблизи проезжей части.

Тема 30.Где можно ездить на самокатных средствах.

 Опасность игр вблизи проезжей части. Места для игр и езды на велосипеде.

Тема 31.Безопасный путь в школу.

Тема 32-33. Повторение.

Тема 34. Игра «Спрашиваем — отвечай»

Задания:

- на классификацию транспорта по признакам: городской — сельский,

воздушный — водный — наземный — подземный, пассажирский — грузовой,

-правилах поведения в автомобиле,

- найдём знак».

«Дорога  с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд

со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса.

V.ТЕТАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Название темы

Кол-во часов

1.

Чему учат нас правила дорожного движения.

1

2

Дорога. Какие бывают дороги? Части дороги.

1

3-4

Дорожные знаки

3

5

Внимание! Опасность!

1

6

Мы — пешеходы

1

7-8

Правила для пешеходов

2

9-10

Перекрёсток.

2

11

 Регулируемые перекрестки. Сфетофор.

1

12

Нерегулируемые перекрестки. Регулируемые перекрестки.

1

13

 Пешеходные переходы

1

14

Подземные переходы

1

15

Мы пассажиры

1

16-17

Будем уважать водителей!  

Значение предупредительных сигналов, подаваемых

водителями транспортных средств

2

18-19

Что такое остановочный путь, его составляющие.

2

20-21

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

1

22-23

Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае

2

24-25

Мы здесь живём

1

26-27

Дорожные знаки в микрорайоне школы

2

28-29

Где можно и где нельзя играть.

2

30

Где можно ездить на самокатных средствах.

31

Безопасный путь в школу.

1

32-33

Повторение

2

34

 Игра «Спрашиваем — отвечай»

1

Итого

34

Календарно – тематическое планирование 3 класс

п/п

Тема урока

Дата

план.

Дата

факт.

Коррек-

тировка

1

Чему учат нас правила дорожного движения.

2

Дорога. Какие бывают дороги? Части дороги.

3

Дорожные знаки.

4

Дорожные знаки.

5

Внимание! Опасность!

6

Мы – пешеходы.

7

Правила для пешеходов.

8

Правила для пешеходов.

9

Перекрёсток.

10

Перекрёсток.

11

Регулируемые перекрестки.

Светофор.

12

Нерегулируемые перекрестки.  Регулируемые перекрестки.

13

Пешеходные переходы.  

14

Подземные переходы

15

Мы пассажиры

16-17

Будем уважать водителей!    Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств

18-19

 Что такое остановочный путь, его составляющие.

20

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

21

Поездка в автобусе,

троллейбусе и в трамвае

22-23

Мы здесь живём

24

Дорожные знаки в микрорайоне школы

25

Дорожные знаки в микрорайоне школы

26-27

Где можно и где нельзя играть

28-29

 Где можно ездить на самокатных средствах

30

 Безопасный путь в школу.

31-32

Повторение.

33

Обобщение пройденного  материала

34

 Игра «Спрашиваем — отвечай»

Итого:34 урока

Викторина по темам: «Сигналы светофора и регулировщика», «Дорожные знаки».

1.Что должен делать пешеход, если его на переезде застиг желтый сигнал светофора?

2.Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?

3.Что означает желтый мигающий сигнал светофора?

4. Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий желтому сигналу светофора.

5. Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий зеленому сигналу светофора.

6.Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий красному сигналу светофора.

7.Если на перекрестке движение регулируется светофором и регулировщиком, и их сигналы

противоречат один другому кому подчиняться?

8. На какие группы делятся дорожные знаки?

9.Какие знаки показывают обязательное направление движения?

10. Как называется знак, на котором белой краской изображен велосипед?

11. Как называется знак, на котором белой краской изображена фигура пешехода?

12. Как называется указательный знак, на котором черной краской изображена фигура пешехода?

13. Как называется указательный знак, на котором нарисован красный крест?

14. Как называется указательный знак, на котором изображена телефонная трубка?

15. Как называется знак, на котором нарисованы вилка и ложка?

16. Как называется знак, на котором нарисована кровать?

17. Какие легковые автомобили вы знаете?

18. Какие грузовые автомобили вы знаете?

19. Какой общественный транспорт вы знаете?

