Урок – путешествие. «Правописание безударных гласных в корне слова».
материал по русскому языку (3 класс)

Отработать умение распознавать в словах, проверяемых безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.

 Учащиеся должны уметь проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений

Форма урока: урок – путешествие

Задачи: - формировать способность к проверке безударных гласных в корне слова; - развивать орфографическую зоркость; - воспитывать умение работы в сотрудничестве с одноклассниками.

Планируемые результаты:

Предметные: - знать способы проверки безударных гласных в корне слова;
Личностные: - уметь проводить рефлексию собственных действий;
Метапредметные: а) регулятивные УУД: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение; б) коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре и группе; в) познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: 

учебник «Русский язык» для 3 класса, В.П. Канакина;

- карточки с разноуровневыми заданиями для урока и домашнего задания,

- карта путешествия,

- записные книжки путешественников,

- сигнальные карточки,

- смайлики,

- проектор,

- экран.

ИКТ: интерактивная презентация к уроку

Цели: отработать умение распознавать в словах, проверяемых безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.

Ожидаемые результаты: Учащиеся должны уметь проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Цель этапа: организация учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке.

2. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнём же урок, не будем зря время терять.

Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

3. Психологический настрой.

Садитесь. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Говорят так, что у человека все предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу, разговаривать. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

Пусть этот урок принесет вам радость общения.

Покажите смайликом ваше настроение в начале урока. (Дети и учитель показывают смайлик, который подходит к их настроению в начале урока)

4. Постановка целей урока. Сообщение темы урока.

Инклюзия выполняет задания вместе с классом с дополнительными инструкциями учителя в случае затруднения

Цель этапа: воспитание интереса к учению, изучению родного языка, родного края.

- Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.

- Что такое путешествие? (дети зачитывают из словаря) Работа в парах

(Толковый словарь В.И.Ожегова: путешественник (-ница), путешествователь-странствователь; кто находится на пути, на перепутье, в езде, в ходьбе или кто много ездил по чужим местам.)

- Мы должны дойти до главного города этой страны, до города «Грамотеевск». Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.

Весь урок за нашей работой будет наблюдать главный житель города «Грамотеевск» профессор Грамотейкин.

- А теперь откроем свои записные книжки, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме, запишем число, классная работа. (Проговариваем стихотворение, 1 ученик).

- Откройте тетради, запишите число – сегодня:

21 ноября

Классная работа

- Ребята! Вы записали число. А какой праздник вскоре ожидает всех нас? (День матери 24 ноября)

Мы все очень любим наших мам, и я предлагаю привезти из нашего путешествия мамам красивый цветочек, а добудем мы его своими знаниями. За каждую правильно выполненную работу я буду приклеивать один лепесток, и если мы хорошо поработаем, то получим красивый цветок к концу урока, а на ближайшем родительском собрании я подарю его вашим мамам.

- Идти мы будем, ориентируясь по карте. (На пути нам встретится Дорога Чистописания, Озеро Словарных Слов, Долина Безударных Гласных, море Закрепления, город Грамотеевск).

5. Чистописание.

- Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.

Из мешочка достаем буквы и узнаем их на ощупь А, Е, О, И, Я

-Что вы можете о них сказать?

- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений. 

Прежде, чем продолжить, давайте сделаем расслабляющий массаж

(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга, «качающееся дерево» - расслабление позвоночника). (Приложение 1).

6.Словарная работа   

1) Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.

- Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова. (Дети записывают в записных книжках слова: девочка, ворона, карандаш, ученик, пенал, пальто, медведь). Один ученик на  доске

2) Взаимопроверка по образцу на доске

-А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника.

- Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

7.Физминутка для глаз (на доске)

8. Постановка проблемы урока.

Цель этапа: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Безударные гласные в корне слова». Создать условия для развития речи, внимания, памяти, образного мышления; совершенствовать орфографические умения написания слов с безударными гласными; развивать навыки выразительного чтения; расширять словарный запас учащихся; отработать умение пользоваться правилом.

-Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.

«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

- Почему так получилось?

- Какое правило не знал автор записки?

- Как правильно записать это слово?

с м…чом – мяч – с мячом

- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

- Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

- В конце урока мы с вами должны ответить на вопросы:

 

 https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/23/s_5e006e6c1beb5/1297856_1.png

9. Упражнения для закрепления.

- Но впереди новое испытание – Долина Безударных гласных.

1) Игра «Молчанка»

Работа с сигнальными карточками (а, о, и, е, я).

- Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное слово называете устно.