20. Расскажите о правилах пользования общественным транспортом, железнодорожным

транспортом.

Викторина по теме: «Пешеход».

1.Что называется улицей, на какие части она делится?

2. Что такое перекресток? Какие типы перекрестков вы знаете?

3. Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?

4. Как регулируется движение пешеходов?

5. При каком положении регулировщика разрешается движение пешеходов?

6. При каком положении регулировщика запрещается переход улицы?

7. Что должен сделать пешеход, прежде чем сойти с тротуара?

8. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

9. Как и где надо переходить улицу?

10. Где должен остановиться пешеход, не успевший закончить переход?

11. Какой существует порядок движения пешеходов на загородных дорогах?

12. Где надо переходить шоссейную дорогу?

Тесты для пешеходов

1. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?

А - пешеход; В - водитель; С - дорожный рабочий.

2. Можно ли переходить дорогу, если на транспортном светофоре постоянно горит мигающий

желтый сигнал?

А - нет;  В - да; С - да, если с вами идут взрослые.

3. Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора?

А - да;  В - да, т. к. будет включен зеленый сигнал; С - нет.

4. Сколько всего цветов и какие используются в светофорах?

А – четыре  (красный, желтый, зеленый, белый); В - три (красный, желтый, зеленый); С - два

(красный, зеленый).

5. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?

А - нет;  В - да; С - да, т. к. работают на дорогах.

6. Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за городом?

А - по правой стороне дороги; В - навстречу движению транспорта; С - в попутном

направлении.

7. Когда разрешено выходить на проезжую часть для посадки в трамвай?

А - после открытия дверей; В - после остановки трамвая; С - после открытия дверей и

остановки трамвая.

8. Является ли погонщик животных и дорожные рабочие участниками движения?

А - да; В - нет; С - погонщик является, дорожные рабочие нет.

9. Можно ли вам переходить дорогу, если регулировщик стоит к вам боком, но руки у него

опущены вниз? А - не можете, т. к. руки опущены; В - можете; С - нет, не можете.

10. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться пешеходы?

А - левой; В - правой; С - любой.

11. Где разрешается ожидать трамвай?

А - на трамвайных путях; В - на проезжей части; С - на обочине.

12. Может ли пассажир быть участником дорожного движения?

А - да;  В - нет; С - нет, т. к. находится в транспорте.

13. Можно ли водить группы детей по обочине дорог в темное время суток?

А - да; В - да, в сопровождении не менее 2- x взрослых; С - нет.

14. Как называются, с точки зрения ПДД, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без

двигателя?

А – пассажирами; В - водителями; С - пешеходами.

15. Для каких пешеходов устанавливают светофоры, дополненные звуковыми сигналами?

А – пешеходов-детей; В - пешеходов-инвалидов; С - пешеходов-слепых.

16. Могут ли пешеходы двигаться на проезжей части?

A – нет; В - да; С - да, жилой зоне.

17. Можно ли переходить улицу на дорогах с разделительной полосой?

А - да;  В - да, если нет травы и деревьев; С - нет.

18. К какой группе дорожных знаков относится знак «Дети» ?

А - 1-й;  В – 3-ой;  С - 5-й.

19. Можете ли вы перейти улицу, когда регулировщик стоит к вам грудью, а жезлом указывает на

вас?

А - нет;  В - да;  С - да, за спиной регулировщика.

20. На каких участников дорожного движения распространяется действие транспортного

светофора?

А – на водителей;  В - на пешеходов;   С - на водителей и пешеходов.

Тесты для велосипедистов

1. Может ли велосипедист проехать направо, если регулировщик стоит к нему правым боком?

А - нет; В - да; С - да, пропустив транспорт.

2. К какой группе дорожных знаков относится знак «Пересечение с велосипедной дорожкой»?

А - 1-й; В - 3-й; С - 5-й.

3. Регулировщик - это ...

А – дружинник, имеющий соответствующую экипировку; В - дежурный по проходной;

С - работник дорожной службы.

4. Можно ли перевозить на велосипеде ребенка до 10 лет?

А - да; В - нет; С - да, при наличии оборудованного сиденья.

5. Baм исполнилось 15 лет, вы можете на мопеде выехать в город?

А - да; В - нет; С - да, при наличии удостоверения на право управления.

6. Что означает предупредительный сигнал, подаваемый левой рукой, вытянутой вверх и согнутой

в локте  под углом в 90 0 ?

А – правый поворот; В - левый поворот; С - разворот.

7. Можете ли вы повернуть на велосипеде налево, если регулировщик стоит к вам правым боком?

А - да; В - да, за спиной регулировщика; С - нет.  .

8. Можно ли вам двигаться на велосипеде по дороге, обозначенной знаком «Движение легковых

автомобилей?

А - да; В - нет; С - да, на удалении 1 м от края проезжей части.

9. Можно ли перевозить детей на велосипеде?

А - да;  В - нет; С - да, не старше 7 лет.

10. Можно ли ездить на велосипеде по обочине дороги?

А - да, не создавая помех пешеходам;  В - нет;  С - да.

11. Можно ли велосипедисту повернуть налево при зеленом сигнале светофора?

А - да; В - нет; С - да, при отсутствии трамвайных путей.

12. Можно ли на мопеде двигаться по автомагистрали?

А - да;  В - нет;  С - да,  если его техническая скорость 40 км/ч.

13. Можно ли прицеп буксировать велосипедом?

А - да;  В - да,   если он предназначен для велосипеда;  С - нет.

14. Что обозначает разметка, нанесенная штрих-пунктиром желтой краской на бордюре?

А - остановка запрещена; В - стоянка запрещена; С - разрешение остановки маршрутных

транспортных средств.

15. Может ли быть регулировщиком дорожного движения паромщик на паромной переправе?

А - да; В - нет; С - да, если экиnирован.

16. Можете ли вы на велосипеде двигаться по пешеходной дорожке?

А - да; В - нет; С - да, не мешая пешеходам.

17. К какой группе дорожных знаков относится знак: «Велосипедная дорожка» ?

А - 1-й; В - 3-й; С - 4-й.

18. Какой из указанных ниже средств относится к механическим?

А - велосипед; В - мопед; С - мотороллер.

19. Может ли водитель велосипеда переехать железнодорожные пути вне железнодорожного

поезда?

А- да; В - нет; С - да, если шлагбаум закрыт.

20. Можно ли на велосипеде перевезти удочку длиной 3,5 м?

А - нет; B - да; С - да, если хорошо закрепить.

Тест ―Подбери слова

Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.

Инструкция: Учитель называет определение, например, воздушный транспорт.

Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет,

вертолет, воздушный шар).

1. Наземный транспорт

2. Воздушный транспорт

3. Предупреждающие знаки

4. Запрещающие знаки

5. Знаки сервиса

6. Сигналы светофора

7. Действия человека

Норма для детей 15-20 слов из различных групп.

Методика ―Продолжи предложение

Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно

рассуждать, развитие логического мышления.

Задача детей: продолжить предложение.

1. Пешеходы всегда должны двигаться…….

2. Я никогда не нарушаю………

3. Светофор состоит из……..

4. Я знаю, что знаки бывают……..

5. Я помню случай, когда на дороге…….

6. Плохо, когда взрослые…..

7. Регулировщик, это человек, который…..

8. Пассажирам автобуса запрещается…….

9. Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……

Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно

рассуждать.

Тест ―Дорожная история‖.

Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и

воображения.

Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и

затем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо

самим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными

персонажами из сказок, мультфильмов.

При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета,

разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ

должен состоять из полных предложений.

Оценка результатов:

―отлично‖ - ставится за историю, необычную и оригинальную, свидетельствующую о

незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.

―хорошо‖ - если история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные.

―плохо‖ - ребенок не сумел придумать историю.

Тест ―Проверь себя‖

Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам

дорожного движения Задача ребенка найти лишнее слово.

1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).

2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина

милиции, велосипед).

3. В понятие ―транспорт‖ входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).

4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп,

такси).

5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).

6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей

части).

7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен,

остановка запрещена, круговое движение).

8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней

правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех

пешеходам).

9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие,

указательные, разрешающие).

10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).

Норма для детей 7-8 правильных ответов.

Основные понятия

Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе

движения в качестве водителя, пешехода и пассажира транспортного средства.