К…рмушка (корм), кр…льчиха ( кролик), м…слёнка ( масло), см…льчак (смелый), ч…рвивый ( червь), п…лезный ( польза), в…здушный ( воздух), б…глец (бег), в…рхушка (вверх), ц…почка (цепь), п…лить (пилит), г…стинец (гость), д…чурка (дочь), т…шина (тишь), с…сновый (сосны), р…бина (рябь), т…нистый (тень), д…тишки (дети), гл…дели (глядя)

Молодцы!

Небольшой отдых (дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха)

2) . Самостоятельная работа.

Работа в парах

Перед нами море Закрепления

Дифференцированная работа учащихся.

– Продолжаем путешествие. Читаю текст с доски.

Ветер на м.ре ( ) гуляет

И кораблик подг.няет ( )

Он б.жит ( ) себе в в.лнах ( )

На раздутых п.русах ( ).

– Какое задание вы предложите выполнить в соответствии с темой урока? (Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово).

Задание: списать текст с доски, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово.

Один ученик работает на доске

Взаимопроверка по доске

Подвижная музыкальная физминутка

(Приложение 2)

Работа на карточках. (Задание для сильных учащихся).

Задание: списать предложения с жёлтой карточки, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово.

  1. Остров на м_ре л_жит, град на острове ст_ит.
  2. Под _кном Гвидон с_дит, молча на м_ре гл_дит.
  3. И в лазоревой д_ли пок_зались корабли.

  1. С башни князь Гвидон сб_гает, д_рогих г_стей встр_чает.
  2. Гости умные м_лчат, спорить с бабой не х_тят.
  3. Месяц под к_сой бл_стит, а во лбу зв_зда горит.

Самопроверка (проверяют по голубым карточкам).

– Поднимите руку те, кто выполнил задание без ошибок. Оценивание.

Физминутка для глаз (на слух, дети выполняют упражнения, слушая учителя)

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась. Ты – молодец!

– Кто догадался, отрывки из сказки какого поэта помогали в нашей работе? Как называется эта сказка?

– Как вы думаете, почему я обратилась к творчеству А.С.Пушкина? (На уроках чтения мы изучаем творчество А.С. Пушкина)

- Итак, какой вывод надо сделать, чтобы правильно написать безударный гласный в корне слова?

- Вот мы и дошли до города «Грамотеевск». Профессор Грамотейкин спрашивает:

-Какие гласные в корне слова надо проверять?

(О, А, И, Е, Я)

-Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

(- изменить форму слова: трава-травы;

- подобрать однокоренное слово: садовник-сад)

- Но и здесь нас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным

- Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.

Трапинка видёт в лес. На диревьях дражат солнечные зайчики. От ярких цвитов ребит в глозах.

Все работают самостоятельно, а один ученик на интерактивной доске

- Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?

Проверим себя.

Тропинка ведёт в лес. На деревьях дрожат солнечные зайчики. От ярких цветов рябит в глазах.

- Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы.

(Приложение 3).

Какое еще задание вы можете предложить?

(работа с предложением)

Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

Мы снова в родной школе, можно чуть-чуть расслабиться

(вращение языком внутри рта – для повышения тонуса)

10. Итог урока.

Цель этапа: обобщить знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слове»

1) Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

- Я вам предлагаю ответить на вопросы, которые мы поставили в начале урока:

– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова).

– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова).

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением).

 

 https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/23/s_5e006e6c1beb5/1297856_2.jpeg

 

2). Работа с алгоритмом.

-Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.

  Алгоритм

•  Прочитай слово.

•  Поставь ударение.

•  Выдели корень.

•  Определи безударную гласную.

•  Подбери проверочное слово.

11. Дифференцированное домашнее задание

Домашнее задание (на карточках: лодки и парусники).

– Предлагаю выбрать для себя задание. Кто уверен в своих силах и может отправиться в дальнейшее плавание на паруснике, выполняет задание 2 уровня. Кто сомневается в своих силах, повторит правило, выполнит задание 1 уровня и отправляется в самостоятельное плавание на лодке.

Разукрасите ваши парусники и лодки, чтоб веселее было путешествовать!

1 уровень – в учебнике стр. 105, упр. 195, правило с. 104

2 уровень – выписать из произведений А.С.Пушкина 2 четверостишия и выполнить задание в соответствии с темой урока (выделить безударные гласные, подобрать проверочные слова).

12. Рефлексия. Самооценка полученных знаний на уроках.

Ребята, мне хочется узнать вашу самооценку полученных знаний.

(Дети думают и показывают смайлики разных цветов)

Красный - Стоп. Мне нужна помощь

Жёлтый - Я ещё ошибаюсь

Зелёный - Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

Урок окончен. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными.

Цели урока: содержательная: помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых словдеятельностная:  овладеть способами проверки безударной гласной в словеразвивающая: развивать навык самостояте...