Иногда под участниками дорожного движения понимаются также лица, выполняющие ремонтные

работы на дороге. Дело в том, что права и обязанности этих лиц определяются соответствующими

ведомственными инструкциями, которые основываются на Правилах дорожного движения и не

противоречат им. Потому эти лица, как не названные в термине не могут быть участниками

дорожного движения.

Учитывая сказанное выше, мы можем утверждать с достаточной степенью условности, что все

население планеты является участником дорожного движения. И его можно подразделить на три

группы: водители, пешеходы и пассажиры. При этом не следует забывать, что при поломке

транспортного средства водитель может стать пешеходом, а при поездке в автобусе - пассажиром.

Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по

дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий

вождению.

Как видно из определения, к понятию «водитель можно отнести лиц, которые сидят за рулем

автомобиля, троллейбуса, трактора, мотоколяски, трамвая, гужевой повозки, велосипеда и т.д. Но

как только водитель покинул кабину транспортного средства, он перестает быть водителем, а

становится либо пешеходом, либо лицом, выполняющим работы на дороге.

Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней

работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без

двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или

инвалидную коляски.

Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо,

которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства

(сходит с него).

Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию

дорожного движения с помощью сигналов, закрепленных Правилами, и непосредственно

осуществляющее, указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и

(или) иметь отличительный знак и экипировку.

Дорога - обустроенная иди приспособленная и используемая для движения транспортных средств

полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или

несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные

полосы при их наличии.

Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных

средств. По проезжей части движутся только колесные транспортные средства: автомобили,

троллейбусы, трактора, мотоциклы, велосипеды, мопеды, гужевые повозки и т.д. Движение

трамваев осуществляется по трамвайным путям, которые являются также элементом дороги.

Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов примыкающий к проезжей

части или отделенный от нее газоном.

Правила запрещают движение транспортных средств по тротуарам, за исключением случаев

подвоза грузов к торговыми другим предприятиям и проведения уборочных или ремонтных работ

при соблюдении мер безопасности.

Разделительная полоса - конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные

проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных

средств и пешеходов.

Разделительные полосы могут разделять проезжие части как противоположного, так и попутного

направления. Они, как правило, окаймлены возвышающимися на 15-20 см бордюрными камнями.

Разделительная полоса может иметь разрывы, предназначенные для проезда уборочных

транспортных средств, проезд других транспортных средств в таких местах запрещен.

Главная дорога - дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой, либо любая дорога по

отношению к выездам с прилегающей территории.

Признаком главной дороги служит прежде всего наличие специальных дорожных знаков.

Грунтовая дорога не имеет искусственного покрытия, хотя другими признаками может и не

отличаться от обычной дороги.

Автомагистраль имеет два основных признака, отличающие ее от других дорог:

1. Она имеет (за исключением отдельных местных участков) самостоятельные проезжие части для

всех направлений, отделенные друг от друга разделительной полосой.

2. Не имеет пересечений на одном уровне ни с дорогами, ни с железнодорожными или

трамвайными путями, ни с пешеходными дорожками. Это обеспечивает безопасность движения

автомобилей с высокими скоростями при высокой интенсивности движения.

Перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне,

ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные

наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются

перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Пешеходный переход - участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через

дороги.

Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная разметкой и

имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.  Ширина  полосы

движения колеблется от 2,75 м (при движении только легковых автомобилей) до 3,75 м (в

зависимости от категории дороги).

Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе

перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Под дорожным движением обычно понимают сложную социально-техническую систему,

включающую в себя пешеходов, водителей и пассажиров и различные транспортные средства,

движение которых подчиняется определенным правилам.

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов

или оборудования, установленного на нем.

Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в

движение двигателем. Термин распространяется на любые трактора и самоходные машины.

В соответствии с этим определением к механическим транспортным средствам можно отнести

автомобили всех типов, трамваи, троллейбусы, трактора и комбайны, самоходные шасси,

мотоциклы.

Остальные транспортные средства: велосипед, мопед, гужевая повозка и прицепы относятся к

немеханическим транспортным средствам.

Мопед хотя и имеет двигатель, но к водителям его Правила предъявляют иные требования, чем к

водителям механических транспортных средств.

Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более,

приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него.

К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства,

имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

Мопед - двух или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с

рабочим объемом не более 50 см 3 , имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50

км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесными двигателями, и другие

транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на

полуприцепы и прицепы-роспуски.

Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо, для посадки или высадки пассажиров, либо для загрузки или разгрузки транспортного средства.

Этот термин включает в себя обязательное понятие преднамеренного прекращения движения, т.к. ситуация, когда водитель останавливается в соответствии с требованиями Правил (например, у закрытого шлагбаума железнодорожного переезда), к данному понятию не относится.

Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин.

по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой

транспортного средства.

Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической

неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя

пассажира или появлением опасности на дороге..

Не считается вынужденной остановка перед светофором, по сигналу регулировщика или в связи с

затором на дороге, а также во всех случаях, когда водитель выполняет требование «Уступите

дорогу».

Обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с

выходом из занимаемой полосы.

Организованная перевозка детей - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и

школьного возраста, осуществляемая в механическом транспорт, ном средстве, не относящемся к

маршрутному транспортному средству.

Такая перевозка должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в автобусе

или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка

детей».

Организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных

средств, следующих непосредственно друг за другом под одной и той же полосе движения с

постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с

включенным проблесковым маяком синего цвета или маятниками синего и красного цветов.

Организованная пешая колонна - группа людей, совместно движущихся в одном направлении.

Железнодорожный переезд - пересечение дорог с железнодорожными путями на одном

уровне.

Это понятие охватывает все виды переездов: охраняемых, неохраняемых, оборудованных и не

оборудованных средствами сигнализации, с одним или несколькими путями и т.д.

Пересечение с трамвайными путями не относится к железнодорожным переездам, независимо от

того, устроены трамвайные пути на обособленном полотне или расположены на одном уровне с проезжей частью

Инсценировка стихотворения «Бездельник светофор»  С. Михалкова.

Ведущий:

В лесу, где все без правил

Ходили до сих пор,

Однажды появился

Дорожный светофор.

Откуда- то с дороги

Принёс его Медведь.

И звери прибежали

На технику смотреть.

И первым начал Ёжик:   

Какая ерунда!

Нужны для светофора

И ток и провода.

И если он не будет

Как следует гореть,

То на эту штуку

Не стоить и смотреть. 

Волк:   

Я  с ёжиком согласен!

Сказал, зевая Волк.

А если б он работал.

Какой в нём был бы толк?

Когда гоню я зайца,

Мне просто смысла нет

Бежать на свет зелёный,

Стоять на красный свет!

Зайчишка: 

И я сказал, Зайчишка

Когда уже бегу

Следить за светофором,

Простите, не  могу.

Лиса:           

У нас Лиса сказала,

Порядки здесь свои,

И нам на перекрёстке

Не  нужен пост ГАИ!

Крот:         

 Мне тоже он не нужен!

Сказал из норки Крот.

Я сам себе пророю

Подземный переход!

Сова:

 Услышав под собою

Разумные слова.

Я вообще летаю!

Прогукала Сова!

И мне совсем не нужно 
На красный свет глядеть, 
Когда я перекрёсток 
Могу перелететь

Ведущий:    

Осталось  все как было.

Шумит дремучий бор.

Качается на ёлке

Бездельник светофор…

Но мы с вами не зайцы,

Не волки, не кроты

Хожу я на работу

И в школу ходишь ты.

А мимо мчат машины,

Включив огни свои.

И нам на перекрёстках

Нужны посты ГАИ!

Хором:         

 Они нам  помогают,

Нас учат с малых лет

Шагать на свет зелёный

Стоять на красный свет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" , 3 класс

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности доктора педагогических наук В.А. Ясвина.  Разрабо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости". 1-й класс

Программа внеурочной деятельности реализует духовно- нравственное направление и соответствует ФГОС НОО...

Программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости". 1-й класс

Программа внеурочной деятельности "Азбука вежлвости" 1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « АЗБУКА ПЕШЕХОДА» 1-2 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука пешехода» составлена на     основании  следующих нормативно-правовых документов:·  Федерального компо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука общения" 1-4 класс

При изучении данного курса на ступени начального общего образования у обучающихся формируются навыки общения и культуры поведения в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...